Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Виды договора транспортной экспедиции



 

Экспедиторские и транспортные организации в своей деятельности используют различные модели договора транспортной экспедиции, отличающиеся между собой не присущим им набором услуг, оказываемых клиенту экспедитором, а конкретными целями каждого из видов договора транспортной экспедиции в рамках общей родовой цели транспортной экспедиции - обеспечения перевозки грузов, а также по предмету (действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.) и содержанию обязательств.

Выделение отдельных видов договора транспортной экспедиции должно осуществляться в целях определения тех договорных моделей транспортной экспедиции, которые нуждаются в дифференцированном специальном правовом регулировании.

Например, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский считают целесообразным проводить деление договора транспортной экспедиции на следующие виды:

¾ договор о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю;

¾ договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты;

¾ договор об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах;

¾ договоры об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.[32]

Квалифицирующим признаком для выделения такого вида договора как транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза является особенность предмета договора, которая заключается в том, что экспедитор берет на себя обязательство обеспечить целиком весь транспортный процесс, связанный с перемещением груза, от принятия его от клиента и до выдачи в пункте назначения получателю или иному управомоченному на получение груза лицу. В Гражданском кодексе РФ данная договорная модель договора транспортной экспедиции выражена положением о том, что договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Целью данного вида договора является освобождение клиента от всех обязанностей, связанных с необходимостью доставки груза в пункт назначения. Подразумевается, что в роли клиента могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, который с помощью этого вида договора транспортной экспедиции, например, может обеспечить выполнение своего обязательства, вытекающего из договора купли-продажи или поставки, по выборке товаров в месте нахождения продавца (поставщика).

Такой договор - это классическая разновидность договора транспортной экспедиции, и он особенно удобен для организаций, которые не имеют своих отделов логистики.

Следующий вид договора транспортной экспедиции - обеспечение завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты.

Сферой применения такого вида договора являются отношения, связанные с оказанием клиенту (грузоотправителю) со стороны экспедитора услуг по доставке груза до места нахождения перевозчика, на котором лежит обязанность по транспортировке груза в пункт назначения, и сдаче этому перевозчику груза для его перевозки, а также услуг по приему груза от перевозчика в пункте назначения и доставке его клиенту (грузополучателю). К примеру, экспедитор самостоятельно заключил с клиентом договор транспортной экспедиции груза непосредственно на его склад, но при этом заключен договор с железной дорогой на грузовую перевозку товара, принадлежащего клиенту. При этом подъездных железнодорожных путей к складу клиента нет, и товар имеет большие габариты (допустим контейнер в 20 футов) - это становится очень серьезной проблемой для перевозчика, которая создает трудности по выполнению обязательств согласно договору на грузоперевозку. Отсутствие железнодорожных путей непосредственно к месту назначения груза - очень распространенная ситуация, так как такие пути имеют только крупные государственные предприятия.

Самый оптимальный выбор в такой сложной и довольно распространенной ситуации - это заключение транспортного договора с транспортной компанией, которая находится или имеет свой филиал в регионе, куда клиент отправляет свой товар.

Обязательства, вытекающие из этого вида договора, носят по отношению к договору перевозки груза вспомогательный характер и призваны обслуживать отдельные стадии транспортного процесса: этап доставки груза перевозчику и этап доставки груза от перевозчика до получателя. В этом случае клиентом может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, заинтересованные в завозе или вывозе отправляемых или получаемых ими грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты или соответственно со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов.

В случае если этим договором предусматривается, что экспедитор принимает груз от грузоотправителя, доставляет его на железнодорожную станцию, в порт (на пристань) или аэропорт и сдает его соответствующему перевозчику для осуществления перевозки груза, то предмет такого договора должен включать в себя действия экспедитора по принятию груза от клиента, транспортировке груза до места нахождения перевозчика с помощью собственных транспортных средств, заключению с последним договора перевозки и сдаче перевозчику груза для доставки в пункт назначения. Если же в качестве клиента выступает грузополучатель, то предмет договора должны составлять действия экспедитора по приему груза, поступившего в адрес клиента, от соответствующей транспортной организации-перевозчика, доставке его в место нахождения клиента и выдаче ему указанного груза.

