Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Научно-производственная кооперация высокотехнологичных компаний



Компании, которые задействованы в научно-производственной кооперации Направление научно-производственной кооперации
Siemens (Германия) - Intel (США) Разработка и производство микропроцессоров
Siemens (Германия) - Toshiba (Япония) Создание компонентов полузаменимых типов
Toshiba (Япония) - LSI Logic (США) Создание электронных компонентов нового поколения
Toshiba (Япония) - Motorolla (США) Разработка прецизионной технологии
General Electric (США) - Philips (Нидерланды) Производство электронных медицинских приборов
Toshiba (Япония) - Kamings Engine Разработка дизельного двигателя из тонкой керамики
Ericsson (Швеция) - Matra (Франция) Производство телекоммуникационной техники
SGS (Италия) - Thompson (Франция) Производство электронных компонентов
Fujitsu (Япония) - Vector General (США) Разработка систем построения графиков
Mitsubishi (Япония) - Westernhouse (США) Разработка ядерных реакторов
Mitsubishi (Япония) - Boeing (США) Разработка авиалайнера

 

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, её систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов её реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счёт организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и её реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п.

Компания «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (СПД) – это совместное предприятие (СП), учрежденное на паритетных началах международным концерном «Шелл» и российским ОАО НК «Эвихон», дочерним подразделением компании «Сибирь Энерджи».

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь.

 

Вторая классификация.

Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в различных видах.

5. По масштабам географии охвата рыночной территории это может быть:

Ø экспортная деятельность;

Ø импортная деятельность;

Ø внешнеторговая деятельность;

Ø внешнеэкономическая деятельность, которая помимо экспорта-импорта товаров и услуг включает вывоз/ввоз капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, научно-техническое сотрудничество, строительство объектов за рубежом, инжиниринговые и консалтинговые услуги и другие виды деятельности, включая объекты капитального строительства (комплектные поставки), товарообменные сделки (бартер, компенсационные, встречные и другие сделки), сделки на основе давальческого сырья (толлинг), состязательные формы организованной торговли (биржи, аукционы и торги);

Ø операции, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством, производственно-сбытовой кооперацией, участием в консорциумах и стратегических альянсах;

Ø вывоз капитала за рубеж для приобретения промышленной и иной собственности с целью получения предпринимательской прибыли (прямые инвестиции), привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию, участие в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках, приобретение пакетов акций с целью долевого участия в прибылях (портфельные инвестиции), создание совместных предприятий в России изарубежом, приобретение прав на владение, распоряжение или управление ресурсами за рубежом, предоставление концепций в России с разделением добытой или произведенной продукции и др.;

Ø международная экономическая деятельность, которая предполагает организацию бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных предприятий и развитие экономических контактов не только между Россией и зарубежной страной или странами, но и между третьими странами и т.д.

6. По видам внешнеторговых операций (сделок):

Ø несвязанные операции;

Ø встречные сделки:

Ø бартерные или товарообменные сделки;

Ø сделки на компенсационной основе.

3. По сферам (объектам) внешнеторговых операций:

Ø экспорт/импорт сырьевых товаров;

Ø экспорт/импорт машино-технических товаров.

Причем при организации внешнеторговых операций для каждого отдельного вида товаров существует своя специфика и предполагается владение специальными навыками и компетентной информацией.

ОАО «Аммофос» является одним из крупнейших отечественных экспортеров минеральных удобрений. Доля экспорта в 2004 г составила 68% общего объема выпускаемой продукции.


52. Выход предприятия на внешний рынок: понятие и концепция планирования выхода на внешний рынок (развернутая характеристика). Практические примеры.

 

Выход (проникновение) на внешний рынок означает, что предприятие разворачивает деятельность на рынке страны, на котором оно до сих пор не осуществляло деятельности.

Выход на внешний рынок – это первые мероприятия по развёртыванию деятельности на рынке целевой страны.

К.У. Реммербах в 1988 году разработал концепцию планирования выхода на внешний рынок.

Можно выделить 4 стратегических измерения при выходе на рынок другой страны:

1. Измерение действий (что?) — выработка стратегических и тактических мероприятий по выходу на ВР и контроль результатов деятельности.

2. Пространственное измерение (где?), т.е. выбор оптимальной страны для выхода на ВР — необходимо провести маркетинговое исследование потенциальных рынков, включающее факторы рыночной и макросреды, затем всю совокупность стран сгруппировать для более детального исследования, учитывая как риски, так и потенциальные выгоды.

