Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Национализм настаивает на равных правах как для индивидов, так и для наций



ее? Хотя главная черта письменной и печатной культуры — жесткая централизация, в не меньшей степени ей свой­ственно утверждение прав личности. Токвиль в «Европей­ской революции» (р.103) пишет: «В 1778-м и 1779 гг. все опубликованные памфлеты, даже принадлежавшие буду­щим революционерам, содержали высказывания против централизации в пользу местного самоуправления». Чуть ниже (р.112, 113) он добавляет замечание, которое указы­вает, что, подобно Гарольду Иннису, он стремился не сто­лько изображать события, сколько размышлять над их внутренними причинами: «Самым необычным во француз­ской революции были не столько используемые ею методы, сколько порождаемые ею идеи. Новый и поразительный факт заключается в том, что многим нациям предстоит до­стичь той стадии, когда они научатся эффективно пользо­ваться этими методами и легко усвоят эти идеи».

В этом месте «Галактики Гутенберга» я бы с радостью передал слово Токвилю, ибо его способ мышления является для меня одним из главных примеров для подражания. Он сам дает блестящее определение своему методу, говоря о старом режиме (р.136): «Я пытался судить о нем, руковод­ствуясь не своими идеями, а чувствами тех, кто претерпел от него, а затем разрушил его».

 

 

Национализм обязан своим происхождением «фиксиро­ванной точке зрения», которая возникает вместе с печа­тью, перспективой и визуальной квантификацией. Но фик­сированная точка зрения может быть либо коллективной, либо индивидуальной, либо и той, и другой, что ведет к бо­льшому разнообразию взглядов и, следовательно, к столк­новениям. Хэйес в «Исторической эволюции современного национализма» (р.135) пишет: «До 1815 г. либеральный на­ционализм был довольно определенным интеллектуальным движением во всей западной и центральной Европе... Разу­меется, он не был аристократическим движением, и, хотя на словах он ратовал за демократию, его почвой был сред­ний класс». А следующее предложение указывает «фикси­рованную точку зрения» для государства, с одной стороны, и для индивида, с другой: «Он настаивал на абсолютной су­веренности национального государства, но одновременно стремился ограничить этот принцип принципом свободы личности — политической, экономической, религиозной — в каждом национальном государстве».

Фиксированность точки зрения как неизбежное усло­вие, связанное с визуальной подоплекой национализма, привела также, как пишет Хэйес (р.178), к следующему принципу: «Поскольку национальное государство не при­надлежит никакому отдельному поколению, оно не подле­жит преобразованию революционным путем». Этот прин­цип проявился особенно наглядно в визуальной фиксации положений американской конституции, тогда как в поли­тическом устройстве допечатной и доиндустриальной эпо­хи этого не было.

В начале своей книги (р.Ю, 11) Хэйес указал на ажио­таж, вызванный открытием принципа «равенства» по отно­шению как к группам, так и к индивидам: равные права граждан на определение способа государственного устрой­ства и своего правительства и равные права отдельных на­ций на самоопределение.

Поэтому на практике национализм раскрывает полно­стью свой унифицирующий потенциал лишь после приме­нения печатной технологии в организации труда и произ­водства. Хэйес улавливает логику этого процесса, но при­ходит в замешательство перед вопросом: как национализм мог развиться в аграрных обществах? Он совершенно не

 

 

понимает роли печатной технологии в ассоциировании лю­дей на началах унификации и воспроизводимости:

Одним из интеллектуальных занятий восемнадцато­го века было создание националистических доктрин. Именно в них выражались живые интеллектуальные интересы и тенденции. Но фактором, который придавал реальную силу националистическим доктринам и по­зволял им овладеть массами, был ряд замечательных механических усовершенствований, которые в наши дни принято называть промышленной революцией, а именно: изобретение машин, экономящих ручной труд, усовершенствование парового двигателя и других дви­жущих приспособлений, широкое использование угля и железа, массовое производство предметов потребления и ускорение транспортного сообщения и коммуникаций. Промышленная революция началась прежде всего в Англии приблизительно сто сорок лет назад (как раз во время якобинской революции во Франции), и ее углуб­ление в Англии и распространение по всему миру шло параллельно с подъемом, распространением и популя­ризацией доктрин национализма. Первоначально эти доктрины выкристаллизовались именно в аграрном об­ществе до появления новых машин, но их принятие и полный триумф шли рука об руку с механизацией про­мышленности и переходом от аграрного общества к ин­дустриальному. Такой ход событий кажется совершенно естественным (р.232, 233).

Начиная с промышленной революции национализм про­никает даже в искусство, философию и религию. Хэйес пи­шет (р.289):

На протяжении полутора веков усовершенствования в технологии, ремеслах, материальном комфорте, как и большинство достижений в интеллектуальной и эстети­ческой областях, были поставлены на службу национа­лизму. Промышленная революция, невзирая на ее кос­мополитический потенциал, имела в значительной мере националистический характер. Современная наука, не­смотря на ее чисто познавательные декларации и по­всеместное распространение, развивалась прежде всего как орудие национализма. Философские учения, кото­рые по своему происхождению не были явно национа-

 

 

диетическими, а порой замышлялись именно как анти­националистические, такие как христианство, либера­лизм, марксизм, системы Гегеля, Конта и Ницше, были переписаны на все лады и искажены в националистиче­ских целях. Пластические искусства, музыка и изящная литература, несмотря на свои универсалистские притя­зания, в значительной мере послужили формой выра­жения национального патриотизма и поводом для наци­ональной гордости. Национализм стал настолько при­вычным для мышления и поведения современного циви­лизованного человека, что большинство людей прини­мают его как само собой разумеющееся. Не задумыва­ясь над ним всерьез, они считают его самой естествен­ной вещью во вселенной и думают, что он существовал испокон веков.

В чем же причина моды на национализм в нашу эпо­ху? Это первый и главный вопрос, которым следует за­даться, когда речь заходит об этом удивительно жизне­способном феномене.



Просмотров 470

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!