Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Стратегии компаний в автомобильной промышленности
Цели стратегии развития группы компаний ОАО «Тернейлес» на 2014 год
39. Матричный метод анализа окружающей среды внешнеэкономической деятельности предприятия: сущность, значение, виды матриц и область их применения, использование результатов. Практические примеры.
Стратегические (портфельные) матрицы представляют собой один из важнейших инструментов анализа, рыночной ситуации, прогнозирования и выработки стратегий. Матрицы имеют вид таблиц, содержащих по 2-3 строки и 2-3 столбца, в которых отражаются те или иные переменные характеристики изучаемого объекта – фирмы, рынка, какой-то его части (например, перспективность, конкурентоспособность и пр.). Пересечение строки и столбца образует в матрице ячейку, называемую квадрантом. В квадранте содержится характеристика возможной стратегии. Итак, к общим принципам построения матриц следует отнести следующие: - построение матрицы происходит на перекрестке влияния двух избранных факторов (показателей), поэтому матрица освещает взаимодействие двух избранных показателей в процессе анализа; - показатели (факторы), которые образовывают основу матриц, принадлежат к двум категориям: 1) факторы, которые характеризуют целевой рынок предприятия (темп роста рынка, привлекательность рынка, стадия жизненного цикла отрасли); 2) факторы, которые определенным образом характеризуют непосредственно предприятие в его целевом рынке, например: относительная рыночная частица предприятия на целевых рынках, конкурентоспособность предприятия на целевых рынках, рыночные позиции предприятия; - каждая клетка матрицы воссоздает определенную стратегию. Преимущества матриц как инструмента маркетингового стратегического анализа состоят в следующем: во-первых, матрицы позволяют обобщить результаты стратегического анализа и представить их в удобной для пользования форме. Это очень важно потому, что стратегический анализ связан с большим количеством данных, поэтому структурировать и обобщить которые очень трудно; во-вторых, матрицы позволяют отследить взаимосвязь двух факторов, которые образуют основу матрицы, и их взаимно-согласованное влияние на стратегическую деятельность предприятия; в-третьих, матричный анализ предоставляет возможность установить стратегические приоритеты деятельности предприятия, а также приоритеты в распределении его ресурсов; в-четвертых, матрицы позволяют оптимально распределить направления деятельности предприятия соответственно избранным признакам. в-пятых, матрицы предлагают определенные шаблоны стратегического анализа и обобщенные разновидности (образцы) стратегий в определенной стратегической ситуации, которая значительно облегчает практическую деятельность стратега. Недостатки матриц как инструмента маркетингового стратегического анализа проявляются в следующем: во-первых, некоторые матрицы (в основном, многокритериальные) связаны с определением коэффициентов и рангов показателей, которые означают существенное влияние субъективного фактора, снижающего объективность матричного анализа; во-вторых, большинство матриц (в особенности это касается матриц портфельного анализа) имеют статический характер, то есть воссоздают текущее состояние развития предприятия, которое не позволяют оценить динамику стратегических процессов; в-третьих, рекомендации матриц относительно формулирования стратегий предприятия имеют очень обобщенный характер и потому требуют уточнения. Предлагая возможные “стандартные” стратегии, матричный анализ не определяет направления их реализации; в-четвертых, большинство матриц предлагает альтернативные стратегии. в-пятых, матричный анализ учитывает лишь два показателя/фактора, на основе которых строится матрица, поэтому при формулировании конечного варианту стратегии необходимо использовать и другие, кроме матричного, методы стратегического анализа, которые учитывают влияние тех факторов и показателей, которые остались без внимания матриц; в-шестых, построение некоторых матриц (в особенности многокритериальных) требует больших усилий.
Х. Мефферт и И.Больц сгруппировали факторы, определяющие выбор стратегии при проникновении на внешний рынок в виде матрицы.
Ограничивающие факторы охватывают такие величины, которые с самого начала исключают или ограничивают выбор определенного способа и формы выхода на рынок. Благоприятствующие факторы также влияют на решение предприятия, и они могут определяться с учетом уровня издержек.
Проведем анализ окружающей среды ВЭДП для туристической компании ООО «Вокруг Света»:
1) Матрица для оценки рыночной среды
|