Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Привязанность детей к родителям



 

Привязанность проявляется уже у младенцев к тому человеку, который удовлет воряет их потребности. Однако есть основание полагать, что она обусловлена не только условнорефлекторным установлением отношений с другими, но и врож денной потребностью в этих отношениях. Отсюда в западной литературе выделя ют два подхода к объяснению природы привязанности. Сторонники концепции «первичной мотивации» считают, что у ребенка существует врожденная потреб ность находиться в непосредственной близости, контакте с другим существом. В данной концепции речь идет о «прилипании» (clinging). Сторонники же концеп ции «вторичной мотивации» объясняют возникновение привязанности тем, что близкие взрослые удовлетворяют физиологические потребности ребенка.

 

Дж. Боулби (Boulby, 1982), автор двухтомной монографии о привязанности, предполагает, что мать выполняет прежде всего роль защиты потомства от небла


 

 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 377

 

гоприятных воздействий среды. В процессе эволюции вырабатывается инстинк тивный механизм, при включении которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в опасных для него ситуациях. Боулби полагает, что привязанность мла денца к родителям возникает благодаря запрограммированному поведению как младенца, так и родителя, а поддерживается приносящими удовлетворение внеш ними событиями (телесным контактом матери с ребенком, утолением голода и чув ством комфорта). Таким образом, привязанность, по Боулби, обусловливается как генетически, так и социально.

У ребенка, как правило, имеется один основной объект привязанности — мать

 

и ряд второстепенных объектов (отец, брат, сестра и т. д.), которые как бы выстраи ваются в определенную иерархию (Ainsworth, 1963). Ребенок выделяет мать по го лосу очень рано (ко 2му месяцу жизни), в то время как к другим людям привя занность формируется позднее (к 9му месяцу). При этом он обращается к матери, когда испытывает дискомфорт; когда же он чувствует себя хорошо, привязанность проявляется и по отношению к вспомогательным объектам (Дж. Боулби).

 

Чем благополучнее отношения между ребенком и матерью, тем прочнее кон такт ребенка с другими объектами привязанности. М. Эйнсворт объясняет это следующим образом: чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам.

 

Она полагает, что для изучения проявлений привязанности ребенка нужно фиксировать особенности его поведения в следующих ситуациях:

1) его реакции при появлении матери;

 

2) его реакции в ответ на попытку матери завязать контакт;

3) его поведение, направленное на избегание разлучения;

 

4) его поведение, рассматриваемое как исследовательская активность в ситу ации, когда ребенок находится на коленях у матери;

 

5) реакции типа избегания (например, при контакте с незнакомым человеком).

 

Первую и четвертую ситуации этот автор считает самыми важными. Эйнсворт (Ainsworth, 1973) выявила признаки, по которым можно судить о на

 

личии у ребенка привязанности к тому или иному человеку. Они включают в себя сигнализирующее поведение (плач, улыбку, голосовые сигналы), ориентирующее поведение (взгляды), движения, вызванные поведением другого человека (следова ние за ним, приближение к нему), и активные действия, направленные на дости жение физического контакта с объектом привязанности (карабкание, обхватывание двумя руками и прижимание, цепляние за одежду). Эти признаки свидетельству ют о привязанности только в том случае, если они направлены на тех людей, кото рые заботятся о младенце.

 

В первые полгода жизни у младенцев привязанность нефиксированная и не прочная. Она возникает во второй половине первого года жизни. Но чтобы возник ла привязанность, младенец должен проявлять активность. Это позволяет ребен ку легче найти отклик со стороны заботящегося о нем человека, который реагирует улыбками, прикосновением, разговором. Поведение малыша побуждает взросло го предпринимать определенные действия, а они, в свою очередь, вызывают у мла денца эмоциональный отклик.


 

 

378Раздел III. Практические аспекты общения

Р. Шефер и П. Эмерсон (Schaffer, Emerson, 1964), наблюдая за младенцами, выявили три этапа в развитии первичных привязанностей:

 

1) асоциальный этап (0–6 недель): плач и улыбка ребенка не имеют специфи ческого характера и не направлены на людей;

 

2) этап недифференцированной привязанности (6 недель — 7 месяцев): плач для привлечения чьеголибо внимания;

 

3) этап дифференцированной привязанности (7–11 месяцев): привязанность возникает только к конкретным людям, незнакомые люди вызывают насто роженность (страх). Пик дифференцированной привязанности приходится на 7–8й месяцы, а пик страха перед незнакомыми людьми — на 8–9й ме сяцы (рис. 19.2).

 

Рис. 19.2.Возрастная динамика привязанности к близким людям и боязни незнакомцев(Schaffer, Emerson, 1964)

 

Дж. Боулби выделяет четыре этапа в развитии привязанности ребенка (табл. 19.2).

