Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Организационное обеспечение внешнеэкономической деятельности
В этом разделе рассматривается торговое, таможенное, валютное, налоговое законодательство стран применительно к определённому виду продукции и определённой сделке; определяются международные нормы и правила, правила торговли определённым видом продукции, ценообразование, международные обычаи, а также имеющиеся руководства ЕЭК ООН, типовые контракты международных ассоциаций производителей и экспортёров. Здесь же необходимо проанализировать организационно-правовые основы разработки определённого продукта для внешнего рынка: особые требования к качеству, экологической безопасности, а отсюда виды сертификации, лицензирование, стандартизация, штриховое кодирование. Экономическое обеспечение внешнеэкономической деятельности. В данном разделе обосновываются все издержки, дополнительно возникающие при внешнеэкономической деятельности, обусловленные совершенствованием продукции, таможенными пошлинами и таможенными сборами, транспортировкой и страхованием, затратами на получение сертификатов, на декларирование, НДС, акцизы. Способы и формы выхода на внешний рынок. В данном разделе даётся обоснование способа (экспорт, совместное предпринимательство, зарубежное инвестирование и т.д.) и методов выхода на внешний рынок – прямой или через посредников. Во втором случае необходимо рассмотрение законодательства в области посреднической деятельности, ставки вознаграждения посредникам и др. ООО «Теплотерм» (отрасль малая энергетика и теплосбережение) разработала бизнес-план по реализации 1-й очереди строительства (по нему дано заключение Организации Объединённых наций по промышленному развитию – ЮНИДО) по проекту «Строительство «Амурского аквапарка» в г. Хабаровске». Цель проекта – строительство и эксплуатация всесезонного «Амурского аквапарка» с комплексом бассейнов и спортивных залов, пляжной и парковой зонами, предлагающего спортивно-оздоровительные услуги международного класса. Рынок потребителей: население и гости г. Хабаровска. Запрашиваемые инвестиции – 6,5 млн долл. Формы инвестирования – прямые инвестиции (поставка оборудования в лизинг, инвестиционный кредит). Министерство лесной промышленности Хабаровского края и стратегический партнёр ОАО «Дальлеспром» (отрасль – лесная промышленность) разработали бизнес-план проекта «Создание целлюлозного производства в г. Амурске». Цель проекта – организация в Хабаровском крае крупного целлюлозного производства мощностью 700 тыс. тонн белёной сульфатной целлюлозы. Потребители – 90 % внешний рынок (Китай, Япония, Корея), 10 % внутренний рынок. Запрашиваемые инвестиции – 900 млн долл. США, формы инвестирования – предприятие с иностранными инвестициями, инвестиционный заём.
Типичные ошибки составления бизнес-плана ВЭД. Типовые недостатки БП в основном сводятся к следующим: 1) нечеткость формулировок целей проекта (затрудняет оценку выполнения проекта); 2) упор на имеющиеся возможности (свободные производственные площади, существующий научно- технический уровень и др.); 3) слабое знание емкости рынка, тенденций его развития, конкуренции; 4) непроработанность системы сбыта; 5) бездоказательность приводимых оценок объемов продаж; 6) недостаточное внимание к вопросам собственности (в том числе интеллектуальной); 7) при финансовых расчетах «упущение» из виду таможенных пошлин, сборов, НДС, акцизов, специфических платежей, местных налогов и др.; 8) непроработанность финансовой части; 9) несоразмерность запросов ресурсов размеру предприятия, величине уставного капитала, собственных средств, имущества, др. активов, опыту работы в данной области, наличию квалифицированного персонала; 10) недостаточность гарантий возврата средств инвесторам; 11) отсутствие четкой схемы возврата средств (сроки, суммы); 12) отсутствие акцента на привлекательность проекта для иностранного инвестора, партнера; 13) низкие характеристики интегральных показателей эффективности; 14) неполная характеристика команды управления проектом; 15) непроработанность организационного плана реализации проекта. Однако даже если на этапе разработки БП всех этих ошибок удастся избежать, определяющее значение в неудаче проекта может сыграть неверная стратегия продвижения проекта к партнерам и инвесторам. Наиболее часто повторяющимися ошибками продвижения проектов являются: - непрофессионально проведенная презентация бизнес–плана (без наглядного материала, без использования технических средств презентации (например, программы Power Point), без переводчика и др.); - плохая организация презентации бизнес-плана (с потенциальными инвесторами и партнерами не согласовано время и место проведения, не заблаговременно разосланы приглашения на презентацию и др.); - недостаточное внимание к качеству перевода бизнес–плана на языки потенциальных инвесторов и партнеров; - обращение только в один адрес (бизнес-план готовился с целью представления конкретному инвестору, партнеру); - отсутствие проработанных альтернативных вариантов продвижения проекта, таких как участие в конкурсе бизнес-планов, рассылка как можно большему кругу компаний, пользующихся хорошей репутацией, информирование широкой аудитории посредством масмедиа и др.); - обращение не по адресу (например, прежде чем обратиться в какой-либо инвестиционный фонд, необходимо узнать о критериях отбора проектов и требованиях к ним); - неучет интересов потенциальных партнеров и инвесторов; - представление документов не в полном объеме; - неоперативное представление дополнительных данных, ответов на вопросы; - игнорирование пожеланий потенциальных партнеров и инвесторов, высказанных при первом контакте; - установка на получение требуемых ресурсов в одном источнике; - запрос суммы, несоразмерной с проектом.
51Отличие и взаимосвязь понятий «внешнеэкономическая деятельность предприятия определенного вида / формы» и «выход предприятия на внешний рынок», их реализация в практической деятельности предприятий (развернутая характеристика на конкретных примерах). Существуют различные группировки видов и форм ВЭД. Выделяют 5 видов, а в отношении форм есть различия во мнениях авторов. Отдельные формы ВЭД могут относиться в нескольким видам ВЭД. Каждая форма ВЭД осуществляется в виде соответствующих бизнес-процессов, включают определенные субъекты ВЭД. Правовая основа реализации отдельна для каждой формы ВЭД.
Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности. В сфере международного сотрудничества широко распространена как альтернативный вариант консолидации предприятий практика объединения высокотехнологичных компаний из разных стран на договорной основе для реализации отдельных научно-производственных проектов. Этот процесс происходит, прежде всего, путем создания крупных международных консорциумов, технологических союзов и альянсов между ведущими ТНК, совместных предприятий, а также в других формах, основу которых составляет договор между участниками. Среди таких организационных структур в качестве примера можно привести: Airbus и Eurfighter (союз ТНК в авиационной сфере); Microelectronics and Computer Technology Corporation (MCC) и Sematech (союз ТНК в сфере производства компьютерной техники); совместное предприятие Eurocopter (объединение ТНК в авиационной сфере). Высокотехнологичные корпорации сегодня формируют новый принцип взаимоотношений с партнерами. Принцип «конкуренция со всеми, а сотрудничество с избранными» заменен другим: «конкуренция с избранными, а сотрудничество с остальными». Этот принцип реализуется в создании производственно-коммерческих агломераций - временных, сравнительно устойчивых объединений с общей производственной базой, технологическим и научно-техническим единством. Некоторые данные о научно-производственной кооперации ведущих иностранных высокотехнологичных корпораций приведены в табл. 1. Таблица 1
|