Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Портативность книги, а также мольбертной



Живописи, немало поспособствовала

Развитию культа индивидуализма

Як

<35 Теперь мы перейдем (хотя и весьма произвольно) к рассмотрению физического аспекта печатной книги, кото­рый внес немалый вклад в развитие индивидуализма. Я

 

 

имею в виду ее карманный размер. Подобно тому как моль-бертная живопись деинституционализировала картины, книгопечатание разрушило монополию библиотек. Мозес Хадас в книге «Служанка классического чтения» (р.7) ука­зывает: «Папирус, сворачиваемый в свитки, оставался основным материалом для книг до введения, прежде всего христианами ради удобства иметь Евангелия в едином то­ме, формы кодекса, тетради и, как следствие, использова­ния пергамента как более подходящего для нее». Он добав­ляет:

Кодекс, который, собственно, представляет собой со­временную книгу, состоит из страниц, сшиваемых вмес­те, и потому гораздо более компактен, чем свиток... Его можно уменьшить до удобного карманного размера, и этим преимуществом объясняется то, что такая форма распространилась среди христиан в четвертом веке... Так, большинство сохранившихся языческих книг тре­тьего века — свитки, тогда как большинство христиан­ских книг имеют форму кодекса. Обычный размер книги был десять на семь дюймов.

Как сообщают Февр и Мартен в «Появлении книги» (р.126), в первые века существования книгопечатания именно молитвенники и часословы более всего издавались в карманном размере: «Более того, благодаря книгопечата­нию и возрастанию числа текстов книга перестала казать­ся редкой вещью, которую можно достать только в библио­теке. Соответственно, книга все более и более становилась предметом, который всегда находится под рукой для того, чтобы ее можно было читать везде и в любое время».

Эта вполне естественная тенденция ко все большей до­ступности и компактности книги шла рука об руку с уве­личением скорости чтения благодаря унификации шрифта. Та же тенденция вела к формированию рынков и обшир­ной аудитории, что было совершенно естественным следст­вием гутенберговского предприятия. Февр и Мартен одно­значно утверждают (р.162): «С самого начала книгопечата­ние представляло собой отрасль промышленности, регули­руемую теми же законами, что и любая другая, а книга — продукт производительной деятельности человека, кото­рый таким образом зарабатывал себе на жизнь, даже если при этом он был гуманистом и ученым».

 

 

Далее эти авторы рассматривают вопрос о том, что для книгопечатания и издательской деятельности был необхо­дим солидный капитал, а также о высокой степени ком­мерческого риска, о ценах и развитии рынков. Уже в шест­надцатом столетии тенденции книжного рынка предвеща­ют «появление цивилизации массовости и стандартиза­ции». Постепенно формировался новый тип общества по­требления. При том, что к 1500 г. было выпущено около 30-35 тыс. изданий общим тиражом около 15-20 млн экзем­пляров, львиную долю (75%) составляли книги на латин­ском языке. Но точно так же, как между 1500-м и 1510 г. печатная книга обошла по количеству рукописную, книги на национальных языках стали вскоре вытеснять латин­ские. И это было неизбежно, поскольку клерикальная эли­та всей Европы не могла сравниться с национальной ауди­торией, читающей на родном языке. Книгопроизводство было серьезным предприятием, требующим значительных вложений и обширных рынков сбыта. Февр и Мартен пи­шут (р.479): «Таким образом, шестнадцатый век, эпоха воз­рождения древней культуры, был одновременно веком утраты латынью своих позиций. Особенно заметной эта тенденция становится к 1530 г. Читающая аудитория... ста­новится все более мирской, ее значительную часть состав­ляли женщины среднего класса, часто не знающие ла­тынь».

Проблема «чего хочет публика» была главной для кни­гопечатания с самого начала. Но так же, как внешний вид печатной книги долго еще сохранял черты рукописной, книготорговля долгое время продолжала зависеть от сред­невековой ярмарки как способа сбыта. «На протяжении средних веков книготорговля по вполне понятным причи­нам носила в основном букинистический характер; лишь с изобретением книгопечатания начал формироваться новый книжный рынок»210. Чтобы лучше понять средневековый способ торговли книгами, можно провести параллель с со­временной торговлей произведениями живописи как ан­тиквариатом. Картины, антиквариат, старинные мануск­рипты суть вещи одного порядка. И если поначалу печат­ная книга внешне напоминала рукописную, то только пото-

210 Buhler, The Fifteenth Century Book, p.33.

 

 

му, что это соответствовало привычкам читателей. Булер приводит забавный факт (р. 16): поначалу печатная книга часто передавалась писцам для переписывания. Иными словами, в эпоху первопечатания на новое изобретение ' смотрели всего лишь как на другую форму письма.



Просмотров 470

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!