Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Унифицированность и воспроизводимость



печатного текста создалиполитическую

арифметику семнадцатого игедонистический

расчет восемнадцатого века

<*£> Тем не менее, если рукописной книге была свойственна тенденция к «медленному накоплению гетерогенных тек­стов», книгопечатанию внутренне присущ принцип унифи­цированности. Свое наиболее полное выражение он нашел в том, что благодаря книгопечатанию возросло значение визуальной квантификации. В семнадцатом веке все более употребимым становится выражение «политическая ариф­метика», свидетельствующее о том, что разделение функ­ций шагнуло дальше, чем при Макиавелли. Когда Макиа­велли в начале шестнадцатого века утверждал, что «для деловой жизни существуют одни правила, а для частной — другие»211, он тем самым фиксировал культурные следст­вия распространения печатного слова, выразившиеся в разделении писателя и читателя, производителя и потре­бителя, тех, кто правит, и тех, кем правят, на отчетливо противостоящие друг другу категории. До изобретения книгопечатания граница между этими видами деятельно­сти была далеко не столь резкой. Достаточно вспомнить о писце, бывшем одновременно и читателем и производите­лем книги, или о студенте, создававшем книги, по которым

сам же и учился.

Более сложным представляется вопрос (иначе он давно нашел бы свое разъяснение) о том, каким образом механи­ческий принцип визуальности и воспроизводимости, при­сущий книгопечатанию, постепенно распространился на

211 R.H.Tawney, Religion and the Rise of Capitalism, p.156.

 

 

другие виды организации человеческой деятельности. Ма­лин в книге «Lex Mercatoria»212 (1622 г.) писал: «Мы видим, как одно подталкивает и усиливает другое подобно тому, как в часовом механизме, состоящем из множества колеси­ков, первое колесико, получив толчок, приводит в движе­ние второе, третье и так далее до последнего, которое за­ставляет часы бить. Или подобно тому, как это происходит при работе пресса, где одно движется другим и так да­лее»213.

Уже за два столетия до того, как Томас Гексли вывел формулу образованного ума, который «подобен счетному механизму, где все части работают в такт и с одинаковой отдачей», мы сталкиваемся с тем фактом, что принцип ме­ханического пресса и сменных частей распространился на социальную организацию. Иными словами, индивидуализм, будь то пассивный, как в атомизированной солдатской мас­се, или активный — там, где речь идет об агрессивной ча­стной инициативе и самовыражении, — в обоих случаях предполагает технологию гомогенизации людей. Этот неук­люжий парадокс тревожил мыслящих людей во все века. В конце девятнадцатого века он нашел свое выражение в эмансипации женщин, которые стали выполнять ту же ра­боту, что и мужчины. Полагалось, что таким образом они обретут свободу. Но эта механическая операция человече­ского духа ощущалась и вызывала сопротивление уже в первое столетие существования книгопечатания. «Можно даже сказать, — пишет Лео Ловенталь в книге «Литерату­ра и образ человека» (р.41), — что преобладающий фило­софский взгляд на человеческую природу с эпохи Возрож­дения основывался на том понятии, что каждый индивид представляет собой некое отклонение, чье существование состоит в основном в том, чтобы утвердить свою личность вопреки ограничительному и уравнительному давлению общества».

Ниже мы обратимся к тем свидетельствам из мира Сер­вантеса, которые предлагает нам Ловенталь. А пока рас­смотрим два второстепенных момента, также имеющих от­ношение к нашей проблеме. Описывая Оксфордский уни-

Прим. пер.

212 Принцип торговли (лат.).

213 Ibid, р.151.

 

 

верситет в шестнадцатом веке, К.Е.Мэллит начинает вто­рой том своей «Истории Оксфордского университета» сле­дующими словами:

Год 1485-й знаменует новую эпоху в истории Окс­форда, как и повсюду. При Тюдорах средневековый университет незаметно ушел в прошлое. Старинные обычаи потеряли свое значение. Изменился самый взгляд на образование. Прежний дух демократического беззакония неохотно уступил место дисциплине. Воз­рождение утвердило новые идеалы обучения, а Рефор­мация внесла оживление в теологические споры. Ста­рые холлы начали быстро исчезать. Колледжи, многие из которых зарождались как небольшие сообщества те­ологов и студентов, изучавших разного рода искусства, выросли в крупные и богатые учреждения, достойно представленные в местном самоуправлении. Более за­метной становится роль коммонеров214. В некоторых колледжах их даже избирают в члены совета; в ряде случаев предусматриваются особые условия принятия студентов. В Мертоне появляются parvuli215. В коллед­же королевы — бедные юноши. В колледже Магдалены — совсем юные демайи. Бедные колледжи пытаются восполнять нехватку доходов с помощью пансионеров. Так в Уейнфлите была введена система привилегиро­ванных студентов, которую не мог принять Уинчестер-ский колледж. Однако лишь в шестнадцатом веке, когда колледжи были признаны центрами образования, когда лекции в Скулз начали выходить из моды, когда глав­ной целью образования в Оксфорде перестало быть обу­чение священников и когда после треволнений Рефор­мации Оксфорд получил новый толчок для своего раз­вития, — поднялся новый класс студентов-коммонеров, не имеющих своей доли в имуществе колледжей, кото­рые стали считать дворы и сады колледжа своим домом. «Прежний дух демократического беззакония» явно по­дразумевает децентрализованную, устную организацию общества, предшествовавшую появлению книгопечатания и развитию национализма. Централизм, получивший мощ-

214 Студенты, которые не получают стипендии, но вносят плату
за питание. — Прим.. пер.

