Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Потому, что писатель и его аудитория были



физически связаны формой публикации

как исполнения

(а<

&5 Нет недостатка в указаниях на то, что чтение на протя­жении античности и средневековья было чтением вслух или даже видом заклинания. Однако никто еще не зани-

 

60 См. указания по этому поводу в моей статье «Влияние печат­ной книги на язык в шестнадцатом столетии» (Explorations in Communications, pp.125-35).

 

 

мался сбором соответствующих данных. Я могу привести по крайней мере несколько напрашивающихся примеров в качестве свидетельств. В «Поэтике» Аристотель указыва­ет: «А потом, трагедия и без движений делает свое дело не хуже, чем эпопея, ведь и при чтении видно, какова она»61. Некоторый свет на интересующий нас аспект чтения как декламации проливает римская практика публичного чте­ния как основной формы публикации книг. Это положение сохранялось до изобретения печатания. Кеньон («Книги и читатели», р.83, 84) по поводу этой практики в Риме сооб­щает следующее:

Например, согласно описанию Тацита, автор должен был снимать дом со стульями, собирать публику путем многократных личных приглашений. А Ювенал жалу­ется на то, что богатый человек сдавал в аренду неиспо­льзуемый им дом и посылал своих вольноотпущенников и бедных клиентов62 в качестве публики, но отказывал­ся взять на себя расходы на стулья. Такая практика имеет аналоги в современном музыкальном мире, когда певец вынужден нанимать зал и самостоятельно соби­рать слушателей, для того чтобы его голос был услы­шан. Либо же его покровитель может предоставить для этого свою гостиную и воспользоваться своими связями для того, чтобы заполнить зал своими друзьями. Эту стадию развития литературы нельзя назвать здоровой, так как она побуждала к сочинению произведений, рас­считанных на риторическую декламацию, и весьма со­мнительно, чтобы это способствовало распространению книг.

Мозес Хадас в книге «Служанка классического образования» уделяет больше внимания проблеме устной публи-' кации, чем Кеньон (р.50):

 

Представление о литературе как о чем-то, что исполняется на публике, а не пробегается глазами в мол-

чаливом одиночестве, создает определенные трудности в отношении понятия литературной собственности. Мы в гораздо большей степени сознаем вклад автора, когда

61 Аристотель. Поэтика. — 1462аб, 10-13. — Прим. пер.

62 Плебеи, пользующиеся протежированием патрона-патриция. — Прим. пер.

 

 

читаем книгу, чем вклад композитора, когда слушаем исполнение его произведения. У древних греков глав­ным способом публикации было публичное чтение, по­началу в основном самим автором, а затем профессио­нальными чтецами и актерами. Но публичное чтение со­хранилось как главный способ публикации даже после того, как книги и навык чтения получили распростране­ние. Далее, в другой связи мы увидим, как это повлияло на жизнь поэта в материальном смысле. Здесь же мы хотим остановиться на воздействии устного представле­ния на характер литературы.

Музыка, написанная для небольшой группы инструмен­тов, имеет другое звучание и темп, по сравнению с музы­кой, предназначенной для больших залов. Подобным же образом дело обстоит и с книгами. Печатание увеличило «зал» для авторского исполнения, что привело к измене­нию всех аспектов стиля. Хадас очень точно схватывает суть дела:

Вся классическая литература, можно сказать, мыс­лится как разговор или как обращение к публике. Древ­няя драма значительно отличается от современной, по­скольку пьесы, исполнявшиеся на ярком солнце перед сорока тысячами зрителей, не то же самое, что пьесы, исполняемые перед четырьмя сотнями зрителей в за­темненном помещении. Подобным же образом произве­дение, предназначенное для декламации на празднике, — не то же самое, что произведение, предназначенное для внимательного чтения уединенного любителя. Это особенно показательно в отношении поэзии, все разно­видности которой предназначены для устного представ­ления. Даже эпиграммы содержат устное обращение к прохожему («Иди, путник» и т.п.), а иногда — как в не­которых эпиграммах Каллимаха и его подражателей — надпись на камне мыслится как форма разговора с про­хожим. Гомеровский эпос, безусловно, предназначался для публичного чтения, и еще долгое время после того, как привычка к уединенному чтению вошла в обиход, сохранялась профессия рапсода, декламирующего эпос. Писистрат, способствовавший в определенной степени (мы не знаем, в какой именно) письменной фиксации текста Гомера, также установил обычай публичного чтения поэм на Панафинейях. А, как сообщает Диоген

 

 

Лаэртский (1.2.57), «Солон предписал читать песни Го­мера по порядку: где остановится один чтец, там начи­нать другому».

Проза, как мы знаем из сообщений Геродота и дру­гих авторов, ничуть не в меньшей степени, чем поэзия, представлялась в устной форме, и такая практика определяла природу прозы, равно как и поэзии. Особая значимость звучания, характеризующая новаторские произведения Горгия, была ненужной, если бы его речи не были предназначены для публичного произнесения. Именно искусность Горгия позволила Исократу утвер­ждать, что проза является законной наследницей поэ­зии и должна занять ее место. Позднее критики вроде Дионисия Галикарнасского судили об историках так же, как и об ораторах, и сравнивали их произведения без всяких скидок на то, что мы рассматриваем как совер­шенно естественное различие (р.50, 51).

Далее Хадас обращается (р.51, 52) к хорошо известному месту из «Исповеди» Августина:

На протяжении всей эпохи античности и долгое вре­мя после нее даже те, кто читали в одиночку, продол­жали произносить слова текста вслух, будь то проза или поэзия. Молчаливое чтение было аномалией в такой степени, что Августин («Исповедь») отмечает весьма примечательную привычку Амвросия: «Когда он читал, глаза его бегали по. страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали». Люди специально приходили, чтобы увидеть это чудо. И Августин пыта­ется дать некоторые объяснения:

«Он, вероятно, боялся, как бы ему не пришлось да­вать жадно внимающему слушателю разъяснений по поводу темных мест в прочитанном или же заняться разбором каких-нибудь трудных вопросов и, затратив на это время, прочесть меньше, чем ему бы хотелось. Читать молча было для него хорошо еще и потому, что он таким образом сохранял голос, который у него часто становится хриплым. С какими бы намерениями он так ни поступал, во всяком случае поступал он во благо»63.

 

63 Августин. Исповедь. — Кн. 6, 3. Прим. пер

 



Просмотров 535

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!