Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные обязанности должностных лиц экипажа судна



Капитан

28. Капитан является руководителем экипажа судна, отвечающим за его безопасность, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз. Управление судном и руководство его экипажем капитан осуществляет на основе единоначалия, подчиняясь непосредственно руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления, в подчинении которого находится судно. Все указания, приказы и распоряжения, относящиеся к деятельности судна, отдаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

Присутствие на борту судна руководителя (командира) вышестоящего органа военного управления не освобождает капитана от ответственности за судно и выполнения своих обязанностей.

В случаях, когда руководитель (командир) вышестоящего органа военного управления признает необходимым взять управление судном на себя (для предупреждения опасности, ликвидации последствий аварии или в других случаях), с момента объявления об этом капитану или отдачи им приказания вахтенному матросу-рулевому (вахтенному механику) он принимает на себя ответственность за безопасность судна, о чем делается запись в судовом журнале.

29. Капитан обязан:

обеспечить эффективную техническую эксплуатацию судна, всех его механизмов, устройств и систем, безопасное плавание и выполнение поставленных задач;

организовать труд экипажа с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, международных, национальных и местных правил по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды, а также с соблюдением условий трудового договора (контракта);

организовать подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна при получении им боевых или аварийных повреждений, а также к оказанию помощи и спасению людей, терпящих бедствие в море;

поддерживать судно в мореходном состоянии, своевременно предъявлять судно и его технические средства к проверкам органами надзора, поддерживать на судне установленные запасы и табельную комплектность имущества;

готовить своих помощников к несению ходовой навигационной вахты и управлению маневрами судна в различных условиях плавания;

организовать своевременное обучение лиц командного и рядового состава порядку и правилам эксплуатации новых технических средств, электронного и иного оборудования, устанавливаемого на судне;

организовать своевременное расследование любого аварийного происшествия, связанного с эксплуатацией судна и повлекшего его повреждение или повреждение объектов морской инфраструктуры, причинение вреда здоровью членам экипажа (пассажирам) или окружающей среде, принимать меры по их предотвращению;

информировать командный состав судна о приказах и распоряжениях, получаемых от руководителей (командиров) вышестоящих органов военного управления.

30. Капитан осуществляет защиту законных прав и интересов членов экипажа, касающихся:

своевременной выплаты в полном объеме заработной платы в сроки, установленные коллективным (трудовым) договором и правилами внутреннего трудового распорядка соединения судов;

предоставления бесплатного питания, соответствующего по количеству и калорийности установленным нормам;

обеспечения форменной и специальной одеждой, технической документацией, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

обеспечения бытовых нужд, связанных с исполнением трудовых обязанностей на судне;

репатриации (возвращения на Родину) членов экипажа в случае кораблекрушения, захвата судна в прибрежных водах или порту иностранного государства, а также заболевания или травмы, требующих (по заключению врачей) лечения вне судна.

31. Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания.

32. Капитан имеет право издавать приказы по судну, применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа в порядке и случаях, предусмотренных Уставом о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации*(7).

Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

33. В зависимости от конкретных условий плавания и выполнения задач по обеспечению кораблей в море капитан имеет право объявлять авральные работы с участием всего экипажа или его части, перераспределять обязанности между отдельными членами экипажа, привлекать к несению вахт членов экипажа, которые по кругу своих обязанностей их не несут.

34. Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения должностных обязанностей (не допускать к несению вахт) любого члена экипажа:

не прошедшего в установленном порядке проверку знаний и навыков в области охраны труда и исполнения должностных обязанностей;

имеющего противопоказания для выполнения обязанностей по занимаемой должности (заболевание или травму, требующие лечения вне судна) или не прошедшего в установленном порядке медицинский осмотр;

допустившего нарушения требований эксплуатации вооружения и военной техники (охраны труда), повлекшие за собой тяжкие последствия (аварию, несчастный случай с людьми) либо заведомо создавшие реальную угрозу наступления таких последствий;

совершившего на судне хищение чужого имущества, растрату, умышленное уничтожение или повреждение вооружения и технических средств судна.

35. При установлении несоответствия занимаемой должности отдельных членов экипажа капитан имеет право отстранить указанных лиц от исполнения должностных обязанностей и направить в кадровый орган для решения вопроса об их дальнейшем использовании.

36. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

37. К лицам, не исполняющим законные распоряжения капитана, применяются все меры воздействия вплоть до изоляции указанных лиц в отдельном помещении, если их действия создают угрозу безопасности судна, находящихся на нем людей, имущества или перевозимого груза.

38. В случае совершения на судне правонарушения, содержащего признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан обязан немедленно доложить об этом руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления, а при нахождении судна в море, кроме того, провести неотложные следственные действия, руководствуясь уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

39. В случае опасности для судна или находящихся на нем людей капитан вправе созвать судовой совет. В судовой совет входят капитан, старший помощник капитана и старший механик.

К участию в заседании совета капитан может привлекать других членов экипажа.

40. Судовой совет не ограничивает прав капитана. Окончательное решение во всех случаях принимает капитан.

41. В случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, приказами и распоряжениями вышестоящих органов военного управления, капитан, сообразуясь с обстоятельствами, должен поступать по своему усмотрению, соблюдая интересы Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного морского права.

42. В случае болезни капитан должен временно передать командование судном старшему помощнику, о чем немедленно доложить руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления, а при стоянке судна в иностранном порту, кроме того, сообщить об этом в ближайшее дипломатическое представительство (консульство) Российской Федерации.

