Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Просьба и требования учителя



 

Просьба как форма воздействия на ученика может использоваться учителем в томслучае, когда он не хочет из педагогических соображений придавать общению с учащимся официальный характер. Ученику льстит, что вместо приказа, требо вания учитель использует форму обращения к нему, в которой проявляется неко торый момент зависимости учителя от ученика. Это сразу меняет его отношение к воздействию учителя: ученику хочется показать, что и он может чемто помочь учителю, что и он чтото значит в возникшей ситуации.

 

Более жестким воздействием учителя на учащихся является требование. Пра во учителя на подчинение ему учащихся обусловлено ответственностью учителя перед государством и обществом за воспитание и развитие ученика. Личность не может развиваться без преодоления выдвигаемых перед ней требований. Поэто му учитель, не добившийся выполнения учениками требований, по существу не выполняет свой гражданский и профессиональный долг.

 

Число требований, предъявляемых учителем к учащимся на уроке, — больше тридцати. Ученику надо быть сосредоточенным, надо добросовестно работать, надо соблюдать дисциплину и т. п. С каждым годом обучения в школе число этих «надо» возрастает. При этом их смысл, очевидный учителю, не раскрывается сра зу ученику, поскольку со многими из них он встречается в школе впервые. Кроме того, часто он расценивает требование как проявление власти администратором. В этом случае он сопротивляется выдвигаемым педагогическим требованиям, так как не хочет быть послушной игрушкой в руках учителя. Он хочет, чтобы требо вания имели для него определенную значимость, отвечали бы имеющимся у него потребностям. Обладая рано и остро возникшим ощущением себя как личности, развитым чувством собственного достоинства, развитой способностью мыслить

 

и анализировать явления жизни, ученик хочет, чтобы требования были четко аргу ментированы. Эта аргументация способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, осознанному, а не слепому выполнению требований. Осознан ный смысл и общественная ценность выдвигаемых учителем требований становят ся для них внутренним побудителем исполнения необходимого. Неукоснительно

 

и постоянно выполняемые всеми школьниками требования, переходя в традицию коллектива, становятся требованиями и самого коллектива, каждого его члена.

Аргументация снимает с требования окраску волевого воздействия учителя

 

и придает ему характер общественных норм, признанных всеми членами общества. Чем основательнее аргументация, тем большее общественное значение она имеет для детей, тем больше доверие их к требованию и тем большее желание у них воз никает его выполнить. Требования, не подкрепляемые аргументацией, порожда ют казусы.


 

326 Раздел III. Практические аспекты общения

Учитель, не потрудившийся объяснить себе и школьникам, зачем, почему, для чего существуют требования, становится на путь наименьшего сопротивления: провозглашает, что дети должны слушаться взрослых, потому что они дети. Ко нечно, такой скрытый аргумент подростками и юношами, стремящимися казать ся взрослыми, принят быть не может.

 

Аргументации можно придать любой характер: нравственный, гражданский, эстетический, даже эгоистический. При помощи аргументации можно воспитать и горячего коллективиста, если всем требованиям находить обоснование с точки зрения заботы о благополучии коллектива, и яркого индивидуалиста, если все требования объяснять с позиции заботы о собственном благополучии ученика. Поэтому педагог, не обращающий внимания на содержание и форму аргумента ции, может сформировать и отрицательное в общественном плане самосознание учащегося.

 

Ранее уже говорилось, что требований, предъявляемых к ученику, много. Аргу ментаций же еще больше, поскольку каждое требование может быть аргументи ровано поразному, в зависимости от обстоятельств.

При выдвижении аргументации следует учитывать следующие положения:

 

1. Аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали, нази дание, наставление; превращенная в специальное разъяснительное воздей ствие открытого характера, она изживает сама себя, профанируется ее смысл.

 

2. Аргумент, хотя и может быть заготовлен учителем, для учащихся должен выглядеть экспромтом; в связи с этим нельзя повторять уже высказанную раз аргументацию в прежней форме, надо найти новую форму для прежней аргументации.

