Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Образовательная система России



Современное общество возлагает ответственность за всесто-

ронне развитого человека на систему образования —специально

разработанный обществом социальный институт с организованной

системой связей и социальных норм, которые соответствуют

основным потребностям общества и предъявляемым требованиям

к социализированной личности.

В современном педагогическом процессе система образования

занимает центральное место. Именно эта система наряду с переда-

чей формальных знаний об окружающем мире и существующих в

нем закономерностях оказывает влияние на формирование лично-

4'

52 Часть1. Педагогика

сти человека. Система образования призвана регулировать и на-

правлять общение и деятельность субъектов образовательного про-

цесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, ко-

торые необходимы ей для самореализации на данном этапе

культурно-исторического развития общества.

Таким образом, образование как система занимает важное место

в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает

влияние на формирование его методических и организационных

принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь,

выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функциони-

рование. Система образования имеет следующие основные звенья:

систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование, среднее специальное

образование, высшее образование, послевузовское образование, си-

стему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Каждое звено системы образования представлено образователь-

ными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспита-

ния и обучения, реализуя образовательные программы. По своим

организационно-правовым формам образовательные учреждения

могут быть государственными, муниципальными, негосударственны-

ми (частными, религиозных и общественных организаций). Однако

действие законодательства в области образования распространяется

на все образовательные учреждения независимо от их организаци-

онно-правовых форм подчиненности.

В России существуют следующие типы образовательных учреж-

дений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования); спе-

циальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

учреждения дополнительного образования; учреждения для де-

тей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские яс-

ли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в

помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления

их физического здоровья, развития индивидуальных способностей

и необходимой коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) име-

ют три ступени.

Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития

формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 53

учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы

имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают

первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы обще-

образовательной подготовки, необходимой для включения в обще-

ственную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой

ступени —формирование основ научного мировоззрения. Эта,

II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут

продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в

профессиональных учебных заведениях.

Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразова-

тельную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способ-

ность заниматься самообразованием. Для более глубокой диффе-

ренциации обучения школа может ввести профильное обучение

(гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

Специальные образовательные учреждения создаются для детей,

имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и по-

дростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их

заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической

комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррек-

ция, обучение и социальная адаптация таких детей.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа-

лизации программ среднего и высшего профессионального образо-

вания.

Среднее профессиональное образование готовит специалистов

среднего звена на базе неполного или полного среднего образова-

ния. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища,

колледжи.

Высшее профессиональное образование осуществляется в ин-

ститутах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведе-

ниях. Цель такого образования —подготовка и переподготовка спе-

циалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности

в углублении и расширении образования. Поступить в высшие

учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или

среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование, включающее

в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возмож-

ность повышения уровня научной квалификации и приобретения

навыков исследовательской деятельности.

54 Часть I. Педагогика

Учреждения дополнительного образования (художественные и музы-

кальные школы, дома детского творчества, центры профессиональ-

ной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предо-

ставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образова-

тельных потребностей граждан и организаций.

Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспи-

тания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей

вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и дру-

гих причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом,

где создаются необходимые условия для поддержания между ними

родственных отношений.

Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социаль-

но принятого педагогического процесса решение основной задачи

системы образования по созданию социально приемлемой развитой

личности. При этом через личность, включенную в экономические,

политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь

системы образования со всеми областями общественной жизни.

Этим обусловливаются многообразные функции системы образова-

ния, реализующиеся как внутри самой системы образования путем

влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи

системы образования с другими социальными системами общества.

Реализация функций системы образования в реальной жизни

происходит в процессе приобретения знаний и социального опы-

та, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот

процесс и его результат являются частью системы образования и

обеспечены методическими принципами и приемами педагогиче-

ской системы.

Содержание образования

Содержание образования представляет собой комплекс специаль-

ным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна-

ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формиро-

вания личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Именно приобретение знаний и формирование личности человека в

конечном итоге и являются целью образовательного процесса.

В современной отечественной образовательной науке существу-

ют разные концепции содержания образования, корни которых

уходят в прошлое —в теорию формального и теорию материально-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 55

го образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой

места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостоя-

ния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, демократии и гу-

манизма —с другой, в конечном счете восходят к различному пони-

манию функций человека в современном обществе. В основе этих

различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или

средством, общество для него или он для общества? Ответ на этот

вопрос зависит от того, какая концепция определяет содержание

образования.

