Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принципы и методы выбора различных видов транспорта



Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта - самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества - наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов(жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В Таблице 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие (4):

надежность соблюдения графика доставки;

время доставки:

стоимость перевозки.

 

Таблица 1 - Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
время доставки частота отправлений надежность соблюдения графика доставки груза способность перевозить разные грузы способность доставить груз в любую точку территории стоимость перевозки
Железнодорожный
Водный
Автомобильный
Трубопроводный
Воздушный

 

Следует отметить, что данные табл. 16 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Исходя из особенностей разных видов транспорта и грузов можно однозначно сказать, например, что при стоимости грузов весом 1 фунт (около 0,454 кг) более 10 долл. (по оценкам Международного банка реконструкции и развития) целесообразно применение воздушного транспорта (исключение составляют легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы, перевозка которых на данном виде транспорта вообще недопустима); жидкие и газообразные грузы желательно перекачивать по трубопроводам; перевозка тарно-штучных грузов эффективна на расстояние до 200 км на автомобильном транспорте; при стоимости упаковки выше 8 % стоимости перевозки необходимо использовать другой вид транспорта; скоропортящиеся товары нужно перевозить с высокой скоростью доставки и т.д.

Тем не менее, основным критерием выбора транспорта остается экономический фактор, т.е. стоимость перевозки, которая составит основу транспортных издержек потребителей. В условиях рыночных отношений Могут учитываться и другие факторы, влияющие на общую эффективность обслуживания отраслей транспортом. К ним следует отнести, прежде всего, фактор времени, вид груза, расстояние и маршрут перевозки, стоимость страховки, складских работ, грузонапряженность отдельных участков маршрута, частоту отправки, спрос и предложение на транспортном рынке, наличие ограничений на данном виде транспорта или на отдельном участке, национальные обычаи или государственное законодательство.

Такой подход следует рассматривать как приблизительный, поскольку рациональная сфера деятельности транспорта связана с ограничениями, которые могут быть наложены конкретными условиями эксплуатации в данном регионе или требованиями рынка.

При расчете затрат на перевозку в конкретных условиях эксплуатации необходимо провести сравнение вариантов возможных схем транспортировки, учитывая стоимость подвоза-вывоза при смешанном сообщении; перегрузочных работ; перевозки на магистральном виде транспорта по расстоянию; возможных потерь груза из-за перегрузки; капитальные затраты, отнесенные к году эксплуатации подвижного состава, на материально-техническую базу данного вида транспорта; стоимость упаковки и страховки и др.

Поскольку эксплуатационные затраты меняются в значительных пределах в зависимости от различных факторов (насыщенности рынка, времени года, времени суток, дорожно-климатических условий и т.д.), то экономические расчеты необходимо проводить с учетом периода перевозки для поиска оптимального варианта.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт имеет следующие особенности (рис. 2.1):

1.Наличие железнодорожных подъездных путей, связанных с магистральными железными дорогами, у большинства крупных предприятий и баз торговых организаций. Это расширяет возмож­ности перевозок между корреспондирующими предприятиями, име­ющими железнодорожные подъездные пути.

2.Регулярность перевозок и устойчивые транспортные связи между регионами независимо от времени года и периода суток.

3.Высокая провозная и пропускная способность железных дорог, что дает возможность осуществления массовых перевозок грузов.

4. Низкая энергоемкость и стоимость перевозок.

 

 

 

 

 

Железнодорожный транспорт Максимум провозной способности транспорта
Минимум затрат на перевозку
Готовность в произвольный момент времени
Минимум риска несвоевременной доставки
Минимум времени товара в пути
  Минимум потерь груза при перевозке

 

2.2.2. Автомобильный транспорт

К особенностям автомобильного транспорта относят следующие (рис. 2.2):

1. Большая маневренность и подвижность.

2. Возможность перевозки без перегрузки и промежуточного
складирования непосредственно из пункта производства в пункт
потребления, т.е. «от двери до двери».

3. Высокая скорость доставки грузов. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному.

