Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Представителям патристики для порицания



Средневековых ученых, разработавших новую

Логику и физику

<5G С момента появления книги Айвинза вышло уже нема­ло других, солидаризовавшихся с высказанным в ней взгля­дом. В качестве примера я воспользуюсь работой «Наука механики в средние века» Маршалла Клагета и выберу из нее ряд тем, чтобы проиллюстрировать неуклонное усиле­ние визуальности, которая, как мы видели, вышла на пе­редний план в Древней Греции вследствие появления фо­нетического письма. Итак: «Из представленного мною в первых двух главах материала мы увидим, что средневе­ковая статика, равно как и другие аспекты средневековой механики, обнаруживает сильную зависимость от понятий механики и их понимания древнегреческими учеными, та­кими как автор «Механики», бывший представителем ари­стотелевской школы, Архимед, Герои и др.» (p.xxiii).

Далее: «...достижения средневековой кинематики были в значительной степени составной частью толкования схола­стами аристотелевских положений касательно силы и дви­жения... Особое значение имели развитие понятия мгновен­ной скорости и, следовательно, анализ различных видов ускорения» (p.xxv).

Более чем за столетие до изобретения печатного про­цесса ученые Мертоновского колледжа в Оксфорде сфор­мулировали теорему о «равномерном (uniform) ускорении и равномерном движении тела, обладающего равномерным ускорением в серединное мгновение времени ускорения». С изобретением разборного типографского набора мы дви­жемся дальше в глубь средневекового мира измеримых ко­личеств. Цель Клагета — установить преемственность ви­зуального анализа древних греков и средневековой науки и показать, как существенно продвинулась в этом отноше­нии мысль схоластов.

Мертоновская кинематика получила распространение в Италии и Франции. Суть идеи заключалась в переводе движения в визуальные термины:

 

 

Основная идея системы проста. Геометрические фи­гуры, особенно на плоскости, могут быть использованы для представления качества через количество. Экстен­сивность качества предмета должна быть представлена горизонтальной линией, тогда как интенсивность каче­ства в разных точках предмета — перпендикулярами, проведенными к линии экстенсивности предмета. В слу­чае движения линия экстенсивности представляет вре­мя, а линия интенсивности — скорость (р.ЗЗ).

Клагет ссылается на трактат Никола Орема «О конфи­гурациях качества», в котором говорится: «Всякая измеря­емая вещь, кроме чисел, постигается как непрерывное ко­личество». Это снова напоминает нам о древних греках, о которых Тобиас Д.Данциг замечает в книге «Число: язык науки» (р.141, 142):

Попытка применить рациональную арифметику к геометрическим проблемам привела к первому кризису в истории математики. Две относительно простые проб­лемы — определение диагонали квадрата и определе­ние длины окружности — привели к открытию новых математических сущностей, которым не было места в области рационального...

Дальнейший анализ показал такую же неадекват­ность всех алгебраических действий. Таким образом, стала очевидной неизбежность расширения поля чисел... И поскольку старые понятия на геометрической почве оказались неэффективными, в геометрии и следует ис­кать модель для новых. Непрерывная бесконечная пря­мая линия кажется идеально подходящей для такой мо­дели.

1 Число принадлежит к тактильному измерению, как

v указывает Айвинз в книге «Искусство и геометрия» (р.7):

Г «Там, где речь идет о постоянном рисунке любого рода, ру-

J ка нуждается в простых статических и легко воспроизво-

'>' димых формах. Она знает объекты по отдельности, один за

другим и, в отличие от глаза, не способна к одновременно-

/ му видению или схватыванию группы объектов в едином

акте восприятия. В отличие от глаза, невооруженная рука

неспособна обнаружить, сколько объектов находятся на од-

; ной линии, два или три».

Впрочем нас в связи с первым кризисом математики ин-

 

 

тересуют те наглядные фикции, которые необходимы для того, чтобы перевести визуальное в тактильное. Но еще бо­льшие фикции ожидают нас впереди, там, где речь пойдет об исчислении бесконечно малых величин.