Например, при расширении банковской сети филиала ОАО Банк ВТБ был выбран Китай, так как на Дальнем Востоке основные торговые операции происходят с этой страной. Поэтому было важно открыть филиал в Шанхае.

3. Временное измерение (когда?) — выбор правильного момента выхода на рынок — задача этапа состоит в том, чтобы соотнести с уровнем технологического развития страны предприятия, технологии, ресурсами предприятия. Данное решение исходит из того, что есть лишь относительно ограниченный промежуток времени, который можно оптимальным образом осуществить выход на внешний рынок. Это решение о времени, которое нельзя изменить.

Например, после второй мировой войны у компании Нестле, которая располагалась и имела основные производственные мощности в Европе, начались трудности. Потому что Европа была разрушена, тогда они решили открыть свое производство в Латинской Америке.

a. Очередность выхода рынок:

i. Пионер (недостатки — высокие риски, отсутствие опыта и издержки по освоению нового рынка) — например, компания Найк первая создала вафлеобразные кроссовки для бегунов и вышла с ними на азиатский рынок. Canon первая создала принтер для Microsoft, что позволило ей выйти на рынок США;

ii. Последователь (ранний, поздний);

b. Очередность или последовательность стран при выходе на ВР:

i. Стратегия водопад/муравей — часто используется пионерами — Canon сначала начала присутствовать в США, затем в Европе, Азии, Африке;

ii. Стратегия огнетушитель/стрекоза — такая стратегия была выбрана ВТБ, когда за два года своего существования для расширения своей деятельности на международных финансовых рынках ВТБ: учредил Русский коммерческий банк в Цюрихе (Швейцария); вошел в состав акционеров Донау-Банка (Австрия); открыл несколько зарубежных представительств, в том числе в Италии, Индии и Китае;

iii. Комбинированная стратегия (она принята для предприятий, работающих на разных рынках).

4. Организационное измерение (как?) — выбор способа/формы выхода на внешний рынок. Зависит от:

· Величины затрат ресурсов;

· Риски;

· Капитал;

· Неопределенность;

· Место производства;

· Производительность управляющего персонала;

· Возможности контроля.

 

Стратегия выхода на рынок определённой страны с определённым товаром является одной из наиболее распространённых стратегий международного маркетинга. “В зависимости от принятой стратегии формулируются мероприятия маркетинговых программ. Они могут быть ориентированы: на максимум эффекта независимо от степени риска; на минимум риска без ожиданий большого эффекта; на различные комбинации этих двух подходов”.

 

1. СТРАТЕГИЯ ЭКСПОРТА.

Экспорт представляет собой самый простой способ выхода на внешний рынок. В международном маркетинге различают нерегулярный и активный экспорт. “Нерегулярный экспорт – не пассивный уровень вовлечения, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы. Активный экспорт имеет место в тех случаях, когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке” [1;620].

 

Применяя стратегию экспорта фирма производит все свои товары в собственной стране, предлагая их на экспорт в модифицированном или в немодифицированном виде. Преимущество данной стратегии состоит в том, что она требует минимальных изменений в товарный ассортимент фирмы, её структуру, капитальные затраты и программу деятельности.

 

Экспорт имеет две разновидности: косвенный и прямой экспорт. При косвенном экспорте фирма пользуется услугами независимых международных маркетинговых посредников, при прямом – проводит экспортные операции самостоятельно.

 

Фирмы, которые только начинают свою экспортную деятельность, чаще используют косвенный экспорт. Они отдают предпочтение данному варианту из-за двух причин. Во-первых, такой экспорт требует меньше капиталовложений, поскольку фирме не приходится создавать за рубежом собственный торговый аппарат или налаживать сеть контактов. Во-вторых, при косвенном экспорте фирма меньше рискует. Оптовой реализацией товара занимаются международные маркетинговые посредники – отечественные купцы-экспортёры, отечественные агенты по экспорту или кооперативные организации, которые привносят в эту деятельность свои специфические профессиональные знания, умения и услуги, и поэтому продавец, как правило, совершает меньше ошибок.

 

2. Совместная предпринимательская деятельность.

 

Данная стратегия выхода фирмы на внешний рынок основывается на соединении её усилий с коммерческими предприятиями страны-партнёра с целью создания производственных и маркетинговых мощностей. В отличие от экспорта при совместной предпринимательской деятельности (СПД) формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются определённые мощности.

 

Международный маркетинг использует четыре вида СПД: а) лицензирование; б) подрядное производство; в) управление по контракту; г) предприятия совместного владения.

