Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Оценка эффективности международного инвестиционного сотрудничества предприятий
64.Сущность понятия «конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке» («международная конкурентоспособность предприятия»). Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятия - комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы Селезнев А. Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя Маракулин MB. Конкурентоспособность компании - способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше с положительной динамикой) Дементьева Конкурентоспособность предприятия - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках European management forum Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ - Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от возможностей ее фирм удержать достойные места на мировых рынках. Поэтому в современном мире достижение и поддержание конкурентоспособности предприятий на внешних рынках является необходимым условием повышения национальной конкурентоспособности. При этом необходимо учитывать тенденции мирового развития и в соответствии с ними проводить политику, направленную не только на снижение затрат на производство и реализацию продукции, но также необходимо комплексно повышать эффективность и внутренних и внешних факторов, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы
65. Оценка конкурентоспособности российского предприятия: этапы, показатели, методы, информационная база. Практические примеры.
Конкурентоспособность предприятия —это обусловленная экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. Значимость конкурентоспособности предприятия и его продукции подтверждается тем, что: § В числе серьезных проблем российских производственных предприятий экспортеров 15% из 450 предприятий назвали: «сложно конкурировать по ценам с иностранными поставщиками» и 8% назвали: «сложно конкурировать по качеству с иностранными поставщиками». § Из 450 предприятий 140 имеют высокий уровень конкурентоспособности, 220 — средний, 40 — низкий, т.е. почти половина предприятий имеет средний уровень конкурентоспособности и его надо повышать. Оценка конкурентоспособности предприятия: 1. Анализ экспортного потенциала предприятия: a. Анализ и оценка собственных экспортных возможностей; b. Определение реальных возможностей поставщиков материальных ресурсов и других партнёров; c. Оценка возможностей и выявления слабых мест транспортных организаций; d. Выявление потенциальной ёмкости рынка и прибыли от реализации продукции; 2. Изучение финансового положения и финансовых ресурсов; 3. Оценка технологий; 4. Оценка маркетинговых позиций предприятия на зарубежных рынках; 5. Оценка кадрового потенциала.
Автор Селезнев А. дает след определение: конкурентоспособность предприятия —это обусловленная экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. Автор Дементьева А.: конкурентоспособность предприятия—это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где оно может занять на внутр и внеш рынках. Автор Маракулин М.: конкурентоспособность предприятия—это способность его работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкур преимуществ как минимум в неизменном виде (лучше с положительной динамикой). Автор Калашникова Л.М.: конкурентоспособность предприятия — это комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложностью категории конкурентоспособность обуславливается многообразие подходов к ее оценке. Согласно теории Фатхутдинова, к основным методам анализа конкурентоспособности относятся следующие: - оценка с позиции сравнительных преимуществ. Сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности. - оценка с позиции теории равновесия. В основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует доп прибыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства, и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов. - оценка на базе качества продукции. Данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых параметрических индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. - матричный метод – при использовании данного метода конкурентоспособность продукции рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности продукции используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением. Для отображения результатов оценки конкурентоспособности может быть применен также многоугольник конкурентоспособности (радар). - СВОТ-анализ. Данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. Также используются: - горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды - вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации - факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности на общие экономические показатели - сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов. По информации: По месту сбора информация бывает внутренняя (любая информация, собираемая внутри самой фирмы) и внешняя (информация, собираемая за пределами фирмы (средства массовой информации, научная информация, материалы официальных ведомств, рекламные материалы)). К каналам информации относятся: - публикации в сми, официальных справочных изданиях, сообщениях и объявлениях бирж и т.