Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Предмет договора транспортной экспедиции



 

Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым и важным элементом товаропроводящих систем, направлена на повышение их качества и ускорение продвижения товара от производителя к потребителю.

Одной из актуальных практических проблем, требующих своего решения, является неразработанность понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Дело в том, что именно транспортно-экспедиционная деятельность составляет предмет договора транспортной экспедиции.

ГК РФ не раскрывает понятия «транспортно-экспедиционная деятельность» и «транспортно-экспедиционная услуга». Он лишь определяет примерный перечень операций, подпадающих под регулирование главы 41 (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ).

ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» также не содержит указанных определений. Однако из смысла п. 1 ст. 1 Закона («Предмет регулирования») можно сделать вывод, что транспортно-экспедиционная деятельность - деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а экспедиционная услуга – «услуга по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов». Таким образом, Закон, в отличие от ГК РФ, содержит закрытый перечень возможных услуг экспедитора, не охватывающий всех возможных вариантов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности. Следовательно, сфера применения ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности» уже по сравнению с тем, как определен предмет договора транспортной экспедиции в ГК РФ. Кроме того, Закон не содержит варианта осуществления перевозки экспедитором самостоятельно.

В юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции как о совокупности оказываемых экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза.

В.А. Егиазаров указывает: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом».[34]

Г.П. Савичев полагает, что предмет договора транспортной экспедиции «обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.»[35]. При этом Г.П. Савичев подчеркивает направленность всех услуг экспедитора независимо от их характера «на организацию перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза». В связи с этим предмет договора транспортной экспедиции определяется Г.П. Савичевым как «совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза».

В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том, и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные». [36]

Итак, предметом договора транспортной экспедиции является совокупность оказываемых экспедитором услуг, связанных с организацией перевозки груза. При этом понятие транспортно-экспедиционной деятельности раскрывается путем перечисления услуг, связанных с перевозкой груза:

¾ комплектация судовых, повагонных и маршрутных отправок, формирование укрупненных грузовых мест (например, контейнеров) из мелких партий груза;

¾ выбор наиболее рациональных по скорости, надежности и быстроте перевозки груза видов транспорта и схемы доставки груза;

¾ выполнение всех необходимых формальностей по грузу и передача документов органам транспорта согласно требованиям действующих правил перевозок;

¾ доставка груза от отправителя к месту погрузки на магистральные виды транспорта, а в пунктах перевалки - из склада одного вида транспорта на склад другого;

¾ заключение договоров со всеми участниками перевозочного процесса;

¾ осуществление расчетов с организациями транспорта и иными участниками перевозочного процесса;

¾ передача груза перевозчику против транспортных документов, вручение этих документов по поручению грузоотправителя грузополучателю;

¾ сопровождение груза в процессе его транспортировки; оборудование вагонов и судов для перевозки специфических грузов;

¾ контроль и слежение за продвижением груза на всем пути его следования с предоставлением полной и регулярной информации грузовладельцу;

¾ защита интересов грузовладельца в спорных ситуациях;

¾ прием груза от перевозчика в местах выгрузки, проверка его качества и состояния, организация экспертиз и сюрвейерных осмотров, оформление с представителями транспорта и получение от них коммерческих и других актов об обнаруженных дефектах прибывшего груза;

¾ организация погрузочно-разгрузочных работ, складирование и хранение грузов;

¾ маркировка и упаковка, рассортировка крупных партий на более мелкие;

¾ и т.п.

В юридической литературе советского периода предмет договора транспортной экспедиции - совокупность операций и услуг, выполняемых экспедитором. Эти услуги обычно дифференцировались на юридические действия и операции производственного характера, которые подвергались детальному анализу.

О.С. Иоффе полагал, что предмет договора транспортной экспедиции составляют два объекта: материальный и юридический. По этому поводу он писал следующее: «Материальным объектом договора экспедиции являются грузы, обрабатываемые экспедитором. Но они составляют и материальный объект договора перевозки. Поэтому специфика экспедиции воплощается не в ее материальном, а в юридическом объекте - тех операциях, которые относительно груза обязан совершить экспедитор». [37] К числу таких операций О.С. Иоффе относил подготовку груза к перевозке, оформление перевозки, доставку груза, его погрузку и выгрузку, таможенные операции, информационную деятельность. При этом О.С. Иоффе подчеркивал, что «не все перечисленные операции должны обязательно составлять юридический объект каждого из экспедиционных договоров. Но любой договор включает хотя бы какую-то их часть, причем обязательно те, которые опосредствуют связь клиентуры с транспортом». [38]

В международных нормативных правовых документах также не раскрывается искомого определения транспортно-экспедиционной деятельности.

На практике отсутствие в нормативных актах понятия транспортно- экспедиционной деятельности препятствует единообразному пониманию ее сущности и порождает споры о правовой природе договорных отношений между сторонами.

Так, в деле N 209/1999 (решение от 27.03.2000)[39] в обязанности истца по договору (исполнитель), заключенному с ответчиком (заказчик услуг), входило: бронирование отправки груза; таможенное оформление; проведение финансовых расчетов с перевозчиком; информация заказчика о номере рейса, дате и времени прилета. В обязанности ответчика входили своевременная подача заявок истцу на отправку грузов и оплата его услуг и перевозки грузов. Стороны договорились о применении Воздушного кодекса и Правил международных воздушных перевозок багажа и груза. МКАС справедливо констатировал, что наличие в сделке указаний о применении к отношениям между сторонами нормативных актов, регулирующих иной вид договора, не влияет на юридическую квалификацию их сделки как договора транспортной экспедиции, а лишь касается определения пределов ответственности за действия третьего лица (перевозчика). Именно предмет и содержание принятых на себя сторонами обязательств учитываются при юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции.