Возможен другой вариант - когда экспедитор принимает на себя обязанность организовать доставку груза от клиента до места нахождения перевозчика или вывоз груза со станции железной дороги, из порта (с пристани), аэропорта и доставку его клиенту-грузополучателю. При этом варианте конструкции договора транспортной экспедиции имеет место возложение экспедитором исполнения своих обязательств на третье лицо - транспортную организацию, которая по договору перевозки, заключенному с экспедитором, берет на себя обязанности по доставке груза на железнодорожную станцию, в порт (на пристань), аэропорт либо от перевозчика получателю груза. Данное обстоятельство в силу ст. 805 ГК не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Говоря о договоре об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский обращают внимание на то, что "число различных вариантов договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не поддается определению, впрочем, так же, как и число различных возможных сочетаний самих транспортно-экспедиционных услуг."[33]

Это могут быть и услуги на погрузочно-разгрузочные операции в сочетании с обеспечением проверки веса и количества отправляемых или получаемых грузов; на сопровождение грузов и их охрану в пути следования; на оформление перевозочных документов и осуществление расчетных операций за счет средств клиентов и т.п. Данные обязательства различны по своему предмету и содержанию, но у всех у них единая цель - оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Поэтому указанные правоотношения не могут регулироваться общими положениями о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), а прямо подпадают под действие норм о транспортной экспедиции, содержащихся в главе 41 ГК РФ. Подобные договоры свойственны небольшим компаниям, которые предоставляют лишь один или несколько видов деятельности, связанной с транспортно-экспедиционными услугами.

Договоры об отдельных транспортно-экспедиционных услугах бывают разовыми и длительными. В последнем случае, каждая отдельная заявка сопровождается подписанием дополнительного документа-приложения к договору.

Следующий вид договора транспортной экспедиции - об организации транспортно-экспедиционного обслуживания. В этой модели могут быть заранее согласованы многие условия, касающиеся порядка выполнения экспедитором и клиентом своих обязательств применительно к конкретным партиям грузов, отправляемых (получаемых) клиентом, в частности: сроки и порядок подачи клиентом заявки о транспортно-экспедиционном обслуживании отправляемых (получаемых) грузов; место предъявления грузов экспедитору и порядок их приемки последним; типы и виды транспортных средств, которые могут использоваться экспедитором; порядок и сроки оформления перевозочных документов, а также представления экспедитором информации о ходе исполнения обязательств; правомочия экспедитора на совершение юридических действий от имени клиента и порядок выдачи доверенностей; сроки и порядок возмещения экспедитору понесенных расходов, выплаты ему вознаграждения и размер вознаграждения и т.п.

Все названные виды договора транспортной экспедиции могут регулировать не только правоотношения, складывающиеся между клиентами и экспедиторами по поводу выполнения (организации выполнения) определенных операций и услуг в связи с перевозкой конкретной партии груза по отдельной отправке, но и правоотношения организационного характера, когда стороны договариваются об оказании экспедитором соответствующих услуг в течение определенного (как правило, длительного) периода в отношении всех партий грузов, отправляемых или получаемых клиентом. В этом случае указанные различные виды и разновидности договора транспортной экспедиции, не меняя своей видовой принадлежности, должны быть заключены в качестве организационного договора.

В юридической литературе существуют и другие классификации договора транспортной экспедиции, нежели рассмотренная в данном параграфе: например, по видам транспорта - экспедиция при прямой автомобильной, автомобильно-водной, смешанной автомобильной железнодорожной, морской, внутреннем водном, воздушной и железнодорожной перевозках; особое место занимают экспедиционные договоры с таким юридическим объектом, как организация перевозок грузов в контейнерах (контейнерные перевозки).




Просмотров 1566

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!