43. Прием судна при вступлении в должность капитан должен осуществлять лично. В случае отсутствия сдающего капитана передача судна должна проводиться лицом, исполняющим его обязанности, в присутствии комиссии, назначенной приказом руководителя (командира) вышестоящего органа военного управления.

44. Принимая судно, капитан обязан:

представиться экипажу и проверить уровень его подготовки к выполнению обязанностей по судовой тревоге;

осмотреть судно и получить сведения о состоянии корпуса, главных и вспомогательных механизмов, средств борьбы за живучесть, навигационного, радиотехнического и другого вооружения;

получить от капитана, сдающего дела и должность, судовые документы, деньги и ценные бумаги с сопроводительными документами на них, судовую печать, а также информацию о мореходных качествах судна, случаях аварий и их последствиях;

выйти в море вместе со сдающим капитаном, если есть возможность, и ознакомиться с особенностями управления судном на различных режимах работы главных двигателей;

с окончанием приемки судна составить акт и представить его руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления вместе с рапортом о вступлении в должность.

45. О вступлении в командование судном вновь назначенный капитан объявляет в приказе по судну.

В исключительных случаях, когда требуется провести срочную смену капитана, вновь назначенный капитан вступает в командование судном без его осмотра.

В акте приема (сдачи) судна должны быть указаны принятые денежные суммы, документы и ценные бумаги и что судно принято без осмотра. Время и место передачи командования судном должны быть записаны в судовой журнал.

После осмотра судна капитан должен представить руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления дополнение к ранее представленному акту.

46. При подготовке судна к выходу в море капитан обязан проверить состояние судна и организовать подготовку экипажа к выполнению поставленных задач, в том числе:

укомплектовать судно командным и рядовым составом до штатной численности, заблаговременно назначить старшему помощнику и старшему механику время готовности судна к снятию с якоря (бочки, швартовов);

организовать изучение намеченного маршрута перехода с командным составом судна, несущим навигационную вахту, в оперативном, навигационном и гидрометеорологическом отношении, уточнить изменения в местных правилах плавания и прохода проливов, а также проработать другие вопросы, знание которых необходимо для успешного выполнения поставленных задач;

проверить и утвердить предварительную прокладку на переход в заданный район, проверить наличие навигационных карт и пособий для плавания, их корректуру, убедиться в безопасности выбранных курсов и возможности определения места судна по маршруту перехода;

организовать при необходимости водолазный осмотр подводной части корпуса, забортной арматуры, рулей, винтов, обтекателей и других устройств, находящихся за бортом судна;

проверить и утвердить план размещения груза на судне, а по окончании приема груза - расчеты остойчивости судна, балластировки и перемещения груза для выравнивания крена или дифферента;

принять доклады об обеспечении судна топливом, пресной водой, продуктами питания и другими видами снабжения, а при выполнении буксировочных работ - о готовности судна и буксируемого объекта к буксировке.

47. Капитан не должен выходить в море, если укомплектованность экипажа, снабжение или техническое состояние судна не обеспечивают безопасность плавания и выполнение поставленных задач. Любые отступления от указанных требований должны быть доведены до руководителя (командира) вышестоящего органа военного управления и записаны в судовой журнал.

48. Перед выходом судна в море капитан должен получить разрешение капитана-диспетчера (дежурного по рейду) на выход судна в море, уточнить данные об обстановке на маршруте перехода и в районе выполнения поставленной задачи, в том числе:

о фактической и ожидаемой погоде;

об изменениях порядка использования фарватеров, систем и средств навигационного обеспечения, режима использования средств радиосвязи;

об изменении времени или порядка (района) встреч с обеспечиваемыми кораблями.

49. За 15 минут до назначенного времени снятия с якоря (бочки, швартовов) капитан должен принять доклады от начальников служб о готовности их подразделений к выходу в море, наличии на борту подчиненных членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

50. В случае неявки на судно кого-либо из членов экипажа или пассажиров капитан обязан доложить об этом капитану-диспетчеру (дежурному по рейду), а при нахождении судна в иностранном порту - в ближайшее дипломатическое представительство (консульство) Российской Федерации и принять все меры к розыску отсутствующих лиц и возвращению их на судно.

51. В отдельном плавании капитан должен назначать курс и скорость судна, устанавливать способ управления и режим работы главных двигателей, требовать от вахтенных помощников определения места судна всеми возможными способами, контролировать своевременное получение информации об изменениях навигационной и гидрометеорологической обстановки в районе плавания.

52. В целях обеспечения безопасности плавания капитан обязан не только руководствоваться своим опытом, знанием района плавания и данными вахтенного помощника, но и систематически определять место судна в море с записью своих наблюдений в судовой журнал.

