Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



См. подробнее об этом в книге Патрика Кратвела «Эпоха Шекспира»



 

крайней мере, логические эквиваленты базовых идей геометрической континуальности, перспективы и перс­пективной геометрии. Иными словами, в течение шести или семи столетий они снова и снова вплотную прибли­жались к современной геометрии, но, будучи ограни­ченными своими тактильно-мышечными метрическими представлениями, так и не сумели переступить этот по­рог и войти в огромные открытые пространства совре­менного мышления.

Представления об однообразии, континуальности и го­могенности были новыми как для греческой геометрии, так и для греческой логики. Ян Лукасевич в книге «Силлоги­стика Аристотеля» отмечает: «Силлогистика в понимании Аристотеля требует однородности терминов, поскольку они выступают либо субъектами, либо предикатами. Похо­же, именно поэтому у Аристотеля не получили разработки сингулярные термины» (р.7). И еще: «Самый серьезный не­достаток аристотелевской логики заключается в том, что сингулярные термины и пропозиции не нашли в ней своего места. В чем же причина?» (р.6). Причина все в той же гре­ческой захваченности новизной визуального порядка и ли­нейной гомогенности. Однако у нашего аналитика мы нахо­дим также замечание (р.15) по поводу неотделимости «ло­гики» от абстрактной визуальной способности: «Современ­ная формальная логика стремится достичь максимально возможной точности. Эта цель может быть достигнута то­лько с помощью точного языка, базирующегося на устой­чивых, визуально воспринимаемых знаках. Без такого язы­ка невозможна ни одна наука». Но ведь такой язык созда­ется именно посредством исключения всех, кроме визуаль­ного, смыслов слов.

Нам остается только установить степень воздействия алфавита на его первых пользователей. Линейность и го­могенность составляющих фонетического письма привели к «открытиям» или, точнее, к изменениям, в чувстве жизни древних греков. Новый способ визуального восприятия на­шел у них свое выражение в искусстве. У римлян же ли­нейность и гомогенность распространились на граждан­скую и военную сферы жизни и в целом на мир как визуа-

 

 

льное пространство. Пожалуй, дело тут не столько в созна­тельном развитии «открытий» древних греков, сколько в самостоятельно переживаемом процессе визуализации и отмирания родового строя. В наши дни римлянин чувство­вал бы себя в США как дома, тогда как древнему греку скорее были бы ближе «отсталые» и устные культуры на­шего мира, такие как Ирландия или Старый Юг.

Тип и достигнутая древними греками ступень развития письменного опыта были недостаточными для того, чтобы их аудиотактильное наследие перешло в «замкнутое» или «пикториальное» пространство, которое стало нормой для чувственной организации человека только после изобрете­ния книгопечатания. Между плоскостным мышлением древних греков и средневекового искусства и крайней ви-зуальностью перспективного видения — существенное различие в степени абстрагирования или диссоциации жизни чувств, которое мы естественным образом ощущаем как разницу между миром античности и средневековья и современным миром. Новые эмпатические методы искусст­ва и культурного анализа открыли нам доступ ко всем мо­дальностям человеческой чувственной жизни, так что мы теперь можем не только созерцать общества прошлого, так сказать, в перспективе, но и воссоздавать их.

Следствия усиливающегося визуального компонента с неумолимой последовательностью проявляются во всех об­ластях жизни древнего мира. Джон Холландер в книге «Расстроенное небо» (р.7) отмечает, что по мере того как римская культура вытесняла древнегреческую, все боль­шее значение получал образ на сетчатке:

Если оставить в стороне устную поэзию дописьмен-ной эпохи, то существование и использование письмен­ной формы создает серьезные сложности для взгляда на поэзию как звуковое явление. Коль скоро мы рас­сматриваем поэтическое произведение как в высшей степени сложное проявление звуковой речи, ее пись­менное запечатление выступает как всего лишь ее до­словное кодирование на бумаге. В этом случае поэтиче­ское произведение определяется в терминах явлений звукового порядка. Но начиная с первых попыток испо-

 

 

льзования в латинской поэзии греческих размеров ли­тературный анализ сталкивается с поэтическими про­изведениями, письменные фиксации которых содержат важные индивидуальные и конвенциональные элемен­ты, отсутствующие в исходной, устной форме, и наобо­рот. Поэтому утверждать, что и музыка, и поэзия суть звуковые явления без всяких оговорок, значит, по мень­шей мере, впадать в заблуждение. Трудности, связан­ные с такого рода редукцией, сказались не только пута­ницей в категориях эстетики, но и в конфликтах между традиционными европейскими просодическими теория­ми с эпохи эллинизма. Locus cZassicus40 этой путаницы для нашей литературной истории приходится на отож­дествление того, что было в действительности музыка­льной системой (греческий метр), и скорее графической просодической системы (латинское количественное скандирование). Похоже, в общем смысле можно счи­тать верным то, что заимствуемые иноязычные литера­турные конвенции, а также попытки возрождения и усвоения традиций прошлого вторгаются в языковые структуры на письменном уровне. Любой формалисти­ческий анализ поэтических структур и их отношения к языку должен обращаться к письменной речи как само­стоятельной системе, подобно тому, как обстоит дело с устной речью.

В «Краткой истории музыки» Альберт Эйнштейн (р.20) описывает дальнейшую поступь этих изменений, которые в средние века ведут к визуальной организации музыкаль­ных структур:

При том что музыка оставалась чисто вокальной, нотная запись обходилась без фиксации ритма; однако ей была присуща непосредственная понятность, кото­рой недоставало системе древних греков, поскольку она представляла собой визуальную репрезентацию мело­дических подъемов и спусков. Потому-то она и стала основой для формирования современной системы нот­ной записи...



Просмотров 518

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!