Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Объединение земель Северо-восточной Руси в 15-начале 16 в. Формирование территории



Объединение Северо-Восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода (1478), Твери (1485), Вятской земли (1489), Верховских княжеств, Посемья и Северской земли (1500)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1521), взятие Смоленска (1514)). Одновременно с этим проходила ликвидация последних уделов внутри собственно Московского княжества. Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Как и его предшественники Дмитрий Шемяка и Василий II, он использовал титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли.

Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы.

Начавшаяся в 1558 году Ливонская война оказалась непосильным бременем как для Российского государства, так и для Великого княжества Литовского, вынужденного в 1569 году объединиться с Королевством Польским и образовать совместное государство, известное как Речь Посполитая. Кроме прочего, Великое княжество Литовское лишалось нынешних украинских земель, перешедших в состав Польши.

 

Внутренняя и внешняя политика Василия 11 ее сущность и содержание.

Василий II Васильевич Темный(1415 – 1462, правил с 1425) – Великий московский князь, сын Василия I Дмитриевича. Василию II выпала нелегкая судьба, править страной в период междоусобных, братоубийственных войн. На Великокняжеский престол, законно занимаемыйВасилием II, было много претендентов среди удельных князей. В 1433 году, Юрий захватывает княжеский престол и высылаетВасилия II из Москвы. Василий получил звание князя коломенского. Коломна стала центром собирания сил Великого князя Василия II Васильевича, для объединения всей Руси и становления мощного объеденного государства. В Коломну стекались люди поддерживающие Василия II. Василий II в итоге, с большим трудом, вернул себе великокняжеский трон.

В 1446 году был ослеплен своими политическими противниками, вследствие чего получил прозвище «темный». Годом позже Василий II посещает Ферапонтов монастырь, где получает благословление на поход против Дмитрия Шемяки, воссевшего на Московском троне.

Окончательно вернув себе великокняжеский престол в начале 50-ых годов, Василий II начинает проводить реформы во внутренней политике. Василий Темный ликвидирует все мелкие княжеские уделы в пределах Московского княжества. Тем самым Василий II укрепляет великокняжескую власть, пытаясь, раз и навсегда прекратить усобицы на Руси. Усилилось влияние Москвы на Новгородскую землю, Нижний Новгород, Псков и Владимиро – Суздальское княжество. Во время правления Василия II митрополитом был выбран русский епископ Ион. В митрополиты его посвятил не Константинопольский патриарх, а собор русских архиереев . Это событие означало начала независимости русской православной церкви от Византийской.

Внешняя политика Василия II сводилась к необходимости обезопасить Русь от набегов татар и, агрессии Литвы. Успехи в отношения с соседями шли с переменным успехом. Грандиозные победы сменялись не менее грандиозными поражениями. Василий II Васильевич Темный умер в 1462 году, от туберкулеза.

Внутренняя и внешняя политика Ивана III ее сущность и содержание.

Внутренняя политика. В возрасте двадцати двух лет, Иван Васильевич, по завещанию своего отца вступил на Московский престол. Добиваясь признания новгородцами главенства над собой Московского княжества, Иван 3 применил силу. Надо заметить, что изначально, посылая послов в Великий Новгород, который после заключения договора с польским королем Казимиром, перешел под его защиту, Иван 3 намеревался разрешить разногласия мирным путем, но отправленные послы были изгнаны из города с бесчестием. Таким образом, благодаря военным действиям, предпринятым в 1471 году, на берегу реки Шелони 13 июля были разбиты новгородские войска. Не получив обещанной помощи от польского короля и боясь жестокой расправы, жители Новгорода запросили мира. Иван 3 согласился, новгородцы уплатили «копейное» и под власть Московского князя перешла часть Двинской земли. Окончательный переход, Великого Новгорода в зависимость от Москвы, произошел спустя семь лет после описанных событий. А именно в 1478 году, 15 января горожане Новгорода согласились стать вассалами Москвы. Все это следствием внутренней политики Ивана 3, направленной на продолжение процесса объединения русских земель.

Внешняя политика. Ливонцы осадили Псков, но потерпели поражение. В 1481 году был подписан мирный договор на десять лет. Однако, для усиления защищенности границы с Ливонией, было возведена крепость Ивангород, в 1492 году. Впоследствии, на протяжении трех лет с 1501 по 1503 годы, вновь происходили стычки русских войск с ливонскими рыцарями, но, в конце концов, было заключено перемирия на шесть лет.
В 1480 году произошло важное событие в политической жизни страны. На протяжении уже многих лет Русь не являлась зависимым от Орды государством, но, тем не менее, до конца этот вопрос решен не был. Ордынский князь Ахмат, периодически присылающий послов к Московскому князю с требованием дани, перешел к активным действиям в 1480 году. Собрав войско, Ахмат двинул его к Москве. Не решившись форсировать Оку, на которой стояли многочисленные русские войска, Татаро-монгольский хан 6 октября 1480 года подошел к реке Угре. Противоположный берег был занят армией князя Ивана Васильевича. «Стояние на реке Угре» продолжалось до 11 ноября этого же года. Без поддержки литовскими войсками Ахмат не посмел перейти реку и отступил. Это событие воспринимается, как окончание подчиненности Орде.
Во времена правления Ивана Васильевича, Россия, практически не прекращая, вела войны с Литвой, которая не желала объединения русских земель. В восьмидесятых годах пятнадцатого века, Московские территории стали значительно больше, за счет таких городов и принадлежащих им земель как Вятка и Тверь. Параллельно с этими присоединениями, происходил переход некоторых областей граничащих с Литвой под управление Москвой. В период, русско-литовских войн, длившихся, с 1492 по 1503 годы к Московскому княжеству присоединилось множество городов.

