Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Возрастные особенности коммуникативных
свойств личности
Возрастные особенности экстраверсии — интроверсии.Н. В. Бирюковой с соавFторами (1976) показана возрастная динамика параметра экстраверсия — интроF версия (рис. 9.1). Число интровертов среди детей снижается от 7–8Fлетних к 15– 16Fлетним. Число же экстравертов изменяется поFдругому: их максимум отмечен в возрасте 11–12 лет, а к 15–16 годам — снижается, почти достигая уровня 7– 8Fлетних.
Т. П. Гаврилова (1977) показала, что две формы эмпатичного поведения — соF переживание и сочувствие — поFразному проявляются у детей разного возраста
и пола. Первая более характерна для младших школьников, а вторая — для подF ростков (рис. 9.2).
Возрастные особенности застенчивости.Различают возрастную застенчивость,которая возникает в период активного усвоения ребенком социального опыта. Застенчивость особенно проявляется в юности. П. Пилконис и Ф. Зимбардо, исF следовав учащихся 4–6 классов школ и колледжей, выявили 42% застенчивых, причем различий между мальчиками и девочками по частоте проявления застенF чивости не было. Но вот в 7–8 классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек.
Детская застенчивость — явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов, что было доказано в ряде психологоFпедагогических экспериментов.
Т. М. Сорокина (1977) учила в течение 2 месяцев (50 непродолжительных встреч с интервалами в 1–2 дня) робких, застенчивых детей второго года жизни «деловому общению» в присутствии посторонних взрослых. На первом этапе она вступала с детьми в эмоциональный контакт: брала их на руки, ласкала, улыбалась, а когда ребенок смелел, прижимала к себе, сажала на колени. На втором этапе она
Рис. 9.1.Возрастная динамика количества интровертов (а) и экстравертов (б): по вертикали — числослучаев (%); по горизонтали — возраст (годы). Сплошная линия — данные для лиц мужского пола, пунктирная — для лиц женского пола
Глава 9. Возрастные особенности общения 177
Рис. 9.2.Изменение с возрастом числа школьников, сопереживающих (а) и сочувствующих (б) разнымобъектам эмпатии
показывала ребенку, сидящему у нее на коленях, заводные игрушки и добивалась того, чтобы тот сопереживал вместе с ней, а потом и сам активно делился с нею своF ими переживаниями от ярких и красочных впечатлений. В конце концов ребенок преодолевал свою робость и научался обращаться к взрослому уже главным обраF зом по «деловым» вопросам и не ограничивался тем, что только льнул к нему. МеF нялись в лучшую сторону и эмоциональные характеристики поведения ребенка: чаще проявлялись положительные эмоции и реже — отрицательные, практически исчезали конфликтные эмоции.
В то же время результаты исследования Л. Н. Галигузовой (2000) дают основаF ние говорить о сенситивном периоде застенчивости. В лонгитюдном исследовании автором было выявлено, что застенчивость слабее всего проявлялась у 4Fлетних детей, резко возрастала на 5Fм году жизни, несколько снижалась к 6 и значительF но сокращалась к 7 годам. Существенно также, что после 4 лет расширяется сфера проявления застенчивости: если в 4 года ребенок был таким только при одной форме общения, то, став старше, начинал вести себя застенчиво и при других формах.
Л. Н. Галигузовой установлены четыре основные причины застенчивого повеF дения дошкольников.
1. Наиболее распространенная причина — отношение ребенка к оценке взросF лым его деятельности. У застенчивых детей отмечается обостренное ожиF дание и восприятие оценки. Интересно, что с возрастом формируется параF доксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение вызывает не только радость, но и смущение.
2. Собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям независиF мо от оценок взрослого. Дети ведут себя застенчиво, если ожидают неуспеF ха в деятельности. Они с робостью смотрят на взрослого, не решаясь попроF
178 Раздел I. Психология общения сить помощи. Смущение, сочетающееся с гордостью, может появиться и при успешном решении задачи.
3. Общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в поF ложительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязF ни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, окаF заться в центре внимания.
4. Эта причина отражает потребность застенчивых детей оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства и в то же вреF мя желание общаться со взрослым.
Своей спецификой обладает застенчивость 15–17Fлетних юношей и девушек в период общения их друг с другом. Б. Заззо (B. Zazzo, 1966) выявила, что в ответ на вопрос «В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно?» на сверстF ников противоположного пола указали только 8% опрошенных (для сравнения: ответ, что чувствуют себя наиболее уверенно со сверстниками своего пола, дали 30% респондентов). Интересно, что в общении с чужими взрослыми уровень засF тенчивости у них почти такой же, как и при контактировании со сверстниками противоположного пола (чувствуют себя уверенно только 10% опрошенных).
ГЛАВА 10
|