53. При нахождении судна в плавании капитан обязан:

обеспечить надлежащую организацию ходовой навигационной (машинной) вахты и радиовахты, выполнение правил плавания и предупреждения столкновений судов в море;

в случае приема сигнала бедствия немедленно донести об этом командованию и следовать с максимальной скоростью на сближение с терпящим бедствие судном, установить с ним связь и предложить свою помощь;

в случае отказа от предложенной помощи или получения от командования иного приказания записать в судовой журнал причину, в силу которой он не последовал на помощь судну, терпящему бедствие в море;

при столкновении в море с другим судном, если это возможно без серьезной опасности для своего судна, оказать помощь его экипажу и пассажирам, доложить командованию о произошедшем столкновении, сообщить капитану пострадавшего судна название своего судна (бортовой номер), его принадлежность, порты отправления и назначения;

при обнаружении плавающего льда или покинутого судна, представляющего опасность для плавания, приближении шторма или усилении ветра, вызывающего сильное обледенение судна, о которых не было получено предупреждение, передать информацию об этом находящимся поблизости судам и доложить командованию (на командный пункт флота);

при приближении к военным кораблям, занятым выпуском (приемом) летательных аппаратов, проведением учений с подводными лодками или пополнением запасов на ходу, не стеснять их маневра и принимать необходимые меры предосторожности для избежания столкновения;

в случае падения человека за борт или обнаружения людей, терпящих бедствие в море, принять немедленные меры к их спасению и, если это не угрожает серьезной опасностью судну и находящимся на нем людям, прекратить поиск только после того, как исчерпаны все возможные меры к их спасению;

в случае начала военных действий или угрозы их возникновения принять все меры по предотвращению уничтожения, повреждения или захвата судна, находящихся на нем людей, документов и воинских грузов.

54. При необходимости вынужденного захода судна в территориальные воды или морской порт иностранного государства капитан должен доложить об этом командованию (на командный пункт флота) с объяснением причин, к которым относятся:

ликвидация последствий аварии, приведшей к утрате мореходных качеств и невозможности дальнейшего плавания судна;

укрытие от тропического шторма (урагана, тайфуна, циклона) или иного стихийного бедствия (сильного обледенения корпуса, опасного движения льда);

доставка на берег спасенных в море людей;

оказание членам экипажа или пассажирам неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море;

репатриация членов экипажа (пассажиров) или другие чрезвычайные обстоятельства.

С получением разрешения на заход судна в территориальные воды или морской порт иностранного государства капитан должен установить связь с местными портовыми властями и сообщить класс и название (бортовой номер) судна, свою фамилию, причину вынужденного захода, потребность в помощи и ее характер, предполагаемое время пребывания в территориальных водах или морском порту.

55. При нахождении судна в территориальных водах или морском порту иностранного государства капитан должен следовать в указанное ему место в соответствии с рекомендациями местных портовых властей и одновременно принимать меры по установлению связи с дипломатическим представительством (консульством) Российской Федерации.

56. Во время пребывания в морском порту иностранного государства капитан и все члены экипажа должны соблюдать законодательство этого государства, выполнять указания местных властей, касающиеся портовых, полицейских, таможенных, санитарных правил, с уважением относиться к обычаям страны пребывания.

57. В случае стихийного бедствия в морском порту иностранного государства капитан по просьбе портовых властей должен предоставить судно, экипаж и судовые средства для оказания помощи администрации морского порта в спасании людей и ликвидации последствий стихийного бедствия.

58. Если на судне будет обнаружен недостаток запасов продовольствия, топлива или пресной воды, капитан может пополнить недостающие запасы за счет находящегося на судне груза или обратиться за помощью к встречному судну Российской Федерации.

При невозможности пополнить запасы продовольствия или пресной воды капитан может уменьшить нормы их выдачи экипажу.

59. При объявлении судовой тревоги, маневрировании для оказания помощи судам или лицам, терпящим бедствие в море, передаче грузов кораблям на ходу, входе судна в базу (порт) и выходе из нее капитан обязан находиться на ходовом мостике и лично управлять судном.

60. При плавании судна в сложных условиях капитан должен находиться на ходовом мостике и, если потребуют обстоятельства, принять управление судном на себя:

в районах интенсивного движения судов, проливах, каналах и узкостях, в районах с плавающими обломками морских (воздушных) судов или прочими опасностями для судоходства;

в мелководных районах, при приближении к ним (к берегу) или к другим навигационным опасностям, если есть риск повреждения судна;

в штормовую погоду, когда есть опасность возможного повреждения судна, потери управляемости, обледенения корпуса или смещения груза на палубах (в трюмах);

в районах с ограниченной видимостью или при подходе к ним;

при других сложных условиях плавания.

61. При возникновении любых сомнений относительно безопасности плавания капитан обязан:

усилить вахту на ходовом мостике для непрерывного зрительного и технического наблюдения за надводной обстановкой;

усилить машинную вахту для поддержания готовности главных двигателей к резким изменениям режима работы, запретить переключение источников питания электроэнергией, обеспечивающих управление судном;

организовать ведение радиолокационной прокладки или равноценного систематического наблюдения за судами, идущими на опасное сближение, для определения условий расхождения с ними и контроля их движения до тех пор, пока они не будут окончательно пройдены и оставлены на безопасном расстоянии;

привести в готовность к отдаче якоря (при движении в мелководном или малоизученном районе), выставить у них вахтенного, при необходимости стравить якорь для обнаружения опасной глубины или организовать промер глубин с катера (шлюпки).

При длительном плавании в сложных условиях (свыше 12 часов) капитан может сойти с ходового мостика на отдых, оставив вместо себя на мостике старшего помощника.

62. При плавании в районе с обязательной лоцманской проводкой капитан должен взять на борт судна лоцмана. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном во время лоцманской проводки.

При вручении проводки судна лоцману капитан должен проверить документы, подтверждающие его лоцманское звание, и сообщить ему необходимые данные по управлению судном. Уходя с ходового мостика, капитан обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.

В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг и потребовать замены лоцмана.

63. При столкновении судов, повреждении портовых сооружений, спасании находящегося в опасности судна, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий (имущественных требований) или для защиты своих интересов, капитан должен немедленно доложить об этом командованию и оформить официальное заявление о морском протесте.

