Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В античности и в средние века чтение было по своей сущности чтением вслух



eS «He будет преувеличением сказать, что начиная с Ари­стотеля греческий мир перешел от устного обучения к при­вычке чтения», — пишет Фредерик Г.Кеньон в работе «Книги и читатели в Древней Греции и Риме» (р.25). Но для последующих столетий «чтение» означало чтение вслух. Фактически только в наше время раскол между глазом и речью в акте чтения стал очевидным благодаря распро­странению скоростного чтения. Как обнаружилось, основ­ная причина «медленного» чтения заключается в том, что в чтении слева направо мы начинаем формировать слово на­шими горловыми мышцами. Но закрыть рот читателя было долгим делом, и даже печатное слово не преуспело в том, чтобы заставить всех читателей замолчать. И все же дви­жения губ и бормотание при чтении мы рассматриваем как несомненное проявление полуграмотности, что, например, в Америке привело к акценту на чисто визуальном подходе к чтению в начальном обучении. Однако, например, Дже-рард Менли Хопкинс настойчиво ратовал за упор на так-тильность в употреблении слова и за устную поэзию имен­но тогда, когда Сезанн стремился внести тактильные цен­ности в визуальное впечатление. Ссылаясь на свое стихо­творение «О чем говорили листья сивиллы», Хопкинс пи­шет:

В отношении этого с необычной длины строчками со­нета (как и в отношении всех моих стихов) следует по­мнить, что он создан для исполнения, каким и должно быть всякое живое искусство, и что его исполнение дол­жно быть не чтением глазами, а громкой, медленной, поэтической (не риторической) декламацией, с долгими паузами, долгими задержками на рифме и отмеченных ударением слогах и т.п. Этот сонет следует петь: он точ­но вписан в tempo rubato58.59

Далее он пишет: «Наберите побольше воздуха и старай­тесь читать, прислушиваясь к звучанию, — я всегда хотел,

 

58 Не строго в такт (ит.). Прим. пер.

59 John Pick, ed., A Gerard Manley Hopkins Reader, p.xxii.

 

 

чтобы меня читали именно так, — и тогда мой стих проя­вит себя в полной мере». Подобным образом Джойс не уставал разъяснять, что в «Поминках по Финнегану» «сло­ва, которые читатель видит, — это не те, которые он услы­шит». Как и у Хопкинса, язык Джойса оживает только тог­да, кода мы читаем вслух, вызывая тем самым синестезию, т.е. взаимодействие всех чувств.

Но если чтение вслух способствует синестезии и такти-льности восприятия, то такое же воздействие оказывали древние и средневековые манускрипты. Мы уже видели пример недавней попытки создать устное письмо для со­временных англоязычных читателей. Вполне естественно, что такому письму свойствен в высшей степени текстур­ный и тактильный характер древних манускриптов. «Тех-tura» — именно так называлось готическое письмо в его собственную эпоху, что означало «ткань, гобелен». Римля­не же создали гораздо менее текстурный и более визуаль­ный шрифт, который назывался «римским», его-то мы и видим в современных книгах. Но первые печатники избега­ли римского шрифта, пользуясь им лишь для того, чтобы создать иллюзию имитации античности — древних рим­ских букв, близких сердцу ренессансных гуманистов.

Остается только удивляться, что современным читате­лям понадобилось значительное время, чтобы понять, что проза Гертруды Стайн с ее отсутствием пунктуации и дру­гих визуальных вспомогательных знаков представляет со­бой тщательно разработанную стратегию, нацеленную на то, чтобы вовлечь пассивного визуального читателя в уча-стное, устное чтение. То же самое можно сказать и в отно­шении Каммингса, Паунда или Элиота. Верлибр в не мень­шей степени, чем для глаза, предназначен для уха. В «По­минках по Финнегану», когда Джойс хочет изобразить, скажем, «гром» или «крик на улице» как в высшей степени коллективное действие, он пользуется словом так же, как в древних манускриптах: «Падение (бабабадалгарагтакамм-инарроннконнброннтоннерроннтуоннтаннтроварроунаунс-каунтухухурденентернак!) некогда прямого как стена смор­чка пересказывается утром в постели, а затем на протя­жении всей истории христианского менестрельства» («The fall (bababadalgharaghtakkaminarronnkonnbronntonnerron-ntuonnthunntrovarrhounawntoohoohooardeenthurnuk!) of a

 

 

once wallstrait oldparr is retailed early ia bed and later on life down through all Christian minstrelsy...») (p.l).

В отсутствие визуальных вспомогательных знаков чи­тателю ничего не остается, кроме как прибегнуть к тому же средству, которым пользовались читатели в древности или в средние века, а именно к чтению вслух. И в позднем средневековье, когда процесс разделения восприятия сло­ва уже начался, и в эпоху Возрождения после появления книгопечатания практика чтения вслух продолжала сохра­няться. Но все эти нововведения вели к ускорению чтения и к переносу акцента на визуальность. Сегодня ученые, имея дело с манускриптами, читают их чаще всего молча. Поэтому исследование читательских привычек в древнем и средневековом мире остается задачей будущего. Сущест­венную помощь здесь могут оказать комментарии Кеньона («Книги и читатели в древней Греции и Риме», р.65): «При­мечательной чертой древних книг является то, что они не стремятся облегчить жизнь читателю. В них практически отсутствует разделение между словами, кроме редких употреблений перевернутой запятой или точки там, где может возникнуть двусмысленность. Пунктуация, как пра­вило, полностью отсутствует, а если и встречается, то со­вершенно бессистемно». «Системность» пунктуации нужна именно для глаза. Между тем даже в шестнадцатом и сем­надцатом столетиях пунктуация все еще предназначалась для уха, а не для глаза"0.



Просмотров 477

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!