Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Становление педагогической науки



Любой прогресс общественного развития связан с передачей

культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Впол-

не естественно, что, делая открытия в познании мира (гуманитар-

ные, технические, естественно-научные), люди стремились пере-

дать эти знания потомкам.

Пока сумма знаний об окружающем мире была небольшой (на

ранних этапах развития человеческого общества) и сводилась ско-

рее к опыту приспособления к окружающей действительности, а не

к ее познанию, вопрос о способах передачи этих знаний не требо-

вал от людей специального осмысления. Но на более поздних эта-

пах культурного развития, с появлением основ не только эмпири-

ческого, но и теоретического научного познания, великие мысли-

тели стали обращаться к анализу путей эффективности процесса

передачи накопленных знаний. Так появились первые педагогиче-

ские теории и практические модели обучения и воспитания.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Со-

крат (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего

времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диало-

га, полемике, логическому мышлению. Сократ был противником

догматизма, считал, что все надо подвергать критическому анали-

зу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру, во всем

сомневаться.

Ученики Сократа, в первую очередь Платон и Ксенофонт, запи-

сали мысли своего великого учителя. Благодаря этим текстам мы

получили представление о педагогических приемах Сократа. Один

из основных таких приемов заключался в том, что Сократ застав-

лял ученика развивать последовательно спорное положение и при-

водил его к осознанию абсурдности этого начального утверждения.

Затем Сократ направлял ученика на правильный путь и помогал

сформулировать выводы. Этот прием поиска истины и обучения

3 - 4455

34 Часть I. Педагогика

получил название ≪метод сократической беседы≫; в основе этого

метода — вопросно-ответная система обучения, суть которой з обу-

чении мыслить логически.

Ближайшим учеником Сократа был Платон. Будучи филосо-

фом, он внес большой вклад и в педагогику, написав множество

сочинений в форме диалогов и основав в Афинах собственную

школу. Эта школа получила название Платоновской академии и

сыграла значительную роль в развитии античного идеализма, спо-

собствовала развитию математики и астрономии.

В основе педагогической теории Платона лежит идея о том,

что восторг и познание — единое целое, и обучение должно быть

связано с положительными эмоциями (само слово ≪школа≫ в пере-

воде с греческого означает ≪досуг≫, а досуг всегда связан с чем-то

приятным).

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его

ученик, а затем и соратник Аристотель (III в. до н.э.). Написав трак-

таты по философии, физике, биологии, этике, политике, истории,

искусству, Аристотель охватил почти все доступные для его време-

ни отрасли знаний. В его школе речь шла прежде всего об общей

культуре человека. Он внес свой вклад в педагогику, впервые сфор-

мулировав такие основные требования к образованию, как необхо-

димость учета возрастной периодизации; рассмотрение воспита-

ния как средства укрепления государства; обязательность государ-

ственного характера образования, где граждане должны получать

одинаковое воспитание; рассмотрение семейного и общественного

воспитания как целостного процесса образования.

Аристотель считал, что важнейшей задачей образования явля-

ется воспитание интереса и любви к природе, потребности осмыс-

ливать отношения человека в ней. Большое внимание Аристотель

уделял нравственному воспитанию, считал, что ≪из привычки так

или иначе сквернословить развивается склонность к совершению

дурных поступков≫. В целом он рассматривал воспитание как един-

ство физического, нравственного и умственного, причем, по его

мнению, физическое воспитание должно предшествовать интел-

лектуальному.

Примерно в то же время (IV— вв. до н.э.) в Древней Спарте

сформировалась другая воспитательная модель, где культивирова-

лись выносливость, беспрекословное послушание и умение побеж-

дать. Основные признаки этой воспитательной системы (жесто-

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 35

кость и суровость воспитания, множественные лишения и наказа-

ния воспитанников, их раннее отлучение от семьи) позволили

использовать название ≪спартанское воспитание≫ как нарицатель-

ное для обозначения строгого воспитания в суровых условиях.

В наше время существуют школы (особенно в Великобритании),

где используются основные принципы спартанского воспитания:

умение обходиться только самым необходимым, развивать вынос-

ливость, послушание и стремление побеждать.

Таким образом, можно утверждать, что основы педагогической

теории и практики обучения были заложены уже в V—I вв. до н.э.

Многие положения великих мыслителей того времени находят

свое место и в современных педагогических концепциях.

Педагогика Средневековья (XIV—XVI вв.) характеризуется двумя

основными признаками: во-первых, не создавались отдельные

самостоятельные педагогические теории, а использовались компо-

ненты философских систем для построения реального образова-

тельного процесса. Во-вторых, педагогические воззрения нахо-

дились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспита-

ние развивались исключительно в пределах религиозной

идеологии.

Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не

на родном, а на латинском языке — эти и другие признаки обучения

отражают общую социальную обстановку ≪мрачного Средневе-

ковья≫ с его нетерпимостью ко всему, что выходило за рамки рели-

гиозных канонов. Такая поляризация не могла не привести к акти-

визации гуманистических тенденций. И в противовес схоластиче-

скому воспитанию средних веков возникли прогрессивные идеи

мыслителей эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле

и др.), которые призывали использовать культурное наследие ан-

тичного мира и достижения естественно-научных областей, сде-

лать образование светским, а не религиозным.

В эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный

вклад в развитие педагогики внес великий чешский гуманист, фило-

соф, историк, выдающийся общественный деятель Ян Амос Комен-

ский (1592—1670). С научными трудами этого ученого связывают воз-

никновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания.

Дидактику он трактовал и как теорию обучения, и как теорию

воспитания. Коменский создал целостную педагогическую систему,

в основу которой заложил принцип непрерывности образования.

3*

36 Часть I, Педагогика

Он разработал систему дошкольного и школьного обучения, гово-

рил о необходимости высших школ для молодежи и ≪школ зрелого

возраста и старости≫.

Основные положения своей педагогической теории Комен-

ский изложил в фундаментальной работе ≪Великая4 дидактика≫, над

которой он трудился более десяти лет.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от

схоластической школы, должен был не отвращать детей от заня-

тий, а возбуждать в них радость, превращая процесс познания в

приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам наук без ску-

ки, окрика и побоев. Школа, по Коменскому, — дом радости. Его ди-

дактика построена на принципе целесообразности и природосооб-

разности. Его девиз: никакого насилия над человеком!

Он был убежден, что продвигаться в обучении будет легче, если

каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому его предназ-

начила природа. Коменский твердо верил в огромные творческие

силы и способности человека, которые могут и должны быть раз-

виты в процессе обучения и воспитания.

Он также выдвинул очень важную и актуальную до сих пор

идею о том, что необходимо сообщать ученикам не отдельные, раз-

розненные сведения, а систему знаний, которые могли бы ≪связно

удержаться в памяти≫ и ≪сделать учащегося универсально образо-

ванным человеком≫. Широко известны слова Коменского: ≪Чело-

век, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой корень,

питающее себя собственным соком и поэтому постоянно растущее,

приносящее плоды≫.

Анализируя существующий тогда педагогический процесс, Ко-

менский выступал за разгрузку учащихся, призывая при этом бо-

роться не с количеством наук, а с методами их освоения. Он счи-

тал, что ≪все, имеющее между собой связь, должно быть преподава-

емо одновременно, параллельно друг с другом≫.

Он первый ввел принцип наглядного обучения, издал иллюст-

рированный учебник ≪Мир чувственных вещей в картинках≫. При-

знавая три источника познания (чувства, разум, веру), Коменский

главную роль отводил чувствам, при этом рассматривая обучение и

воспитание в неразрывном единстве.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой пе-

дагогической теории и практики. Многие его дидактические прин-

ципы лежат в основе современных теорий обучения. Уже при жиз-

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 37

ни он приобрел известность как автор лучших учебников, по кото-

рым учились многие поколения в различных странах мира.

Дальнейшее развитие педагогической науки связано с трудами

целого ряда просветителей и педагогов-демократов XVIII—XIX вв.

Один из них — французский философ-просветитель Жан Жак

Руссо (1712—1778), который изложил свои педагогические воззре-

ния в книге ≪Эмиль, или О воспитании≫ (1762). Он предлагал рас-

сматривать ребенка как активного участника собственного обуче-

ния и воспитания, особое внимание при этом обращал на нравст-

венное воспитание. Руссо предлагал обращаться не столько к

просвещенному разуму, сколько к религиозному чувству, живуще-

му, по его мнению, в сердце как внутренний голос совести. Он был

противником догматизма и схоластики, призывал развивать у де-

тей самостоятельность мышления, настаивал на активизации обу-

чения, его связи с жизнью и личностным опытом ребенка, особое

внимание придавал трудовому и нравственному воспитанию.

В дальнейшем идеи Руссо развивал швейцарский педагог-демо-

крат Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827). Он считал, что цель

обучения в гармоническом развитии всех способностей человека

и, следовательно, воспитание должно быть природосообразным,

т.е. направленным на раскрытие присущих человеческой природе

духовных и физических сил в соответствии со свойственным ре-

бенку стремлением к деятельности.

Песталоцци является одним из основоположников дидактики

начального обучения. Его теория элементарного образования

включает в себя взаимосвязь умственного, нравственного, физиче-

ского и трудового обучения. Песталоцци не только выступал за це-

лостность начального образования, но и разработал методические

основы такого образования в области математики, речи, геогра-

фии.

