Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Доверие — недоверие к источнику информации 5 часть




 

168 Раздел I. Психология общения

Дж. Боулби (Bowlby, 1960) отмечает приспособительное значение горя для человека. Оно позволяет ему «превозмочь себя» и приспособиться к потере, поF казать людям, какой он любящий и заботливый человек, вызвать со стороны друF гих сострадание и помощь. По мнению Дж. Уордена (Worden, 1982), переживание горя помогает направить в другое русло ту эмоциональную энергию, которая раньF ше вкладывалась в отношения с потерянным человеком.

 

Стадии переживания горя.Авторы, изучавшие переживание горя (Василюк,1991; J. Bowlby, 1973), выделяют в нем ряд стадий. Первоначальной реакцией при переживании горя может быть шок, оцепенение, отрицание случившегося, неверие, ощущение нереальности происходящего. На лице отражаются страдание и печаль. В некоторых случаях возможны гнев и обвинение. Вот как эту острую стадию пеF реживания горя описал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» в той сцене, где графиня Ростова узнает о гибели ее младшего сына Пети:

 

«Графиня лежала на кресле, странноFнеловко вытягиваясь, и билась об стену. — Наташу! Наташу!.. — кричала графиня. — Неправда, неправда, неправда… Он лжет… Наташу! — кричала она, отталкивая от себя окружающих. — Подите прочь все, неправда! Убили!.. хаFхаFха!.. неправда!»

 

Фаза шока продолжается несколько дней, поэтому при погребении близкого человека люди могут быть в оглушенном состоянии и производить впечатление отрешенности от происходящего. Во второй фазе (на 5–12Fй день) они ведут себя более активно: плачут, причитают, испытывают тоску по умершему и живут как бы двойной жизнью. Наряду с обычной жизнью у них есть другая, в которой они как бы ждут встречи с умершим (при звонке в дверь возникает мысль — это он, рассказывают об умершем как о живом), надеются на чудо.

 

В третьей фазе, длящейся до 6–7 недель с момента трагического события, поFявляется отчаяние, депрессия. У некоторых людей в состоянии горя появляется бессонница, пропадает аппетит, они чувствуют слабость, разбитость, опустошенF ность. У них пропадает интерес к своим обычным занятиям, увлечениям. Часто возникает чувство собственной вины перед умершим изFза того, что с ним не было лучших отношений, что для него не было сделано всего того, что было, как кажетF ся, возможным (Block, 1957). На этой фазе происходит преобразование психолоF гического времени: погибший в сознании скорбящего человека переходит из наF стоящего времени в прошедшее.

 

В четвертой фазе (остаточных толчков), длящейся в течение года, происходитпостепенный отход от угнетенного и депрессивного состояния. Люди возвращаF ются к повседневной деятельности и заботам.

 

Интенсивность переживания горяобусловлена рядом обстоятельств. В частFности, если смерть близкого человека происходит после его длительной болезни, то близкие ему люди имеют возможность подготовить себя психологически к его смерти. У них возникает так называемое антиципаторное горе, меньшее по интенF сивности, чем горе при внезапной смерти близкого человека. С другой стороны, если болезнь длится больше 18 месяцев, близкие могут внушить себе, что смертельF но больной человек на самом деле не умрет. И тогда его смерть может вызвать больF шее потрясение, чем внезапная смерть (Rando, 1986).

 

Серьезной угрозой для здоровья, особенно для мужчин, является развитие деF прессии и злоупотребление алкоголем после смерти близкого человека. Выходу


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 169

из этого состояния помогает социальная поддержка, особенно тех, кто сам переF жил подобную утрату. Поэтому поддержка молодой вдовы сверстницами, тоже пережившими утрату мужа, более эффективна, чем поддержка семьи (Bankoff, 1986). Родители, потерявшие ребенка, также часто находят утешение в общении с людьми, пережившими сходную утрату (Edelstein, 1984).

 

Горе сплачивает людей, перенесших одинаковую потерю. Дж. Эйврил отмечаF ет, что горе имеет своим следствием особый тип поведения — скорбь (горевание).

 

Страх

 

Страх (боязнь), связанный с общением, имеется уже у младенцев. Это боязнь не_ знакомых людей и страх отделения. И тот и другой психологический феноменвозникают у ребенка приблизительно в 7 месяцев. Малыши, которые до этого возF раста были открытыми и приветливыми с незнакомыми людьми, вдруг становятF ся робкими и настороженными в их присутствии. По мере своего развития млаF денцы конструируют схемы всего знакомого, замечают все новое и необычное. Они отличают людей, которые заботятся о них, от незнакомцев. Обнаружив отF клонение от известного и ожидаемого, они испытывают тревогу (Ainsworth et al., 1978). 9Fмесячные малыши, увидев незнакомца, иногда начинают плакать еще до того, как тот к ним приблизится.

 

Боязнь незнакомцев приводит к тому, что ребенок начинает исследовать незнаF комые объекты только в присутствии близкого человека. Страх отделения связан с уходом близкого человека из помещения, где находится младенец. Очевидно, это связано с тем, что ребенок боится потерять защитника, свою безопасность в окруF жающем мире.

 

Со временем боязнь незнакомых людей проходит, но появляются новые страF хи, связанные с контактами с людьми, например страх отвержения. Маленький ребенок боится, что родители перестанут его любить или бросят его, особенно когF да для наказания демонстрируют ребенку отсутствие своего расположения к нему, своей любви. Этот же страх возникает при рождении в семье братика или сестренF ки: ребенку кажется, что теперь родители перестанут его любить, обращать на него внимание. У многих детей имеется страх наказания. В младших классах дети могут бояться учителей.

 

Боязнь общения (проявление застенчивости) наблюдается не только у детей, но и у взрослых. У многих людей имеется боязнь публичных выступлений, а у пожиF лых людей — боязнь одиночества.


 

 

ГЛАВА 9



Просмотров 482

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!