Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Возрастные особенности коммуникативных



свойств личности

 

Возрастные особенности экстраверсии — интроверсии.Н. В. Бирюковой с соавFторами (1976) показана возрастная динамика параметра экстраверсия — интроF версия (рис. 9.1). Число интровертов среди детей снижается от 7–8Fлетних к 15– 16Fлетним. Число же экстравертов изменяется поFдругому: их максимум отмечен в возрасте 11–12 лет, а к 15–16 годам — снижается, почти достигая уровня 7– 8Fлетних.

 

Т. П. Гаврилова (1977) показала, что две формы эмпатичного поведения — соF переживание и сочувствие — поFразному проявляются у детей разного возраста

 

и пола. Первая более характерна для младших школьников, а вторая — для подF ростков (рис. 9.2).

 

Возрастные особенности застенчивости.Различают возрастную застенчивость,которая возникает в период активного усвоения ребенком социального опыта. Застенчивость особенно проявляется в юности. П. Пилконис и Ф. Зимбардо, исF следовав учащихся 4–6 классов школ и колледжей, выявили 42% застенчивых, причем различий между мальчиками и девочками по частоте проявления застенF чивости не было. Но вот в 7–8 классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек.

 

Детская застенчивость — явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов, что было доказано в ряде психологоFпедагогических экспериментов.

 

Т. М. Сорокина (1977) учила в течение 2 месяцев (50 непродолжительных встреч с интервалами в 1–2 дня) робких, застенчивых детей второго года жизни «деловому общению» в присутствии посторонних взрослых. На первом этапе она вступала с детьми в эмоциональный контакт: брала их на руки, ласкала, улыбалась, а когда ребенок смелел, прижимала к себе, сажала на колени. На втором этапе она


 

 

Рис. 9.1.Возрастная динамика количества интровертов (а) и экстравертов (б): по вертикали — числослучаев (%); по горизонтали — возраст (годы). Сплошная линия — данные для лиц мужского пола, пунктирная — для лиц женского пола


 

Глава 9. Возрастные особенности общения 177

 

 

Рис. 9.2.Изменение с возрастом числа школьников, сопереживающих (а) и сочувствующих (б) разнымобъектам эмпатии

 

 

показывала ребенку, сидящему у нее на коленях, заводные игрушки и добивалась того, чтобы тот сопереживал вместе с ней, а потом и сам активно делился с нею своF ими переживаниями от ярких и красочных впечатлений. В конце концов ребенок преодолевал свою робость и научался обращаться к взрослому уже главным обраF зом по «деловым» вопросам и не ограничивался тем, что только льнул к нему. МеF нялись в лучшую сторону и эмоциональные характеристики поведения ребенка: чаще проявлялись положительные эмоции и реже — отрицательные, практически исчезали конфликтные эмоции.

 

В то же время результаты исследования Л. Н. Галигузовой (2000) дают основаF ние говорить о сенситивном периоде застенчивости. В лонгитюдном исследовании автором было выявлено, что застенчивость слабее всего проявлялась у 4Fлетних детей, резко возрастала на 5Fм году жизни, несколько снижалась к 6 и значительF но сокращалась к 7 годам. Существенно также, что после 4 лет расширяется сфера проявления застенчивости: если в 4 года ребенок был таким только при одной форме общения, то, став старше, начинал вести себя застенчиво и при других формах.

 

Л. Н. Галигузовой установлены четыре основные причины застенчивого повеF дения дошкольников.

 

1. Наиболее распространенная причина — отношение ребенка к оценке взросF лым его деятельности. У застенчивых детей отмечается обостренное ожиF дание и восприятие оценки. Интересно, что с возрастом формируется параF доксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение вызывает не только радость, но и смущение.

 

2. Собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям независиF мо от оценок взрослого. Дети ведут себя застенчиво, если ожидают неуспеF ха в деятельности. Они с робостью смотрят на взрослого, не решаясь попроF


 

178 Раздел I. Психология общения

сить помощи. Смущение, сочетающееся с гордостью, может появиться и при успешном решении задачи.

 

3. Общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в поF ложительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязF ни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, окаF заться в центре внимания.

 

4. Эта причина отражает потребность застенчивых детей оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства и в то же вреF мя желание общаться со взрослым.

 

Своей спецификой обладает застенчивость 15–17Fлетних юношей и девушек в период общения их друг с другом. Б. Заззо (B. Zazzo, 1966) выявила, что в ответ на вопрос «В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно?» на сверстF ников противоположного пола указали только 8% опрошенных (для сравнения: ответ, что чувствуют себя наиболее уверенно со сверстниками своего пола, дали 30% респондентов). Интересно, что в общении с чужими взрослыми уровень засF тенчивости у них почти такой же, как и при контактировании со сверстниками противоположного пола (чувствуют себя уверенно только 10% опрошенных).


 

 

ГЛАВА 10

 



Просмотров 480

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!