Как мы увидим, в шестнадцатом столетии число и визу-альность или тактильность и опыт изображения на сетчат­ке раскололись и пошли расходящимися путями, создав две враждующие державы — искусство и науку. Это рас­хождение, начавшееся в древнегреческом мире, находи­лось в относительно неопределенном состоянии до Гутен-бергового деяния. На протяжении столетий рукописной ку­льтуры обнаружилось, что визуальность еще не вполне от­делилась от тактильности, хотя и значительно уменьшила территорию империи слуха. Отношение визуальности к тактильности, которое так важно для понимания судеб фо­нетического алфавита, выступило во всей отчетливости то­лько после Сезанна. Не случайно тактильность стала глав­ной темой таких книг, как «Искусство и иллюзия» Гомбри-ха и «Принципы истории искусства» Генриха Вельфлина. Причина этого заключается в том, что в век фотографии выделение визуальности из взаимодействия других чувств стало очевидным и вызвало определенную реакцию. Гомб-рих прослеживает этапы дискуссии, развернувшейся в де­вятнадцатом веке вокруг анализа «чувственных данных», которая привела Гельмгольца к утверждению о «бессозна­тельном умозаключении», скрытом в самом фундаменте чувственного опыта. «Тактильность», т.е. взаимодействие между всеми чувствами, была понята как сущность этого «умозаключения» и сразу же повела к упадку идеи «по­дражания природе» как визуального действия. Гомбрих пишет (р.16):

Выдающееся положение в этой истории занимают два немецких мыслителя. Один из них критик Конрад Фидлер, который утверждал, вопреки импрессиони­стам, что «даже простейшее чувственное впечатление, которое кажется сырым материалом для умственных операций, уже представляет собой ментальный факт, и то, что мы называем внешним миром, в действительно­сти есть результат сложного психологического процес­са».

И все же именно друг Фидлера, скульптор-неоклас-

 

 

сик Адольф фон Гильдебранд предпринял попытку проанализировать этот процесс в небольшой книге «Проблема формы в изобразительных искусствах», ко­торая появилась в 1893 г. и оказала влияние на целое поколение. Гильдебранд также бросил вызов идеалам научного натурализма, обратившись к психологии вос­приятия. Если мы попытаемся проанализировать наши психологические образы и разложить их на первичные составляющие, то обнаружим, что они состоят из чувст­венных данных, полученных посредством видения, а также воспоминаний о тактильных и двигательных ощущениях. Например, сфера представляется глазу плоским диском; именно тактильность информирует нас о свойствах пространства и формы. Любая попытка ху­дожника упразднить это знание тщетна, ибо без него он вообще не смог бы воспринимать мир. Напротив, его за­дача заключается в том, чтобы компенсировать отсутст­вие движения в своем произведении путем прояснения образа и передачи не только визуальных ощущений, но и тех тактильных воспоминаний, которые позволяют нам реконструировать трехмерную форму в нашем со­знании.

Вряд ли случайно то, что период, когда эти идеи ока­зались в центре внимания, был также периодом, когда история искусства эмансипировалась от пристрастия к антикварности, биографизму и эстетике. Положения, так долго принимавшиеся как само собой разумеющие­ся, вдруг стали проблематичными и нуждающимися в переоценке. Когда Бернард Беренсон написал свое за­мечательное эссе о флорентийских художниках, выше­дшее в 1896 году, то свое эстетическое кредо он сфор­мулировал именно в терминах Гильдебранда. С прису­щим ему умением коротко говорить о многом он сумел в одном предложении почти полностью выразить суть не­сколько напыщенной книги скульптора: «Художник мо­жет выполнить свою задачу только в том случае, если он вносит тактильные ценности в зрительное впечатле­ние». Согласно Беренсону, непреходящая художествен­ная ценность Джотто или Поллайоло обусловлена имен­но этим...

 

 



Просмотров 460

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!