Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Связь педагогики с другими науками



Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача

точно и ясно установить, как должно быть организовано воспи-

тательное воздействие на личность, какие оно может принимать

формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено.

Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам

подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависи-

мости от этого педагогика охватывает несколько отдельных об-

ластей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему

развития ребенка, она включается в цикл наук биологических,

т.е. естественных. С другой* поскольку всякое воспитание ставит

себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно

иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсю-

да возникает постоянный спор в педагогике относительно фило-

софской и биологической сторон этой науки. Несомненно, что

педагогика занимает пограничное положение между теми и дру-

гими.

Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика

опирается на вспомогательные науки —на социальную этику, кото-

рая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с

физиологией, которые указывают средства для решения этих задач.

Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с други-

ми науками.

Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущно-

стью философского, мировоззренческого осмысления места чело-

века в мире. От системы философских взглядов, которых придер-

живаются педагоги-исследователи, зависит направление педагоги-

ческого поиска, определение целевых и технологических подходов

к моделированию образовательного процесса. Методологическая

функция философии проявляется в том, что она разрабатывает си-

стему общих принципов и способов научного познания, которым

подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоре-

тической основой осмысления педагогического опыта и создания

новых педагогических концепций.

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 47

Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педаго-

гика не может не учитывать механизмы, законы психической дея-

тельности и развития личности, которые изучает психология.

Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концеп-

ции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свой-

ствами и возможностями, изучаемыми в психологии.

Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагоги-

ки —проблема соотношения природных и социальных факторов

развития человека, поэтому педагогика опирается на биологиче-

ские исследования, изучающие индивидуальное развитие человека.

Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррек-

ционной педагогики как специальной отрасли педагогического

знания, предметом которой является образование детей, имеющих

врожденные или приобретенные отклонения в развитии.

Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием

образования, выявлением основных тенденций развития социаль-

ных групп, закономерностей социализации личности.

Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образо-

вательная политика всегда являлась отражением государственной

идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы

становления человека в качестве субъекта политического созна-

ния.

В настоящее время мы видим, что один из важнейших видов че-

ловеческой деятельности —воспитание детей —претерпел за мно-

говековую историю своего развития существенные изменения,

превратившись из бытового процесса в научно обоснованный сис-

темный комплекс воздействия, основанный на результатах теоре-

тических и практических исследований в области педагогики, пси-

хологии, физиологии, социологии и других наук.

Появление такого комплексного, системного подхода к воспи-

танию и обучению обусловлено не только естественным развитием

педагогической науки, которой, как любой области человеческой

деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и

назревшим кризисом существующей системы образования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие условия привели к выделению педагогики как самостоятельной облас-

ти научного знания?

2. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой

обучения и воспитания.

48 Часть I. Педагогика

3. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в

основу создания эффективной образовательной системы? Приведите ар-

гументы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Вклад древнегреческих философов в методологию педагогики.

2. Особенности развития педагогической теории и практики в советский пе-

риод (1917-1991).

3. Современное состояние отечественной педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

3. Константинов И.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.,

1982.

4. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

5. Пряникова ВТ., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли.

М., 1995.

6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М., 1999.

7. Счастенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

Глава 3. Образование как глобальный объект

педагогики

Цели и задачи образования

Образование традиционно определяется как создание человека

по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и ре-

лигиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка.

Истоки самого понятия ≪образование≫ находятся в раннем Средне-

вековье и соотносятся с понятием ≪образ≫, ≪образ Божий≫. В рели-

гиозной модели мира человек рассматривается как созданный но

образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному

образу рассматривается как процесс образования человека. Начи-

ная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценно-

стью, образование рассматривается как способ его саморазвития,

приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценно-

стей и установок. Образование становится способом создания свое-

го образа, личности. При этом образ культуры проецируется на со-

держание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю на-

правленность. Внешняя цель образования как государственного ин-

ститута состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-истори-

ческих условиях, в развитии его производительных сил, общей куль-

туры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса

отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутрен-

няя целевая направленность образования заключается в развитии

личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умения-

ми и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического

развития общества не совершается автоматически. Оно требует це-

ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти

усилия должны быть направлены как на создание материальных

возможностей, объективных социальных условий, так и на реали-

зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых воз-

можностей для духовно-нравственного совершенствования челове-

4-4455

50 Часть I. Педагогика

ка. В этом процессе реальная возможность развития личности мо-

жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и

духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре-

шает задачу эффективного формирования полноценно развитой

личности. Необходима организация систематического процесса

обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз-

растных особенностей развития личности и общих закономерно-

стей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе-

ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий

подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа-

ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых

способностей, умением применять изученное к возможно больше-

му числу частных случаев.

Образование в современном обществе —это общественно орга-

низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной

передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого

происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества пред-

ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в

свою очередь, опосредует те социальные требования, которые

предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру-

ются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого харак-

теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы-

та, накопленного в процессе культурно-исторического развития

общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых

форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем

самым образование детерминировано определенными представ-

лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще-

стве в данный момент времени. Эти структурные элементы опре-

деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот

комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо-

димо подрастающему поколению для эффективного включения в

жизнь общества.

Образование осуществляется в ходе педагогического процесса,

который представляет собой комплекс целенаправленных педаго-

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 51

гических воздействий. Их целью является передача подрастающе-

му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта,

накопленного в процессе культурно-исторического развития обще-

ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб-

ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес-

са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравст-

венного, эстетического и физического потенциала решается

важнейшая задача общества по формированию личности.

Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро-

вать и систематизировать достижения педагогической практики,

но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее

развитие педагогического процесса.

Педагогическая практика, которая выявляет эффективность

применения тех или иных педагогических теорий и моделей.

Социальный заказ, потребности государства и общества в

сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа-

гогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики

показывает, что государство через систему образования способ-

но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или

иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви-

ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали-

стов, которые могут быть востребованы в новых политических и

социально-экономических условиях. Это влияет и на формули-

ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа-

ния педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и

средств.



Просмотров 494

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!