Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Привязанность детей к родителям
Привязанность проявляется уже у младенцев к тому человеку, который удовлет воряет их потребности. Однако есть основание полагать, что она обусловлена не только условнорефлекторным установлением отношений с другими, но и врож денной потребностью в этих отношениях. Отсюда в западной литературе выделя ют два подхода к объяснению природы привязанности. Сторонники концепции «первичной мотивации» считают, что у ребенка существует врожденная потреб ность находиться в непосредственной близости, контакте с другим существом. В данной концепции речь идет о «прилипании» (clinging). Сторонники же концеп ции «вторичной мотивации» объясняют возникновение привязанности тем, что близкие взрослые удовлетворяют физиологические потребности ребенка.
Дж. Боулби (Boulby, 1982), автор двухтомной монографии о привязанности, предполагает, что мать выполняет прежде всего роль защиты потомства от небла
Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 377
гоприятных воздействий среды. В процессе эволюции вырабатывается инстинк тивный механизм, при включении которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в опасных для него ситуациях. Боулби полагает, что привязанность мла денца к родителям возникает благодаря запрограммированному поведению как младенца, так и родителя, а поддерживается приносящими удовлетворение внеш ними событиями (телесным контактом матери с ребенком, утолением голода и чув ством комфорта). Таким образом, привязанность, по Боулби, обусловливается как генетически, так и социально. У ребенка, как правило, имеется один основной объект привязанности — мать
и ряд второстепенных объектов (отец, брат, сестра и т. д.), которые как бы выстраи ваются в определенную иерархию (Ainsworth, 1963). Ребенок выделяет мать по го лосу очень рано (ко 2му месяцу жизни), в то время как к другим людям привя занность формируется позднее (к 9му месяцу). При этом он обращается к матери, когда испытывает дискомфорт; когда же он чувствует себя хорошо, привязанность проявляется и по отношению к вспомогательным объектам (Дж. Боулби).
Чем благополучнее отношения между ребенком и матерью, тем прочнее кон такт ребенка с другими объектами привязанности. М. Эйнсворт объясняет это следующим образом: чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам.
Она полагает, что для изучения проявлений привязанности ребенка нужно фиксировать особенности его поведения в следующих ситуациях: 1) его реакции при появлении матери;
2) его реакции в ответ на попытку матери завязать контакт; 3) его поведение, направленное на избегание разлучения;
4) его поведение, рассматриваемое как исследовательская активность в ситу ации, когда ребенок находится на коленях у матери;
5) реакции типа избегания (например, при контакте с незнакомым человеком).
Первую и четвертую ситуации этот автор считает самыми важными. Эйнсворт (Ainsworth, 1973) выявила признаки, по которым можно судить о на
личии у ребенка привязанности к тому или иному человеку. Они включают в себя сигнализирующее поведение (плач, улыбку, голосовые сигналы), ориентирующее поведение (взгляды), движения, вызванные поведением другого человека (следова ние за ним, приближение к нему), и активные действия, направленные на дости жение физического контакта с объектом привязанности (карабкание, обхватывание двумя руками и прижимание, цепляние за одежду). Эти признаки свидетельству ют о привязанности только в том случае, если они направлены на тех людей, кото рые заботятся о младенце.
В первые полгода жизни у младенцев привязанность нефиксированная и не прочная. Она возникает во второй половине первого года жизни. Но чтобы возник ла привязанность, младенец должен проявлять активность. Это позволяет ребен ку легче найти отклик со стороны заботящегося о нем человека, который реагирует улыбками, прикосновением, разговором. Поведение малыша побуждает взросло го предпринимать определенные действия, а они, в свою очередь, вызывают у мла денца эмоциональный отклик.
378Раздел III. Практические аспекты общения Р. Шефер и П. Эмерсон (Schaffer, Emerson, 1964), наблюдая за младенцами, выявили три этапа в развитии первичных привязанностей:
1) асоциальный этап (0–6 недель): плач и улыбка ребенка не имеют специфи ческого характера и не направлены на людей;
2) этап недифференцированной привязанности (6 недель — 7 месяцев): плач для привлечения чьеголибо внимания;
3) этап дифференцированной привязанности (7–11 месяцев): привязанность возникает только к конкретным людям, незнакомые люди вызывают насто роженность (страх). Пик дифференцированной привязанности приходится на 7–8й месяцы, а пик страха перед незнакомыми людьми — на 8–9й ме сяцы (рис. 19.2).
Рис. 19.2.Возрастная динамика привязанности к близким людям и боязни незнакомцев(Schaffer, Emerson, 1964)
Дж. Боулби выделяет четыре этапа в развитии привязанности ребенка (табл. 19.2).
