Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Нужно ли восполнять обязательную уразу за того, кто упустил ее будучи живым, а затем умер
https://youtu.be/dsQAjK5x3_0
«Если человек скончался, и при этом на нем была обязанность уразы, необходимо ли возмещать за него уразу?»
В этом вопросе несколько мнений: Первое мнение: то, что за такого человека не нужно держать уразу, но нужно накормить бедняков, за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. И только в том случае, чтобы этот человек оставил такой приказ в завещании. Это мнение имама Малика, Абу Ханифы, и имама Шафи'и в его новом мнении. И в довод привели слова Аллаха Субхнаху уа Та'аля: «Человек не получит ничего кроме того к чему он стремился», а также потому что передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него».Муслим 3/1255.
Второе мнение: то, что за этого человека не держится ураза, кроме как на нем была ураза или осталась ураза по обету (т.е. он дал обет Аллаху держать пост и не исполнил). И это мнение имама Ахмада, Лейса ибн Са'ада, Исхака ибн Ибрахима, Абу Убайда аль-Касыма ибн Саллама. И они сказали что хадис 'Айши который приходит у нас в главе, «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто-нибудь из его близких (уалий)», этот хадис необходимо принимать в свете хадиса ибн 'Аббаса, который приходит у Бухари и Муслима, то что однажды одна женщина сказала: «О посланник Аллаха, поистине моя мама скончалась и по ней осталась ураза по обету, держать ли мне за нее уразу?» тогда он салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Как ты думаешь, если бы на твоей маме был долг, возместила бы ты за нее долг?», она сказала: «Да», тогда Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Долг Аллаха более заслуживает того, чтобы его возместили». Поэтому приверженцы второго мнения сказали, что возмещение поста за этого человека нужно в случае только обета, а если на нем осталась ураза с Рамадана, то эту уразу за него держать не нужно, но за эту уразу нужно накормить одного бедняка за каждый день. [Примечание редактора стенограммы]:От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто-нибудь из его близких (уалий)» аль-Бухари 1952, Муслим 2/789. Большинство ученых считает, что это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным. Также от Ибн ‘Аббаса сообщается, что один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным!» аль-Бухари 1953, Муслим 2/154. Эти хадисы указывают на то, что если умер мусульманин, который должен был соблюдать пост, то поститься за него следует кому-либо из числа его близких родственников. Однако мнения ученых разошлись в понимании этого хадиса. Одни считали, что веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) является обобщенным и поститься следует любые виды обязательного поста, а другие ученые считали, что речь идет только о посте по обету. Сторонники этого мнения считали, что за каждый пропущенный день поста Рамадана следует накормить по одному бедняку, а возмещать за умершего следует только пост по обету. Сторонники же первого мнения сказали, что эти доводы не убедительны, потому что не могут противостоять достоверному хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), а указаний на необходимость кормления бедняка за пропущенный день Рамадана умершим, не существуют. Поэтому повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) распространяется на любые виды обязательного поста. См. “Фатхуль-Бари” 4/235-236. и “Субулюс-Салям” 2/580. Однако самым сильным мнением является второе, что за умершего следует возмещать только пост по обету, поскольку веления пророка (мир ему и благословение Аллаха) нам разъяснили его сподвижники, которые не вносили в религию нечего от себя. Сообщается, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала, что ее сестра, которая дала обет поститься в течении месяца, умерла так и не выполнив обета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Постись за свою сестру» ат-Таялиси 2630. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Ибн ‘Аббас сказал: “Если человек заболел в месяц Рамадан и не постился, а затем умер, то надо накормить за каждый пропущенный им день поста по одному бедняку и не поститься за него. Если же он дал обет поститься, то за него следует поститься кому-либо из числа его родственников” Абу Дауд 2401. Иснад достоверный. Сообщается, что когда умерла мать ‘Амры, не возместив пропущенные дни поста, она спросила ‘Аишу, должна ли она поститься за нее? — и та сказала ей: “Нет, пожертвуй беднякам по половине са’ за каждый пропущенный ею день” ат-Тахауи 3/143, Ибн Хазм 7/4. Иснад достоверный. Ибн Умар говорил: “Пусть никто из вас не соблюдает пост за другого, и пусть никто из вас не совершает молитву за другого!” Абдур-Раззакъ 16346. Иснад достоверный. Имам Малик сказал: “Я не слышал, чтобы кто-либо из сподвижников или таби’инов или жителей Медины повелевал поститься или молиться за кого-либо другого” См. “Насбу-ррая” 2/334. Этому мнению отдал предпочтение также и имам Сунны Ахмад ибн Хнбаль. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как имам Ахмад сказал: “Не следует возмещать пост за умершего, кроме поста по обету” См. “аль-Масаиль” 96. Ибн аль-Къайим сказал: “С обязательным постом месяца Рамадан дела обстоят так же, как и с молитвой. Никто не может совершить молитву за другого или принять Ислам за другого, и тоже самое относится к посту. Что же касается обетового поста, то он рассматривается как долг, и человек может держать такой пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг, и все это тонкости фикъха” См. “И’лямуль-мууакъи’ин” 3/554. Однако, для того, чтобы возместить пост по обету за умершего, и чтобы это принесло ему пользу, он должен быть мусульманином. Сообщается, что отец ‘Амра, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твое жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, то что между двух скобок является версией Ахмада 2/182. Хадис хороший. Что же касается того, кто именно может поститься за умершего, то исходя из приведенных хадисов, им может быть любой из его родных, а уали в первом хадисе упомянут потому, что смысл этого слова является более обобщенным, как сказал об этом Ибн аль-Къайим. [Конец примечания].
Третье мнение: то, что необходимо продержать уразу, любой вид обязательной уразы (по обету или как искупительные действия, или как дни которые остались с поста в месяц Рамадан и т.д.) обязан за него продержать уразу ближайший родственник. Этого мнения придерживались мухаддисы из них Абу Саур, аль-Ауза'и, и также целая группа других ученых. И в довод использовали общий хадис 'Айши, который приходит в главе под номером 661. И это третье мнение является более правильным. И это мнение выбрал аль-Байхаки, ибн Хазм, ибн Хаджар, ас-Сан'ани, и это мнение выбрал шейх Мукъбил, а также шейх ибн 'Усаймин. Маликиты ответили на хадис 'Айши и подобные с эти хадисы, что жители Медины не поступают в соответствии с этим. На это Хафиз ибн Хаджар сказал: «Даже если мы с этим согласимся, что жители Медины не поступают по этому хадису, то подобными вещами не отвергаются достоверные хадисы». Что касается ханафитов они ответили на хадис от 'Айши сказав: «Пришло достоверно от 'Айши и ибн 'Аббаса фетва или мнение о том, что за каждый день уразы такого человека нужно кормить бедняка, значит если они противоречат хадису который передают значит поступать необходимо в соответствии с фетвой, а не в соответствии с хадисом». Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Наоборот, правильным является то что мы должны следовать за тем, что передает сподвижник, а не те фетвы, которые он дает в противоречии того что передает. Потому что возможно, что тот человек, который дает фетву в противоречии хадису, сделал свой иджтихад и ошибся в этом». Говорит Мухаммад ибн Хизам: «И возможно сподвижник забыл этот хадис, передавал ее когда-то и забыл об этом и начал выдавать фетву противореча этому хадису. Сказал ибн Хазм: «И возможно то, что передается от 'Айши, что нужно кормить одного бедняка за один пропущенный день поста на человеке который умер и на нем была ураза, возможно 'Айша сказала относительно человека который не выздоровел пока не умер, тогда как на нем была ураза». А что касается того что ханафиты, а также маликиты привели в довод слова Всевышнего Аллаха: «И человек не получит ничего, кроме как то, к чему стремился», то ответил на это ибн Хазм сказав: «Слова Всевышнего Аллаха: « И человек не получит ничего, кроме как то к чему стремился» ,то эти слова являются истиной, но Тот, Кто ниспослал этот аят своему пророку салля Ллаху алейхи уа салляма, Он же ниспослал: «Чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано», и Аллах сказал: «И тот кто подчинился посланнику тот уже подчинился Аллаху» поэтому правильным является то, что человек не получит ничего кроме того к чему он стремился. Но если Всевышний Аллах и Его посланник салля Ллаху алейхи уа салляма, вынесли постановление о том, что за некоторые действия людей, человек получит награду, даже если сам он их не выполнял, то необходимо утвердить, что за это человек получит награду за это действие». А что касается хадиса, о том