Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Почему алфавитный человек склонен к



Десакрализации своего способа

Существования

JS

&5 В одном из следующих разделов этой книги мы еще

вернемся к вопросу, от которого уклоняется Элиаде, когда говорит: «Мы не стремимся показать, какими исторически­ми путями... современный человек лишил священного свой мир и принял светское существование». Цель «Галактики Гутенберга» как раз и состоит в том, чтобы осветить эти исторические пути. Ибо только при этом условии мы мо­жем, по крайней мере, сделать сознательный и ответствен­ный выбор относительно того, стоит ли нам возвращаться к племенному способу существования, который так любезен Элиаде:

Оценить глубину пропасти, разделяющей два опы­та — священный и мирской, можно, читая работы о

 

 

священном пространстве и ритуальном устройстве че­ловеческого жилья, о различных проявлениях религи­озного опыта в отношении Времени, о взаимоотношени­ях религиозного человека с Природой и миром инстру­ментов, об освящении самой жизни человека и о свя­щенном характере основных жизненных функций (пи­тания, секса, работы и т.д.). Достаточно лишь напом­нить, каким содержанием наполнены понятия «место жительства» и «жилье», «природа», «инструменты» или «труд» для современного нерелигиозного человека, что­бы понять, чем отличается он от члена древних обществ или даже от сельского жителя христианской Европы. Для современного сознания физиологический акт (пита­ние, половой акт и т.д.) — это обычный органический процесс... Но для «примитивного» человека подобный опыт никогда не расценивался как только физиологиче­ский. Он был или мог стать для него неким «таинством», приобщением к священному.

Читатель очень скоро поймет, что священное и мир­ское — это два образа бытия в мире, две ситуации су­ществования, принимаемые человеком в ходе истории. Эти способы бытия в Мире представляют интерес не то­лько для истории и социологии, не только как объект исторических, социологических и этнографических ис­следований. Ведь священный и мирской способы суще­ствования свидетельствуют о различии положения, за­нимаемого человеком в Космосе. Поэтому они интересу­ют и философов, и тех исследователей, которые стре­мятся познать возможные масштабы человеческого су­ществования47.

Элиаде в принципе отдает предпочтение человеку устной ориентации перед десакрализованным, или пись­менным, человеком. Ведь, как утверждали романтики бо­лее двух столетий тому назад, даже «сельский житель христианской Европы» сохраняет определенную связь с прежней слуховой организацией опыта и аурой сакрально­го человека. Бесписьменная культура для Элиаде обладает непременными сакральными ингредиентами:

Ведь очевидно, что символика и культы Мате-

 

47 Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994. — С.19. — Прим. пер.

 

 

ри-Земли, плодовитости человека и плодородия в сель­ском хозяйстве, священности Женщины и тому подоб­ные смогли развиться и составить широко разветвлен­ную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное обще­ство, специализировавшееся на скотоводстве, было не­способно так же глубоко и с той же силой прочувство­вать священность Матери-Земли. Различие опыта — это результат экономических, социальных и культур­ных различий, одним словом — Истории. Вместе с тем у кочевых охотников и оседлых земледельцев есть одна общая черта в поведении, которая нам представляется значительно более важной, чем все различия: и те, и другие живут в освященном Космосе, они приобщены к космической священности, проявляющейся через мир животных и растений. Достаточно сравнить их бытий­ные ситуации с ситуациями современного человека, живущего в неосвященном Космосе, чтобы отчетливо понять все, что отличает нашего современника от пред­ставителей других обществ48.

Мы уже видели, что человек оседлый, или специализи­ровавшийся, в противоположность кочевнику находится в преддверии открытия визуального способа организации человеческого опыта. Но до тех пор пока homo sedens49 не освоил более явные оптические формы, а именно письмо, оттенки сакральной жизни между кочевником и оседлым человеком не внушают Элиаде никакого беспокойства. То, что Элиаде предпочитает называть человека устной куль­туры «религиозным», является по большому счету не ме­нее произвольным утверждением, чем приписывание всем блондинкам особой чувственности. Также основанным на недоразумении нам представляется то, что Элиаде отож­дествляет «религиозное» и иррациональное. Он находится в числе тех жертв письменной культуры, для которых са­мо собой разумеется, что «рациональность» означает эксп­лицитную линейность, последовательность и визуальность.

 

Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994. — С.20, 21. —
Прим. пер.

49 Человек оседлый (лат.). — Прим. пер.

 

 

Таким образом, его бунт — это бунт человека восемнадца­того века против доминирующей визуальности, которая в ту эпоху была новой. В этом он присоединяется к Блейку и множеству других. Но в сегодняшней ситуации Блейк пре­вратился бы в неистового анти-Блейка, ибо неприятие Блейком абстрактной визуальности теперь стало распро­страненным клише, которое на все лады склоняют целые толпы клакеров, предпочитающих оставаться в пределах привычного способа чувствования.

«Для религиозного человека пространство неоднородно: в нем много разрывов и разломов; одни части пространства качественно отличаются от других»50. Подобным же обра­зом обстоит дело и со временем. Но для современного фи­зика, как и для бесписьменного человека, ни пространство, ни время не являются однородными. В противоположность этому геометрическое пространство, открытое антично­стью, совершенно лишено таких черт, как неоднородность, уникальность, плюралистичность, сакральность: «Геомет­рическое пространство разрывается и разграничивается в тех или иных направлениях, но никакое качественное раз­личие, никакая ориентация не происходит от его собствен­ной структуры»51. Следующее утверждение связано имен­но с относительным взаимодействием оптического и слухо­вого способов чувствования:

Нужно сразу добавить, что подобное мирское суще­ствование никогда не встречается в чистом виде. Какой бы ни была степень десакрализации Мира, человек, из­бравший мирской образ жизни, не способен полностью отделаться от религиозного поведения. Мы увидим, что даже самое что ни на есть мирское существование со­храняет в себе следы религиозных оценок Мира52.

Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994. — С.22. — Прим..

тр.

51 Там же. — С.23. — Прим. игр.

52 Там же. — Прим. пер.

 

 



Просмотров 527

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!