![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Объединение земель Северо-восточной Руси в 15-начале 16 в. Формирование территории
Объединение Северо-Восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода (1478), Твери (1485), Вятской земли (1489), Верховских княжеств, Посемья и Северской земли (1500)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1521), взятие Смоленска (1514)). Одновременно с этим проходила ликвидация последних уделов внутри собственно Московского княжества. Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Как и его предшественники Дмитрий Шемяка и Василий II, он использовал титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли. Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война оказалась непосильным бременем как для Российского государства, так и для Великого княжества Литовского, вынужденного в 1569 году объединиться с Королевством Польским и образовать совместное государство, известное как Речь Посполитая. Кроме прочего, Великое княжество Литовское лишалось нынешних украинских земель, перешедших в состав Польши.
Внутренняя и внешняя политика Василия 11 ее сущность и содержание. Василий II Васильевич Темный(1415 – 1462, правил с 1425) – Великий московский князь, сын Василия I Дмитриевича. Василию II выпала нелегкая судьба, править страной в период междоусобных, братоубийственных войн. На Великокняжеский престол, законно занимаемыйВасилием II, было много претендентов среди удельных князей. В 1433 году, Юрий захватывает княжеский престол и высылаетВасилия II из Москвы. Василий получил звание князя коломенского. Коломна стала центром собирания сил Великого князя Василия II Васильевича, для объединения всей Руси и становления мощного объеденного государства. В Коломну стекались люди поддерживающие Василия II. Василий II в итоге, с большим трудом, вернул себе великокняжеский трон. В 1446 году был ослеплен своими политическими противниками, вследствие чего получил прозвище «темный». Годом позже Василий II посещает Ферапонтов монастырь, где получает благословление на поход против Дмитрия Шемяки, воссевшего на Московском троне. Окончательно вернув себе великокняжеский престол в начале 50-ых годов, Василий II начинает проводить реформы во внутренней политике. Василий Темный ликвидирует все мелкие княжеские уделы в пределах Московского княжества. Тем самым Василий II укрепляет великокняжескую власть, пытаясь, раз и навсегда прекратить усобицы на Руси. Усилилось влияние Москвы на Новгородскую землю, Нижний Новгород, Псков и Владимиро – Суздальское княжество. Во время правления Василия II митрополитом был выбран русский епископ Ион. В митрополиты его посвятил не Константинопольский патриарх, а собор русских архиереев . Это событие означало начала независимости русской православной церкви от Византийской. Внешняя политика Василия II сводилась к необходимости обезопасить Русь от набегов татар и, агрессии Литвы. Успехи в отношения с соседями шли с переменным успехом. Грандиозные победы сменялись не менее грандиозными поражениями. Василий II Васильевич Темный умер в 1462 году, от туберкулеза. Внутренняя и внешняя политика Ивана III ее сущность и содержание. Внутренняя политика. В возрасте двадцати двух лет, Иван Васильевич, по завещанию своего отца вступил на Московский престол. Добиваясь признания новгородцами главенства над собой Московского княжества, Иван 3 применил силу. Надо заметить, что изначально, посылая послов в Великий Новгород, который после заключения договора с польским королем Казимиром, перешел под его защиту, Иван 3 намеревался разрешить разногласия мирным путем, но отправленные послы были изгнаны из города с бесчестием. Таким образом, благодаря военным действиям, предпринятым в 1471 году, на берегу реки Шелони 13 июля были разбиты новгородские войска. Не получив обещанной помощи от польского короля и боясь жестокой расправы, жители Новгорода запросили мира. Иван 3 согласился, новгородцы уплатили «копейное» и под власть Московского князя перешла часть Двинской земли. Окончательный переход, Великого Новгорода в зависимость от Москвы, произошел спустя семь лет после описанных событий. А именно в 1478 году, 15 января горожане Новгорода согласились стать вассалами Москвы. Все это следствием внутренней политики Ивана 3, направленной на продолжение процесса объединения русских земель. Внешняя политика. Ливонцы осадили Псков, но потерпели поражение. В 1481 году был подписан мирный договор на десять лет. Однако, для усиления защищенности границы с Ливонией, было возведена крепость Ивангород, в 1492 году. Впоследствии, на протяжении трех лет с 1501 по 1503 годы, вновь происходили стычки русских войск с ливонскими рыцарями, но, в конце концов, было заключено перемирия на шесть лет.
20. Ересь «стригольников» и борьба с ней. Во второй половине 14-го века в Новгороде возникло антифеодальное движение, имевшее религиозную оболочку, известное под именем ереси стригольников. Стригольники выступали против епископов, их поборов и стяжательства; они отрицали некоторые догматы и обряды, связанные со смертью человека, необходимость исповеди и причастия, говорили, что их молитвы неугодны богу и что напрасно жертвовать им земли «на помин души». В ереси стригольников отразилась борьба против господствующей феодальной церкви; это был протест, хотя и пассивный, социальных низов против феодального гнета, против установившейся феодальной идеологии. В критике церковных догматов и обрядов были элементы рационализма. Во главе ереси стояли рядовые люди, а также дьячество, т.е. низший слой духовенства. Господствующая церковь сурово осудила новую ересь, как направленную против церкви и феодального гнета. Ересь называли «прямой затеей сатаны», а ее участников – «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». Новгородские епископы настояли на том, чтобы руководителей ереси – дьякона Никиту, ремесленника Карпа и др. сбросили в 1375 г. в реку Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове. Физическое уничтожение еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416 –1425 гг. он благодарил псковичей за расправу над еретиками. Он советовал им применять все средства уничтожения, однако без пролития крови, во имя «спасения души» казненных. Послушные псковичи последовали советам инквизитора. Они переловили, обыскали и казнили многих еретиков.
21. Споры о роли церкви в русском обществе (иосифляне и «нестяжатели»). Для некоторых еретических течений на Руси были характерны антимонашеские настроения. Причина подобных настроений заключалась в том, что многие монастыри были крупными землевладельцами и государство не раз пыталось пополнить пустующую казну за счет монастырского имущества. Такие настроения отягчали разногласия между двумя внутрицерковными течениями XV-XVI веков — иосифлянами и нестяжателями. Ведущими представителями этих направлений в Русской Церкви были выдающиеся иноки, впоследствии канонизированные как святые, — преподобные Иосиф Волоцкий (1439-1515) и Нил Сорский (около 1433-1508).
22.Формирование общегосударственной идеологической системы «Москва – третий Рим». Политическая теория, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства — Москвы как политического и церковного центра. Теория была изложенав характерной для средневекового мышления религиозной форме и утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению теоретиков, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» (Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти). Начав складываться в середине 15 века, теория «Москва — третий Рим» была сформулирована в начале 16 века в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Теория была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татарского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли. В 16-17 веках в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва — третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнетом. Вместе с тем теория содержала и негативные черты - богоизбранности и национальной исключительности великоруссов.
![]() |