Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Стороны договора транспортной экспедиции



 

В данном параграфе мне хотелось бы определить субъектов договора транспортной экспедиции, а так же требования, предъявляемые к субъектам договора транспортной экспедиции.

Из определения договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ) усматривается, что в качестве сторон этого договора выступают клиент и экспедитор. В главе 41 ГК РФ отсутствуют нормы, предусматривающие какие- либо специальные требования к участникам договора транспортной экспедиции.

Одним из участников договора транспортной экспедиции, предопределяющим специфику этого договора и необходимость признания его самостоятельным гражданско-правовым договором, является экспедитор, на котором лежит обязательство по выполнению или организации выполнения для клиента соответствующих услуг, связанных с перевозкой груза.

Классификация экспедиторов может быть произведена по следующим признакам: по специализации; по месту оказания услуг; по виду деятельности; по сфере деятельности.

Экспедитор, исполняющий функции грузополучателя по договору перевозки, квалифицируется в качестве третьего лица. Договором в пользу третьего лица следует считать и договор транспортной экспедиции, в котором предусмотрена возможность требования грузополучателем, а не грузоотправителем, выполнения экспедиторских услуг по получению груза. При этом следует учитывать, что при частичном отказе третьего лица принять исполнение обязательства, первоначальный кредитор по договору не утрачивает возможность воспользоваться правами по договору. Кроме того, должник имеет право выдвигать против требований третьего лица все те возражения, которые он мог выдвинуть против кредитора.

По поводу этого участника договора транспортной экспедиции В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев указывают: «Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции».[42] Конечно же, правовое положение экспедитора в договоре транспортной экспедиции и круг проблем, связанных с определением его статуса в указанных правоотношениях, далеко не полностью определяются приведенной здесь характеристикой, которая к тому же страдает некоторыми неточностями. В частности, в качестве экспедитора никак не может выступать «структурное подразделение автотранспортного предприятия», которое вообще не является юридическим лицом и по этой причине не может признаваться субъектом каких-либо гражданских правоотношений. Кроме того, вызывает большие сомнения приравнивание экспедитора к субъектам представительских сделок (поручения, комиссии, агентирования) с точки зрения их возможностей по привлечению к исполнению своих обязательств третьих лиц.

Гораздо более содержательным было описание правового положения экспедитора в договоре транспортной экспедиции в юридической литературе советского периода. В то время велась оживленная дискуссия по двум вопросам, относящимся к правовому статусу экспедитора.

Во-первых, отсутствовало единое мнение по вопросу о том, может ли выступать экспедитором транспортная организация, осуществляющая перевозки грузов, либо в таком качестве следует признавать исключительно специализированные экспедиционные организации. Например, О.С. Иоффе утверждал: «Функции экспедиторов могут выполнять только специализированные организации».[43] О целесообразности участия в отношениях по транспортно-экспедиционному обслуживанию специализированных организаций писал в то время также В.К. Андреев: «Практика осуществления транспортно-экспедиционного обслуживания экспедиционными предприятиями как автомобильного, так и железнодорожного транспорта свидетельствует о большой экономической эффективности централизованного обслуживания предприятий и организаций... Кроме того, экспедитор имеет возможность маневрировать своими механизмами, рабочей силой и тем самым ослаблять напряженность с вывозом грузов со станций и из портов, так как, сосредотачивая в своих руках транспортно-экспедиционную работу с грузами клиентов, он имеет реальную возможность осуществлять планомерный вывоз и завоз грузов по графикам, согласованным с организациями железнодорожного, водного, воздушного транспорта».[44]

Х.И. Шварц допускал участие в отношениях, возникающих на основании договора транспортной экспедиции, в качестве экспедиторов как специализированных экспедиторских организаций, так и транспортных организаций, выступающих в роли перевозчиков грузов. В связи с этим он указывал: «Развитие транспорта привело к созданию экспедиции. С одной стороны, экспедиция специализировалась и породила договор об организации перевозок (о полном экспедиционном обслуживании), с другой - она стала неотъемлемым элементом транспортного процесса, в котором за ней закреплена роль дополнительной к перемещению грузов услуги. Это свидетельствует о неосновательности попыток отрыва экспедиции от перевозки и, наоборот, подтверждает неразрывную связь этих элементов транспортного процесса».[45]

