![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности общения дошкольников
У 4Fлетних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребF ностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый — это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возF
Глава 9. Возрастные особенности общения 171 растом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать — содержаF ние мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и знаF чение взрослого как объекта общения.
Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется пеF реход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без какихFлибо объяснений со стороны ребенка, что хаF рактерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременF ные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в обF щении со сверстником, но поFразному. Чаще всего мотивировка носит эмоциоF нальный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функF циональные причины: помощь, забота о другом.
А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выF явила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстF никами.
1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие форF мы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.
2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем доF школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойF ственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распаF дается изFза отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взросF лого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.
Эмоционально_практическая форма общения (2–4Fй годы жизни). В младшемдошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практиF ческих действий партнера. Основные средства общения — локомоции или экспF рессивноFмимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредF ствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.
172 Раздел I. Психология общения Ситуативно_деловая форма общения (4–6Fй годы жизни). После 4 лет сверстFник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетноFролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вмеF сте, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становитF ся деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в приF знании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показываF ет обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4–5Fлетнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.
Внеситуативно_деловая форма общения (6–7Fй годы жизни). У детей этого возFраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое обF щение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деF ятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее праF вил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления — желания, предпочтения, настроеF ние.
![]() |