4. Возможность доставки грузов малыми партиями в соответствии с потребностями грузополучателя.

б. Сравнительно высокая себестоимость, связанная с малой
грузоподъемностью единицы подвижного состава.

6. Относительно высокая стоимость ремонта и технического обслуживания автомобилей.

7. Значительная экологическая нагрузка на окружающую среду.

Автомобильный Готовность в произвольный момент времени
транспорт Минимум времени товара в пути
  Минимум риска несвоевременной доставки
  Минимум потерь груза при перевозке
  Максимум провозной способности транспорта
  Минимум затрат на перевозку

 

 

31.Водный транспорт

Водный транспорт объединяет морской и внутренний водный. В силу своей специфики они имеют близкие, хотя несколько и разли­чающиеся особенности функционирования (рис. 2.3).

Морские перевозки имеют следующие особенности своей орга­низации:

1.Возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов.

2.Морские пути не требуют затрат на их сооружение или под­держание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов), поэтому капиталовложения сравнительно невелики. ^

3.Практически неограниченная пропускная способность мор­ских транспортных линий. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механиз­мов для производства погрузочно-разгрузочных работ.

4.Сравнительно малый расход топлива и затраты энергии. Мор­ские пути горизонтальны и не требуют дополнительных затрат энер­гии для преодоления подъемов. Малая энергоемкость обеспечива­ет низкую себестоимость перевозок на значительные расстояния.

5.Ограничение возможности перевозок периодом навигации.

6.Необходимость для осуществления морских перевозок слож­ного портового хозяйства, что повышает их себестоимость на ко­ротких расстояниях.

Внутренний водный транспорт (речной и отчасти озерный) обла­дает следующими особенностями:

1. Большая пропускная способность глубоководных рек.

2. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок (пример­но на 30% меньше, чем на железных дорогах и в несколько раз по сравнению с автомобильным транспортом).

3. Относительно небольшие капитальные затраты на организа­цию речных перевозок.

4. Ограничение возможности перевозок периодом навигации.

5. Небольшая скорость перевозки грузов.

Водный транспорт Минимум затрат на перевозку
Максимум провозной способности транспорта
Минимум потерь груза при перевозке
Минимум времени товара в пути
Готовность в произвольный момент времени (только в период навигации)
Минимум риска несвоевременной доставки
     

2.2.4. Воздушный транспорт

Основными отличительными свойствами воздушного транспор­та являются (рис. 2.4):

1.Высокая скорость доставки и минимальное время нахожде­ния груза в пути, что предопределяет использование самолетов для доставки скоропортящихся, а также ценных грузов и почты.

2.Гибкость -в организации воздушных линий. В ряде районов (Дальний Восток, Крайний Север, горные массивы) воздушный транспорт является единственным. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) в зависимости от величин объема перевозок.

3.Использование вертолетов, наряду с перевозкой, для монтаж­ных работ, в частности, для установки опор высоковольтных элект­рических линий.

4.Возможность большой беспосадочной дальности полета (до 10 тыс.км), что повышает скорость доставки.

5.Небольшая провозная способность.

6.Высокая себестоимость перевозок.

 

 

 

 

 

Воздушный транспорт Минимум времени товара в пути
Минимум потерь груза при перевозке
Готовность в произвольный момент времени (только в благоприятных погодных условиях)
Минимум риска несвоевременной доставки
  Максимум провозной способности транспорта
Минимум затрат на перевозку

32. Транспорт в ЛЦ: его роль, группы, задачи и т.д.

Транспортное обеспечение логистики решает задачи, связанные с перемещением грузов различными транспортными средствами.

Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров опре­деляется двумя основными факторами:

1. Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продук­ции являются преобладающими в структуре логистических издержек.

2. Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспорт­ных услуг.

