Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Элитарная, массовая и маргинальная культура в динамике воспроизводства культурных образцов



 

Элитарная культура – производит особо утонченную, высококачественную сложную продукцию социального порядка и идеологии. Отличается высокой специализированностью и притязательностью, первоначально малым разрывом между обыденным и специализированными уровнями.

Понимание элиты многоконцептуально:

· правящая элита

· молодежная элита

· коммерческая элита

· партийная элита

· биологическая – это люди, имеющие высшее положение в обществе, в силу биологического или генетического происхождения (система Варн и каст в Древней Индии);

· психологическая – люди, имеющие особые психологические качества (качества лидера как харизматической личности)

· интеллектуальная (научная) (Чехов «Дом с мезонином», Чернышевский «Что делать», Гончаров «Обломов», фильм «Операция Ы)

· организаторская – руководящие работники в бюрократическом аппарате

· распределительная – те, кто получает максимальное количество материальных благ

· художественно-творческая – представители интеллектуально-творческой среды.

Варианты исторических форм социальной элиты:

· жрецы и правители

· дворяне в Западной Европе и в России до Петра I (Марина Влади в романе «Мой вишневый сад» (М.: Время, 2005), продолжая линию чеховского героя Лопухина, говорит словами общего ее с Чеховым героя про дворян: «Да, делать деньги для них вульгарно; рано вставать, чтобы заработать больше, вульгарно; мечтать о жизни, при которой им пришлось б работать, вульгарно; заботиться о будущем, вульгарно!»)

· аристократы в России со времен Петра

· интеллигенты (Чехов «Дом с мезонином», Чернышевский «Что делать», Гончаров «Обломов», фильм «Операция Ы)

· сельская элита -- Кулаками в России называли особый класс людей, отличающихся зажиточностью.

Элита стремится к дистанцированию :

Ø жрецы – в Египте бритые головы, в Месопотамии –особая красота и дикция

Ø древний Рим – одежда и латинский язык

Ø средние века – рыцарский комплекс и монастырский язык знаков, герменевтика как язык религиозной знати

Ø возрождение –перчатки и нижнее белье

Ø в Беларуси –сарматский костюм

Ø Новое время – образованность и энциклопедизм

Попытка устранить дистанцию – в России общество передвижников, и Могучая кучка в искусстве. Пушкин, Толстой ходили в народ.

Объективное сближение элиты и масс – Есенин, Высоцкий, Гулаг.

Массовая культура -- своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.

Массы ((по Д.Беллу):

1. недефференцированное общество

2. синоним невежества

3. механизированное общество

4. бюрократизированное общество

5. массы как толпа, она не рассуждает, а повинуется, они возвращаются в варварство.

Признаки массовой культуры:

· примитивизация отношений между людьми

· развлекательность и сентиментальность

· стремление к потребительству и жажда обладания вещами

· культ посредственности, условность примитивной символики.

Для массовой художественной культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства – быстротечность и простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность, дешевизна (поп-культура, шок-ценности).

Массовое сознание основано на стереотипах, в структуре которых большое место занимает чувство доверия, симпатии или антипатии и недоверия. Массовое сознание ограничено и не способно к осмыслению. Оно противоречиво. Его суть в проявлении среднего начала в мышлении большинства людей.

Принцип демократии – решение принимается коллективно большинством, но в истории бывало, когда мнение меньшинства оказывалось более истинным. Г. Ибсен говорил: «Меньшинство может быть право, большинство всегда ошибается».

Массовая культура и ее распространение связано с неспособностью современного человека быстро приспосабливаться к убыстряющемуся динамизму культурного развития. Массовая культура – это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров.

Функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций (мифы как элемент элитарной культуры, а сказка как элемент массовой, проповедь как канал упрощения элитарного учения), но подлинная массовая культура зарождается только в Новое время. Этому способствуют процессы:

· индустриализации и урбанизации,

· трансформации сословных обществ в национальные,

· становления всеобщей грамотности населения,

· исчезновение многих форм традиционной обыденной культуры,

· развития технических средств тиражирования и

· трансляции информации и т.п.

Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития.

Ренато Поджоли (итальянский филолог) массовую культуру определял как культуру, диктуемую снизу, т.е. народными массами, а элитарную — как диктуемую сверху.

Массовая культура -- своеобразный тип социальной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.

Признаки массовой культуры:

· примитивизация

· дешевизна

· развлекательность

· потребительство.

Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства – простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность. Массовая культура – это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров.

Среди осн. направлений ипроявлений совр. М.к.можно выделить следующие:

индустрия "субкультуры детства" преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм личностной культуры, официально пропагандируемых в данном сооб-ве;

массовая общеобразоват. школа, приобщающая учащихся к основам стандартизированных научных знаний на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

средства массовой информации, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, в русле и ракурсе, т.е. фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах данного "заказчика";

система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит. благонадежность и желат. электоральное поведение людей, "мобилизационную" готовность об-ва и т.п.;

массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич. "патриотизм", социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций ("наши — не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям ("мировой заговор", "поиски инопланетян" и т.п.), что дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

массовые полит. движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые полит. акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит. программ;

система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит. ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ. сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы "элитных" образцов, превращающая процесс безостановочного потребления разл. социальных благ в самоцель существования;

— индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п), стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр.

индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру, где используются техн. приемы и исполнит. мастерство "высокого" искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и худож. содержания, адаптированного к невзыскат. интеллектуальным и эстетич. запросам массового потребителя, используются средства техн. тиражирования этой продукции и ее "доставки на дом" потребителю посредством электронных СМИ.

В основе массовой культуры лежат принципы:

· добровольности

· заказанность потребителем

· манипулирование с сознанием

· претензия на новые формы социализации

· отсутствие претензии на производство ценностей

· но претензия на главенство в доминантной культуре.

Сказка относится к массовой или элитарной культуре? Можно ли миф считать элитарной культурой? Можно ли проповедь священника отнести к массовизации религиозной догматики?

Мода является элементом массовой или элитарной культуры? Приведите примеры, когда мода относится к элитарному уровню, а когда к массовому.

Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития.

Хосе Ортега-и-Гасетпишет о том, что кризис современной культуры – в восстании масс, в смысле того, что массы навязывают свою волю и свое мировоззрение всем остальным. «Масса – это средний человек», т.е. не обладающий никакими достоинствами.

В основе массовой культуры лежат принципы:

· добровольности

· заказанность потребителем

· манипулирование с сознанием

· претензия на новые формы социализации

· отсутствие претензии на производство ценностей

· но претензия на главенство в доминантной культуре.

 

Особым видом социального типа культуры является культура маргинальная—культура субъекта переходного типа, содержащая в себе традиции двух разных культур. Субъекты находятся в постоянном движении, переходя из одного социального уровня в другой. Так человек переезжая на жительство в город из села меняет свою социальную принадлежность. Но быстро выйти из одной группы и усвоить основы менталитета другой практически не возможно. Он становится носителем двойного менталитета.

В семьях эмигрантов полное вхождение в национальную культуру достигается только в третьем поколении.


 



Просмотров 602

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!