215 дети (Лат.). — Прим. пер.

 

 

ный толчок национальных энергий, потребовал значитель­ного роста независимости. Печатная книга очень скоро принесла свои плоды. Подобно тому как папирус создал римские дороги, благодаря книгопечатанию эпоха ренес-сансных монархий проходила под знаком скорости и визу­альной точности. Перешагнем через столетие и двинемся в Оксфорд, чтобы увидеть результаты мощного централизу­ющего воздействия печатной книги. У Кристофера Вор-дсворта в его «Scholae academicae: об обучении в англий­ских университетах восемнадцатого века» (р.16) мы нахо­дим рассказ о странном переплетении и взаимодействии письменных и устных форм:

Прежде чем углубиться в подробности организации университетских занятий и экзаменов, нам следует из­бавиться от современного представления о том, что уче­ба существует для экзаменов, а не наоборот — экзаме­ны для учебы. Измерять экзаменами и их числом эф­фективность образования, да еще и прилагать эту мер­ку к прошлым поколениям значило бы впасть в анахро­низм.

Напрасно стали бы мы искать какие-либо публичные экзамены или обсуждения результатов научных иссле­дований. Стимулом для студентов служило скорее об­щение с тьюторами и друзьями, чем диспуты в школах. Экзаменов как таковых в нашем современном понима­нии не было. По мере того как книги становились де­шевле, самые прилежные студенты обнаруживали, что они могут приобретать знания сами, тогда как предше­ствующие поколения зависели от устного обучения. Тогда-то и возникла необходимость в экзаменах. И по­скольку последние проводились с соблюдением опреде­ленных научных норм, а их результаты становились бо­лее публичными или, так сказать, приобретали некото­рую рыночную ценность, снова появилась потребность в устном обучении.

Вордсворт описывает тенденцию к централизации в проведении экзаменов, вызванную децентрализацией обу­чения. Ведь при наличии множества печатных книг сту­дент мог оказаться начитанным в областях, неведомых его экзаменаторам. Таким образом, утверждается тот прин­цип, что компактная общедоступная книга создает условия

 

 

для централизованного унифицированного экзамена (вмес­то прежней устной проверки знаний). Печатное слово, как мы увидим дальше, оказывает довольно странное органи­зующее воздействие на национальный язык. И деловой че­ловек восемнадцатого века, независимо от того, основыва­лась ли его политическая арифметика на визуализации ко­личества или он строил свои спекуляции, опираясь на ме­ханизм «гедонистического расчета», — ив том, и в другом случае обнаруживал свою зависимость от унифицирующей силы печатной технологии. Тем не менее в действиях рас­четливого и предприимчивого человека, постоянно приме­нявшего этот принцип, будь то в производстве или распре­делении, в той настойчивости, с которой он утверждал свою логику централизма, есть привкус анархической го­речи. В книге «Литература и образ человека» (р.41, 42) Ло-венталь отмечает:

Вскоре после падения феодализма обнаружилось, что литературные авторы отдают предпочтение изобра­жению людей, которые смотрят на общество не с точки зрения участника, а с позиции аутсайдера. И чем даль­ше эти люди уходили от дел общества, тем вероятнее становилось их социальное поражение (что почти одно и то же, хотя и не совсем). Как следствие, у таких людей вырабатывались в высшей степени индивидуальные, избежавшие давления общества черты характера. Ведь условия — о чем бы ни шла речь, — которые отдаляли их от забот общества, одновременно вели их к сосредо­точенности на своей внутренней природе. И чем прими­тивнее и грубее было окружение, в котором они оказы­вались, тем сильнее это побуждало их развивать в себе человечность.

Целую галерею таких маргинальных фигур и ситуа­ций мы находим у Сервантеса. Это прежде всего безум­цы — Дон Кихот и Стеклянный человек, — которые глубоко вовлечены в социальный мир, но находятся в постоянном конфликте с ним как на словах, так и на де­ле. Далее, в «Ринконете и Кортадильо» мы встречаемся с маленькими калеками и нищими, ведущими парази­тический образ жизни на обочине общества. Еще один шаг к периферии — и мы встречаем цыган, изображен­ных в «Маленьком цыгане»: они находятся совершенно вне основного потока событий. Наконец, ситуация, когда

ЗЮ

 

 

Дон Кихот, этот маргинальный рыцарь, беседует с про­стыми козопасами о Золотом веке, когда слияние чело­века с природой станет абсолютным.

