Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Культура Северо-восточной Руси в 14-15 в



Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре непоправимый урон. С начала XIV в. она возрождается.

Литература

1. Одним из самых распространенных жанров становится историческая повесть,в которой замысловато совмещались исторические факты с литературным вымыслом. Авторы произведений при этом часто использовали гиперболизацию (преувеличение). Большое распространение получили такие повести, как «О Щелкане Дудентьевиче», «О разорении Рязани Батыем» и др. Пропитаны духом оптимизма, патриотизма произведения, которые одухотворили русскую культуру после славной победы в Куликовской битве 1380 г. Ей посвящены известные исторические повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

2. Очень популярным был и другой литературный жанр – «хождения» – описания путешествий в далекие страны.Так, например, тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (относится к третьей четверти XV в.) живописал свое далекое путешествие в Индию.

3. Жанр агиографии (житий святых)на Руси так же получил распространение. Характерно, что из византийской, болгарской литератур был заимствован стиль «плетения словес», который предполагал пышность, помпезность. В этом стиле, в частности, выдержаны жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского, написанные Епифанием Премудрым (начало XV в.).

4. Развивалось летописание:многие летописей, в том числе одна из более ранних, Лаврентьевская (1370-е гг.), сохранились до нашего времени в оригинале. В 1442 г. начал создаваться «Русский хронограф» – описание всемирной истории, которое составил Пахомий Логофет.

5. В ходе обличения ереси новгородский священник Геннадий Гонзов в конце XV в. составил первый русский кодекс Библии.С этого же времени появляются полемические трактаты оппонентов внутри-церковных групп: «осифлян»(Иосиф Волоцкий) и «нестяжателей» (Нил Сорский).

Архитектура

В Новгородебыло построено большое количество небольших каменных церквей (Ковалевская, Спаса на Ильине улице, Волотовская и др.).

В Московском княжествепервые каменные постройки – храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве. В 1367 г. возведены первые белокаменные стены Московского кремля. Во второй половине XV в. кремль был значительно перестроен: возведены новые стены, построены красивые соборы: Успенский (1476–1479), архитектор – итальянец Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484–1489), построен псковскими мастерами; Архангельский (1505–1509). Для торжественных приемов построена Грановитая палата (1487–1491).

Живопись

Во второй половине XIV – первой половине XV в. творили два великих русских живописца – Феофан Греки Андрей Рублев.Совершенства они достигли в иконописи. Феофан Грек был автором фресок в московском храме Рождества Богородицы, участвовал в росписи Архангельского собора.

Для стиля Феофана Грекав иконописи характерны:

1) выбор ярких сочных красок;

2) эмоциональность;

3) экспрессия.

Андрей Рублевявляется автором фресок Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Самая знаменитая его икона – «Троица».

Для произведений Андрея Рублева характерны:

1) высокий духовный пафос;

2) проникновенность, человечность образов.

 

25. «Судебник» 1497 г.

Москве при великом князе Иване III Васильевиче в 1497 г. был составлен и утвержден новый законодательный кодекс, который вошел в отечественную историю под названием Судебник 1497 года.

Судебник 1497 года — это первый сборник законов единого централизованного Русского государства. В нем были отражены нормы гражданского, уголовного и других видов права. В частности, изменялись правила проведения судебных заседаний в уездах. Главными судьями объявлялись княжеские наместники. Но чтобы суды проводились честно, за судебными заседаниями должны были следить представители местных жителей — старосты и выборные «лучшие люди». Таким образом, в Судебнике было показано, что великий князь Московский уважает древние вечевые традиции и опирается не только на своих государственных чиновников, а учитывает и народное мнение.

Судебник регулировал отношения собственности и положение различных групп городского и сельского населения. В том числе, в Судебнике впервые вводилось ограничение права перехода крестьян от одного владельца к другому. Обычно такие переходы происходили после окончания полевых работ: если крестьянину не нравилось жить у одного владельца он, в соответствии с древним обычаем, мог уйти к другому. Но в разных районах страны правила перехода были различны. Теперь устанавливался единый для всех срок перехода крестьян — неделя до и неделя после осеннего праздника Святого Георгия Победоносца (26 ноября, по новому стилю — 9 декабря). На Руси Святого Георгия издревле звали Юрием, потому и этот осенний день получил именование Юрьев день. В соответствии с нормами Судебника, за свой переход крестьянин должен был заплатить прежнему владельцу определенную сумму денег. Эта выплата называлась «пожилое», и в разных районах составляла от полтины до рубля. Современные ученые считают, что введение Юрьева дня стало началом законодательного оформления крепостного права.

26.Государственно-политический строй России во второй половине 15-начале 16 в. Иван 111 «Государь Всея Руси».

Политический строй русского государства рубежа XV-XVI вв. развивался в сторону усиления централизации и дальнейшего возвышения власти московского государя. Последнее было неизбежным следствием завершения процесса собирания Москвой великорусских земель в единое государство и превращение великого князя московского в политического вождя всей русской нации. Осознание этого положения выразилось в принятии Иваном III титула "Государя всея Руси".

Им последовательно проводится мысль о божественном происхождении своей власти /титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь..."/. Утверждению этой мысли служил установленный Иваном III порядок занятия престола - через торжественный церковный обряд "венчания" великокняжеским венцом. Важную роль в возвышении монархической власти сыграл брак Ивана III с последней византийской царевной Софьей Палеолог /1472 г./ Тем самым русский государь как бы выступил политическим преемником византийских императоров. В употребление стали вводиться титулы "царь" и "самодержец". Последний первоначально означал самостоятельного государя, не подчиненного ничьей внешней власти. Однако уже Иван III начинает толковать титул "Самодержца" как имеющий значение неограниченной власти монарха.

Фактором, ослаблявшим великокняжескую власть, являлась незавершенность процесса централизации страны, прежде всего отсутствие разветвленного государственного аппарата управления. Существовало всего 2 общегосударственных ведомства:

"Дворец" - ведал землями великого князя и решал земельные споры;

"Казна" - государственная канцелярия, руководившая финансами и внешней политикой.

Управление отдельными территориями осуществлялось Москвой через наместников, которыми назначались московские бояре. Их именовали "кормленщиками", поскольку они полностью содержались местным населением -"кормились" за его счет. "Кормление" давалось на срок от одного до трех лет.

С конца XV в. постоянный характер приобретает Боярская дума. Однако ее состав был невелик - ок. 20 человек, и возможности ограничены - она была лишь совещательным органом, с которым царь только обсуждал и координировал свои предложения. Такое положение не удовлетворяло боярство, которое стремилось противодействовать самовластным устремлениям московских государей. Боярство не было противником единства страны, но его политическим идеалом была ограниченная монархия, при которой власть царя сочеталась бы с властью боярского совета, выполняющего правительственные функции .

Среди боярской знати были и сторонники сословно-представительной монархии. Их идеолог князь Курбский допускал участие народа в управлении страной через всесословный Земский собор .

С конца XV в. начинает складываться единая исполнительная власть в лице новых органов управления - "приказов". Приказы выросли из временных поручений, даваемых боярам. Для выполнения поручений /приказов/ боярин подбирал грамотных чиновников - "дьяков", создавал особое присутственное место - "избу".

Дьяки, как реальные исполнители предначертаний великокняжеской власти, стали играть все более значительную роль в государственном управлении. Специализируясь на выполнении определенных поручений /финансовых, дипломатических, военных/ дьяки подготовили создание органов управления с функциональным , а не территориальным распределением дел.



Просмотров 2182

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!