64. Морской протест может быть заявлен консулу Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства (нотариусу или местному суду), находящемуся в ближайшем морском порту, в течение 24 часов с момента происшествия. При невозможности оформления заявления о морском протесте в указанный срок капитан должен направить в установленном порядке радиограмму одному из указанных должностных лиц с уведомлением о намерении оформить морской протест.

65. При аварии судна капитан обязан принять все меры к его спасению и обеспечению безопасности людей:

при пожарах и затоплении помещений (отсеков) срочно локализовать район пожара или распространение воды в смежные помещения;

детально разобраться в изменившихся мореходных качествах судна вследствие полученных повреждений или затопления помещений и организовать борьбу за его живучесть;

запросить при необходимости помощь от кораблей Военно-Морского Флота или судов, находящихся в районе аварии;

подготовить к моменту подхода кораблей или спасательных судов информацию о состоянии судна и поставить их капитанам конкретные задачи по ликвидации последствий аварии и предотвращению гибели судна;

передать при угрозе гибели судна на спасательные суда больных и пассажиров, организовать оставление судна экипажем;

убедившись в невозможности спасти судно, организовать спасение оставшихся на нем людей, судового, машинного и радиотелеграфного журналов, карт данного похода, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

При оставлении судна экипажем капитан покидает его последним.

66. Если авария случилась вблизи берега и возникла угроза неминуемой гибели судна, капитан должен принять меры к выбросу судна на берег или выводу его в мелководный район.

При угрозе захвата судна противником, если позволяет обстановка, капитан должен организовать уничтожение или приведение в негодность его вооружения и военной техники, а также уничтожение судовых документов и оставшихся воинских грузов.

67. В случае гибели судна, куда бы экипаж ни был доставлен, капитан сохраняет свои права и обязанности в отношении спасенных членов экипажа и должен принимать все возможные меры к их возвращению на Родину.

Эксплуатационная служба

Старший помощник капитана

68. Старший помощник капитана подчиняется капитану и является его первым заместителем. Он всегда должен быть готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана старший помощник капитана может самостоятельно управлять судном при перешвартовках и переходах в пунктах базирования (стоянки) кораблей, вызывая при необходимости лоцмана и рейдовые буксиры.

Старший помощник капитана руководит работой второго, третьего и четвертого помощников капитана, а также боцманской команды.

Распоряжения старшего помощника капитана о поддержании порядка на судне, организации службы и выполнении судовых работ обязательны для исполнения всеми членами экипажа и лицами, находящимися на судне.

69. Старший помощник капитана отвечает:

за организацию вахтенной службы на судне, охраны труда и отдыха членов экипажа;

за организацию подготовки экипажа к выполнению задач по предназначению судна и борьбе за его живучесть;

за состояние и готовность к использованию оборудования (имущества и инвентаря) спасательных и противопожарных средств.

70. Старший помощник капитана обязан:

обеспечивать выполнение распоряжений капитана о подготовке экипажа к выполнению поставленных задач;

разрабатывать планы подготовки экипажа к выполнению задач, поставленных судну, лично обучать штурманский состав особенностям работы при обеспечении кораблей в море;

организовывать и проводить подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна при получении им боевых и аварийных повреждений, к использованию спасательных средств и спасению людей;

организовывать проведение судовых работ по поддержанию в исправном техническом состоянии корпуса судна, палуб, надстроек, жилых и служебных помещений, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартовного, буксирного устройств, спасательных и противопожарных средств, трапов и кранцев;

руководить составлением грузового плана и подготовкой судна к перевозке опасных грузов;

руководить погрузкой и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением их на палубах и в трюмах;

контролировать своевременное и полное обеспечение судна спасательными и противопожарными средствами (имуществом и инвентарем), продуктами питания, питьевой водой;

составлять судовые расписания на весь экипаж судна, своевременно вносить в них коррективы и доводить изменения до исполнителей;

размещать членов экипажа и лиц, временно прибывших на судно, по жилым помещениям, вести книгу судовых приказов, готовить проекты приказов капитана, докладывать их капитану, организовывать и контролировать выполнение приказов капитана.

71. На судах, где штатом (штатным перечнем) не предусмотрена должность четвертого помощника капитана, старший помощник капитана руководит работой команды обслуживания, обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами питания и питьевой водой, их учет, правильность хранения и расход, совместно с судовым врачом утверждает меню-раскладку продуктов питания экипажа.

72. При отсутствии на судне врача старший помощник капитана должен организовывать оказание необходимой медицинской помощи членам экипажа, прохождение медицинских осмотров и проведение прививок, дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию, а также контролировать наличие лекарств и предметов оказания первой медицинской помощи в аптечках, находящихся в доступном месте в ходовой рубке и одном из помещений пищеблока, подготовку программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, представлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на флоте.

73. На судах, где штатом (штатным перечнем) не предусмотрена должность помощника капитана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности.

74. Перед выходом судна в море старший помощник капитана должен организовать подготовку судна к плаванию:

обойти судно и проверить надежность крепления палубных устройств, грузов и оборудования, размещенных на палубах, плотность закрытия люков, иллюминаторов, дверей и других отверстий на палубах и надстройках;

убедиться в готовности к использованию рулевого, швартовного и якорного устройств, сигнальных и отличительных фонарей, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи и машинного телеграфа.

После поступления докладов о готовности судовых служб и команд к походу старший помощник капитана должен за 15 минут до назначенного времени съемки с якоря (бочки, швартовов) доложить капитану о готовности судна к выходу в море и представить ему список лиц судового экипажа и пассажиров, следующих на судне.

