Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Формой, поглощающей и трансформирующей культуры



SO» Другое наблюдение Диринджера, заслуживающее ком­ментария, состоит в том, что технология, использующая буквы для «репрезентации отдельных звуков, а не идей или слогов», доступна для всех народов. Иными словами, любое общество, использующее алфавит, способно подтол­кнуть любую соседнюю культуру к принятию алфавитного письма. Но этот процесс односторонний. Ни одна неалфа­витная культура не в силах одержать верх над алфавит­ной. Алфавит не поддается ассимиляции, он может высту­пать только в роли ликвидатора. Тем не менее в наш век электроники становится очевидной ограниченность алфа­витной технологии. Сегодня уже не кажется странным то, что такие народы, как древние греки и римляне, которые пользовались алфавитом, стремились к завоеванию новых пространств и «дистанционному управлению». Гарольд Ин­нис в книге «Империя и коммуникации» первым исследо­вал эту тему и подробно разобрал известный миф о Кадме. Греческий царь Кадм, который ввел в Греции фонетиче­ский алфавит, по преданию, посеял зубы дракона, давшие всходы в виде вооруженных воинов. (Зубы дракона могут быть указанием на древние иероглифические формы.) Ин­нис также объяснил причину того, почему печатание сти­мулирует развитие национальной, а не племенной формы единства и почему печатание вызывает к жизни ранее не

 

 

существовавшие системы цен и рынки. Словом, Гарольд Иннис первым вскрыл процесс изменений, таящийся в формах коммуникационной технологии. Данная книга в определенном смысле — всего лишь пояснительная сноска к его труду.

Диринджер восторгается только одним качеством алфа­вита, не задаваясь при этом вопросом, как или когда оно сформировалось:

Следует сказать, что величие этого изобретения со­стоит не в создании знаков. Оно заключается в приня­тии чисто алфавитной системы, где каждому звуку со­ответствовал только один знак. Каким бы простым ни казалось нам сейчас это изобретение, его автора или ав­торов следует считать величайшими благодетелями че­ловечества. Ни один другой народ в мире не сумел со­здать подлинно алфавитное письмо. Более или менее цивилизованные народы Египта, Месопотамии, Крита, Азии, Китая, Центральной Америки достигли высокой ступени в развитии письма, но не сумели преодолеть эту ступень. Некоторые народы (древние киприоты, японцы и другие) выработали силлабическое письмо. Но только гений сирийско-палестинских семитов создал алфавитное письмо, от которого произошли все про­шлые и настоящие алфавиты.

Каждая значительная цивилизация модифицирует свои письмена, так что не всегда легко обнаружить их связи с ближайшими родственными формами. Так, брахманы, великое материнское письмо Индии, корей­ский алфавит, монгольские письмена произошли из того же источника, что и греческий, латинский, рунический, еврейский, арабский, русский алфавиты, хотя для не­специалиста практически невозможно увидеть действи­тельное сходство между ними (р.216, 217).

На основе связи лишенного значения знака с лишенным значения звуком сформировался западный человек. Далее мы попытаемся хотя бы схематично проследить воздейст­вие алфавита в рукописной культуре древнего и средневе­кового миров, а затем более внимательно рассмотрим трансформацию алфавитной культуры вследствие изобре­тения печатного пресса.

 

 

Развитие индивидуального «я» приводит гомеровского героя к расколу психической

Жизни

В книге «Искусство и иллюзия» Э.Гомбрих пишет (р.116):

Если бы мне нужно было бы свести последнюю главу к короткой формуле, то она звучала бы так: «творчест­во предшествует воспроизведению». Желанию худож­ника воспроизвести предметы внешнего мира предше­ствует желание создать их в их истине... Та непримири­мость, с которой Платон разоблачает этот обман, за­ставляет нас вспомнить о том важном обстоятельстве, что в его эпоху история мимесиса только начинала раз­ворачиваться. И в наше время многие критики по раз­ным причинам разделяют негативную позицию Плато­на, но даже они не смогут не признать, что во всей исто­рии искусства найдется немного столь волнующих яв­лений, как ранняя греческая скульптура и живопись в период между шестым и концом пятого столетия (эпоха молодости Платона) до Р.Х.

