Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности общения дошкольников



 

У 4Fлетних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребF ностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый — это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возF


 

Глава 9. Возрастные особенности общения 171

растом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать — содержаF ние мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и знаF чение взрослого как объекта общения.

 

Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется пеF реход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без какихFлибо объяснений со стороны ребенка, что хаF рактерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременF ные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в обF щении со сверстником, но поFразному. Чаще всего мотивировка носит эмоциоF нальный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функF циональные причины: помощь, забота о другом.

 

А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выF явила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстF никами.

 

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие форF мы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

 

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем доF школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

 

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойF ственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

 

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распаF дается изFза отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взросF лого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

 

Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.

 

Эмоционально_практическая форма общения (2–4Fй годы жизни). В младшемдошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практиF ческих действий партнера. Основные средства общения — локомоции или экспF рессивноFмимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредF ствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.


 

172 Раздел I. Психология общения

Ситуативно_деловая форма общения (4–6Fй годы жизни). После 4 лет сверстFник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетноFролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вмеF сте, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становитF ся деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в приF знании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показываF ет обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4–5Fлетнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.

 

Внеситуативно_деловая форма общения (6–7Fй годы жизни). У детей этого возFраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое обF щение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деF ятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее праF вил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления — желания, предпочтения, настроеF ние.

 



Просмотров 666

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!