Прямо противоположную точку зрения по этому вопросу высказывал Е.М. Ворожейкин, который полагал, что экспедитор во всех случаях должен выступать от имени клиента.[46]

Современная трактовка договора транспортной экспедиции и его определение (п. 1 ст. 801 ГК) исходят из того, что договором может быть предусмотрена обязанность экспедитора заключить договор перевозки груза как от имени клиента, так и от своего имени. Таким образом, этот вопрос, вызывавший дискуссии в советский период, нашел оптимальное решение в действующем законодательстве: сами стороны договора транспортной экспедиции (клиент и экспедитор) на основе свободного волеизъявления должны определить порядок заключения экспедитором договоров перевозки и совершения им иных юридических действий.

Несмотря на то, что в главе 41 ГК не содержится каких-либо специальных требований, предъявляемых к экспедитору, сам набор услуг, связанных с перевозкой грузов, которые экспедитор должен в соответствии с договором транспортной экспедиции выполнять для клиента, круг его обязанностей, а также тот факт, что указанные услуги оказываются клиенту за вознаграждение (п. 1 ст. 801 ГК), не оставляют сомнения в том, что транспортно - экспедиционная деятельность представляет собой один из видов предпринимательской деятельности. А предпринимательской деятельностью без каких-либо ограничений могут заниматься, как известно, лишь те юридические лица, которые действуют в форме коммерческой организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, в качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции может выступать либо коммерческая организация, либо индивидуальный предприниматель. Кроме того, транспортно-экспедиционная деятельность относится к числу лицензируемых видов предпринимательской деятельности, поэтому экспедитор должен располагать лицензией на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью. Необходимость лицензирования деятельности экспедитора, помимо всего прочего, объясняется ее неразрывной связью с процессом транспортировки грузов, а следовательно, и задачами обеспечения безопасности транспортного процесса.

В юридической литературе подчеркивается также необходимость для экспедиторов сертификации оказываемых ими услуг. Так, В.А. Егиазаров указывает: «Экспедиционные услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы оказания услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно- экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителями, могут подвергаться добровольной сертификации. Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедиционных услуг, отрицательный результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности».[47]

Другим субъектом договора транспортной экспедиции является клиент. Одним из вопросов, которые может порождать содержание абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК, является вопрос о положении клиента в договоре транспортной экспедиции. В этой норме законодателем сделана недвусмысленная ссылка на то, кого последний видит клиентом договора. Таким клиентом, по мысли законодателя, может быть лишь грузоотправитель или грузополучатель.

В связи с этим проблема субъекта и ее решение в договоре транспортной экспедиции имеет существенное значение при квалификации договора как транспортно-экспедиционного. При этом важно понять правовые последствия отсутствия у клиента того или иного «статуса», которые в практической деятельности могут влечь, что естественно, противоположные последствия для сторон правоотношения.

В одном из первых комментариев к ГК РФ О.Н. Садиков рассматривал в качестве клиента как собственника груза, перевозчика, так и других лиц, интересы которых связаны с перевозкой.[48]

По мнению В.Т. Смирнова и Д.А. Медведева, «клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг».[49]

Например, С.П. Хмелев в качестве клиента предлагал указать в законе «любое лицо, фактически осуществляющее перевозку груза своими транспортными средствами (фактический перевозчик), и любое другое лицо, которое или от имени которого заключается договор перевозки с отправителем (перевозчик по договору)». Однако в дальнейшем автор приходит к мысли о том, что «клиентом в договоре могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза».[50] Последнее соображение вызывает интерес постольку, поскольку им явно расширяется круг субъектов договора в сравнении с тем, что определен ст. 801 ГК РФ.

В исследовании С.Ю. Морозова - совсем иной - категоричный - подход к контрагенту экспедитора по рассматриваемому договору. В частности, не соглашаясь с приведенным выше мнением О.Н. Садикова, автор указывает: "Законодателем установлено, что в качестве клиента могут выступать лишь грузоотправители или грузополучатели".[51]

Круг клиентов применительно к конкретному договору транспортной экспедиции значительно сужается за счет того, что физическое или юридическое лицо, являющееся клиентом по указанному договору транспортной экспедиции, одновременно должно иметь статус грузоотправителя или грузополучателя экспедируемого груза.