 

3. Строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные и половые особен ности школьников.

 

4. Нельзя использовать аргументациюугрозу: «Двойку поставлю!», «К уро ку не допущу!», «В дневник запишу!» Аргументацияугроза не дает возмож ности школьнику увидеть в требовании социальный смысл. Больше того, школьник начинает расценивать вседозволенность людей, занимающих более высокое административное положение, как проявление сущности общественной жизни.

 

Убеждение и внушение

 

Одной из основных форм воздействия учителя на учащихся является убеждение, основой которого служит разъяснение сути явления, причинноследственных свя зей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждать можно не только словом, но и делом, личным при мером. Убеждение наиболее надежно в психологическом отношении. Иногда, при развитом у учащегося самолюбии, хороший эффект дает воздействие через про_ тивопоставление: например, учитель физической культуры говорит ученику:«Здесь не очень глубоко, но у тебя вряд ли хватит смелости лечь на воду и по плыть… Вот Петя (ученик, с которым первый находится в конкурентных отноше ниях) наверняка не побоялся бы…»


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 327

 

В отличие от убеждения внушение адресовано не к разуму и логике человека, не к готовности мыслить и рассуждать, а к чувствам, к готовности ученика полу чить инструкцию к действию, указание, распоряжение. Поскольку учащиеся верят в доводы, высказываемые учителем, даже бездоказательные, внушение не нужда ется в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщае мой информации. На ученика при внушении действует не столько содержание внушения, сколько его форма — внешний вид учителя, интонация голоса, твердый взгляд и т. п.

 

Внушение бывает непреднамеренным и преднамеренным. В первом случае учи тель не ставит специальной цели внушить чтото учащемуся, однако его состояние невольно передается и учащемуся. Например, волнение учителя перед выступле нием на школьном концерте может передаваться его подопечным. Преднамерен ное внушение характеризуется наличием конкретной цели внушения. По содер жанию внушения его делят на специфическое и неспецифическое. В первом случае ученику внушаются конкретные мысли и поступки, во втором — настроение, пси хические состояния и т. п.

 

Правильно предостерегает пословица, что «словом убить можно», и потому так осторожно надо им пользоваться. Чем больше слушающие доверяют говорящему, тем ярче эмоциональ_ ная окраска воспринимаемых ими слов и тем сильнее их действие. Врач пользуется довери_ ем больного, педагог — ученика, поэтому они должны с большой тщательностью выбирать свои слова.

 

К сожалению, встречаются, хотя и не часто, случаи так называемой ятрогении (от грече_ ских слов «врач» и «рождаю») — заболеваний, вызванных неосторожным словом врача. Изве_ стен такой случай. Молодой врач, желая успокоить больную старушку, сказал ей:

— Мы с тобой, бабушка, в один день умрем.

 

Через некоторое время старушка опять пришла в поликлинику и, узнав, что врач скоропо_ стижно скончался, искренне изумилась:

— А как же я жива? — и тут же умерла.

 

Нередко после того, как врач спросит больного: «А не болит ли у вас это место?» — и до_ вольно ощутимо нажмет на него, боль закрепляется и действительно начинает мучить боль_ ного, хотя раньше ее не было, как не было и никаких оснований для ее появления.

 

Педагогическая практика знает так называемые дидактогении (от греческих слов «педа_ гог» и «рождаю»). Я наблюдал случай, когда курсант, всегда чувствовавший себя уверенно в полете, вдруг начал испытывать на «штопоре» непреодолимый страх, которого раньше у него не было. Оказалось, что причина тому — записка его учителя, оставленная при отъезде. В ней было сказано: «Надеюсь, скоро увидимся, но будь осторожен со “штопором”».

Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1966, с. 200.