75. Во время плавания старший помощник капитана должен контролировать надежность крепления палубных устройств и груза, водонепроницаемость корпуса и руководить подготовкой судна к плаванию в сложных условиях.

Старший помощник капитана несет ходовые навигационные вахты.

76. При угрозе гибели судна и оставлении его экипажем старший помощник капитана должен организовать проверку помещений и удостовериться в том, что людей в них не осталось. Если позволяет обстановка, принять меры к спасению (уничтожению) судовых документов.

77. При входе судна в базу (порт) или выходе из нее старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана.

При стоянке судна в базе старший помощник капитана составляет график несения стояночных вахт. При необходимости старший помощник капитана по согласованию с капитаном может привлекать к несению стояночных вахт лиц командного состава судна, которые по кругу своих обязанностей их не несут (за исключением судового врача).

Второй помощник капитана

78. Второй помощник капитана подчиняется старшему помощнику капитана и в необходимых случаях замещает его.

Он отвечает за организацию грузовых работ и выполнение правил техники безопасности при грузовых операциях на судне, а также за оформление документов на груз, своевременную подготовку грузовых устройств, трюмов (танков) и других помещений судна к приему и перевозке грузов.

79. Второй помощник капитана обязан:

составлять план размещения грузов на судне (грузовой план) с учетом особенностей судна, специфики и свойств грузов, соблюдения допустимой осадки и дифферента судна, обеспечения его остойчивости и прочности корпуса, а также последовательности выгрузки;

проверять перед каждой погрузкой грузов состояние трюмов (танков), а на нефтеналивных судах, кроме того, состояние грузовых устройств приема (выдачи) жидких грузов и их готовность к работе, результаты проверок докладывать старшему помощнику капитана;

руководить погрузкой и выгрузкой грузов, обеспечивая выполнение требований техники безопасности при погрузке и передаче на корабли легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, принимать меры, исключающие попадание в море нефтепродуктов и ядовитых веществ;

следить за своевременным и надежным закрытием грузовых помещений судна, их вентиляцией и поддержанием в них температурного режима, систематически проверять состояние льял, приемных сеток, горловин, системы вентиляции и других устройств грузовых помещений судна;

контролировать на нефтеналивных судах качество выдаваемых на корабли нефтепродуктов путем отбора контрольных проб, их анализа в лабораториях и сравнения с паспортными данными; при обнаружении обводнения или смешивания различных нефтепродуктов докладывать старшему помощнику капитана, совместно с судовыми специалистами выявлять причины их появления;

контролировать на водоналивных судах сроки хранения питьевой воды, своевременность ее озонирования (хлорирования) и выполнение санитарно-гигиенических правил хранения;

оформлять необходимые документы на перевозимые грузы, составлять и представлять старшему помощнику капитана отчетные документы по грузовым операциям судна.

80. Перед проведением грузовых операций второй помощник капитана должен проинструктировать лиц, выделенных в его распоряжение, о порядке приема (передачи) и укладки грузов на судне и требованиях техники безопасности при обращении с ними.

При проведении грузовых операций второй помощник капитана должен постоянно находиться на судне и отлучаться с него только с разрешения капитана или старшего помощника капитана, временно передав свои обязанности другому назначенному лицу.

81. На гидрографических, спасательных и специальных судах, не связанных с перевозкой грузов, второй помощник капитана выполняет обязанности в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными командиром (начальником) вышестоящего органа военного управления.

82. При выполнении швартовных операций второй помощник капитана должен находиться на корме и руководить действиями ютовой группы.

83. Второй помощник капитана несет ходовые навигационные вахты, а также стояночные вахты согласно графику. При выполнении грузовых операций второй помощник капитана может быть освобожден от стояночных вахт по решению капитана.

Третий помощник капитана

84. Третий помощник капитана подчиняется старшему помощнику капитана и в необходимых случаях замещает второго помощника капитана.

Он отвечает за своевременное получение, учет, хранение и корректуру морских навигационных карт и пособий для плавания, снабжение судна навигационными и гидрометеорологическими приборами и инструментами, средствами визуального наблюдения, пиротехнической, флажной и звуковой сигнализации.

85. Третий помощник капитана обязан:

следить за исправным состоянием и готовностью к использованию навигационных и гидрометеорологических приборов, хронометров и часов, составлять ведомости на их ремонт (техническое обслуживание) на береговых предприятиях флота;

своевременно определять маневренные элементы судна и поправки электронавигационных приборов (систем), при необходимости оформлять заявки на их определение специалистами береговых подразделений флота;

своевременно корректировать имеющиеся на судне навигационные карты, лоции и пособия для плавания по поступающей навигационной информации, докладывать капитану (старшему помощнику капитана) об изменениях навигационной обстановки в районе плавания;

проводить занятия и тренировки с матросами, привлекаемыми к несению вахты на руле, по всем видам сигналопроизводства, использованию штурманских и гидрометеорологических приборов;

следить за исправным состоянием компенсирующих устройств и своевременным определением остаточной девиации магнитных компасов при наличии на судне размагничивающих или иных электрифицированных устройств защиты;

оформлять необходимые документы при получении и сдаче на склад измерителей времени и других приборов, находящихся в заведовании.

86. С выходом судна в море третий помощник капитана должен при первой возможности уточнить поправки навигационных приборов, записать их в судовой журнал и доложить вахтенному помощнику капитана их величины и знаки.

87. Третий помощник капитана несет ходовые навигационные вахты, а также стояночные вахты согласно графику.