что когда человек умирает, все его дела прекращаются, то в этом хадисе приходит указание лишь на то, что прекращаются дела самого умершего и в этом хадисе не идет речь что дела мертвого прекращаются, если за него кто-то сделал эти дела, и эти хадисы никак не противоречат друг другу и не нужно их объединять. А что касается приверженцев второго мнения, которые говорили, что можно держать уразу за человека только, если эта ураза осталась на нем по обету, то на это ответил ибн Хаджар и сказал: «Нет между этими хадисами никакого противоречия, чтобы говорить, что между ними надо собирать. Потому что хадис ибн 'Аббаса это частный вид поста о котором спросила эта женщина (спросила о посте по обету). А что касается хадиса 'Айши то в нем устанавливается общее правило (на счет поста за мертвого), относительно всех видов обязательной уразы, более того даже в хадисе ибн 'Аббаса есть указание на общность т.к. Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, в конце этого хадиса сказал: «Долг Аллаха более заслуживает, того чтобы его восполнили». (Т.е. между хадисами в которых говорится что, если человек умер, то за него должен держать уразу уали или близкий родственник, и хадисом от ибн 'Аббаса в котором говорится о женщине которая говорила пророку салля Ллаху алейхи уа салляма, что "моя мать умерла и за ней остался пост по обету, можно ли мне за нее продержать пост?" Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, приказал ей держать уразу. Потому что в этом хадисе говорится об одном из видов, что может случится и нет в нем аннулирования узаконенности других видов уразы).
Примечание: необязательно близкому родственнику держать эти дни подряд, может это делать с перерывами, также держать уразу за умершего родственника можно нескольким родственникам. Тот вопрос, который мы рассматривали ранее о том, что родственник должен продержать уразу за человека, касается только той ситуации, если сам этот человек, который умер - был способен продержать эту уразу, но проявил легкомыслие и отложил эту уразу на потом. Но если этот человек вообще не был способен продержать эту уразу сам и умер на этом, то сразу несколько обладателей знания передали мнение что за этого человека держать уразу не нужно, потому что нет на нем долга. (Например у человека 3 дня долга поста, и начались праздничные дни и он хотел продержать их как они закончится, но скончался, тогда за этого человека не нужно держать пост, потому что он не был способен их продержать, или заболел сильной болезнью и затем скончался и в течение этих дней он не мог держать уразу, то за него тоже не надо возмещать уразу. Другой вопрос закончились праздничные дни человек здоров и способен держать уразу, но решил отложить и за это время он мог возместить уразу, но скончался. То в этом случае, за него уже нужно держать уразу, потому что он был способен возместить свой долг, но не сделал этого). И за этого умершего нельзя держать уразу желательно (на всякий случай), потому что ураза - это поклонение, и оно делается только с разрешения Всевышнего Аллаха и Его посланника салля Ллаху алейхи уа салляма. А что касается кормления бедняка, то большинство ученых а также имам Малик, аш-Шафи'и и Абу Ханифа, их мнение заключается в том, что человек не должен кормить бедняка за его умершего родственника, но должен держать за него уразу и это правильное мнение. Сказал аль-'Абдари: «И это мнение всех обладателей знания, кроме Тауса и Катады, они двое сказали: "нет, является обязательным, за каждый день пропущенного поста мертвым, накормить бедняка. Потому что он не способен держать уразу т.к. скончался и подобен пожилому человеку, который не может держать уразы, а раз он подобен пожилому человеку, то он должен накормить за каждый день бедняка*».
*(Но мы говорили, что правильное мнение что старый человек не должен за каждый пропущенный день кормить бедняка, поэтому здесь данная аналогия является не правильной).
И правильным является первое мнение: то, что кормление бедняка относительно умершего родственника на котором была обязанность уразы не является действительной и не является узаконенным, потому что Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха на столько на сколько вы можете», и также пророк салля Ллаху алейхи уа салляма сказал:«Если я вам приказал какое-то дело, то совершайте из него то на что вы способны» этот хадис приходит у Бухари и Муслима со слов Абу Хурейры. Значит правильное мнение, что за каждый пропущенный день который человек мог держать но умер не продержав, должен за него держать этот пост его близкий родственник.
|