"В связи с этим представляются необоснованными встречающиеся в современной юридической литературе попытки расширить круг субъектов договора транспортной экспедиции за счет отказа от обязательности такого признака, как их роль грузоотправителя (грузополучателя) в отношениях с транспортными организациями".[52]

Таким образом, в настоящее время следует отметить отсутствие какого- либо единства во мнениях применительно к проблеме определения субъекта, его статуса в транспортно-экспедиционном договоре. А значит, становятся очевидными трудности, с которыми могут столкнуться субъекты права в этой области отношений.

Поскольку нас интересует правовое положение клиента в договоре транспортной экспедиции, постольку подлежит выявлению смысл слов "грузоотправитель" и "грузополучатель" в контексте ст. 801 ГК, для чего необходимо обратиться к их общему и законодательному употреблению.

Исследуя различные источники, выявляются вполне единообразные взгляды на этих субъектов.

Грузоотправитель - лицо, сдающее груз для перевозки, а грузополучатель - человек, на имя которого адресован груз.[53] В экономическом словаре под первым понимают сторону договора перевозки груза, организацию, сдавшую груз к перевозке и указанную в качестве отправителя в перевозочном документе, а под вторым - организацию, которой по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. Интересно замечание, содержащееся в последнем источнике: "Грузополучателем может быть и сам отправитель, но обычно это другая организация; не являясь стороной в договоре перевозки, она приобретает определенные права и несет обязанности, обусловленные договором, заключенным грузоотправителем с перевозчиком".[54]

Из законодательства (ст. 785 ГК, ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и др.) следует, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в согласованный ими же пункт назначения и выдать груз уполномоченному лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Таким образом, смысл рассматриваемых терминов связан исключительно с перевозочным процессом, заключением и исполнением договора перевозки.

Следовательно, грузополучатель - лицо, уполномоченное на получение от перевозчика груза по его доставке к месту назначения. В этом случае не рассматривается это уполномоченное лицо как одна из сторон договора перевозки и в наибольшей степени отвечает действующему законодательству.

Исходя из упомянутой открытости договора для разнообразных услуг экспедитора, выраженной в ст. 801 ГК, а также из того, что услуги могут быть приурочены к разным временным и событийным моментам, видится затруднительным знание экспедитором положения его клиента в отношениях с тем или иным перевозчиком либо третьим лицом (грузополучателем, если им выступает не сам клиент).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Следовательно, заключая от своего имени договор перевозки груза в соответствии с теми условиями маршрута, который согласован сторонами договора транспортной экспедиции, экспедитор сам становится стороной в договоре перевозки. Экспедитор может выступать и уполномоченным на получение груза лицом, т.е. грузополучателем. И интересно замечание Н.В. Морозовой, которая пишет: "...как правило, экспедитор в имущественном обороте выступает от своего имени, и при совершении различных действий рассматривается другими участниками транспортного, в частности перевозочного, процесса в качестве грузовладельца, осуществляющего различные правомочия в отношении груза". [55]

Приобретая статус грузоотправителя (отправителя) (т.е. стороны в договоре перевозки), экспедитор также оказывает услугу своему клиенту, который и на этой стадии - стадии перевозки груза - желает быть избавленным от формально-правовых особенностей того или иного перевозочного процесса, приобретающего на практике большое число нюансов и сложностей. Продолжая оказание комплекса услуг, экспедитор, предположим, обязался обеспечить своему клиенту и получение груза после его перевозки и доставки в согласованную точку. В этом случае наилучшим обеспечением или гарантией получения груза будут действия и решения самого экспедитора, а не третьих лиц (ст. 805 ГК), которые не устраняют его ответственность.

В 2006 году Правительством РФ были утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности[56], в которых уже со второго пункта необходимо следует некое исключение клиента из перевозочного процесса в рамках отношений экспедиции ссылкой в абз. 2 этого пункта лишь на то, какими правовыми актами регулируются отношения между экспедитором и перевозчиками. То есть буквальное прочтение п. 2 Правил позволяет прийти к выводу о том, что отношения, возможные в транспортно-экспедиционном процессе, сводятся к парам: экспедитор - клиент, экспедитор - перевозчики. Отношения же между клиентом и перевозчиками по смыслу Правил: либо не возникают, либо не подлежат регулированию, либо их правовое регулирование не имеет такого значения, какое необходимо в целях упоминания о нем в Правилах.