 

 

По способу воздействия внушение бывает прямым (или открытым) и косвенным (или закрытым). Прямое внушение характеризуется открытостью цели внушения


 

328 Раздел III. Практические аспекты общения

и прямой направленностью его на конкретного ученика: «Не бойся, ты хорошо выступишь. Ты спокоен…» и т. п. Косвенное внушение обладает свойством опо средствованного воздействия на ученика. Можно, например, сказать ему, что в па раллельном классе все учащиеся, даже самые слабые, решили эту задачку. Кос венное внушение, таким образом, является внушением окольным путем.

 

Прямое внушение требует создания определенных условий. Внушающее воз действие будет более сильным, если исходит от хорошо знакомого учителя, чем от другого, не ведущего занятий в данном классе. Способствует внушению добро желательное отношение учителя к ученику, уверенность речи и вида учителя. Имеет значение и то, что внушается учащемуся. Самым трудным является изме нение мировоззрения учащегося. Даже в гипнозе, когда сознательность и критич ность человека снижены, невозможно внушить ему то, что противоречит его взгля дам и убеждениям.

 

Поэтому внушение не является ведущим способом формирования мировоззре ния учащихся. Кроме того, то, что вызывает сомнение, недоверие, воспринимается внушаемыми хуже. Чем младше школьники, тем более они внушаемы, поскольку у младших школьников слабо развита критичность мышления, сильно выражена эмоциональность, довлеет авторитет. Девочки более внушаемы, чем мальчики.

 

Выбор способа внушения во многом зависит от особенностей учащихся. Если ученик слабовнушаем, то целесообразно применять не прямое, а косвенное вну шение. В одном случае лучший результат достигается, если учитель показывает свое превосходство над учащимися, в другом — если учитель дает им понять, что рассчитывает на их помощь и желание. Следует учитывать и свои возможности как субъекта внушения: если авторитет учителя у учеников достаточно высок, то можно внушать от своего имени; если же нет, то целесообразно прибегнуть к име ни другого человека, мнение которого для ученика более авторитетно.

 

Если класс согласен с мнением учителя, то внушение отдельному ученику луч ше проводить вместе с группой, так как групповое внушение сильнее индивиду ального. Если же группа не принимает точку зрения учителя, то внушение надо проводить с глазу на глаз.

 

Принуждение

 

Эта форма воздействия используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия недейственны или когда нет времени, чтобы их использовать. При нуждение выражается: 1) в прямом требовании учителя к учащимся согласиться с его мнением и предлагаемым решением, принять готовый эталон поведения и т. п. при несогласии ученика с ними; 2) в выполнении распоряжения учителя.

 

Принуждение действует только в том случае, если принуждающий имеет бо лее высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет учителя в глазах принуждаемого облегчает выполнение распоряжений. В противном случае отказ учащегося от противодействия распоряжению носит формальный характер. Как постоянная форма воздействия на учащихся принуждение малопригодно. Одна ко полностью отказываться от него нецелесообразно.

 

Вопервых, принуждение способствует снятию конфликтной ситуации на дан ный отрезок времени и выполнению учащимися необходимых действий (при этом


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 329

 

для смягчения конфликта и категоричности требований учителю нужно пообе щать разобраться в ситуации и выполнить это обещание). Вовторых, как отмечал К. Д. Ушинский, принудительная работа имеет «значение обязанности, которую воспитанник выполняет не потому, чтобы она ему нравилась, но из повиновения воспитателю (сопровождаемого, конечно, доверием и любовью к нему), потому что должен выполнить. Это приучение к выполнению долга так драгоценно, что если бы педагогике удалось… превратить все… ученье в занимательную для дитя ти игру, то это было бы большим несчастьем для воспитания…Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. — М., 1974. Т. 1. С. 478).

 

Добиться повиновения можно обещанием поощрения, давлением на совесть и сознательность учащихся, созданием безвыходной ситуации и, что нежелатель но, угрозой.



Просмотров 1530

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!