 

Таблица 19.2.Этапы развития привязанности ребенка по Дж. Боулби

Этап развития Возраст Главные особенности  
(месяцы)  
     
До-привязанность 0–2 Недифференцированная социальная  
    чувствительность  
Созидаемая привязанность 2–7 Узнавание знакомых людей  
Четкая привязанность 7–24 Протест при отделении, настороженность  
    к незнакомцам  
Партнерство с корректируемыми После 24 Взаимоотношения носят двусторонний  
целями   характер: дети понимают потребности  
    родителей  


 

 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 379

 

Характерно, что дети проявляют бульшую привязанность к тому человеку, ко торый с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает и одевает их). Таким образом, телесный контакт со взрослым хотя и важен, но не является единственным фактором, способствующим привязанности ребенка. Не обходимы и другие проявления внимания (Spitz, 1965).

 

Механизм взаимодействия необходим при образовании привязанностей и в бо лее старшем возрасте.

 

Ребенок, у которого имеется полноценное чувство привязанности к определен ному человеку, реагирует на разлуку с этим человеком рядом бурных проявлений. Дж. Боулби у малышей в возрасте одного года выявил три стадии: протест, от_ чаяние и отстранение. На стадии протеста дети отказываются признать своеотделение от объекта привязанности. Они предпринимают энергичные попытки вновь обрести мать. На стадии отчаяния они плачут, кричат, брыкаются, бьются головой о постель, отказываются контактировать с кемлибо, пытающимся их ус покоить. На третьей стадии (отстранения), наступающей через несколько часов, а иногда и дней, дети уходят в себя, становятся очень тихими. В их плаче слышат ся безысходность и монотонность. Родных встречают отстраненно и даже равно душно. Лишь потом постепенно дети начинают откликаться на проявление вни мания со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя.

Маленькие дети ведут себя таким образом даже при кратковременной разлуке

 

с родителем (Боулби полагает, что причиной этого является возникающий у де тей страх одиночества), дети постарше страдают только при длительной разлуке. Если связь матери с младенцем нарушена на продолжительное время или посто янно, то развиваются тяжелые формы депрессии и может возникнуть даже общее истощение организма (Boulby, 1982; Spitz, 1965).

 

Такая реакция детей на разлуку является прототипом поведения людей и в стар шем возрасте, когда их охватывает буря эмоций при вынужденном расставании

с первой любовью или при смерти ребенка или супруга.

 

Типы привязанностей

 

Эйнсворт с коллегами выделили три типа привязанности: группа А — «избегаю щепривязанные», группа В — «безопаснопривязанные», группа С — «амбивалент нотревожнопривязанные». Группа А реагировала на возвращение объекта при вязанности менее позитивно и более негативно при его уходе, чем группа С; группа В отличалась от других меньшим гневом и большей склонностью к сотрудниче ству (Ainsworth et al., 1978). К группе А относятся 21% детей, к группе В — 65%,

к группе С — 14%.

 

У детей группы А матери избегали телесного контакта с ребенком, чаще про являли гнев и были менее эмоционально экспрессивны по сравнению с другими матерями (Ainsworth, 1978). Матери детей группы С тоже проявляли меньшую восприимчивость и отзывчивость в отличие от матерей детей группы В. Эйнсворт объясняет различия в типах привязанности детей не врожденными особенностями, а различиями в поведении матерей при общении с ребенком.

 

Это мнение нашло подтверждение в исследовании Шейвера с коллегами (Shaver et al., 1988). Ими показано, что люди с «избегающим» типом привязанности по


 

380 Раздел III. Практические аспекты общения

сравнению с имеющими «безопасный» тип описывают своих матерей как требо вательных, менее уважительных и более критичных. Отцы «избегающими» харак теризовались как незаботливые и принуждающие, а отношения между родителя ми — как лишенные эмоций. Тревожноамбивалентные описывали своих матерей в отличие от «безопасных» как назойливых и несправедливых, отцов — как не справедливых и угрожающих, а их супружеские отношения — как несчастливые. У тревожноамбивалетных, по сравнению с избегающими, матери более приятные и отзывчивые, а отцы — более несправедливые и эмоциональные.

Типы привязанностей

 

Примерно 7 детей из 10 (примерно столько же взрослых) демонстрируют прочную привязан_ ность (secure attachment) (Baldwin et al., 1996; Jones, Cunningham, 1996; Mickelson et al., 1997).Если взрослые, склонные к привязанности этого типа, в детстве оказывались в незнакомой обстановке (обычно это была игровая комната в лаборатории), они спокойно играли, если там находились их матери, и с удовольствием изучали тот странный мир, в который попали. Если мать уходила, ребенок впадал в отчаяние, а когда она возвращалась, он мчался к ней навстречу и прижимался к ней. Потом успокаивался и возвращался к тому занятию, от кото_ рого он отвлекся (Ainsworth, 1973, 1979). Многие исследователи полагают, что подобный стиль привязанности есть, если так можно выразиться, модель, прообраз близких отношений, ко_ торые будут у этого ребенка, когда он станет взрослым. Взрослые, склонные к подобным привязанностям, без труда создают близкие отношения и не боятся ни стать слишком зави_ симыми, ни потерять любимого человека. Они способны поддерживать длительные любов_ ные связи, приносящие удовлетворение, в том числе и сексуальное (Feeney, 1996; Feeney,

Noller, 1990; Simpson et al., 1992).