д.; - информация, приобретаемая фирмой на коммерческих началах; - внутрифирменный учет и отчетность; - обмен информацией между участниками коммерческих переговоров; - опросы потребителей, специалистов; - эксперимент - полевой или лабораторный. При сборе требуемых данных о своей фирме целесообразно применять внутрифирменную отчетность, а для оценки конкурентов необходимо организовывать специальные обследования и маркетинговые исследования. Существует определенная трудность сбора необходимых данных о конкурентах. 66. Общая характеристика факторов, влияющих на конкурентоспособность российского предприятия на внешнем рынке: система факторов, состояние и приоритетность влияния отдельных подсистем, специфика в региональном и отраслевом (по ОКОНХ) разрезе. Практические примеры. Факторы конкурентоспособности предприятия: 1. Технико-технологическая/инновационная подсистема (группа факторов): a. Состояние средств труда; b. Качество предметов труда; c. Прогрессивность технологических процессов; d. Уровень механизации и автоматизации труда и производства; e. Степень использования средств производства; f. Условия проведения НИОКР и масштабность внедрения научно-технических разработок. 2. Организационно-управленческая подсистема (группа факторов): a. Формы организации производства; b. Производственная структура предприятия и степень оптимизации технологических режимов; c. Организация труда; d. Подбор, расстановка и квалификация персонала; e. Система оплаты труда; f. Организационная структура управления; g. Система планирования, учета и контроля. 3. Финансово-экономическая подсистема (группа факторов): a. Эффективность текущих затрат; b. Эффективность использования средств производства; c. Эффективность использования живого труда. d. Финансовая устойчивость предприятия; e. Результативность (доходность) производства. 4. Социально-психологическая подсистема (группа факторов): a. Состояние условий труда и организационная культура производства; b. Участие персонала в процессе управления производством; c. Политика продвижения персонала; d. Система морального и материального стимулирования; e. Состояние социальной инфраструктуры. 5. Природно-географическая и транспортная подсистема (группа факторов): a. Условия добычи и качество сырья; b. Условие обеспечения водными, энергетическими и другими ресурсами; c. Транспортная инфраструктура; d. Климатические условия. 6. Экологическая подсистема (группа факторов): a. Состояние охраны окружающей среды; b. Условия и состояние охраны труда; c. Обеспечение экологической безопасности среды обитания; d. Переработка и использование отходов производства. 7. Отраслевая (виды экономической деятельности) a. Эффективность организации отрасли; b. Качество информационной и нормативно-методической базы управления в отрасли; c. Доступ к качественному сырью и условия материально-технического снабжения; d. Степень унификация, стандартизации и сертификации продукции; e. Научно тех потенциал отрасли f. Состояние инновационной деятельности; g. Система подготовки и повышения квалификации кадров 8. Рыночная подсистема (группа факторов): a. Доступ к рынку ресурсов и новых технологий; b. Уникальность производимых товаров; c. Отлаженность каналов распределения продукции; d. Эффективность системы стимулирования сбыта; e. Состояние сферы послепродажного обслуживания. Для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта первая группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия. Совершенствование этих факторов в результате использования научно-технических достижений и осуществления инновационных преобразований - основное условие повышения конкурентоспособности предприятия. Организационно-управленческая подсистема факторов, предусматривающая использование и таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование - также одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия. Пример. БМВ – энергия из метана. ЗАО «ВОСТОКТЕЛЕКОМ», основными видами деятельности которого являются предоставление услуг связи (электросвязь). российско-японское предприятие. В настоящее время ЗАО «Востоктелеком» располагает самым современным комплексом оборудования и имеет лицензии на предоставление различных услуг связи на территориях республик Бурятия, Саха (Якутия), Приморского, Хабаровского и Камчатского края, Чукотской, Амурской, Иркутской, Магаданской, Новосибирской, Московской областей. Сегодня закрытое акционерное общество имеет свои представительства в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Якутске и представителей в Анадыре, Магадане, Петропаловске-Камчатском. Деятельность компании регламентируется следующими нормативными актами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон «Об акционерных обществах», Федеральный Закон «О связи», Федеральный Закон «О защите прав потребителей», Федеральный Закон «Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ», Федеральный Закон «О техническом регулировании». ГАЗПРОМ, СБЕРБАНК
67.Развернутая характеристика влияния на конкурентоспособность предприятие-экспортера технико-технологической, организационно- управленческой, финансово-экономической, социально-психологической подсистем факторов: направленность и последствия влияния, значимость на современном этапе и в перспективе. Практические примеры.
Технико-технологическая группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия. Организационно-управленческая подсистема факторов, предусматривающая использование и таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование - также одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия.
|