Долгое время содержание образования рассматривалось как со-

вокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усво-

ены учениками. Предполагалось, что овладение знаниями и умени-

ями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук)

позволит человеку адекватно функционировать внутри существую-

щей общественной структуры. Достаточно потребовать от челове-

ка, чтобы он знал и умел —не более. В этом случае и требования к

образованию соответствующие: необходимо передать подрастаю-

щему поколению минимальные знания (по родному языку, матема-

тике, физике и другим учебным предметам) и обучить его опреде-

ленным навыкам —и этого достаточно.

В современных условиях развития для российской общеобразо-

вательной школы этого явно мало. Решение задач, связанных с

функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от

учащихся не только овладения определенным учебным содержани-

ем, но и развития у них творческого отношения к деятельности и

навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли,

ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за

охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия,

несправедливости и недостаточного внимания к техническому и

общественному прогрессу и т.п.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гумани-

стического мышления концепция содержания образования как пе-

дагогически адаптированного социального опыта во всей его

структурной полноте. Помимо ≪готовых≫ знаний и опыта осущест-

вления способов деятельности данная концепция включает также

опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных

отношений.

Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содер-

жание образования, является социальная среда, которая несет в

56 Часть 1. Педагогика

себе знания и опыт, накопленный в процессе культурно-историче-

ского развития общества. Однако содержание социокультурного

опыта не определяет содержание образования на какой-либо конк-

ретной ступени системы образования, например в школе. Сущест-

вуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет

содержание образования. Для определения этих факторов необхо-

димо найти в социальном опыте более определенные источники,

формирующие содержание школьного образования. Они определя-

ют факторы отбора материала, принципы конструирования и по-

строения его в соответствующую структуру. Таковыми являются на-

ука, производство материальных и духовных благ, опыт обществен-

ных отношений, духовные ценности, формы общественного

сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятель-

ности. К последним относятся: практико-преобразовательная,

познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная,

художественная деятельность. Комплектование содержания обра-

зовательного материала из перечисленных источников осуществ-

ляется с учетом конкретно-исторических и психологических требо-

ваний. В соответствии с этими требованиями содержание социаль-

ного опыта подвергается педагогической переработке. Оно

отбирается с позиций его ценности и необходимости для решения

задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и

обеспечения в последующем его активного участия в жизни обще-

ства. Наконец, при формировании содержания образования учи-

тываются требования индивидуального и личностного развития де-

тей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в

содержании общего образования предусматриваются помимо обя-

зательных предметов и учебные предметы для свободного выбора,

к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход

способствует углубленному познанию и развитию профессиональ-

ных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование

содержания образования, выступают потребности общества в обра-

зованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразо-

вательной школой на тех или иных этапах своего исторического

развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оп-

тимальные возможности учащихся, а также потребности личности в

образовании. Общество выдвигает определенные требования к об-

разованию, которое постоянно изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и инте-

ресов общества и индивида в самом процессе обучения. Члены об-

щества имеют право на самостоятельный выбор образования.

Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные

потребности населения, образовательные услуги, дополнительное

образование, дифференцированное обучение. Функции государства

состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее го-

сударственным стандартам в образовании —обязательному мини-

мальному объему знаний по той или иной образовательной програм-

ме и необходимый уровень ее усвоения.

Принципы построения содержания образования

Основанием для отбора содержания служат общие принципы,

определяющие подход к его конструированию, и критерии, вы-

ступающие в качестве инструментария определения конкретного

наполнения содержания учебного материала в учебных дисципли-

нах. Далее рассматриваются принципы, лежащие в основе постро-

ения школьного образования. Пример школьного образования яв-

ляется наиболее показательным, так как в его процессе довольно

полно раскрывается содержание образования, а следующие за

школой ступени системы образования построены аналогичным

образом.

Формулируя принципы, которые лежат в основе построения

содержания образования, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин исходят из

того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более де-

сяти, означает, что содержание образования должно быть насыще-

но таким учебным материалом, который помогает обеспечить до-

стижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Од-

нако, осознавая тот факт, что перечисленные ими принципы могут

указывать только общее направление для отбора конкретного со-

держания образования и малоинструментальны в осуществлении

самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные осно-

вания. Они сводятся к следующему.