Последователем Песталоцци стал немецкий педагог Фридрих

Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866), который проводил боль-

шую работу по объединению учителей с целью обмена опытом, из-

давал педагогический журнал по обучению и воспитанию.

Дистервег резко критиковал сословные и национальные огра-

ничения в области образования, выступал за придание ему светско-

го характера.

Основными принципами воспитания он считал ириродо- и куль-

туросообразность и формирование самостоятельности учащегося.

38 Часть I. Педагогика

Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных

задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к

развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал,

что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но

и с уровнем культуры данного времени и страны. Самостоятель-

ность деятельности учеников Дистервег считал решающим факто-

ром, определяющим личность человека, его поведение.

Дистервег дополнил идею Песталоцци о развивающем обуче-

нии, выдвинув ряд требований к обучению: широкое применение

наглядного метода, установление связей между предметами, систе-

матичность преподавания, прочность усвоения знаний, воспитыва-

ющий характер обучения.

Педагогические идеи Дистервега, его учебники по математике,

естествознанию, географии, астрономии оказали положительное

влияние на развитие образования не только в Германии, но и в дру-

гих странах.

В тот же период (XVIII—XIX вв.) в России активно разрабатыва-

лись основы обучения и воспитания. Эти исследования связаны с

именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского,

Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др. Так, например, Лев Николае-

вич Толстой (1828—1910) считал свободу ребенка ведущим принци-

пом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений

между учителями и учениками, исключающему принуждение, от-

стаивал идею развития личности как центральную в педагогике.

Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гумани-

стическое начало. Он писал, что, если учитель имеет только лю-

бовь к делу, он будет хороший учитель. А если учитель имеет толь-

ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к уче-

никам. Но если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к уче-

никам — это совершенный учитель.

Но особое место среди просветителей и педагогов России

XIX в. занимает Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870), ко-

торый по праву считается основоположником отечественной науч-

ной педагогики.

В цельной дидактической системе Ушинский рассматривал вос-

питание как общественное явление. Он считал, что предметом вос-

питания является человек, а педагогика, если она хочет воспиты-

вать человека во всех отношениях, прежде всего должна узнать его

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 39

во всех отношениях. Ушинский впервые обосновал тезис о том,

что ≪знать человека во всех отношениях≫ — это значит изучить его

физические и психические способности.

Подчеркивая необходимость связи педагогики с другими наука-

ми, изучающими человека, Ушинский мечтал о том времени, когда

педагог будет не только учителем, но и психологом.

Изучая психофизиологическую природу обучения, Ушинский

сформулировал основные дидактические положения в своем фун-

даментальном 2-томном труде ≪Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии≫ (1869). В этой работе не

только представлен анализ психологических механизмов внима-

ния, памяти, воображения, мышления и других психических про-

цессов, но и обоснована необходимость их учета в образователь-

ном процессе. Особое внимание Ушинский обращал на влияние не-

преднамеренного воспитания, значение общественной среды,

уровня культуры, приоритетов социального развития.

Целью воспитания Ушинский считал формирование активной

и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая

положительной роли религии в формировании общественной мо-

рали, он выступал в то же время за независимость науки и школы

от церкви.

Его система нравственного воспитания, центральное место в

которой занимает формирование патриотизма, исключала автори-

тарность, строилась на силе положительного примера, утверждала

эффективность сотрудничества педагога и воспитанников в реше-

нии задачи развития личности.

Ушинский подчеркивал необходимость осознавать единство

обучения и воспитания, учитывать в этом процессе возрастные

особенности обучающихся и использовать деятельностный подход.

Он писал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утом-

ляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью,

причем чем он младше, тем больше требует разнообразия деятель-

ности.

Важным положением теории Ушинского следует также считать

поставленную им перед учителем задачу научить учеников учиться.

Он отмечал, что следует передать ученику не только те или иные

познания, но и развить в нем желание и способность самостоятель-

но приобретать новые познания. То есть впервые в круг основных

педагогических задач были выдвинуты задачи формирования по-

40 Часть I. Педагогика

знавательной мотивации у учеников и вооружение их средствами

учебной деятельности.

На рубеже XIX и XX вв. в педагогике возникло как минимум два

интересных явления —Вальдорфская педагогика и педология.

Валъдорфская педагогика —оригинальное направление образова-

ния и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером

(1861—925). Вальдорфская педагогика реализует систему взглядов

Штейнера на общество и человека в нем, названную им антропосо-

фией. Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: ду-

ховно-культурную, экономическую и политико-правовую. Основная

идея воспитания ребенка, по Штейнеру, состоит в том, чтобы дать

ему свободу от требований государственной власти и хозяйствен-

ной деятельности до тех пор, пока он не сможет участвовать в них

как гражданин. В сфере духовной жизни Штейнер настаивал на

полной свободе независимых духовных объединений, которые дол-

жны защищать сферу ≪чисто человеческого≫.