К этому каталогу маргинальных типов и ситуаций добавим фигуру женщины, которая на протяжении поч­ти всего периода современной литературы от Серванте­са до Ибсена рассматривалась как индивид, гораздо бо­лее приблизившийся к своей истинной природе, чем мужчины, поскольку последние накрепко привязаны к своей работе и конкурентной борьбе в противополож­ность свободной от профессиональных забот женщине. Не случайно Сервантес избирает Дульсинею в качестве символа творческой силы человека.

Логика книгопечатания создала аутсайдера,

отчужденного индивида как тип целостного,

т.е. интуитивного и иррационального, человека

<О£

&S Если Ловенталь прав, то на протяжении последних сто­летий мы потратили массу энергии, яростно пытаясь раз­рушить устную культуру с помощью печатной технологии. И теперь унифицированные индивиды коммерциализован-ного общества могут вернуться в устную маргинальную сферу как туристы или потребители (в географическом или художественном смысле). Восемнадцатый век начал, так сказать, с посещения Метрополитен-опера. На пути го­могенизации и визуализации себя дойдя до точки самоот­чуждения, он затем пустился на поиски естественного че­ловека — то на Гибридах, то в Индии или Америке, то в сфере трансцендентального воображения, а то и (послед­нее особенно часто) в детстве. В наши дни с большим резо­нансом эту одиссею повторили Д.Г.Лоренс и др. В этом да­же начинает просматриваться автоматизм. Искусство ста­новится просто компенсацией за жизнь, утратившую глу­бину.

Ловенталь замечательно описывает нового отчужденно­го человека, который отказался присоединиться к потреби­тельской гонке и остался на периферии общества, где со­хранился феодальный и устный порядок. В глазах визуа-

 

 

льно и потребительски ориентированной массы нового об­щества такие маргинальные фигуры обладают привлека­тельностью.

«Образ женщины» удачно встраивается в эту живопис­ную группу аутсайдеров. Благодаря своей склонности к осязательному восприятию, доверию к интуиции, цельно­сти она получает маргинальный статус романтической фи­гуры. Байрон полагал, что гомогенизации, внутреннего рас­кола, специализации не могут избежать мужчины, но не женщины:

В судьбе мужчин любовь не основное Для женщины любовь и жизнь одно.

Дон Жуан. Песня первая

Пер. Т.Гнедич

«Женщина, — писал Мередит в 1859 г., — последней уступит цивилизующему натиску мужчины». До 1929 г. го­могенизирующее воздействие на женщину осуществлялось в основном с помощью кино и фоторекламы. Одного книго­печатания было недостаточно для того, чтобы заставить ее примириться с унификацией, воспроизводимостью и спе­циализацией.

Какая судьба -— оставаться цельной и целомудренной в фрагментированной визуальной пустыне! Но двадцатый век довел до конца гомогенизацию женщины, после того как совершенство фотоискусства повело ее тем же путем визуальной унификации и воспроизводимости, каким кни­гопечатание повело мужчин. Этой теме я посвятил целый том «Механическая невеста».

Иллюстрированная реклама и кино в конце концов сде­лали с женщинами то же, что печатная технология сделала с мужчинами на несколько столетий раньше. Когда затра­гиваются эти темы, часто спрашивают: «Это хорошо или плохо?». Смысл подобных вопросов, по-видимому, состоит в следующем: как нам следует к этому отгшосгтгъся? Но они не подразумевают, что с этим можно что-то сделать. Разумеется, сначала следует понять формальную динами­ку и конфигурацию таких событий. Это уже значит, что-то делать. Контроль и действия, опирающиеся на ценности, должны вытекать из понимания. Мы слишком долго позво­ляли ценностным суждениям создавать туман вокруг тех-

 

 

нологических изменений, что предельно усложнило пони­мание.

И все-таки: что же на протяжении ряда столетий меша­ло пониманию последствий визуальной квантификации и фрагментации? Сначала — слепая уверенность во всеси­лии сегментарного анализа всех функций и действий инди­вида и общества, а затем — несмолкающие стенания по по­воду того, что такое расщепление разрушает внутреннюю жизнь! Расколотый человек выводится на сцену с характе­ристикой «Абсолютная норма». Он по-прежнему сохраняет за собой этот статус, хотя все больше начинает паниковать по поводу электрических средств коммуникации. Тогда как маргинальный человек — это «центр-без-периферии», це­льный независимый индивид. Иными словами, он феода­лен, «аристократичен», он принадлежит устной культуре. Новый тип урбанистического, или буржуазного, человека, напротив, существует в системе координат «центр—пери­ферия». Это значит, что он визуально ориентирован, озабо­чен своей внешностью, конформизмом и респектабельно­стью. Когда же он пытается быть индивидуальным, он ста­новится усредненным. Он не может не принадлежать к че­му-то. И тогда он начинает создавать крупные централизо­ванные группировки — в первую очередь, по национально­му признаку.



Просмотров 597

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!