В содержание образования включаются основы всех наук,

определяющих современную естественно-научную и социальную

картину мира. Под основами наук понимается совокупность фун-

даментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их

базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее

методы.

58 Часть I. Педагогика

В содержание образования включается все, что имеет общеоб-

разовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер

деятельности.

В содержании образования должна быть оптимально доступная

логика развертывания основных знаний при изложении информа-

ции о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий.

В основах наук необходимо раскрыть основные области прак-

тического приложения теоретического знания.

Сознательность усвоения и развития научного мышления тре-

бует включения в содержание образования методологических зна-

ний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей.

В содержание образования для ознакомления включаются как

основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы,

важные для общественного и личностного развития в целом.

Необходимо реализовывать межпредметные связи.

Несколько иначе формулирует принципы отбора содержания

школьного образования Б.Т. Лихачев. Он выделяет две группы

принципов: общеметодологические и специальные принципы

формирования содержания школьного образования.

Общеметодологические принципы

Общеобразовательный характер учебного материала.

Гражданская и гуманистическая направленность содержания.

Связь учебного материала с практикой перемен в нашем

обществе.

Основообразующий и системообразующий характер учебного

материала.

Интегративность изучаемых курсов.

Развивающий характер учебного материала.

Гуманитарно-этическая направленность содержания образования.

Взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предме-

тов.

Эстетические аспекты содержания образования.

Специальные принципы

1. Принципы формирования содержания образования из облас-

ти науки.

Соотнесение учебного материала с уровнем развития современ-

ной науки.

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 59

Политехнизм.

Единство и противоположность логики науки и учебного

предмета.

2. Принципы формирования содержания образования из облас-

ти искусства.

Единство идейного содержания и художественной формы.

Гармоничное культурное развитие личности.

Идейная общность и взаимосвязь искусства.

Учет возрастных особенностей.

3. Принципы формирования содержания образования из облас-

ти труда и физического развития.

Общественно-экономическая целесообразность и необходимость

детского труда, его включенность в производственную деятельность.

Связь труда с наукой.

Соответствие детского труда требованиям современных про-

фессий.

Все представленные принципы можно свести к трем основным

принципам.

1. Принципу соответствия содержания образования уровню со-

временной науки, производства и основным требованиям развива-

ющегося общества.

2. Принципу учета содержательной и процессуальной сторон

обучения при формировании и конструировании учебного матери-

ала (этот принцип предполагает, что все виды человеческой дея-

тельности должны быть представлены в их взаимосвязи во всех

предметах учебного плана).

3. Принципу структурного единства содержания образования

на разных уровнях его формирования с учетом личностного разви-

тия ученика (предполагает пропорциональную уравновешенность

компонентов содержания образования).

Критерии отбора содержания образования

Перечисленные принципы являются основными ориентирами

в вопросе формирования и конструирования содержания образо-

вания. В соответствии с этим в педагогической науке разработана

следующая общедидактическая система критериев отбора содержа-

ния (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

1. Критерий целостного отражения в содержании школьно-

го образования задач формирования творческого самостоятель-

60 Часть1. Педагогика

но мыслящего человека демократического общества, предусмат-

ривающий выделение типичных аспектных проблем тех облас-

тей знаний, которые изучаются в школе, и методов наук,

доступных учащимся и важных с общеобразовательной точки

зрения.

2. Критерий высокой научной и практической значимости со-

держания образовательного материала, включаемо.го в каждый от-

дельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин,

изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные

в общеобразовательном отношении понятия (определения, науч-

ные факты, теории, концепции и т.д.).

3. Критерий соответствия сложности содержания образова-

тельного материала реальным учебным возможностям школьников

данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся

времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содер-

жания общего среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-ме-

тодической и материальной базе современной школы.

Стандартизация содержания образования

Одной из современных тенденций развития содержания обра-

зования является его стандартизация, которая вызвана двумя об-

стоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого

в стране педагогического пространства, благодаря которому будет

обеспечен единый уровень общего образования, получаемого мо-

лодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей

вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета

тенденций развития образования применительно к международ-

ной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова ≪standart≫,

означающего ≪норма, образец, мерило≫. Под стандартом образова-

ния понимается система основных параметров, принимаемых в ка-

честве государственной нормы образованности, отражающей об-

щественный идеал и учитывающей возможности реальной лично-

сти и системы образования по достижению этого идеала

(B.C. Леднев).