Вальдорфская педагогика придерживается демократических

взглядов на отношения между учителем и учеником, отвергая внеш-

нюю школьную дисциплину. Главная задача учителя —пробуждать у

детей интерес к изучаемым предметам. Значительную часть про-

граммы составляет обучение искусствам: живописи, декламации,

актерскому мастерству, музыке. Преподавание всех предметов осу-

ществляется одним педагогом. В младших классах домашние зада-

ния не обязательны и только в средней школе большое значение

уделяется их обязательному выполнению. Важным положением

Вальдорфской педагогики является ориентация обучения на лич-

ность каждого отдельного ученика, что позволяет успешно осуще-

ствлять коррекционную работу с детьми, обладающими особенно-

стями психического развития.

Педология —наука о ребенке, включающая данные анатомии и

физиологии детства, педагогики и психологии. Педология возник-

ла в США в конце XIX —начале XX в. Ее основателем был Стенли

Холл (1846—924), известный как создатель психологической ≪тео-

рии рекапитуляции≫ —концепции развития ребенка, опирающейся

на биогенетический закон: ≪развитие индивида повторяет разви-

тие рода≫. Этапы психического развития ребенка, согласно взгля-

дам Холла, соответствуют эпохам человеческой цивилизации.

Представители педологии считали наследственность основным

и решающим фактором развития человека. Некоторые наиболее

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 41

прогрессивные сторонники педологии отмечали также и влияние

среды, но при этом понимали среду очень узко, ограничиваясь

семьей ребенка. Психическое развитие ребенка в педологии рас-

сматривалось прежде всего как развитие его способностей или

интеллекта (умение быстро находить решение задачи и быстро

приспосабливаться к требованиям среды). Решающим показателем

интеллектуальности для педологов являлась скорость развития за-

ложенных в ребенке способностей, а в качестве основного метода

изучения они использовали тесты, фиксирующие скорость мысли-

тельных операций.

Педология быстро получила распространение и в России. Осу-

ществлялись интересные психологические исследования, апроби-

ровались педагогические инновации. В 20—0-е гг. XX в. педология

обслуживала социальный заказ —кампанию по ликвидации безгра-

мотности. Широкое, а главное не всегда адекватное применение

тестов часто приводило к занижению реальных умственных спо-

собностей детей и открытию обширной сети вспомогательных

школ. В 1936 г. было принято специальное постановление ≪О педо-

логических извращениях в системе наркомпросов≫, осудившее

увлечение тестами и произвольность в интерпретации получаемых

результатов. Это негативно сказалось на развитии науки, затормо-

зив разработки в области тестологии, психотехники, психологии и

педагогики. В настоящее время педология все чаще упоминается в

психолого-педагогических кругах как синоним комплексной науки

о детстве.

XX в. характеризуется созданием большого количества как чис-

то педагогических теорий (например, теории обучения и воспита-

ния В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др.), так и появлением

педагогических технологий, которые использовали в качестве ме-

тодологической основы разработанные теории в рамках различ-

ных психологических и социологических школ и научных направ-

лений.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—970) —отечествен-

ный педагог, который видел смысл педагогической деятельности в

воспитании во имя счастья ребенка. Основой успеха учителя, счи-

тал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспи-

танность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культу-

ры, умение глубоко вникать в сущность педагогического явления.

42 Часть 1. Педагогика

Сухомлинский считал, что важнейшая задача школы состоит в

том, чтобы открыть в каждом человеке творца и создать условия

для самораскрытия личности. ≪Распознать, выявить, раскрыть,

взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный та-

лант —значит поднять личность на высокий уровень расцвета че-

ловеческого достоинства≫.

Определяя специфику современного состояния образователь-

ного процесса и его основные задачи, Сухомлинский писал, что

≪мир вступает в век Человека≫, поэтому мы обязаны думать сейчас

о том, что вкладываем в душу человека.

Антон Семенович Макаренко (1888—939) —отечественный педагог,

который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, на

практике осуществил соединение обучения с производительным тру-

дом учащихся. Создавая теорию детского коллектива, Макаренко осо-

бое внимание уделял индивидуализации воспитания и придавал боль-

шое значение формированию педагогического коллектива, считая,

что если воспитатели не объединены в коллектив, который не имеет

единого плана работы, единого тона и подхода к ребенку, то не мо-

жет быть речи ни о каком воспитательном процессе.

Теории, которые были разработаны в рамках различных психо-

логических и социологических научных направлений и использо-

вались в качестве методологической основы современных педаго-

гических систем, будут подробно рассмотрены в главах ≪Воспита-

ние≫ и ≪Обучение≫.



Просмотров 515

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!