Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности общения в подростковом возрасте



 

Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу — довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волеF вой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хоF рошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

 

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8Fх классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20% школьников.

 

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные плаF ны в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности у школьниF ков — до 7Fго класса.

 

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийноFгрупповому обF щению заявляли только 15% подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56% детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждеF ны удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в нефорF мальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных групF пах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покуF рить и выпить вина.

 

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в стоF рону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с поF мощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве


 

174 Раздел I. Психология общения

в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с поF зиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежиF тельную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к инF тересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7–8Fм классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном обще_ нии со взрослыми (А. В. Мудрик, 1981).

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости»

 

и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6Fм и 8Fм классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» — в 7Fм

 

и 9Fм классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся предF ставления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»

 

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у сеF миклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, тольF ко с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоF определения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.

 

Развитие речи у детей дошкольного возраста (по С. Н. Карповой, 1980)

 

1. К концу 1_го — началу 2_го месяца жизни у ребенка возникает первая специфическая реакция на человеческую речь: особое внимание к ней, называемое слуховым сосредо_ точением.

 

2. На 3_м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого уже появляются собствен_ ные речевые реакции ребенка в составе «комплекса оживления». Вначале ребенок про_ износит короткие, отрывистые звуки (гуканье). Затем у него появляются протяжные, пе_ вучие, тихие звуки (гуление). Они воспроизводят в основном интонационную сторону речи взрослых. Позднее появляется ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, выражают лишь его эмоциональное состояние, связан_ ное с общением со взрослыми.

 

3. Примерно с 4 месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации.

 

4. На 6_м месяце жизни он уже ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на другие его смысловые признаки, например на ритмику. Одновре_ менно возрастает ритмическая организованность собственных звуков ребенка. Между 4 и 6 месяцами ребенок переходит к лепету.


 

Глава 9. Возрастные особенности общения 175

5. К концу первого полугодия жизни рождаются формы общения по поводу предметов.

 

6. Во втором полугодии ребенок начинает пользоваться «псевдословами», т. е. сочетанием звуков, которые несут в себе сигнальную функцию, но еще не обладают обобщенными значениями. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, слоги, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает се_ мантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщен_ ный смысл.

 

7. Примерно до возраста 1,6–1,8 года идет процесс углубления понимания ребенком сло_ ва без значительного прироста его активного словаря. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается и на 2–4_м году жизни.

 

8. Вторая половина 2_го года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, само_ стоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

 

9. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи. К концу второго года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений. С этого же воз_ раста возникает и сознательный контроль ребенком правильности собственного речево_ го высказывания и речи других людей.

 

10. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной и приобретает диалогический характер. Речевые высказывания и пользование речью уже отрываются от конкретных ситуаций. Возникают монолог и диалог как основные формы речи, включен_ ные в процесс мышления. Одновременно развиваются все формы речи, в том числе и внутренняя.

 

 



Просмотров 626

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!