При выполнении швартовных операций третий помощник капитана должен находиться на баке и руководить действиями баковой группы.

Четвертый помощник капитана

88. Четвертый помощник капитана подчиняется старшему помощнику капитана.

Он отвечает за снабжение судна материальными средствами (исключая топливо, смазочные материалы и воду).

89. Четвертый помощник капитана обязан:

руководить работой обслуживающего персонала камбуза, кают-компании, столовой, продовольственных кладовых и хлебопекарни;

своевременно оформлять заявки на получение продовольствия, имущества и предметов повседневного обихода для экипажа, следить за соблюдением норм их выдачи экипажу;

обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации камбузного, холодильного и другого оборудования судна, находящегося в заведовании;

контролировать выполнение санитарных правил обслуживающим персоналом камбуза, кают-компании и столовой;

вести учет наличия и расходования продуктов питания, предметов повседневного обихода, столовой посуды и камбузного инвентаря;

проверять не реже одного раза в три месяца наличие продовольствия и имущества в кладовых (баталерках) самостоятельно или совместно с назначенной комиссией;

представлять с ведома капитана довольствующим органам документы по инвентаризации материальных средств судна;

вести учет рабочего времени, отпусков, должностных перемещений и списочной численности экипажа;

вести расчеты по зарплате с экипажем, составлять кассовые отчеты и предъявлять их вместе с другими финансовыми документами в довольствующий орган соединения судов;

оформлять и выдавать необходимые документы и справки членам экипажа, уходящим с судна;

оформлять перед выходом судна в море необходимые документы для представления пограничным, таможенным и другим государственным контрольным органам, докладывать их на подпись старшему помощнику капитана.

90. При отсутствии в штате (штатном перечне) судна должности четвертого помощника капитана его обязанности распределяются между старшим помощником капитана и артельщиком.

Помощник капитана (по пожарной части)

91. Помощник капитана (по пожарной части) подчиняется капитану и обеспечивает выполнение требований пожарной безопасности судна.

Распоряжения помощника капитана (по пожарной части) в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

92. Помощник капитана (по пожарной части) обязан:

контролировать и обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности судна;

проверять не реже одного раза в неделю состояние и готовность к использованию судовых средств и автоматических систем обнаружения и тушения пожара, а на пассажирских судах, кроме того, состояние путей эвакуации людей при возникновении пожара;

контролировать выполнение требований пожарной безопасности при осуществлении на судне работ с применением открытого огня, приостанавливать или запрещать эти работы, а также эксплуатацию технических средств, создающих опасность возникновения пожара;

докладывать капитану, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана о нарушениях требований пожарной безопасности на судне;

проверять совместно со вторым помощником капитана перед приемкой баллонов, наполненных горючими газами или другими легковоспламеняющимися веществами, готовность судна к их погрузке, контролировать выполнение правил безопасного их складирования в трюмах и на палубах;

проводить занятия и тренировки (судовые учения) с экипажем по противопожарной подготовке, вести разъяснительную работу по выполнению требований пожарной безопасности на судне;

следить за снабжением судна средствами пожаротушения, принимать меры к своевременному их пополнению до установленных норм;

непосредственно руководить пожарными группами при тушении пожара, действуя в соответствии с указаниями капитана, а при его отсутствии - старшего помощника капитана.

93. Помощник капитана (по пожарной части) ведет график пожарных вахт, по решению капитана может привлекаться к несению стояночных вахт.

Сменный помощник капитана

94. Сменный помощник капитана подчиняется капитану и является начальником смены, самостоятельно управляет судном и несет ответственность за его безопасность, жизнь находящихся на нем людей и выполнение заданий командования в свою смену.

Присутствие на ходовом мостике капитана не освобождает сменного помощника капитана от ответственности за управление судном до тех пор, пока капитан не сообщит ему о принятии управления судном.

95. Сменный помощник капитана обязан:

постоянно находиться на судне во время своей смены, а при выходе судна в море - на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без замены;

систематически проверять в период плавания судна заданный курс, скорость и место судна, используя для этого имеющиеся в его распоряжении навигационные средства;

следить за изменениями гидрометеорологической обстановки и принимать меры по обеспечению безопасности судна при ухудшении погоды;

не передавать смену, если имеются основания полагать, что сменяющий его сменный помощник капитана по состоянию здоровья или другим причинам не способен должным образом выполнять свои обязанности. В этом случае он обязан уведомить капитана и действовать в соответствии с его указаниями.

96. Распоряжения сменного помощника капитана, касающиеся проведения аварийных или авральных работ, поддержания судна в чистоте и порядке, а также несения вахт, обязательны для исполнения всеми членами экипажа.

При наличии на судне нескольких сменных помощников капитана обязанности каждого из них определяет капитан.

Электромеханическая служба

Старший механик

97. Старший механик подчиняется капитану и является его заместителем по техническому обслуживанию судна.

Указания и распоряжения старшего механика по вопросам эксплуатации технических средств судна обязательны для исполнения всеми членами экипажа.

98. Старший механик руководит работой механиков (электромехаников) и машинной команды судна.

Он отвечает:

за техническое состояние и готовность к использованию главных двигателей, эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических механизмов, устройств и систем судна, включая приборы управления ими и устройства защиты;

за организацию вахтенного обслуживания главных двигателей и других технических средств электромеханической службы;

за организацию труда и отдыха специалистов электромеханической службы.

