Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Которое вновь возрождается в век



Электроники после интериоризации

электрического единого поля, где все

Происходит одновременно

IS Первенствующее положение искусства celator'a, таким образом, указывает на тактильность чувственной органи­зации, наложившейся на начальную стадию развития пи­сьменного общества, будь то в Греции, Риме или в средне­вековом искусстве иллюминирования плоской поверхности. Подобно большинству его современников, Селтман под­ходит к древнегреческому искусству не с позиции перспек­тивы, а как к конфигурации или мозаическому полю. Сосу­ществование и взаимодействие между образами в одной плоскости создают многоуровневое и многосенсорное со­знание. Такой подход, как показал Джордж фон Бекеши в работе «Эксперименты в области слуха», тяготеет к слухо­вому, инклюзивному и разомкнутому пространству. Но этот метод использовался весьма широко, даже Перси Уиндхэмом Льюисом, который в работе «Время и западный человек» с критических позиций анализирует возврат слу­хового пространства в двадцатом веке. Таким образом, в своем подходе Селтман реализует принцип акустического

 

 

поля даже применительно к истории возникновения перс­пективного мышления (р.31):

...Не следует видеть в Гомере детство поэзии, по сравнению с Эсхилом, —- он просто поэт иного рода. Также Платона не следует считать более зрелым мас­тером стиля, чем Фукидид, — он также писатель иного рода и иной темы. А письма св. Павла не суть нечто бо­лее декадентское, по сравнению с Цицероном, а просто нечто иное. По отношению к литературе античного мира эта формула Роста и Упадка не работает. Вправе ли мы прилагать ее к изящным искусствам?

«Хорошо, —• можете сказать вы, — зачем же волно­ваться из-за безвредной иллюзии по поводу Роста и Упадка?». Увы, она далеко не безвредна, ибо предпола­гает иную доктрину. В этой формуле имплицитно со­держится догма о том, что греческие художники все время стремились к тому, чтобы дорасти до натурализ­ма, достичь жизнеподобной имитации, которая им ни­как не давалась. Однако, если вернуться к литератур­ным сравнениям, мы ведь не беремся утверждать, что, например, Эсхил в искусстве драматического изобра­жения жизни стремился приблизиться к Менандру или, скажем, Шекспир — к Шоу. Более чем вероятно, что Эсхил не принял бы новую комедию, равно как Шекс­пир — Шоу.

Селтман держит весь спектр интересов древних греков как бы в одновременном взаимодействии, так сказать, вы­жидая вторжения новой темы или проявления напряжения в сложной конфигурации. Он прослеживает редукцию зву­чащей Поэзии к визуальной линейности прозы, а скульпту­ры Парфенона называет «самым совершенным произведе­нием прозаического искусства у древних греков». Эти ре­презентативные формы скульптуры он подводит под поня­тие прозы (р.66) на основании их «дескриптивного реализ­ма»:

Однако остается неоспоримым фактом, что прозаи­ческая литература и прозаическое искусство появились у древних греков приблизительно в одно и то же время, и до конца пятого столетия в каждом из них были со­зданы свои шедевры — история Фукидида и скульпту­ры Парфенона.

Какая причина или причины привели к формирова-

 

 

нию дескриптивного реализма в искусстве и отказу от поэтического формализма? Здесь нет смысла говорить о развитии или росте, так как Парфенон не в большей степени вырос из Олимпии, чем история Фукидида из драм Эсхила. Скорее греки пятого века до н.э., экспери­ментировавшие в реалистическом искусстве, обнаружи­ли, что оно более соответствует их вкусам, чем форма­льное искусство, ибо у них появилась склонность к правдоподобию.