 

Примерно 2 из 10 детей и взрослых демонстрируют сдержанную привязанность (avoidant attachment). Несмотря на внутреннее возбуждение, дети, испытывающие сдержанную при_вязанность, не демонстрируют ни большого волнения при разлуке с теми взрослыми, кото_ рые заботятся о них, ни большой радости при встрече с ними. Вырастая, такие дети превра_ щаются во взрослых, склонных как можно меньше вкладывать в отношения с другими людьми и вступать с ними в длительные отношения. Они склонны к случайным сексуальным связям без любви. По мнению Кима Бартоломью и Леонарда Горовица, люди избегают близких от_ ношений либо потому, что боятся («Я чувствую себя некомфортно, если отношения становят_ ся близкими»), либо потому, что стремятся к независимости («Для меня очень важно чувство_ вать себя независимым и самодостаточным») (Bartholomew, Horowitz, 1991).

 

Примерно один ребенок и один взрослый из 10 демонстрируют тревожность и двойствен_ ность, характерные для тревожной привязанности (insecure attachment). Оказавшись в не_ обычной ситуации, они с тревогой льнут к своим матерям. Стоит матери уйти, как ребенок начинает плакать, но когда она возвращается, он может либо не обратить на нее внимания, либо проявить враждебность. Став взрослыми, тревожно_амбивалетные дети не очень дове_ ряют окружающим, а потому зачастую ревнивы и ведут себя как собственники. Они могут регулярно ссориться с одним и тем же человеком и бурно, гневно реагируют на все обсужде_ ния конфликтных ситуаций (Cassigy, 2000; Simpson et al., 1996).

 

Некоторые исследователи объясняют разные типы привязанности родительскими реак_ циями. Дети чутких, отзывчивых матерей — женщин, которые внушают им мысль о том, что окружающему миру можно доверять, — обычно демонстрируют прочную привязанность


 

 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 381

 

(Ainsworth, 1979; Erikson, 1963). В юности дети заботливых и внимательных родителей чаще создают со своими романтическими партнерами теплые и дружеские отношения (Conger et al., 2000). Другие исследования не исключают и того, что разные стили привязанности могутбыть следствием разных темпераментов, «доставшихся» при рождении (Harris, 1998). С чем бы ни было связано существование разных типов привязанности, тип детской привязанности (к тем взрослым, которые заботятся о них), судя по всему, действительно закладывает фун_ дамент отношений, которые сложатся в жизни взрослого человека.

Майерс Д., 2004, с. 540–541.

 

 

Эйнсворт выдвинула гипотезу, согласно которой чувствительность матери оказывает большое влияние на формирование типа привязанности ребенка. Дети с безопасной привязанностью в большинстве случаев имели матерей, которые чутко реагировали на их потребности и обладали способностью к эмоциональной экспрессии. Матери «сопротивляющихся» детей были заинтересованными, но часто неверно понимали поведение своих чад. Кроме того, им было свойственно непостоянство в обращении с ребенком, вследствие чего ребенок не мог с уверен ностью рассчитывать на эмоциональную поддержку матери. Наконец, матери «из бегающих» детей либо не проявляли к ним интереса, либо проявляли чрезмерное внимание даже тогда, когда ребенок этого не хотел.

 

Однако эта гипотеза Эйнсворт подверглась критике в связи с тем, что она не учитывала роль самого ребенка в формировании привязанности.

 

Другая гипотеза (темпераментная) делала акцент на роли ребенка (Каgan, 1974): на тип привязанности влияет темперамент ребенка. Но и эта гипотеза не получи ла достаточного подтверждения. В частности, согласно ей, ребенок должен пока зывать одинаковую привязанность к отцу и матери, чего часто не наблюдается.

 

Некоторые ученые склонны считать, что на тип привязанности влияет и стиль заботы матери, и темперамент ребенка.

 

Некоторые психологи считают привязанность важнейшим фактором развития ребенка. Они полагают, что разлучение с объектом привязанности даже на корот кий срок может привести к тяжелым последствиям, и чем продолжительнее раз лука, тем выше вероятность появления аномалий в психическом развитии ребен ка (Bowlby, 1973).

 

Эта точка зрения подверглась резкой критике многими учеными, считающи ми, что выводы, сделанные сторонниками «концепции привязанности», тенден циозны (Clarke, Clarke, 1976; Kagan, 1976; Rutter, 1976). Дж. Дуглас (Douglas, 1975), например, показал, что в обычных условиях по меньшей мере один из трех детей в раннем детстве разлучается на некоторый срок с родителями и это не влияет на его дальнейшее развитие.

 



Просмотров 967

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!