99. Старший механик устанавливает режим работы главных двигателей в соответствии с технической документацией завода- изготовителя. Никто без его разрешения не имеет права увеличивать предел нагрузки главных двигателей, за исключением команд с ходового мостика о форсировании хода судна.

100. Старший механик выполняет распоряжения капитана по использованию технических средств судна. В случаях, когда указанные распоряжения могут вызвать повреждения технических средств, старший механик должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию.

101. Все отданные распоряжения и предупреждения об изменении режима работы главных двигателей и других технических средств, выходящего за пределы безопасной их эксплуатации, должны быть записаны в машинном журнале.

102. Старший механик обязан:

организовывать работу по эксплуатации технических средств судна и поддержанию их в готовности к использованию;

обеспечивать выполнение требований нормативных документов по техническому обслуживанию и ремонту судна, готовности к использованию средств борьбы за живучесть;

готовить специалистов электромеханической службы к несению вахт по обслуживанию главных двигателей и вспомогательных механизмов, к борьбе за живучесть судна, руководить их действиями при объявлении судовых тревог и борьбе за живучесть на судовых постах службы;

планировать ремонтные (профилактические) работы и устранение выявленных неисправностей корпуса и технических средств судна, организовывать их выполнение и своевременное представление ремонтных ведомостей на судоремонтное предприятие;

контролировать качество выполняемых судоремонтным предприятием ремонтных работ;

руководить ремонтом, проводимым силами экипажа;

своевременно и с ведома капитана предъявлять технические средства судна к освидетельствованию и проверкам;

следить за своевременной корректировкой документов по непотопляемости, постоянной готовностью к действию водоотливных средств и систем судна;

планировать техническую учебу специалистов службы, требовать от них точного выполнения правил безопасного ведения работ при обслуживании механизмов, устройств и систем судна;

контролировать своевременное снабжение судна топливом, маслами и водой, запасными частями и материалами для нужд электромеханической службы;

руководить действиями машинной вахты при нарушениях в работе главных двигателей, механизмов, устройств и систем, могущих поставить под угрозу безопасность судна, а также при входе судна в базу (порт) или выходе из нее;

систематически проверять правильность записей в машинном журнале и технической документации службы.

103. Старший механик определяет перечень технических средств, систем и устройств судна, передаваемых в ведение начальникам служб, команд или другим лицам командного состава, и представляет его для утверждения капитану.

104. Перед выходом судна в море старший механик обязан проверить готовность главных двигателей к работе, принять доклады от подчиненных о готовности технических средств и наличии специалистов и за 15 минут до назначенного времени снятия с якоря (бочки, швартовов) доложить капитану о готовности службы к выходу в море.

105. Старший механик имеет право самостоятельно выводить из действия технические средства, если это не угрожает безопасности судна и не нарушает его нормальную эксплуатацию.

Вывод из действия котлов или других технических средств судна, когда это может привести к нарушению нормальной его эксплуатации, а также перекачка и заполнение емкостей, ведущие к изменению остойчивости, крена или дифферента судна, должны проводиться старшим механиком с разрешения капитана.

106. При стоянке судна в базе (порту) или на открытом рейде, когда главные двигатели находятся в готовности к пуску, старший механик должен обеспечить немедленную готовность к действию всех механизмов и устройств судна, а также достаточный резерв электроэнергии, которые могут потребоваться для выполнения маневров и использования средств борьбы за живучесть судна.

107. Старший механик должен распределять подчиненный командный состав на вахты. При отсутствии в штате судна четвертого механика старший механик может допускать к несению вахты старшего моториста (машиниста) после проверки его знаний и умения самостоятельно управлять работой главных двигателей и обслуживающих их механизмов и устройств.

108. Старший механик имеет право отстранять от исполнения служебных обязанностей подчиненных ему специалистов службы, если действия кого-либо из них угрожают выводом из строя технических средств судна, доложив об этом капитану.

109. При постановке судна в ремонт старший механик по согласованию с капитаном должен определить обязанности экипажа по организации и проведению ремонта судна, обеспечению мер пожарной безопасности.

110. При выводе судна из эксплуатации и постановке его в резерв (на консервацию) старший механик должен организовать консервацию судовых механизмов, дейдвудных труб, кингстонов и судовых систем для длительного хранения и предотвращения размораживания.

111. При постановке судна в док и перед выходом из него старший механик совместно с капитаном и старшим помощником капитана обязан провести наружный осмотр корпуса, донной арматуры, движителей и рулей, обратив особое внимание на их крепление и состояние кингстонных сеток.

112. Старший механик, назначенный на строящееся судно, должен проверить состояние корпуса, главных двигателей, механизмов, систем и других технических средств судна, руководствуясь договором на постройку судна, его спецификацией и материалами приемной комиссии.

Второй механик

113. Второй механик подчиняется старшему механику и является его первым заместителем.

Он отвечает:

за техническое состояние и готовность к использованию главных двигателей с обслуживающими их техническими средствами, включая валопроводы, редукторы и движители;

за техническое состояние балластных, водоотливных и масляных систем с обслуживающими их техническими средствами;

за готовность к использованию систем тушения пожара и аварийного оборудования машинного отделения.

