Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Причины неконкурентоспособности российских предприятий-экспортеров (цепочка причин). Рычаги и помехи формирования конкурентоспособности на практических примерах
Факторы, повышающие конкурентоспособность в России (по убыванию) (2008): 1. Длительные связи с потребителями продукции; 2. Более низкие цены; 3. Лучшее качество продукции; 4. Известность нашей марки; 5. Выполнение почти любых запросов заказчика; 6. Обладание патентами, лицензиями, квотами; 7. Быстрота отгрузки товара; 8. Удобство расчетов за продукцию; 9. Отсутствие аналогов нашей продукции; 10. Послепродажный сервис; 11. Транспортная близость к потребителям.
Факторы, снижающие конкурентоспособность в России (2007) (по убыванию): 1. Устаревшее оборудование; 2. Высокие цены на энергоресурсы; 3. Высокие транспортные издержки; 4. Высокие конечные издержки; 5. Недостаточная квалификация работников; 6. Низкое качество сырья и комплектующих; 7. Низкое, по сравнению с импортными аналогами, качество продукции; 8. Отсутствие новых продуктов и технологий; 9. Завышенный курс доллара; 10. Низкое по сравнению с российскими аналогами качество продукции.
Причины неконкурентоспособности российских предприятий: 1. Объективные/внешние причины: a. Несоответствие системы стандартизации России; b. Низкая господдержка; c. Недостаточные знания и опыт проведения коммерческих внешнеторговых операций; d. Наличие элементов дискриминации в зарубежных странах по отношению к российским поставщикам; e. Неоправданно высокие таможенные пошлины; f. Низкая доля инновационной продукции; Введенные для «Еврохима» антидемпинговые пошлины со стороны ЕС на импорт аммиачной селитры в размере 47 евро за тонну снизило конкурентоспособность компании и лишило ее доступа на емкие рынки Франции, Венгрии, Италии. В 2011 г. в отношении всех товаров из групп 84-90 была введена новая ставка таможенного сбора при оформлении экспортной декларации. Она составила 5 тыс. рублей за одну декларацию, независимо от стоимости товара. Произошедшие нововведения оказались крайне невыгодны экспортерам, ориентированным на мелкооптовые поставки высокотехнологичных товаров, комплектующих и запасных частей, обладающих относительно небольшой стоимостью. К примеру, ОАО "Морион", выпускающее пьезоэлектрические изделия, за первые 4 месяца 2011 г. уже успело перечислить в бюджет 665,5 тыс. рублей таможенных сборов за оформление экспортных деклараций товаров по кодам 85-й группы, что на 260% выше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом за весь 2010 г. по данной статье расходов компания перечислила 554,5 тыс. рублей. В итоге за эти 4 месяца по итогам деятельности входящих в данный сектор компаний было отмечено снижение общего числа отгрузок на 8%, хотя ранее прогнозировался рост порядка 15-20%. К тому же, данная фиксированная ставка оказалась намного выше установленных в 2 других странах Таможенного Союза, т.е. российские малые и средние предприятия-экспортеры стали менее конкурентоспособными по сравнению с белорусскими и казахстанскими фирмами.
2. Субъективные/внутренние причины: a. Недооценка руководством значения маркетинга; b. Информационный голод; c. Низкие потребительские свойств продукции по сравнению с иностранными аналогами; d. Невысокое качество продукции, вызванное низкой тех оснащенностью, несоответствием ИСО-9000 и т.п.; e. Высокая с/с продукции из-за недозагрузки производственных мощностей; f. Руководящие работники не понимают для производства какой продукции можно использовать свои мощности; g. Отсутствие рабочих метод материалов для процессов управления; h. Отсутствие квалифицированных кадров специалистов, бухгалтеров, экономистов и т.д. В целом по отрасли энергетического машиностроения базовое оборудование, которое используется в основном производстве, имеет значительный физический и моральный износ – около 50 %. Средний уровень загрузки оборудования 20-30%. На большинстве заводов уровень износа основных фондов превышает 50-60%. В частности, износ машин и оборудования более 75%, а износ испытательного и стендового оборудования 90-100%. К примеру, износ активной части основных фондов на основных предприятиях группы «Энергомаш» составляет 60-65%. В развитых странах этот показатель едва достигает 20%. Российские экспортеры не могут составить достойную конкуренцию зарубежным машиностроительным или трубопрокатным компаниям. Они экспортируют оборудование, главным образом, только в страны СНГ и Китай. Как итог, к 2011 г. почти по всем группам энергетического оборудования произошло резкое сокращение доли экспорта во внешнеторговом обороте как в натуральном, так и в стоимостном выражениях (к примеру, по гидравлическим турбинам до 2% от общего объема внешнеторгового оборота).
Меры, принимаемые предприятиями для повышения конкурентоспособности: 1. 80% предприятий считают важнейшей мерой — повышение качества выпускаемой продукции; 2. 54% — закупка нового оборудования; 3. 52% — изучение запросов потребителей; 4. 51% — создание и выпуск новой продукции; 5. 49% — снижение издержек; 6. 48% — модернизация оборудования; 7. 33% — изучение конкурентов; 8. 32% — рекламная компания.
|