Таблица 19.2.Этапы развития привязанности ребенка по Дж. Боулби
Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 379
Характерно, что дети проявляют бульшую привязанность к тому человеку, ко торый с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает и одевает их). Таким образом, телесный контакт со взрослым хотя и важен, но не является единственным фактором, способствующим привязанности ребенка. Не обходимы и другие проявления внимания (Spitz, 1965).
Механизм взаимодействия необходим при образовании привязанностей и в бо лее старшем возрасте.
Ребенок, у которого имеется полноценное чувство привязанности к определен ному человеку, реагирует на разлуку с этим человеком рядом бурных проявлений. Дж. Боулби у малышей в возрасте одного года выявил три стадии: протест, от_ чаяние и отстранение. На стадии протеста дети отказываются признать своеотделение от объекта привязанности. Они предпринимают энергичные попытки вновь обрести мать. На стадии отчаяния они плачут, кричат, брыкаются, бьются головой о постель, отказываются контактировать с кемлибо, пытающимся их ус покоить. На третьей стадии (отстранения), наступающей через несколько часов, а иногда и дней, дети уходят в себя, становятся очень тихими. В их плаче слышат ся безысходность и монотонность. Родных встречают отстраненно и даже равно душно. Лишь потом постепенно дети начинают откликаться на проявление вни мания со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя. Маленькие дети ведут себя таким образом даже при кратковременной разлуке
с родителем (Боулби полагает, что причиной этого является возникающий у де тей страх одиночества), дети постарше страдают только при длительной разлуке. Если связь матери с младенцем нарушена на продолжительное время или посто янно, то развиваются тяжелые формы депрессии и может возникнуть даже общее истощение организма (Boulby, 1982; Spitz, 1965).
Такая реакция детей на разлуку является прототипом поведения людей и в стар шем возрасте, когда их охватывает буря эмоций при вынужденном расставании с первой любовью или при смерти ребенка или супруга.
Типы привязанностей
Эйнсворт с коллегами выделили три типа привязанности: группа А — «избегаю щепривязанные», группа В — «безопаснопривязанные», группа С — «амбивалент нотревожнопривязанные». Группа А реагировала на возвращение объекта при вязанности менее позитивно и более негативно при его уходе, чем группа С; группа В отличалась от других меньшим гневом и большей склонностью к сотрудниче ству (Ainsworth et al., 1978). К группе А относятся 21% детей, к группе В — 65%, к группе С — 14%.
У детей группы А матери избегали телесного контакта с ребенком, чаще про являли гнев и были менее эмоционально экспрессивны по сравнению с другими матерями (Ainsworth, 1978). Матери детей группы С тоже проявляли меньшую восприимчивость и отзывчивость в отличие от матерей детей группы В. Эйнсворт объясняет различия в типах привязанности детей не врожденными особенностями, а различиями в поведении матерей при общении с ребенком.
Это мнение нашло подтверждение в исследовании Шейвера с коллегами (Shaver et al., 1988). Ими показано, что люди с «избегающим» типом привязанности по
380 Раздел III. Практические аспекты общения сравнению с имеющими «безопасный» тип описывают своих матерей как требо вательных, менее уважительных и более критичных. Отцы «избегающими» харак теризовались как незаботливые и принуждающие, а отношения между родителя ми — как лишенные эмоций. Тревожноамбивалентные описывали своих матерей в отличие от «безопасных» как назойливых и несправедливых, отцов — как не справедливых и угрожающих, а их супружеские отношения — как несчастливые. У тревожноамбивалетных, по сравнению с избегающими, матери более приятные и отзывчивые, а отцы — более несправедливые и эмоциональные.
Типы привязанностей
Примерно 7 детей из 10 (примерно столько же взрослых) демонстрируют прочную привязан_ ность (secure attachment) (Baldwin et al., 1996; Jones, Cunningham, 1996; Mickelson et al., 1997).Если взрослые, склонные к привязанности этого типа, в детстве оказывались в незнакомой обстановке (обычно это была игровая комната в лаборатории), они спокойно играли, если там находились их матери, и с удовольствием изучали тот странный мир, в который попали. Если мать уходила, ребенок впадал в отчаяние, а когда она возвращалась, он мчался к ней навстречу и прижимался к ней. Потом успокаивался и возвращался к тому занятию, от кото_ рого он отвлекся (Ainsworth, 1973, 1979). Многие исследователи полагают, что подобный стиль привязанности есть, если так можно выразиться, модель, прообраз близких отношений, ко_ торые будут у этого ребенка, когда он станет взрослым. Взрослые, склонные к подобным привязанностям, без труда создают близкие отношения и не боятся ни стать слишком зави_ симыми, ни потерять любимого человека. Они способны поддерживать длительные любов_ ные связи, приносящие удовлетворение, в том числе и сексуальное (Feeney, 1996; Feeney, Noller, 1990; Simpson et al., 1992).
