Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Современная структура педагогики



К традиционным структурным направлениям научных педаго-

гических исследований относятся:

общая педагогика —исследует основные закономерности обра-

зования;

история педагогики —изучает развитие педагогических идей и

практики образования на разных этапах культурно-исторического,

общественного развития;

возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрос-

лых) —изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика: сурдопедагогика (обучение и воспита-

ние глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспита-

ние слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей

с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание

умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития);

частные методики {предметные дидактики) —исследуют специ-

фику применения общих закономерностей обучения в области пре-

подавания отдельных учебных предметов;

отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, произ-

водственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжает-

ся. В последние годы появились такие отрасли, как этноиедагоги-

ка, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.

Этнопедагогика —отрасль педагогической науки, изучающая на-

родное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область

знания имеет непосредственное отношение к традиционной куль-

туре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно

связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопси-

хологией, археологией, фольклористикой и широко использует

данные всех общественных и гуманитарных наук.

Предметом этнопедагогики является педагогическая культура

рода, племени, народности, нации. Национальные особенности ха-

рактера —результат этнического воспитания и влияния соответст-

вующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследо-

вание традиционной педагогической культуры субэтнических обра-

зований (поморов, сибиряков и др.). Необходимо иметь в виду

субэтническое своеобразие отдельных регионов, представляющее

собой неотъемлемую часть духовно-нравственного богатства наро-

да, которое может стать основой для национального возрождения.

В этнопедагогике объект изучения принадлежит области собст-

венно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из

этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом

должен быть наполнен педагогическим содержанием и применять-

ся вместе с чисто педагогическими методами. Сказанное справед-

ливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются

понятия педагогические, а этнологические и антропологические

термины играют вспомогательную роль.

Достижением этнопедагогики является рассмотрение педаго-

гических закономерностей как естественно-исторических процес-

сов. При этом воспитание выступает как естественная форма

деятельности и поведения. Кроме своего прямого назначения эт-

нопедагогика содействует взаимопониманию народов. Многие ие-

44 Части I. Педагогика

дагоги по праву утверждают, что в полиэтнической России педа-

гогика может эффективно функционировать только в качестве эт-

нопедагогики.

Социальная педагогика —наука и практика создания системы вос-

питательных мероприятий по оптимизации воспитания личности

с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальная педагогика как наука появилась сравнительно не-

давно —во второй половине XX в. в связи с развертыванием науч-

но-технической революции и современной урбанизацией. На Запа-

де активизируется философия и социология образования и воспи-

тания, которые становятся основой рождающейся неопедагогики,

или социальной педагогики.

На смену традиционной педагогики неизбежно приходит но-

вая, отвечающая современным потребностям общества, педагоги-

ка. Уже сейчас в наиболее развитых странах мира формируются ее

основы, характеризующиеся открытостью и демократичностью,

органической связью с динамично меняющимся социумом, перс-

пективами развития человека во взаимосвязи с природной средой

и обществом. Социальная педагогика интегрирует в себе достиже-

ния традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социо-

логии, социальной психологии, биологических и антропологиче-

ских наук, их основные идеи и принципы.

Для социальной педагогики становятся тесными рамки ее тради-

ционных институтов, учебно-воспитательного процесса, основанного

на типовых программах и учебниках. Она выходит за стены учеб-

но-воспитательных заведений, проникая практически во все области

динамичной деятельности и жизни людей, активно вторгается во все

сферы общественного хозяйства, в семью, в повседневный быт и до-

суг людей. Социальная педагогика осуществляет прорыв из сферы

традиционности в разнообразие социальной жизни, определяет мак-

симально широкий поиск образовательно-воспитательных воздейст-

вий на развивающуюся личность ребенка, заставляет его мыслить и

действовать в динамично изменяющемся социуме.

В целом социальная педагогика раскрывает значение конкрет-

ных социально-культурных условий среды, их влияние на педагоги-

ческий процесс и выполняет роль посредника между социальной

средой и отдельными отраслями педагогической науки.

Социальная педагогика не просто расширяет многоаспектное,

многогранное пространство своей творческой деятельности, но

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 45

прежде всего качественно изменяет свое содержание, социаль-

но-воспитательные и образовательные функции, а следовательно,

подходы, формы и методы достижения самых разнообразных и

многочисленных задач.

Главные функции социальной педагогики —обобщение накоп-

ленного обществом социального опыта, исследование проблемы

подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с

учетом интересов существования общественных групп. При этом

принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, кото-

рые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой лич-

ности как субъекта самосовершенствования и изменения среды.

Прямыми носителями функций социальной педагогики, ее кон-

кретными субъектами становятся подготавливающиеся в нашей

стране новые специалисты —социальный педагог и социальный ра-

ботник. Специфика работы социального педагога в отличие от

школьного учителя или другого работника народного образования

заключается в том, что ему приходится работать непосредственно

с семьей, во внешкольных организациях, на ≪улице≫. Он должен

обладать конкретными знаниями об особенностях возрастного раз-

вития и закономерностях формирования коллектива, о природе и

характере народной педагогики и социально-психологических ме-

ханизмах группового сплочения, уметь вести педагогическое иссле-

дование и оказывать психологическую помощь.

В настоящее время проводится интенсивная работа по подго-

товке новых кадров. Недавно в России создана Ассоциация соци-

альных педагогов, которая, объединив ученых и практиков, распо-

лагает необходимым научно-организационным потенциалом.

ТРИЗ-педагогика —педагогическое направление, раскрывающее

сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основан-

ное на общих законах теории решения изобретательских задач

(Альтшуллер Г.С, 1946).

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

•методики и технологии, позволяющие овладеть способами

снятия психологической инерции;

•методология решения проблем, основанная на законах разви-

тия систем, общих принципах разрешения противоречий и меха-

низмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

•воспитательная система, построенная на теории развития

творческой личности (ТРТЛ).

46 Часть I. Педагогика

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструмен-

тальности и достаточной гарантированности формирования иссле-

довательских функций.



Просмотров 451

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!