Обществу номадов недоступен опыт

Замкнутого пространства

ей Вместо того чтобы воспользоваться уникальными на­блюдениями Селтмана за греческой caelatura как отмычкой к средневековой рукописной культуре, я попытаюсь еще несколько расширить собранную мозаику экспонатов. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению пяти столетий галактики Гутенберга, следует отметить, сколь глубоко безразличны люди бесписьменной культуры к визуальным ценностям в организации их восприятия и опыта. Это без­различие свойственно художникам, «начиная с Сезанна». Замечательный историк искусства Зигфрид Гидион экст­раполировал новый подход искусства к пространству, «на­чиная с Сезанна», на «популярную культуру» и «аноним­ную историю». Искусство у него выступает столь же все­объемлющей идеей, как и мимесис у Аристотеля. В настоя­щее время" он завершает обширный труд «Истоки искусст­ва» — своего рода справочник, суммирующий результаты его эстетического анализа в области всех абстрактных форм механизации двадцатого столетия. Необходимо по­нять тесную связь между миром и искусством пещерного человека и в высшей степени органической взаимозависи­мостью между людьми в эпоху электричества. Разумеется, можно говорить о том, что лирический интерес к аудиотак-тильным движениям на ощупь ребенка и пещерного чело­века свидетельствует о наивной и некритической одержи­мости бессознательным в век электрической, т.е. симуль­танной культуры. Но и для многих поздних романтиков прорыв к «пониманию» примитивного искусства стал зна-

 

 

читальным и волнующим открытием. Как утверждал Эмиль Дюркгейм, именно визуальная специализация спо­собствовала наибольшей фрагментации опыта и деятель­ности. Ибо по-настоящему «абстрактное» искусство — это реализм и натурализм, основанные на выделении визуаль­ной способности из взаимодействия с другими чувствами. Так называемое же абстрактное искусство в действитель­ности есть результат тесного взаимодействия чувств с пе­ременным преобладанием то слуха, то осязания. Я бы даже сказал, что «осязание» представляет собой не столько от­дельное чувство, сколько именно взаимодействие чувств. Вот почему оно отступает на второй план, по мере того как визуальная способность получает изолированное и абст­рактное значение.

В книге «Исследования по коммуникации» (р.71-89) Ги-дион приводит очень интересный отрывок из своей буду­щей книги об истоках искусства, где речь идет о сознании пространства у пещерных художников:

Внутри пещер не было найдено никаких следов про­живания человека. Это были святилища, где с помощью рисунков, обладающих магической силой, отправлялись священные ритуалы.

Эти пещеры не представляют собой пространство в нашем понимании, ибо в них царит постоянный мрак. Пещеры в пространственном смысле пусты. Это особен­но хорошо начинает понимать тот, кто пытался в оди­ночку найти выход из какой-либо пещеры. Слабый луч света, исходящий от его факела поглощается абсолют­ной тьмой вокруг него, и только каменистые туннели и источенные стены, ведущие во всех направлениях, по­вторяют, словно эхо, его вопрос: где выход из этого ла­биринта?

Свет и искусство в пещерах

Ничто не оказывает такого разрушительного воздей­ствия на подлинные ценности первобытного искусства, как блеск электрического света в этом царстве вечной ночи. Дрожащий огонь или небольшие каменные свети­льники с животным жиром, образцы которых были об­наружены, позволяют лишь фрагментарно рассмотреть цвета и линии изображенных предметов. В таком мяг­ком неустойчивом свете последние, кажется, обретают

 

 

магическую подвижность. При сильном освещении за­печатленные линии и даже покрытые красками поверх­ности теряют свою яркость, а иногда и вовсе исчезают. Только в первом случае тонкие прожилки рисунков мо­гут быть рассмотрены, не будучи подваленными шеро­ховатой поверхностью камня.

Пожалуй, сказанного достаточно, чтобы показать, что первобытный человек не связывал пещеры с архи­тектурой. Пещеры просто служили ему помещениями, которые он использовал для своих магических искусств. Эти места он выбирал с максимальной тщательностью.