Учитывая практическую важность обозначенной проблемы, Международная ассоциация транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработала и приняла Типовые правила транспортно-экспедиционной деятельности, в которых содержатся следующие определения.

«Экспедиторские услуги - любого вида услуги, относящиеся к осуществлению перевозки, консолидации, хранению, складированию, обработке и доставке товара адресату по назначению, равным образом, как и предоставление вспомогательных и консультационных услуг, относящихся к выполнению вышеперечисленных работ, включая услуги, связанные с таможенной очисткой, решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечением страхования, производством платежей, выпиской документов, относящихся к товарам и их перевозке». Учитывая, что сфера оказания вспомогательных транспортных услуг постоянно расширяется, указанный закрытый перечень был расширен. 29 октября 2004 г. ФИАТА и KJIEKAT (Европейская ассоциация по оказанию экспедиторских, транспортных, логистических и таможенных услуг) дополнили перечень логистическими услугами с их современными информационными и коммуникативными технологиями, связанными с перевозкой, обработкой и хранением товаров.

В условиях отсутствия закрытого перечня транспортно- экспедиционных услуг особую практическую важность приобретает их классификация. В научной литературе операции, составляющие содержание транспортно-экспедиционной деятельности, так же подразделяют на услуги по представительству (юридические) и фактические услуги (или технические). К юридическим услугам относят действия по заключению договора перевозки от имени отправителя, сдаче к перевозке и приемке груза, оформлению различных документов за клиента. На осуществление юридических действий клиент должен выдать экспедитору доверенность. Фактическое содержание экспедиционных операций составляют: проверка состояния груза, его тары и упаковки, маркировка, информационные услуги и др.

В юридической литературе советского периода такое деление основывалось на принципе невозможности совмещения обязанностей перевозчика и экспедитора.

Действующее законодательство (п. 2 ст. 801 ГК РФ) не запрещает перевозчику осуществлять обязанности экспедитора, причем как юридические, так и фактические. И все же представляется важным в каждом конкретном случае оценивать "совместимость" двух разнонаправленных интересов перевозчика и клиента, возможность исполнения одним лицом обязательства по перевозке груза и таких экспедиционных операций, как, например, сдача и прием груза к перевозке, выдача груза, защита интересов клиента.

Перевозчик лишен возможности осуществлять юридические обязанности экспедитора в отношении оказываемой им самим перевозки. Так, если перевозчик действует по доверенности грузоотправителя, то существует прямой запрет п. 3 ст. 182 ГК РФ на совершение представителем сделок в отношении себя лично. Если перевозчик действует за счет клиента, но от своего имени, то он также лишен возможности совершать юридические действия в интересах клиента вследствие совпадения личностей сторон по сделке. Таким образом, перевозчик, одновременно выполняющий функции экспедитора, может выполнять любые фактические экспедиционные операции, а также юридические операции, связанные с представительством клиента перед третьими лицами. При этом помимо договора перевозки с клиентом заключается договор транспортной экспедиции. Деление транспортно-экспедиционных услуг на юридические и фактические было положено советскими юристами в основание разграничения услуг экспедитора на основные и вспомогательные. К основным действиям относилось лишь заключение экспедитором договора перевозки в интересах клиента. Фактические услуги отождествлялись со вспомогательными и могли быть включены в договор транспортной экспедиции лишь в том случае, если они были связаны с услугами юридического характера. [40]

Гражданский кодекс РФ, иные действующие законодательные акты также дают основания для выделения неких основных и дополнительных услуг. Однако в настоящее время такая классификация не тождественна делению транспортно-экспедиционных операций на юридические и фактические. В ряду дополнительных услуг названы такие, юридический характер которых не вызывает сомнений, например: осуществление таможенных и иных формальностей, производство расчетов (абз. 3 ч. 1 ст. 801 ГК РФ). Кроме того, обязанность экспедитора по заключению договора перевозки может, но не обязательно должна присутствовать в договоре транспортной экспедиции.

Такое мнение выражает и С.Ю. Морозов, - о том, что деление транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные в нынешней редакции ст. 801 ГК РФ не имеет практического значения, поскольку критерий такого деления не установлен, перечни как основных, так и дополнительных услуг являются открытыми.[41]

Говоря о предмете договора транспортной экспедиции, не следует забывать о его двустороннем и взаимном характере. Данное обстоятельство предопределяет необходимость включения в предмет этого договора не только действий экспедитора по выполнению или организации выполнения соответствующих услуг, связанных с перевозкой груза, но и действий клиента по возмещению экспедитору понесенных им расходов (он ведь исполняет свои обязательства «за счет другой стороны»), а также по уплате экспедитору причитающегося ему вознаграждения. Представляется также, что необходимо вести речь о различных вариантах предмета договора, которые дают разные модели (виды) договора транспортной экспедиции. В самом деле, нельзя не видеть разницы между договорами транспортной экспедиции, когда в одном случае экспедитор принимает на себя обязательство организовать перевозку груза и в этих целях ему предоставляются правомочия заключать сделки и совершать иные, как юридические, так и фактические действия, а в другом обязательство экспедитора сводится к сопровождению груза, доставляемого на основании договора перевозки, заключенного автотранспортной организацией непосредственно с клиентом, на станцию железной дороги и сдаче его перевозчику от имени клиента и по его доверенности.

В законодательстве отсутствует закрытый перечень транспортно- экспедиционных услуг, которые могут выполняться экспедитором, а «услуг, связанных с перевозкой груза» (п. 1 ст. 801 ГК РФ), на различных видах транспорта может быть великое множество. Причем характер и перечень таких возможных услуг подвержены постоянному изменению в связи с техническим прогрессом в области транспортировки грузов.

 



Просмотров 1294

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!