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 61

Наряду с Законом РФ ≪Об образовании≫ (1992) стандарт обра-

зования является основным нормативным документом, несущим

толкование определенной части Закона. В Законе Российской Фе-

дерации об образовании предусмотрено, что государственными ор-

ганами власти нормируется лишь минимально необходимый уро-

вень образованности. Определение же содержания образования

сверх этой нормы находится в компетенции образовательных уч-

реждений. Вот почему в государственном стандарте общего средне-

го образования выделяются три компонента: федеральный, нацио-

нально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюде-

ние которых обеспечивает единство педагогического пространст-

ва России, а также интеграцию личности в систему мировой куль-

туры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в

области родного языка и литературы, истории, географии, искусст-

ва, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регио-

нов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо-

нента содержания образования, отражающего специфику и направ-

ленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной

стороны, государства перед своим гражданином, а с другой —граж-

данина перед государством в области образования. Государство

требует от своего гражданина достижения определенного стандар-

том уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необхо-

димый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стан-

дарта образования включают: описание содержания образования

на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обу-

чаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

требования к минимально необходимой подготовке учащихся в

рамках указанного объема содержания; максимально допустимый

объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас

и за рубежом были представлены в виде программ и требований к

уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам.

На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабо-

чие учебные планы.

62 Часть I. Педагогика

Нормативные документы, регламентирующие содержание

общего среднего образования

Учебный план. На уровне общего теоретического представле-

ния государственный стандарт содержания общего среднего обра-

зования находит отражение в учебном плане школы. В практике

общего среднего образования используется несколько типов учеб-

ных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы —это

основной государственный нормативный документ, являющийся

составной частью государственного стандарта в этой области обра-

зования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих

планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для

неполной средней школы утверждается Государственной Думой, а

для полной средней школы —Министерством общего и профессио-

нального образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Они разрабатываются на основе государственного базисного учеб-

ного плана и утверждаются Министерством общего и профессио-

нального образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составля-

ется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Сущест-

вуют два типа учебных планов школы:

•собственно учебный план школы, разрабатываемый на осно-

ве государственного базисного учебного плана на длительный пе-

риод и отражающий особенности конкретной школы (в качестве

учебного плана школы может быть принят один из типовых учеб-

ных планов);

•рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих

условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной шко-

лы детерминируется теми же факторами, что и содержание обще-

го образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в

государственном стандарте общего среднего образования, выде-

ляются федеральный, национально-региональный и школьный

компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного

образования в стране и включает в себя в полном объеме Такие об-

разовательные области, как ≪Математика≫ и ≪Информатика≫, и ча-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 63

стично такие области, как ≪Окружающий мир≫, ≪Искусство≫, в ко-

торых выделяются учебные курсы общекультурного и общенацио-

нального знания.

Национально-региональный компонент обеспечивает потреб-

ности и интересы в области образования народов нашей страны в

лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме та-

кие образовательные области, как ≪Родной язык и литература≫,

≪Второй язык≫, и частично остальные области, в большинстве ко-

торых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие на-

циональное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом

федерального и национально-регионального компонентов находят

отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы в значительной мере обу-

словлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вари-

ативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обес-

печивает приобщение к общекультурным и национально значи-

мым ценностям, формирование их с целью базовой культуры.

Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, инте-

ресы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать

процесс обучения.

Эти взаимодополняющие и относительно автономные части

учебного плана не являются полностью независимыми. В результа-

те их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного

заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обяза-

тельные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего об-

разования; обязательные занятия по выбору учащихся; факульта-

тивные занятия (необязательные занятия по выбору).

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы

как часть государственного стандарта охватывает следующий круг

нормативов:

•продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по

каждой из его ступеней:

•недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на

каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных за-

нятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

•максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для

учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязатель-

ные занятия по выбору;

64 Часть I. Педагогика

•суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитываю-

щая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия,

внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на под-

группы.

