Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И искусством иллюминирования



§J» В своей книге «Подход к древнегреческому искусству» (р.43) Чарльз Селтман пишет:

У древних греков не было бумаги: папирус был доро­гостоящим и неудобным для рисования, поэтому его ис­пользовали для документов; восковые таблички служи­ли недолго. Фактически бумагой для рисования худож­нику служила поверхность вазы... Примечательно, что с 650 г. до Р.Х. афинские гончары наладили масштабную экспортную торговлю и поставляли свою продукцию в Эгину, Италию и на Восток.

Селтман здесь дает ключ к пониманию того, почему древние греки гораздо меньше преуспели в распростране­нии грамотности и письменности, чем римляне с их обшир­ным производством бумаги и книжной торговлей. Истоще­ние запасов папируса в поздней Римской империи посто­янно упоминается в ряду причин «коллапса» империи и ее

 

 

системы путей сообщения. Ведь дорога в Древнем Риме была во всех смыслах путем бумаги41.

Основная мысль книги Селтмана «Подход к древнегре­ческому искусству» состоит в том, что главной формой са­мовыражения для древних греков было искусство не ску­льптора, a celator'a, т.е. чеканщика (р.12):

Более четырех столетий нас учили тому, что луч­шее, что было создано греками, — это мраморные изва­яния, а потому в любой книге о греческом искусстве, на­писанной более десяти лет назад, можно прочитать, что «скульптура была во многих отношениях наиболее ха­рактерным видом искусства Древней Греции; ...именно в этом виде были достигнуты вершины совершенства». Таким был привычный взгляд на греческое искусство. Первое место, бесспорно, отдавалось скульптуре из камня, с которой также часто связывали творения из бронзы; далее следовала живопись, которая в настоя­щее время представлена, главным образом, рисунками на поверхности древних ваз; на третьем месте оказыва­лись так называемые малые искусства, в группу кото­рых снисходительно и для удобства включались произ­ведения резчиков, гравировальщиков, ювелиров и че­канщиков (граверов по металлу). Но соответствует ли

41 Много ценного по этому вопросу можно найти в книгах Гаро­льда Инниса «Империя и коммуникации» и «Скрытое влияние коммуникации». В главе «Проблема пространства» в последней книге (р.92-131) он подробно останавливается на том, как сильно написанное слово сокращает устное и магическое измерения акус­тического пространства: «Устная традиция друидов, судя по сооб­щениям Цезаря, предназначенная для тренировки памяти и обеспечения сохранности учения от общедоступности, исчезла». И еще: «Развитие империи и римского права отражало потребность институтов соответствовать развитию индивидуализма и космо­политизма, которые последовали за упадком полисной государст­венности» (р. 13). Ибо если бумага и дороги привели к разрушению городов-государств и утверждению индивидуализма на месте аристотелевского «политического животного», то «упадок в испо­льзовании папируса, особенно после распространения мусульман­ства, обусловил необходимость использования пергамента» (р.17). О роли папируса в книготорговле и жизни империи в целом см. также работы: «От папируса к печатанию» Джорджа Герберта Бушнела и особенно «Служанка классического образования» Мо­зеса Хадаса.

 

 

такая «классификация» хоть в какой-то мере представ­лениям об искусстве самих древних греков?

А ведь они смотрели на искусство совсем иначе.

Даже в далеком бронзовом веке жители Греции и островов очень высоко ценили искусного ремесленника, изготовителя металлических изделий. Его искусство вызывало восхищение и в то же время казалось таинст­венным; ему приписывали связь со сверхъестественны­ми существами, о которых сложилось множество ле­генд. Такими существами были плавильщики бронзы дактили, оружейники куреты и корибанты, искусные кузнецы кабиры, чудесные мастера тельхины, изготов­лявшие оружие для богов из золота, серебра и бронзы, а также первые статуи, наконец, могучие циклопы, вы­ковавшие молнии для Зевса. Все эти великаны, гобли­ны, божки были покровителями ремесла, кузнечного де­ла, которым следовало поклоняться и чьи имена порой означали «пальцы», «молот», «щипцы» и «наковальня». Позднее, ко времени оформления гомеровского эпоса, роль некоторых из этих существ значительно возросла, они даже достигли уровня олимпийских богов.

Рельефное тиснение, чеканка, гравирование на «золоте, серебре, бронзе, слоновой кости или геммах» были искус­ством, которое в латинском языке получило название сае-latura. Примечательно, что в наше время мы считаем взгляд Селтмана на античное искусство вполне естествен­ным:

Как бы мы ни восхищались мраморными формами Парфенона и надгробиями аттической работы, не они суть высочайшие произведения искусства пятого столе­тия. Самыми почитаемыми художниками среди греков были не каменщики и даже не лепщики и литейщики из бронзы, а чеканщики (р.72).

Работа чеканщика и гравировальщика в гораздо боль­шей степени связана с тактильными, нежели с визуальны­ми ощущениями и соответствует тенденции эпохи элект­ричества. Но для целей нашего исследования замечания Селтмана как нельзя более уместны, поскольку он просле­живает развитие искусства чеканщика в Греции и Риме, которое затем в средневековом мире постепенно переходит в искусство иллюминирования (р.115):

 

 

Живопись в эту эпоху также достигла высочайшей степени развития, особенно в изготовлении миниатюр на стекле, покрытом слоем позолоты. Некий грек по имени Буннери украсил один из стеклянных наборов портретами матери и двоих детей; на другом подобном изображении, оставшемся неподписанным, мы видим прекрасный мужской портрет. Это изящное аристокра­тическое искусство впоследствии дало толчок развитию искусства иллюминирования на тонком пергаменте. Ин­тересно, что современником этого искусства был Пло­тин, философ, даже более чуткий по отношению к пре­красному в искусстве, чем Платон и Аристотель.

Усиление роли визуальности привело греков к отчуждению от примитивного искусства,



Просмотров 501

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!