Нора, пещера не представляют собой замкнутого про­странства, поскольку, подобно треугольнику или вигваму, она являет линии силы. В то же время квадрат не являет линии силы, но есть перевод такого тактильного простран­ства в визуальные термины. Этот перевод происходит то­лько после появления письма. И тот, кто даст себе труд прочитать «Разделение труда» Эмиля Дюркгейма, поймет, почему это так. Ибо только после того, как оседлая жизнь создает условия для специализации человеческих занятий, возникает специализация в жизни чувств, которая посте­пенно ведет к нарастанию визуальной интенсивности. По мнению антропологов, с которыми мне пришлось беседо­вать, резьба и скульптура как таковые уже указывают на усиление визуальности. Поэтому кажется вполне обосно­ванным предположение о том, что кочевники, у которых практически отсутствует специализация в деятельности или в жизни чувств, никогда не могли бы прийти к прямо­угольным помещениям. Но с развитием скульптуры созда­ются предпосылки для дальнейшей визуализации, т.е. для развития резьбы, письма и прямоугольных ограждений. Скульптура — ив наше время, и всегда — представляет собой границу между пространствами видения и слуха. Ибо скульптура не является замкнутым пространством. Она формирует пространство так же, как это делает звук. Архитектура также обладает пограничным таинственным измерением между двумя видами пространства. Ле Корбю­зье утверждает, что лучше всего это ощущается ночью, ибо архитектура лишь частично связана с визуальностью.

Обратимся к книге И.С.Карпентера «Эскимосы», в кото­рой рассматриваются пространственные представления эс-

 

 

кимосов и раскрывается весьма «иррациональный», т.е. не­визуальный, характер их пространственных форм и ориен­тации:

Я не знаю ни одного примера того, чтобы эйвилики описывали пространство в визуальных терминах. Для них пространство не статично и, следовательно, не под­дается измерению. Поэтому у них нет формальных еди­ниц измерения пространства так же, как нет и однооб­разных делений времени. Резчику неведомы требова­ния оптического глаза, он позволяет каждой фигуре за­нять собственное пространство, создать собственный мир, не считаясь с фоном или чем бы то ни было внеш­ним... В устной традиции рассказчик мифов обращается от многих ко многим, а не от человека к человеку. Речь и песня обращены ко всем... Эскимосский поэт, рассказ­чик мифов или резчик передает анонимную традицию всем сразу... Произведение искусства видится и слы­шится одинаково хорошо с любой стороны.

Многосторонняя пространственная ориентация, т.е. аку­стическая или слуховая, обусловливает то, что эскимосов весьма забавляют неуклюжие усилия пришельцев найти «правильный угол зрения» для рисунков. Странички из журналов, прикрепленные к потолку иглу, чтобы отвести капли тающего льда, часто заставляют белых пришельцев изворачиваться, чтобы их рассмотреть. Подобным образом эскимос может начать рисунок или резьбу на одной сторо­не доски, а продолжить на другой. В их языке нет специа­льного слова для искусства: «Каждый взрослый эйвилик является умелым резчиком по кости: резьба для них нор­мальный и важный навык, так же как для нас письмо».

Гидион рассматривает ту же тему пространства в «Ис­следованиях по коммуникации» (р.84): «Для первобытного искусства является всеобщим законом то, что глаз охотни­ка ледникового периода обнаруживает образы привычных ему животных в очертаниях камней. Французы называют это распознавание естественных форм epouser les conto­urs42. Нескольких линий, изгибов или немного цвета доста­точно для того, чтобы в воображении возник образ живот­ного». Возрождение в нас страсти к очертаниям неотдели-

 

42 Принять очертания, облечь в формы (фр~). Прим. пер.

 

 

мо от того, что мы начинаем смотреть на все формы, функ­ции и их взаимозависимость как на органические, а это яв­ляется следствием технологии электромагнитных волн. Та­ким образом, возрождение первобытных органических ценностей в искусстве и архитектуре есть прежде всего результат влияния технологии нашего времени. И однако некоторые антропологи даже сегодня продолжают утверж­дать, что людям дописьменной эпохи свойственно евклидо­во восприятие пространства43. А немало других предпочи­тают облекать данные своих исследований в термины евк­лидовой модели. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Дж.К.Каротерс одинок в своих исследованиях. Как пси­холог, переступивший черту антропологии, он был совсем не готов к тому, что ему открылось. И это пока стало досто­янием очень немногих людей. Интересно, если бы, напри­мер, Мирче Элиаде был знаком с концепцией влияния пи­сьменного слова на замещение аудиального измерения ви­зуальным, продолжал бы он с тем же усердием настаивать на «ресакрализации» человеческой жизни?



Просмотров 523

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!