 

Лицензирование является одним из наиболее простых путей выхода на внешний рынок. “Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета или какой-то иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, ибо он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя” [1;621].

В качестве примеров успешного проведения лицензионных операций Ф. Котлер приводит деятельность фирмы “Гербер” , которая таким путём вывела на японский рынок свои продукты для детского питания. Другой пример – деятельность по международному маркетингу, осуществляемая фирмой “Кока-кола” , которая предоставляет лицензии различным предприятиям в разных частях света, точнее, предоставляет им торговые привилегии, поскольку концентрат, необходимый для производства напитка, фирма предоставляет сама.

 

Однако лицензирование имеет и потенциальные недостатки, которые заключаются в том, что при лицензировании фирма располагает меньшим контролем над лицензиатом, чем над своим вновь созданным предприятием. К тому же, в случае крупного успеха лицензиата, прибыли пойдут именно ему, а не лицензиару. В результате, выходя на внешний рынок таким образом, фирма может сама создать себе конкурента.

 

Второй разновидностью стратегии СПД является подрядное производство, т.е. заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Таким методом, в частности, воспользовалась фирма “Сирс” при открытии своих универмагов в Мексике и Испании, отыскав там квалифицированных производителей, которые могли изготовлять многие из продаваемых ею товаров.

 

Этот способ выхода на внешний рынок также имеет недостатки. Применяя его, фирма меньше контролирует процесс производства, что чревато потерей связанных с этим производством потенциальных прибылей. Однако подрядное производство дает фирме возможность развернуть свою деятельность на внешнем рынке быстрее, с меньшим риском и с перспективой вступления в партнерство с местным производителем или покупки его предприятия.

 

Ещё одним способом выхода на внешний рынок, относящимся к стратегии СПД, является управление по контракту. При этом способе фирма предоставляет иностранному зарубежному партнёру “ноу-хау” в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Иначе говоря, фирма экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги. Такой метод использовала фирма “Хилтон” , организуя работу отелей в разных частях света.

 

Данный способ выхода на внешний рынок характеризуется минимальным риском и получением дохода с самого начала деятельности. Недостаток его заключается в том, что для выхода на внешний рынок фирме необходимо иметь достаточный штат квалифицированных управляющих, которых можно использовать с большей выгодой для себя. К данному способу также нецелесообразно прибегать в том случае, когда самостоятельное осуществление всего предприятия принесет фирме, выходящей на внешний рынок, гораздо большие прибыли. Кроме того, управление по контракту на некоторое время лишает фирму возможности развернуть собственное предприятие.

 

Наконец, ещё одним способом проникновения на внешний рынок является создание предприятия совместного владения. Такое предприятие представляет собой объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Существуют разные пути к возникновению такого предприятия, например, зарубежный инвестор может купить себе долю в местном предприятии, или местная фирма может купить себе долю в уже существующем местном предприятии зарубежной компании, либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие.

 

Предприятие совместного владения может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. В частности, выходя на внешний рынок, фирма может не иметь достаточно финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку. Другая возможная причина предпочтения предприятия совместного владения – иностранное правительство только таким образом допускает на рынок своей страны товары инонациональных производств.

Характеризуемый способ, как и другие, не лишён недостатков. Партнёры, относящиеся к разным странам, могут разойтись во мнениях по вопросам, связанным с капиталовложениями, маркетингом и другими принципами деятельности. Например, многие американские фирмы, вывозя капитал в те или иные страны, стремятся использовать заработанные средства для повторного инвестирования на расширение производства, а местные фирмы этих стран нередко предпочитают изымать эти поступления из оборота. Американские фирмы большую роль отводят маркетингу, а местные вкладчики зачастую полагаются исключительно на организацию сбыта. Кроме того, создание предприятий совместного владения может затруднить транснациональной компании проведение в жизнь конкретных политических установок в сфере производства и маркетинга во всемирном масштабе.

 

3. Стратегия прямого инвестирования.

 

Стратегией выхода на внешний рынок, обеспечивающей наиболее полное вовлечение фирмы в деятельность на нём, является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий. По мере накопления фирмой опыта экспортной работы и при достаточно большом объёме данного внешнего рынка производственные предприятия за границей сулят ей явные выгоды.

Одно из преимуществ данной стратегии в том, что фирма может сэкономить деньги за счёт более дешевой рабочей силы или более дешёвого сырья за счёт льгот, предоставляемых иностранными правительствами зарубежным вкладчикам, за счёт сокращения транспортных расходов и т.д. Далее, создавая рабочие места в стране-партнёре, фирма обеспечивает, тем самым себе более благоприятный образ в этой стране.