114. Второй механик обязан:

руководить работами по обслуживанию технических средств, распределять подчиненных ему мотористов (машинистов) на вахты и судовые работы;

обеспечивать эксплуатацию главных двигателей и других технических средств, находящихся в заведовании, в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации и инструкциями завода-изготовителя;

составлять ремонтные ведомости и руководить работами по обслуживанию и профилактическому ремонту главных двигателей и технических средств, находящихся в заведовании, контролировать правильность вскрытия и закрытия цилиндров главных двигателей, корпусов турбин и редукторов, сборки механизма изменения шага винта, установки гребного вала и дейдвудных подшипников;

следить за наличием, учетом и хранением запасных частей по своему заведованию, составлять заявки на их пополнение и снабжение судна смазочными материалами;

требовать от подчиненных ему членов экипажа точного выполнения правил техники безопасности, следить за исправным состоянием грузоподъемных механизмов и устройств в машинном отделении;

обеспечивать надежную работу и поддержание в исправном техническом состоянии балластных, водоотливных и масляных систем, а на наливных судах, кроме того, грузовых систем, обслуживающих их приборов и механизмов, а также систем тушения пожара и аварийного оборудования машинного отделения.

115. Второй механик несет ходовые машинные вахты, на автоматизированных судах (без постоянной вахты) - вахты по графику, а также стояночные вахты.

Третий механик

116. Третий механик подчиняется второму механику и в необходимых случаях замещает его.

Он отвечает:

за техническое состояние и надежную работу котельной установки с обслуживающими ее техническими средствами, включая опреснительные установки и устройства звуковой сигнализации, системы котельной воды, тушения пожара, парового отопления, обогрева балластных и топливных танков;

за техническое состояние и надежную работу вспомогательных механизмов, рулевых машин, активных рулей и подруливающих устройств, воздушных компрессоров и баллонов, работающих под давлением, с обслуживающими их техническими средствами;

за техническое состояние и готовность к использованию двигателей судовых спасательных средств;

за поддержание в исправном состоянии топливных хранилищ, систем и средств перекачки топлива, средств автоматизации (кроме элементов электрических схем) и контрольно-измерительных приборов.

117. Третий механик обязан:

обеспечивать техническую эксплуатацию вверенных ему механизмов, систем и устройств судна, организовывать их обслуживание в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации и инструкциями завода-изготовителя;

руководить работами по обслуживанию и профилактическому ремонту вспомогательных двигателей и других технических средств, находящихся в заведовании;

руководить работами по обслуживанию и профилактическому ремонту котельных установок, баллонов, работающих под давлением, с обслуживающими их устройствами и арматурой;

составлять ремонтные ведомости на работы, выполняемые силами судоремонтных предприятий, контролировать качество выполнения этих работ и руководить ремонтными работами, проводимыми выделенными в помощь судовыми специалистами;

следить за наличием, расходованием, учетом и хранением топлива, докладывать второму механику о необходимости его пополнения, организовывать прием и перекачку топлива;

следить за наличием, учетом и хранением запасных частей, приборов и инструментов к вспомогательным механизмам (котлам) судна, а также составлять заявки на их пополнение;

обеспечивать надежную работу и поддержание в исправном техническом состоянии топливных систем и хранилищ с обслуживающими их средствами перекачки топлива, автоматизации (кроме элементов электрических схем) и контрольно-измерительными приборами;

контролировать качество котельной воды и соблюдение режима ее обработки.

118. Третий механик несет ходовые машинные вахты, на автоматизированных судах (без постоянной вахты) - вахты по графику, а также стояночные вахты по решению старшего механика.

Четвертый механик

119. Четвертый механик подчиняется второму механику и в необходимых случаях замещает третьего механика.

Он отвечает за техническое состояние якорного, швартовного, буксирного и других палубных устройств и механизмов судна, грузовых устройств и средств передачи грузов на корабли.

120. Четвертый механик обязан:

обеспечивать эксплуатацию палубных механизмов и систем, находящихся в заведовании, проводить инструктаж обслуживающего их персонала по правилам и приемам безопасной работы;

руководить работами по техническому обслуживанию и профилактическому ремонту вверенных ему механизмов, устройств и систем, лично и с привлечением судовых специалистов устранять выявленные дефекты и неисправности технических средств;

составлять ремонтные ведомости на работы, выполняемые силами судоремонтных предприятий, контролировать качество выполнения этих работ;

следить за наличием и состоянием запасных частей и инструмента к палубным механизмам и системам, находящимся в заведовании.

121. Четвертый механик несет ходовые машинные вахты, на автоматизированных судах (без постоянной вахты) - вахты по графику, а также стояночные вахты.

Механик (по судовым системам)

122. Механик (по судовым системам) подчиняется второму механику и в необходимых случаях замещает четвертого механика.

Он отвечает:

за техническое состояние систем и устройств, обеспечивающих судно пресной водой, систем сточных труб и калориферного отопления с обслуживающими их насосами, фильтрами, приборами и средствами управления;

за техническое состояние трубопроводов и арматуры гидравлической части лага и охлаждения гирокомпаса;

за техническое состояние и надежную работу механической части оборудования прачечной, насосов, кипятильников, автоклавов.

123. Механик (по судовым системам) обязан:

обеспечивать эксплуатацию судовых систем и устройств, находящихся в заведовании, в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями завода-изготовителя;

руководить работами по обслуживанию и профилактическому ремонту вверенных ему механизмов, устройств и систем судна, лично и с привлечением судовых специалистов устранять выявленные дефекты и неисправности технических средств;

составлять ремонтные ведомости на работы, выполняемые силами судоремонтных предприятий, контролировать качество выполнения этих работ;

следить за наличием и состоянием запасных частей и инструмента по заведованию, составлять заявки на их пополнение.

124. Механик (по судовым системам) может привлекаться к несению ходовых или стояночных вахт по решению старшего механика.



Просмотров 5389

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!