Примерно 2 из 10 детей и взрослых демонстрируют сдержанную привязанность (avoidant attachment). Несмотря на внутреннее возбуждение, дети, испытывающие сдержанную при_вязанность, не демонстрируют ни большого волнения при разлуке с теми взрослыми, кото_ рые заботятся о них, ни большой радости при встрече с ними. Вырастая, такие дети превра_ щаются во взрослых, склонных как можно меньше вкладывать в отношения с другими людьми и вступать с ними в длительные отношения. Они склонны к случайным сексуальным связям без любви. По мнению Кима Бартоломью и Леонарда Горовица, люди избегают близких от_ ношений либо потому, что боятся («Я чувствую себя некомфортно, если отношения становят_ ся близкими»), либо потому, что стремятся к независимости («Для меня очень важно чувство_ вать себя независимым и самодостаточным») (Bartholomew, Horowitz, 1991).
Примерно один ребенок и один взрослый из 10 демонстрируют тревожность и двойствен_ ность, характерные для тревожной привязанности (insecure attachment). Оказавшись в не_ обычной ситуации, они с тревогой льнут к своим матерям. Стоит матери уйти, как ребенок начинает плакать, но когда она возвращается, он может либо не обратить на нее внимания, либо проявить враждебность. Став взрослыми, тревожно_амбивалетные дети не очень дове_ ряют окружающим, а потому зачастую ревнивы и ведут себя как собственники. Они могут регулярно ссориться с одним и тем же человеком и бурно, гневно реагируют на все обсужде_ ния конфликтных ситуаций (Cassigy, 2000; Simpson et al., 1996).
Некоторые исследователи объясняют разные типы привязанности родительскими реак_ циями. Дети чутких, отзывчивых матерей — женщин, которые внушают им мысль о том, что окружающему миру можно доверять, — обычно демонстрируют прочную привязанность
Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 381
(Ainsworth, 1979; Erikson, 1963). В юности дети заботливых и внимательных родителей чаще создают со своими романтическими партнерами теплые и дружеские отношения (Conger et al., 2000). Другие исследования не исключают и того, что разные стили привязанности могутбыть следствием разных темпераментов, «доставшихся» при рождении (Harris, 1998). С чем бы ни было связано существование разных типов привязанности, тип детской привязанности (к тем взрослым, которые заботятся о них), судя по всему, действительно закладывает фун_ дамент отношений, которые сложатся в жизни взрослого человека. Майерс Д., 2004, с. 540–541.
Эйнсворт выдвинула гипотезу, согласно которой чувствительность матери оказывает большое влияние на формирование типа привязанности ребенка. Дети с безопасной привязанностью в большинстве случаев имели матерей, которые чутко реагировали на их потребности и обладали способностью к эмоциональной экспрессии. Матери «сопротивляющихся» детей были заинтересованными, но часто неверно понимали поведение своих чад. Кроме того, им было свойственно непостоянство в обращении с ребенком, вследствие чего ребенок не мог с уверен ностью рассчитывать на эмоциональную поддержку матери. Наконец, матери «из бегающих» детей либо не проявляли к ним интереса, либо проявляли чрезмерное внимание даже тогда, когда ребенок этого не хотел.
Однако эта гипотеза Эйнсворт подверглась критике в связи с тем, что она не учитывала роль самого ребенка в формировании привязанности.
Другая гипотеза (темпераментная) делала акцент на роли ребенка (Каgan, 1974): на тип привязанности влияет темперамент ребенка. Но и эта гипотеза не получи ла достаточного подтверждения. В частности, согласно ей, ребенок должен пока зывать одинаковую привязанность к отцу и матери, чего часто не наблюдается.
Некоторые ученые склонны считать, что на тип привязанности влияет и стиль заботы матери, и темперамент ребенка.
Некоторые психологи считают привязанность важнейшим фактором развития ребенка. Они полагают, что разлучение с объектом привязанности даже на корот кий срок может привести к тяжелым последствиям, и чем продолжительнее раз лука, тем выше вероятность появления аномалий в психическом развитии ребен ка (Bowlby, 1973).
Эта точка зрения подверглась резкой критике многими учеными, считающи ми, что выводы, сделанные сторонниками «концепции привязанности», тенден циозны (Clarke, Clarke, 1976; Kagan, 1976; Rutter, 1976). Дж. Дуглас (Douglas, 1975), например, показал, что в обычных условиях по меньшей мере один из трех детей в раннем детстве разлучается на некоторый срок с родителями и это не влияет на его дальнейшее развитие.
|