Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Отметка и ее психологическое воздействие



 

Отметка является официально фиксируемой в классном журнале и дневнике уча щегося оценкой успеваемости школьника по предмету. Она несет такую же пси хологическую нагрузку, как и любая оценка. Однако ее специфика состоит в том, что именно на основании отметки ученик переводится из одного класса в другой. Она, следовательно, имеет юридическую силу.

 

Основные вопросы, которые учителю почти каждый раз приходится решать при выставлении отметки, следующие: ставить в данной ситуации отметку или нет; если ставить, то какую; какую мотивировку отметки дать учащемуся; в какой форме следует объявлять отметку.

 

Решая эти вопросы в каждом конкретном случае, учитель должен руководство ваться принципом, что отметки используются правильно только в том случае, если они способствуют развитию учащихся, а не тормозят его. Исходя из этого рассмотрим, в какой ситуации выставление отметки нецелесообразно, а в каком слу чае она необходима.

 

Если на вопрос учителя первым попытается дать ответ отличник и ответ его будет правильным, то выставление ему пятерки в виде поощрения ничего не даст: у него их и так достаточно, пятерка не будет стимулировать его к дальнейшему совершенствованию. Можно сказать ему вместо выставления отметки несколько слов поощрения, чтобы побудить прежде всего других учеников на высказывания по поводу заданного вопроса.

 

Если же до сих пор вызвавшийся ученик не обнаруживал больших успехов, а тут проявил инициативу и правильно ответил, ему в виде поощрения и прида ния уверенности на будущее следует поставить отличную или хорошую отметку.

 

Наконец, если школьник нескромен, любит выставлять себя на первый план, то учитель может и покритиковать его за допущенные неточности или неполноту ответа, не выставляя ему отметки.

 

Поскольку отметка является для учащегося критерием уровня его знаний, она должна бесстрастно, не говоря уже об объективности, отражать уровень подготов ленности ученика.

 

Однако, как показано в одном исследовании, у каждого учителя имеется своя шкала оценивания знаний и умений учащегося. Так, учителя с автократическим стилем руководства несколько занижают отметки, а учителя с либеральным сти лем несколько завышают отметки по сравнению с учителями демократического стиля руководства.

 

При выставлении отметок у учителей наблюдаются так называемые субъектив ные оценочные ошибки: великодушия, ореола, центральной тенденции, контрас та, близости и логические ошибки.

 

Ошибки великодушия или снисходительности проявляются в выставлении учителями завышенных отметок (что, как уже говорилось, свойственно в большей мере учителям с либеральным стилем руководства).

 

Ошибки «центральной тенденции» проявляются у учителей в стремлении избежать крайних отметок (не ставить двоек — это чревато для самого учителя, но и не ставить пятерок: «Я сама математику на пять не знаю», — как сказала одна из учительниц математики).


 

336 Раздел III. Практические аспекты общения

Ошибки «ореола» связаны с предвзятостью учителей в оценке способностей какотдельного учащегося, так и класса в целом. Предположим, среди учителей шко лы сложилось мнение, что 7«а» класс сильный. В этом случае даже средние уча щиеся будут получать более высокие отметки, чем средние учащиеся из «слабо го» класса.

 

Ошибки контраста состоят в том, что отметки выставляются учителем путемсравнения своих достоинств с достоинствами учащегося. Например, менее собран ный учитель будет выше оценивать учащихся, проявляющих исполнительность, аккуратность, организованность.

 

Ошибка близости или инерции проявляется в психологическом давлении предыдущих отметок на отметку, выставляемую в данный момент. Например, неко торым ригидным учителям трудно ставить после предшествовавшей двойки пятер ку или, наоборот, ученикуотличнику — двойку. В первом случае они занижают отметку (до четырех баллов), а во втором случае — завышают (до трех баллов).

 

Логические ошибки проявляются в переносе оценок за поведение, отношениек предмету на оценку знаний и умений учащегося.

 

Частота встречаемости этих ошибок различна: две трети педагогов проявляют ошибки «центральной тенденции», одна шестая — ошибки великодушия.

 

Опасность оценочных ошибок учителей состоит в том, что для учащихся эти оценки выступают в роли кривого зеркала, искажающего реальное положение дел и формирующего неадекватное представление учащихся о своих способностях, возможностях, что может привести к недооценке или переоценке себя как лично сти и к неадекватному выбору профессии, жизненного пути.

 

Выставление отметки в каждом конкретном случае должно решаться учителем с учетом особенностей данного ученика и класса в целом. В ряде случаев ученику, несмотря на его недостаточные способности, отметку можно завысить, учитывая его старание. Другому, если он проявляет зазнайство, не реализует имеющиеся возможности, выставляя отметку в соответствии с показанным им результатом, можно сделать и порицание.

 

В связи с этим учитель должен всякой отметке давать мотивировку, аргумен тацию. Часто можно видеть, как учитель объявляет лишь отметку, не объясняя, почему она выставлена. В этом случае учащиеся не знают, почему они «не дотя нули» до более высокой отметки.

 

Естественно, в мотивировке отметки не должно содержаться оценки поведе ния учащегося: забыл дома тетрадь, задачник — получай двойку, опоздал на урок — оценка будет снижена на балл. Дисциплина учащихся должна оцениваться отдель но от уровня владения ими программным материалом. В мотивировке отметок учитель должен избегать таких стандартных фраз: «Ты не хочешь учиться!», «Ты ничего не знаешь (не умеешь)!». Они свидетельствуют о раздраженности учителя по отношению к нерадивому ученику, о нежелании помочь ему исправиться. Учи телю при этом нужно помнить, что поощрять старание отметкой можно, наказы вать (снижать отметку) — нельзя.