Этьен Жильсон также подчеркивает различие между творением и воспроизведением в своей книге «Живопись и действительность». И если до Джотто живопись сама вос­принималась как некая действительность, то начиная от Джотто и до Сезанна она стала отображением действите­льности (см. главу восьмую «Подражание и творение»).

Как мы увидим далее, подобным же образом развива­лись поэзия и проза: в направлении отображения и прямо­линейного повествования. Однако для понимания этого процесса существенно то, что мимесис в платоновском смысле (но не в аристотелевском) есть необходимое следст­вие выделения визуального восприятия из его обычной включенности в аудиотактильное взаимодействие чувств. Именно этот процесс, вызванный опытом освоения фонети­ческого письма, меняет мир древних обществ, изгоняя из него «священные», или космические, пространство и время и формируя лишенное родовых черт, или «мирское», про­странство и время цивилизованного и прагматичного чело-

 

 

века. Именно это составляет тему работы Мирче Элиаде «Священное и мирское: природа религии».

В книге «Греки и иррациональное» И.Р.Доддс рассмат­ривает эмоциональную неустойчивость и навязчивые идеи гомеровских героев: «Мы можем также спросить себя, по­чему такие цивилизованные, здравомыслящие и рациона­льные люди, как ионийцы, не избавились в своем национа­льном эпосе от связей с Борнео и первобытным прошлым подобно тому, как они избавились от страха перед мертвы­ми...» (р.13). Но уже на следующей странице мы находим ответ на этот вопрос:

«Его собственное поведение... становится чуждым ему самому. Не перестает понимать себя. Оно перестает быть частью его "Я"». Это поразительно верное наблю­дение, и, мне кажется, оно, несомненно, связано с рас­сматривавшимися нами феноменами. Я думаю, Ни-льссон также прав в том, что опыт такого рода сыграл свою роль (наряду с другими моментами, такими как минойская традиция богинь-покровительниц) в постро­ении машинерии физического вмешательства, к которой постоянно прибегает Гомер и, по нашему мнению, часто без глубоких оснований. Ибо божественная машинерия во многих случаях, как нам кажется, лишь дублирует естественно-психологическую каузальность. Но, может быть, следует говорить о том, что божественная маши­нерия скорее не дублирует психологию, а представляет ее в конкретной зримой форме? Тогда упрек в неоснова­тельности отпадает, поскольку только таким образом можно сделать ее яркой для воображения слушателей. Гомеровские поэты не располагали языком, достаточно развитым для выражения чисто психологических явле­ний. Поэтому они прибегали к вполне естественному приему — подстановке, а затем замещению старой ис­тершейся формулы jxevoq ецрсЛе Эицео31 явлением жи­вого бога в виде физического существа, увещевающего своего любимца в непосредственном обращении. Наско­лько более яркой, чем внутреннее рассуждение, выгля­дит знаменитая сцена в «Илиаде», где Афина одергива­ет Ахиллеса за волосы и предостерегает его против то­го, чтобы нанести удар Агамемнону! При этом она види-

 

31 Влить в сердце гнев (др.-гр.). Прим. пер

 

 

ма только для Ахиллеса. Это прямое указание на то, что она — проекция, выраженная во внешнем образе, внут­реннего предостережения, которое Ахиллес мог бы опи­сать такой невыразительной фразой, как evenveuas фре-ai бшцоу32. Я полагаю, что внутреннее предостереже­ние, неожиданное необъяснимое чувство самоконтроля или неожиданная необъяснимая потеря рассудительно­сти и есть тот зародыш, из которого развилась божест­венная машинерия.

Герой переживает внутренний раскол, по мере того как в нем развивается индивидуальное «я». «Раскол» здесь по­дразумевает внешне выраженные модели или «машине-рию» сложных ситуаций, там, где племенной человек куль­туры слуха не стремится к визуализации. Иными словами, стирание племенных свойств, индивидуализация и визуа­лизация суть одно и то же. Магический способ восприятия исчезает пропорционально тому, как внутренние события проявляются визуально. Однако такая манифестация так­же представляет собой искажение сложных отношений, одновременного взаимодействия всех чувств.

