Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Бэконовский Адам был средневековым



Мистиком, тогда как мильтоновский Адам был

Скорее профсоюзным лидером

§5 До грехопадения цель труда определялась «наслажде­нием и размышлением», но не «какой-нибудь необходимо­стью» или «практической» пользой. Довольно странно, что, хотя Бэкон недвусмысленно и настойчиво выводит свою программу прикладного знания из Писания, его коммента­торы избегают этого вопроса. Бэкон везде, где только мож­но, обращается к откровению и подчеркивает параллелизм не только между Книгой Природы и Книгой Откровения, но и между методами, необходимыми для чтения обеих. Бэконовский Адам напоминает шекспировского поэта,

193 Там же.

С.124. — Прим. пер.

 

 

 

который прибегает к своей безошибочной интуиции для то­го, чтобы, подобно волшебнику-номиналисту, проникнуть во все тайны и дать им имя:

Поэта взор в возвышенном безумье

Блуждает между небом и землей.

Когда творит воображенье формы

Неведомых вещей, перо поэта,

Их воплотив, воздушному «ничто»

Дает и обиталище и имя.

Сон в летнюю ночь. Акт V, 1 Пер. Т.Щепкиной-Куперник

Для сравнения обратимся к мильтоновскому Адаму до падения. Перед нами неутомимый полевой работник:

Раздумались: как лучше нынче днем

Все умножающиеся труды распределить; обширный

Райский Сад

Значительно их силы превышал.

Потерянный рай. Кн. 9

Пер. Арк.Штейнберга

Мильтон здесь явно ироничен.

Бэконовская концепция прикладного знания нацелена на средства восстановления текста Книги Природы, кото­рая пострадала вследствие грехопадения, поскольку оно ослабило все человеческие способности. И, стремясь вы­править текст природы, Бэкон в то же время ратует за усовершенствование наших способностей, чему и посвяще­ны его «Опыты или наставления нравственные и политиче­ские». Треснувшее зеркало человеческого сознания более не позволяет нам воспринимать свет во всей его полноте, но лишь зачаровывает нас его игрой, порождая идолов.

И подобно тому, как для экзегезы книг Природы и Откровения Бэкон прибегает к помощи индуктивной gram-matica, он также настойчиво обращается к цицероновской концепции красноречия как прикладного знания, причем в этом отношении он явно объединяет Цицерона с Соломо­ном. В «Новом Органоне» он пишет:

Не вызывает сомнений то, что это знание должно быть разнообразным, поскольку оно не подпадает под

 

 

заповеди; оно гораздо менее обширно, чем наука управ­ления, которая, как мы видим, очень трудна. Учителями этой мудрости, похоже, были некоторые римляне, жив­шие в самые печальные и самые мудрые времена. Так, Цицерон сообщает, что она была в ходу у сенаторов, та­ких как Корунканий, Курий, Лелий и многие другие, за которыми закрепилось звание мудрецов и которые в определенные часы нередко прогуливались в обще­ственном месте, чтобы граждане могли обратиться к ним за советом, например, по поводу замужества доче­ри или поисков места для сына, какой-нибудь покупки, сделки или обвинения, словом, по поводу любого случая из жизни человека. Итак, существует мудрость совета даже в частных делах, основанная на общем понимании хода вещей в мире, которая прилагается к отдельным случаям, но накапливается благодаря общим наблюде­ниям над природой вещей. И мы видим это в книге, об­ращенной К. Цицероном к своему брату, — «О достиже­нии консульства» (единственная книга о деловой жизни, которая, как мне известно, написана древними). Хоть она и посвящена конкретным вопросам, все же содер­жит множество мудрых политических аксиом, имею­щих не только временную, но и непреходящую ценность в том, что касается народных выборов. Но, главным об­разом, мы можем найти эту мудрость в афоризмах, со­ставленных царем Соломоном, о котором в Священном писании говорится, что его сердце, как пески моря, вме­щало в себя весь мир и все мирские дела. Здесь мы на­ходим множество глубоких предостережений, запове­дей, положений по поводу самых разнообразных случа­ев, некоторые из которых мы хотим привести в качест­ве примеров.

Бэкон во многом смотрит на Соломона как на своего предшественника. Можно сказать, что педагогическую тео­рию афоризма он фактически заимствует у Соломона:

Дар мудрости царя Соломона и его ученость, проя­вившуюся в его просьбе к Богу и согласии Бога, мы ви­дим еще и в том, что эту мудрость он предпочитал все­му земному и всякому временному счастью. Благодаря этому дару Бога Соломон сумел не только написать за­мечательные притчи или афоризмы, полные божествен­ной и моральной философии, но и составить естествен-

 

 

ную историю всех растений от кедра на вершине горы до мха на стене (который есть нечто среднее между гнилостью и травой), а равно всего, что обладает способ­ностью дышать и двигаться. Более того, этот царь Соло­мон, несмотря на то, что он превосходил всех славой и богатством, пышностью своих дворцов, количеством ко­раблей, управляемых искусными мореплавателями, множеством своих слуг и т.п., никогда не ставил себе в заслугу ни одно из этих благ, но только неутомимое ис­кание истины. Ибо, как он говорил: Величие Бога состо­ит в том, чтобы скрывать вещи, величие царя — в том, чтобы их познавать. Дело обстоит так, словно Богу, как в невинной детской игре, доставляет удоволь­ствие скрывать Свои творения, чтобы заставить челове­ка потрудиться над их поиском и познанием. Так же и царь не может заслужить большей славы, иначе как став наперсником Бога в этой игре, явив глубину своего ума, от которого ничто не может укрыться. Бэконовское сравнение научного открытия с детской иг­рой вплотную подводит нас к другому его важнейшему по­ложению, а именно: коль скоро человек утратил свой Эдем из-за гордыни, то вернуть его он может через смирение:

О том, что касается нескольких видов идолов и их оснащения: всех их должно отбросить решительно и без колебаний, для того чтобы всецело освободить и очис­тить от них разум и открыть вход в царство человека, основанное на науках, и этот вход есть не что иное, как вход в царствие небесное, куда никто не может войти, разве что невинный ребенок194.

Несколько ранее в «Опытах» Бэкон утверждает, что «предлагаемый мною путь в науке мало полагается на при­родную остроту и силу ума, но способствует возвышению всех умственных качеств». Книгопечатание не только стало для Бэкона источником прикладного знания в силу прису­щей последнему тенденции к гомогенизации, но и сообщи­ло ему уверенность в том, что люди станут равными друг другу по своим способностям и умениям. И хотя эта док­трина привела к довольно странным умозаключениям, все же немногие осмелятся оспорить тот факт, что книгопеча-

194 Essays, ed. R.F.Jones, p.294.

 

 

тание способствовало выравниванию и распространению образования, подобно тому как артиллерия сравняла с зем­лей стены феодальных замков и немало способствовала выравниванию феодальных привилегий. Бэкон утвержда­ет, что текст природы можно восстановить благодаря все­сторонним разысканиям фактов. Нет ничего невозможного в том, чтобы воспитать человеческий ум до такой степени, что в нем снова отразится совершенная Книга Природы. И пусть сейчас его ум подобен заколдованному кристаллу, ему вполне по силам развеять злые чары.

Таким образом, совершенно очевидно, что Бэкон не ис­пытывал никакого почтения перед схоластикой, равно как и перед диалектикой Платона и Аристотеля, «потому что задача науки состоит в том, чтобы совершенствовать и воз­вышать природу, тогда как они, напротив, исказили и оклеветали ее».



Просмотров 481

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!