Традиционно средняя общеобразовательная школа ' в нашей

стране и во многих других странах базируется на трехступенчатой

основе: начальная, неполная средняя и полная.

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, ре-

шая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные

с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение

прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении

базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Основой базисного учебного плана средней общеобразователь-

ной школы является осуществление принципа преемственности

между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на

последующих ступенях свое развитие и обогащение.

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образо-

вания, представленное на уровне теоретического осмысления в

учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предме-

тах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет —это система научных знаний, практических

умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с опреде-

ленной глубиной и в соответствии с их возрастными познаватель-

ными возможностями основные исходные положения науки или

стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа —нормативный документ, раскрывающий

содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логи-

ку изучения основных мировоззренческих идей с указанием после-

довательности тем, вопросов и количества времени на их изуче-

ние. Она определяет общую научную и духовно-целостную направ-

ленность преподавания предмета, оценок теорий, событий,

фактов. В программе обусловлена структура расположения учебно-

го материала по годам обучения и внутри каждого школьного клас-

са. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков уча-

щимися является одним из критериев успешности и эффективно-

сти процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и автор-

скими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе

требований государственного образовательного стандарта относи-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 65

тельно той или иной образовательной области. Они утверждаются

Министерством общего и профессионального образования Россий-

ской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе

типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогиче-

ским советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть

разработаны непосредственно исходя из требований государствен-

ного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе

в отличие от типовой описывается национально-региональный

компонент, учитываются возможности методического, информа-

ционного, технического обеспечения учебного процесса, уровень

подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ-

ственного стандарта, могут содержать иную логику построения

учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явле-

ния и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляю-

щих данную предметную область, заключений, сделанных педагога-

ми, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим

советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко

используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обяза-

тельных и факультативных).

Общая структура учебной программы содержит в основном три

элемента. Первый —объяснительная записка, в которой опреде-

лены основные задачи учебного предмета, его воспитательные воз-

можности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения

учебного предмета. Второй —собственно содержание образова-

ния: тематический план, содержание тем, задачи их изучения,

основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.

Третий —некоторые методические указания, касающиеся глав-

ным образом оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература. Проектирование содержания образова-

ния на уровне учебного материала осуществляется в учебной лите-

ратуре, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них

находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает

школьный учебник, который по своему содержанию и структуре

обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учеб-

ники, созданные на основе типовых учебных программ, рекоменду-

ются Министерством общего и профессионального образования

Российской Федерации для всех школ страны.

5 - 4455

66 Часть I. Педагогика

Структура учебника включает в себя текст как главный компо-

нент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты де-

лятся на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассужде-

ния. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организа-

ции усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные

материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюст-

ративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный

материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, при-

мечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит преж-

де всего для разъяснения содержания, а не просто информирова-

ния о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учаще-

гося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес

к предмету обучения. Вот почему, особенно на ранних стадиях обу-

чения, язык учебника должен использовать семантические метафо-

ры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго норми-

рованном научном языке.

Учебники содержат изложение основы наук и одновременно ор-

ганизуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвое-

нию учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой

связи к учебнику предъявляются требования, касающиеся не только

построения учебных текстов. Это требования дидактические, психо-

логические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содер-

жать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть кон-

кретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он дол-

жен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть

доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, вос-

приятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практиче-

ский интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник является единым отражением логики науки, логики учеб-

ной программы и логики развития личности. Хороший учебник ин-

формативен, энциклопедичен, в нем прослеживается связь излагае-

мого материала со смежными дисциплинами, он снабжен списком не-

обходимой справочной литературы. Но главное достоинство такого

учебника в том, что он побуждает к самообразованию и творчеству.

Формулировки основных положений, выводов должны отли-

чаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет

не только доступность, но и проблемность изложения, что застав-

ляет ученика думать.

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 67

Учебник должен быть в меру красочен, но тем не менее содер-

жать необходимый иллюстративный материал (карты, схемы, диа-

граммы, фотографии и т.д.).

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учеб-

ного материала наряду с учебниками раскрывается в различного

рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории;

сборниках задач пс математике, физике, химии; атласах по геогра-

фии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные

пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей

целью решение конкретных задач обучения (информационных,

тренировочных, проверочных и др.).



Просмотров 522

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!