Представляют интерес отдельные понятия, используемые в Правилах. Так, в понятие транспортно-экспедиционных услуг входят услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Клиент в соответствии с Правилами - это лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. Грузоотправитель - лицо, предъявившее груз к перевозке, а грузополучатель - лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки. Перевозчиком же является лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки груза.

В отличие от законодателя, который сделал лишь допущение (ст. 801 ГК) возможных услуг экспедитора в виде заключения договоров перевозки груза, по обеспечению отправки и получения груза и других, Правилами более четко очерчен круг услуг экспедитора, где очевиден акцент на указанные законодателем услуги. Таким образом, и из закона, и из подзаконного акта в виде Правил следует включенность экспедитора в отношения перевозки груза, а также в связанные с такой перевозкой правовые и фактические последствия.

В этом случае излишне не отвечающее смыслу закона указание законодателем на то, кем должен являться клиент в договоре транспортной экспедиции.

 

Форма и содержание договора транспортной экспедиции

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 41) не содержит каких-либо специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции. Единственную норму, имеющую отношение к заключению этого договора, можно обнаружить в п. 1 ст. 802 ГК, согласно которой договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Однако указанная норма не носит специального характера, а скорее констатирует применение к договору транспортной экспедиции общих положений о форме сделки. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 161 ГК сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

В силу отсутствия специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции в главе 41 ГК РФ порядок заключения этого договора должен определяться исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК РФ). Согласно ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как известно, к существенным условиям всякого договора относятся условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, как уже отмечалось, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в простой письменной форме. Следовательно, он может быть заключен не только путем составления одного документа и подписания его сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Если по условиям договора клиент предоставляет экспедитору право заключать договоры от имени клиента, то, руководствуясь п. 2 ст. 802 ГК РФ, клиент должен выдать экспедитору доверенность, оформленную по правилам, установленным ст. 185-189 ГК РФ. В п. 7 Правил транспортно- экспедиционной деятельности указано, что неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, составленные в письменной форме.[57] Порядок их оформления и формы утверждает Министерство транспорта РФ. Согласно данным Правилам к числу экспедиторских документов относятся:

¾ поручение экспедитору, в котором определяется перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

¾ экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки;

¾ складская расписка, выдаваемая экспедитором клиенту в случае принятия груза на складское хранение.

Поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, об объеме, а также о количестве грузовых мест.

Для классификации правоотношений сторон в качестве договора транспортной экспедиции необходимо констатировать не только то обстоятельство, что между сторонами достигнуто соответствующее соглашение в простой письменной форме (в том числе путем обмена письмами, телеграммами и т.п. или путем акцепта письменной оферты конклюдентными действиями) по всем существенным условиям договора транспортной экспедиции. Следует принимать во внимание и цель данного договора (обеспечение перевозки груза), а также соблюдение требований, предъявляемых к субъектному составу договора транспортной экспедиции. Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

В.В. Витрянский считает, что « применительно к содержанию договора транспортной экспедиции, вернее его идеальной модели, предусмотренной в ГК РФ (ст. 801), обнаруживается одна интересная особенность его правового регулирования, а именно: права и обязанности его сторон - экспедитора и клиента - определяются как бы на трех разных уровнях»[58]. То есть, во-первых, из самого определения договора транспортной экспедиции следует, что имеет место общая обязанность экспедитора выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а также общая обязанность клиента возместить экспедитору понесенные им расходы (так как услуги выполняются "за счет клиента") и оплатить оказанные услуги (так как услуги выполняются экспедитором "за вознаграждение"). Во-вторых, ГК РФ говорит о некоторых определенных обязанностях экспедитора, которые "могут быть предусмотрены" договором транспортной экспедиции. И относит к их числу следующие обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой. В-третьих, в ст. 801 ГК РФ говорится также о неких иных обязанностях экспедитора, исполнение которых также "может быть предусмотрено" договором транспортной экспедиции "в качестве дополнительных услуг", представляющих собой "необходимые для доставки груза операции", а именно: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза; получение груза в пункте назначения; иные операции и услуги, предусмотренные договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Основные права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции содержатся в гл. 41 Гражданского кодекса РФ; Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; а так же в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Обязанности клиента, согласно ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (аналогичная обязанность предусмотрена ч. 1 ст. 804 ГК РФ).