Применяя стратегию прямого инвестирования, фирма устанавливает более глубокие отношения с государственными органами, клиентами, поставщиками и дистрибьюторами страны, на рынок которой она выходит. Это даёт возможность лучше приспосабливать свои товары к местной маркетинговой среде.

И наконец, важное свойство прямого инвестирования в том, что осуществляя его, фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и, следовательно, может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга, которые будут отвечать её долговременным задачам в международном масштабе.

 

53.


Развернутая характеристика этапов планирования выхода предприятия на внешний рынок. Практические примеры.

 

Планируя выход предприятия на внешний рынок, предприятие:

1) устанавливает цели экспортно-импортных операций, т.е.:

- определяет место и роль предприятия во внешнеэкономической деятельности;

- Проводит анализ среды развития бизнеса и определение мотивов и целей ВЭД на определенных рынках;

- исследует возможности конкретных направлений и форм осуществления внешнеэкономической деятельности предприятия.

В зависимости от целей, предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий.

2) - оценивает свой экспортный потенциал или свою потребность в импорте. Практика показывает, что многое зависит от объективной самооценки экспортером своего потенциала.

При этом экспортные возможности связаны с конкурентоспособностью товара на данном рынке.

При ее предварительной оценке экспортер анализирует:

а) спрос, тенденции и перспективы развития рынка;

б) свой финансово-экономический потенциал;

в) материально-техническую базу (обеспеченность ресурсами);

г) товарный ассортимент;

д) соответствующие показатели конкурирующих фирм, работающих на рынке с аналогичным товаром и др.

При этом экспортер проводит такой анализ с целью выявления сильных и слабых сторон предприятия,

а импортер ставит перед собой вопрос, что для него выгоднее разворачивать национальное производство или осуществлять импорт.

- исследует возможные организационные формы осуществления ВЭД;

- разрабатывает конкретные программы ВЭД под конкретного партнера и разрабатывает стратегические позиции успеха, т.е. способность предприятия в сравнении с конкурентами и в долгосрочном плане обеспечить получение результатов выше средних.

3) оценивает внешнеэкономическую политику государства, из которого осуществляется вывоз товара и государства, куда осуществляется его ввоз, с точки зрения соответствия политики интересам фирмы.

Предприятие не может не учитывать влияние действий государства на свою стратегию:

• стратегия изоляции – стратегия исключения государства из мирохозяйственных связей

• стратегия протекционизма – стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции

• стратегия свободной торговли – стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле (проводят страны, занимающие лидирующее положение на рынке)

• стратегия наполнения дефицитного рынка – «протекционизм наоборот» - эффективна только в случае большего дефицитного национального рынка, на котором место найдется всем.

4) принимает решение об отборе рынков и способе выхода на них.

Оценив свой потенциал и изучив внешнеэкономическую среду, экспортер должен решить: в разовом порядке он выйдет на рынок и совершит экспортную сделку или будет осваивать рынок.

Основными стратегиями поиска внешнего рынка являются следующие:

* «Муравей» – способ медленного переползания с одного сегмента рынка на другой до завоевания оптимального числа сегментов.

* «Стрекоза» – охват вначале максимально большого количества сегментов рынка, затем постепенный отказ от менее прибыльных сегментов в пользу более прибыльных, доведение, таким образом, числа сегментов до оптимального для фирмы.

5) принимает решение о товаре.

Поскольку товар в значительной степени определяет не только результаты внешнеэкономической деятельности, но и все связанное с ним – создание, производство, реализация, реклама, сервис – он занимает центральное место в плановой работе.

По экспортной номенклатуре товаров можно выделить три подхода:

- выход на внешний рынок с тем же товаром, который поставляется на внутренний рынок.

Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства.

При выходе на внешний рынок с потребительскими товарами необходимо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

- частичное приспособление к внешнему рынку имеющегося товара, его доработка, улучшение, модернизация;

- выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

6) определяет цену.

7) заключает договор.

Заключение контракта:

Ø Поиск партнера

Ø Подготовка проекта контракта

Ø Ведение переговоров

Ø Подписание контракта

Конечным этапом планирования предприятием своей внешнеторговой деятельности является заключение контракта.

 

55.Основные стратегии международного маркетинга : эволюция и ха­рактеристика, практика применения (преимущества и проблемы).



Просмотров 1166

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!