Если Аристотель в своей «Поэтике» сделал мимесис главным понятием когнитивного и эпистемологического подхода, не ограничивая его привязкой к какому-то одному чувству, то для Платона мимесис являлся разновидностью именно визуального представления. В наступлении письма и, следовательно, визуальности, абстрагированной от дру­гих чувств, Платон видел угрозу ослабления онтологиче­ского сознания, т.е. обеднения Бытия. Бергсон в одном мес­те задается следующим вопросом: если бы некая сила уд­воила скорость всех процессов в мире, как мы могли бы уз­нать об этом? Очень просто, отвечает он. Мы бы ощутили, что наши переживания стали значительно беднее. Нечто подобное, по-видимому, ощущал Платон в связи с письмом и визуальным мимесисом.

В начале десятой главы «Искусства и иллюзии» Гомб-риха встречаем следующие наблюдения относительно ви­зуального мимесиса:

Предыдущая глава подвела нас к той старой истине, что открытие внешности состоялось благодаря не столь-

32 Они вселяют в душу демонов (др.-гр.). Прим. пер.

 

 

ко тщательному наблюдению над природой, сколько вы­работке изобразительных эффектов. Я думаю, что ан­тичные авторы, которые были исполнены удивления перед человеческой способностью создавать обманы зрения, гораздо лучше понимали суть этого достиже­ния, чем многие позднейшие критики... но, если мы от­бросим теорию видения Беркли, согласно которой мы «видим» лишь плоский экран, «конструируя» при этом тактильное пространство, то мы, пожалуй, избавим ис­торию искусства от ее чрезмерной озабоченности про­странством и выведем на передний план другие дости­жения, такие, например, как свет, текстура или умение изображать выражения лица.

«Новая теория зрения» (1709 г.) Беркли в наше время получила поддержку среди психологов в плане объяснения жизни наших чувств. Однако цель Беркли состояла в том, чтобы опровергнуть Декарта и Ньютона, которые полно­стью абстрагировали визуальное чувство от взаимодейст­вия с другими чувствами. С другой стороны, подавление визуального чувства в пользу аудиотактильного комплекса производит искаженные формы, напоминающие о перво­бытном обществе: джаз, имитации примитивного искусст­ва, которые обрушиваются на нас одновременно с радио, хотя радио как таковое здесь ни при чем33.

Гомбрих не только приводит всю информацию, нужную для понимания развития изобразительности, но и правиль­но указывает на все трудности. «Искусство и иллюзия» за­вершается следующим комментарием (р.117, 118):

Именно история греческой живописи, представлен­ной в росписи ваз, рассказывает нам об открытии перс­пективного изображения и завоевании пространства в начале пятого столетия и света в четвертом... Эмманю-эль Леви на рубеже веков первым разработал свою тео­рию о передаче природы в греческом искусстве и под­черкнул ведущую роль концептуальных моделей и их постепенное врастание в изображение природы... Но са-

 

Статья Джорджа фон Бекеши «Сходства между слуховыми и кожными ощущениями» (Psychological Review, Jan., 1959, рр.1-22) дает ключ к пониманию того, почему никакое чувство не может функционировать изолированно, равно как и претерпеть видоиз­менение под действием других чувств.

 

 

мо по себе это мало что объясняет. Например, почему произошло так, что этот процесс начался в истории че­ловечества сравнительно поздно? В этом отношении на­ша перспектива значительно изменилась. Для греков архаический период был зарей истории, и классическая наука не всегда могла отряхнуть это наследие. С этой точки зрения кажется вполне естественным, что про­буждение искусства от примитивных форм совпало с формированием всех тех видов деятельности, которые для гуманиста относятся к цивилизации: развитие фи­лософии, науки и драматической поэзии.



Просмотров 603

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!