2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Согласно Гражданскому кодексу РФ:

1. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ч. 2 ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора, согласно ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Согласно Гражданскому кодексу РФ:

1. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные (ч. 2 ст. 804 ГК РФ).

Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554:

1. Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

¾ согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

¾ прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

¾ расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

2. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию:

¾ полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

¾ сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

¾ перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

¾ сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

¾ сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

¾ другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

3. Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

4. Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.

Права экспедитора:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (аналогичное право предусмотрено ч. 3 ст. 804 ГК РФ).

5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Согласно Гражданскому кодексу РФ:

1. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ). Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Права клиента:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:

1. Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

2. Клиент имеет право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

3. Клиент имеет право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В процессе реализации прав и исполнения обязанностей, исполняя транспортно - экспедиционные обязательства, могут возникнуть ситуации, которые могут послужить причинами изменения некоторых условий уже заключенного договора.

Основания и порядок изменения обязательств регулируется статьями 450, 451 и 452 ГК РФ. Изменение договора возможно только по взаимному соглашению сторон. Исключения из этого правила могут быть установлены законом или договором.

В тех случаях, когда возможность изменения или расторжения договора не предусмотрена законом или договором и сторонами не достигнуто об этом соглашение, договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон только по решению суда и только в следующих случаях:

¾ при существенном нарушении договора другой стороной;

¾ в иных случаях, предусмотренных законом или договором (ст. ст. 450, 451 ГКРФ).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора п.2 ст.450 ГК РФ.

Законодатель не дает точного определения: "существенных нарушений договора". Видимо, это объясняется тем, что невозможно предусмотреть в нормативном акте все обширные случаи существенных нарушений договора. Тем более что разновидностей договоров великое множество, в т.ч. смешанных, как предусмотренных законом, так и не предусмотренных им.

Поэтому вопрос, является ли "существенным" нарушение договорных отношений, в каждом конкретном случае решает суд. Согласно Гражданского кодекса РФ изменение или расторжение договора возможно также в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. В соответствии с п. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных условиях. Учитывая эти обстоятельства в соответствии с п. 2 ст. 451 судом договор может быть изменен по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

¾ в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям договора;

¾ исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующие договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

¾ из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Прекращение обязательства происходит чаще всего его исполнением. Однако, бывают случаи, когда обязательство в силу каких-либо причин прекращается неисполненным или частично исполненным. Согласно Гражданского кодекса РФ обязательство в таких случаях прекращается по следующим основаниям:

¾ за невозможностью исполнения (ст. 416);

¾ на основании акта государственного органа (ст.417);

¾ в связи со смертью гражданина (ст.418);

¾ в связи с ликвидацией юридического лица (ст.419).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ не допускается односторонний отказ от исполнения договора, за исключением случаев, предусмотренных законом. Как раз такое исключение предусмотрено в главе 41 ГК РФ в отношении договора транспортной экспедиции. Согласно статье 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Далее в этой же статье указывается на последствия такого отказа: сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Такую возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции законодатель видимо предусмотрел из-за того, что многие договоры транспортной экспедиции включают в себя элемент представительства. А этот элемент, как известно, предполагает наличие доверительных отношений между доверителем и поверенным.

Возникает вопрос, имеет ли сторона договора транспортной экспедиции право воспользоваться положением статьи 806 ГК РФ и изменить условия договора в одностороннем порядке. Буквальное толкование статьи 806 ГК РФ дает основания полагать, что такого права у сторон нет. Если сторона желает отказаться от договора, она может расторгнуть договор полностью, но не изменить его, даже посредством отказа от части исполнения. Такой вывод, в частности, можно сделать из анализа статей 3 и 4 Закона "О транспортно - экспедиционной деятельности", где говорится об особом порядке изменения некоторых условий договора транспортной экспедиции. Тем не менее, не каждый договор транспортной экспедиции предполагает в своем содержании представительские начала, да и там где содержится такая обязанность, возможно исполнение экспедитором лично и других обязанностей. Такое обстоятельство послужило поводом к справедливой критике названной нормы закона в юридической литературе.


 

 



Просмотров 718

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!