 

20. Ересь «стригольников» и борьба с ней.

Во второй половине 14-го века в Новгороде возникло антифеодальное движение, имевшее религиозную оболочку, известное под именем ереси стригольников. Стригольники выступали против епископов, их поборов и стяжательства; они отрицали некоторые догматы и обряды, связанные со смертью человека, необходимость исповеди и причастия, говорили, что их молитвы неугодны богу и что напрасно жертвовать им земли «на помин души».

В ереси стригольников отразилась борьба против господствующей феодальной церкви; это был протест, хотя и пассивный, социальных низов против феодального гнета, против установившейся феодальной идеологии. В критике церковных догматов и обрядов были элементы рационализма. Во главе ереси стояли рядовые люди, а также дьячество, т.е. низший слой духовенства.

Господствующая церковь сурово осудила новую ересь, как направленную против церкви и феодального гнета. Ересь называли «прямой затеей сатаны», а ее участников – «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». Новгородские епископы настояли на том, чтобы руководителей ереси – дьякона Никиту, ремесленника Карпа и др. сбросили в 1375 г. в реку Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове.

Физическое уничтожение еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416 –1425 гг. он благодарил псковичей за расправу над еретиками. Он советовал им применять все средства уничтожения, однако без пролития крови, во имя «спасения души» казненных. Послушные псковичи последовали советам инквизитора. Они переловили, обыскали и казнили многих еретиков.

 

21. Споры о роли церкви в русском обществе (иосифляне и «нестяжатели»).

Для некоторых еретических течений на Руси были характерны антимонашеские настроения. Причина подобных настроений заключалась в том, что многие монастыри были крупными землевладельцами и государство не раз пыталось пополнить пустующую казну за счет монастырского имущества. Такие настроения отягчали разногласия между двумя внутрицерковными течениями XV-XVI веков — иосифлянами и нестяжателями. Ведущими представителями этих направлений в Русской Церкви были выдающиеся иноки, впоследствии канонизированные как святые, — преподобные Иосиф Волоцкий (1439-1515) и Нил Сорский (около 1433-1508).
Иосифляне отнюдь не были сторонниками личного обогащения. Они защищали право монастырей владеть землями и крупной собственностью. В имущественных правах монастырей они видели залог их действенного общественного служения: помощь беднякам, голодающим, больным, выполнение просветительских задач, гарантию высокого общественного положения Церкви, возможность содействовать устроению православного государства. Игумен Волоколамского монастыря Иосиф, признанный глава иосифлян, делом подкреплял свои идейные позиции: во время голода в окрестных районах он распорядился кормить голодающих, устроил в монастыре приют для сирот.
Нестяжатели полагали, что монахи должны кормить себя только собственным трудом, и выступали против монастырских имений, которые в то время составляли немалую часть всех государственных территорий. По мнению нестяжателей, владение имуществом разлагало монашество, отвлекало иноков от духовного подвига. За каждой из сторон в этом споре стояла своя правда. Идеи иосифлян, доведенные до крайности, означали, что обогащение монастырей становилось самоцелью, а помощь, оказываемая государственной властью, оборачивалась пресмыкательством перед ней и оправдывала любые ее действия. В свою очередь крайнее нестяжательство обрекало Церковь на бедность, а значит, на необразованность и закрывало перед ней путь активного общественного служения. К тому же авторитет наиболее известных нестяжателей (в основном это были "заволжские старцы" — монахи маленьких бедных монастырей-скитов Заволжья) использовали вожди ересей, искавшие у низ защиты от преследования со стороны государства, а также те государственные деятели, которые стремились контролировать церковное имущество. Исторически победу в этом споре одержали иосифляне, поддержанные государственной властью.

 

22.Формирование общегосударственной идеологической системы «Москва – третий Рим».

Политическая теория, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства — Москвы как политического и церковного центра. Теория была изложенав характерной для средневекового мышления религиозной форме и утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению теоретиков, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» (Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти). Начав складываться в середине 15 века, теория «Москва — третий Рим» была сформулирована в начале 16 века в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Теория была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татарского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли. В 16-17 веках в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва — третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнетом. Вместе с тем теория содержала и негативные черты - богоизбранности и национальной исключительности великоруссов.

 



Просмотров 1762

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!