 

Важна и форма объявления отметки. Типичная ошибка учителей — персони_ фикация отметки. Учитель часто оценивает успехи учащихся не с позиции общественно значимых норм, а с позиции своего собственного восприятия: «Я могу


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 337

 

поставить тебе не больше тройки!», «Моя оценка тем, кто балуется, будет сниже на!» и т. д. Это «яканье» расценивается учащимися как проявление учителем во люнтаризма, неограниченной власти, ставит учащегося в зависимое от учителя положение: его не оценивают — ему «ставят» оценку.

 

Выявлены две тенденции динамики… воздействий (учителя на учащихся. — Е. И.), проявля_ ющихся с повышением уровня понимания детей. Во_первых, меняется характер соотноше_ ния этих воздействий. По мере проникновения в индивидуальное своеобразие личности уче_ ников уменьшается количество дисциплинирующих воздействий, увеличивается количество организующих воздействий; увеличивается количество положительных оценок личности лю_ бого типа успешности в обучении; осуществляется переход от прямых воздействий (требо_ вание, приказ) к косвенным (совет, просьба); в воздействиях увеличивается количество прояв_ лений опережающего отражения, т. е. «предупредительности» и избирательности их, умение предвидеть результативность воздействий. Таким образом, понимание детей наглядно про_ является в коммуникативной деятельности учителя. Во_вторых, с повышением уровня пони_ мания учащихся уменьшается частотность каждого вида воздействий, зато увеличивается разнородность их: чем выше уровень понимания, тем меньше повторяемость воздействий. С повышением уровня понимания детей общее количество всех воспитательных воздействий уменьшается, а вариативность их растет.

Кондратьева С. В., 1996, с. 48.

 

 

Использование юмора, шутки

 

Юмор является эффективным средством воздействия на людей. В народе говорят, что смех действует даже на того, на кого уже вообще ничего не действует. Юмор, шутка, используемые учителем на уроке, поднимают тонус учащихся, помогают снять возникшую напряженность в отношениях, преодолеть усталость и монотон ность выполнения упражнений. В арсенале учителя всегда должны быть шутка, веселый рассказ, остроумная пословица или поговорка. Он должен чаще улыбать ся, даже в напряженной ситуации. А. С. Макаренко както заметил, что один вид несчастного человека убивает всю радость жизни, отравляет существование. Учи телю важно приучить себя всегда, даже в самой напряженной обстановке, видеть комическое. Но цель шутки — не просто вызвать смех в классе, важно улучшить с ее помощью учебновоспитательный процесс.

 

Очевидно, что не все преподаватели обладают чувством юмора. Но его надо развивать, так же как и учиться использовать на уроках шутки. Ведь неумелое применение шутки может и навредить педагогическому процессу, вызвать конф ликт между учителем и учащимися. Чтобы этого не произошло, учитель должен руководствоваться следующими правилами в использовании юмора.

 

1. Не подвергать осмеянию личность учащегося. Можно посмеяться над от дельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием уче ника. Но нельзя его высмеивать, ставить в неловкое положение. И шутя надо соблюдать этику.


 

 

338Раздел III. Практические аспекты общения

М. И. Станкин, например, описывает неудачные приемы«шутки», исполь зовавшиеся одним учителем физической культуры. «У меня высокая дис циплина в классе, — рассказывает этот учитель, — и добиваюсь я этого не строгостью, а шуткой. Например, построил класс, а школьники шумят. Спра шиваю: “Вы не из Сухуми?” Притихли, ктонибудь спрашивает: “Почему?” — “А там обезьяний питомник. Обезьяны ведут себя так же”». Такие «малень кие бестактности» болезненно отражаются на школьниках, вызывают у них обиду и нарушают взаимопонимание между ними и учителем.

2. Не следует смеяться над тем, что ученик не может исправить. Недопустима улыбка или шутка по поводу фамилии ученика, его физической слабости, неловкости, излишней полноты, необычных пропорций тела, заикания. Нельзя вызывать смех по поводу юношеской симпатии, любви. Все это вы зывает обиду со стороны учащихся.

 

3. Не рекомендуется первым смеяться над собственной шуткой. Рассказав смешной эпизод, учитель должен оставаться по возможности сдержанным, серьезным, иначе он продемонстрирует явно положительное отношение к собственной шутке, прорекламирует ее как чтото удивительно остроум ное. И может вызвать реакцию, противоположную ожидаемой.

 

4. Недопустимы пошлая шутка, зубоскальство. Это свидетельствует о низкой культуре учителя. Одна школьница рассказывала: «Придешь на урок физи ческой культуры в белой майке, а учитель выведет тебя перед строем и громко спрашивает: “Ты почему в ночной рубашке на занятия пришла?” — и смеет ся. Как я его не люблю!».

 

5. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать неловкость, непроиз вольный промах учащегося. Такая шутка может больно задеть самолюбие учащегося, вызвать конфликт с учителем.

 

6. Не стоит сердиться, услышав шутку учеников или увидев ехидную улыбку в свой адрес. Надо быть всегда готовым ответить на острое словцо, не боять ся первому посмеяться над своей неудачей или промахом. Надо поддержи вать и направлять юмор учащихся, а не пресекать их стремление шутить.

 



Просмотров 592

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!