При организации логистической цепи движения товара надо учитывать несовпадение интересов грузовладельца и перевозчика. Например, перевозчик заинтересована в максимально высоком из возможных тарифов за транспортные услуги, тогда как владелец товара и заказчик транспортных услуг стремится эту сумму мини­мизировать. Грузовладельца привлекает возможность отправить фуз в возможно более короткое время с момента получения за­каза, тогда как перевозчик заинтересован в некотором временном лаге от момента приема заказа до момента подачи транспорта. Не совпадают интересы грузовладельца и перевозчика и в отно­шении сроков доставки, а также ответственности за сохранность груза. Грузовладелец заинтересован в максимальном сокращении времени транспортировки, тогда как перевозчик должен учитывать состояние дороги, динамические качества транспортного средства, требования режима труда и отдыха персонала и заинтересован в наличии некоторого резерва, чтобы можно было смягчить влияние различных случайных факторов. Грузоотправителя, в большинстве случаев, устраивает только полная ответственность перевозчика за принятый к перевозке груз, тогда как перевозчик по понятным при­чинам хотел бы ограничить пределы ответственности.

Роль транспорта в повышении экономической эффективности основной деятельности компаний-грузовладельцев наглядно про­является в применении технологии «точно вовремя» (Justin time). При доставке требуемых грузов в заранее установленные сроки не требуется содержание складского хозяйства (это экономит затраты на использование земельных площадей, строительство зданий, оп­лату персонала, приобретение технологического оборудования) и ускоряется оборачиваемость капитала.

Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. Вслучае непредвиденных сбоев в нарушении графика перевозок участники несут значительные фи­нансовые потери. Если грузоотправитель не успел подготовить груз к перевозке в оговоренное время, то он все равно оплачивает ис­пользование транспорта, как если бы перевозка состоялась.

В первую очередь принципы логистики применены при перевоз­ке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродук­тов и других) на технологических маршрутах между отправителями и получателями. Для таких перевозок выделяются специальные магистральные пути железнодорожного транспорта. Грузы перево­зятся по жесткому расписанию, что делает ненужным создание у потребителей запасов сырья и топлива.

Аналогичные единые технологические процессы реализованы в индустриально развитых странах, являющихся крупными про­изводителями стали, в том числе и в России, где создана единая межотраслевая технология устойчивых перевозок рудно-угольного сырья - система «Ритм». Согласованный график объединяет движение поездов, работу станций, предприятий отправителей и получателей грузов по организации движения на технологических маршрутах, включая подачу порожняка от станций выгрузки к стан­циям погрузки. Договором предусмотрены взаимные обязательства и ответственность участвующих организаций и железной дороги.

В результате сокращены размеры омертвленного капитала в за­пасах, снижена потребность в складских помещениях, ликвидиро­вана перевалка грузов. Уменьшение перегрузок, например, кокса, который является одним из основных видов сырья сталелитейной промышленности, имеет большое значение. Только за одну выгруз­ку и погрузку кокса около 27 % его становится непригодным для производства металла.

Чем значительнее номенклатура грузов, чем шире география распределения и чем больше количество потребителей, тем слож­нее организовать единый технологический процесс доставки това­ра потребителям и тем выше эффект от разработки и внедрения логистических технологий. Усложнение технологий доставки про­исходит за счет операций контейнеризации, пакетирования, формирования грузовых единиц. Усложняются операции планирования маршрутов, выбора транспортных средств, учета, контроля и ана­лиза. На пути товара к потребителю создаются распределительные центры, выполняющие комплекс логистических операций. По назначению выделяют две основные группы транспорта:

· в транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузам на коммерческой основе;

• транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечива­ющий их потребности в перевозках.

К основным задачам транспортного обеспечения логистики от­носят:

• выбор транспортно - технологической схемы доставки;

• выбор перевозчика, включающий в себя определения вида транспорта, оператора перевозки (транспортно - экспедионного предприятия) и типа транспортного средства;

• согласование транспортного процесса с работой склада;

• размещения грузов внутри транспортного средства;

• маршрутизации перевозок и контроля движения груза в пути;

• обеспечения сохранности груза во время перемещения;

• совместное планирование различных видов транспорта в слу­чае мультимодальных перевозок:

Решение этих задач является предметом деятельности менед­жеров по логистике.

 

33. Транспорт в ЛЦ:способы перевозок

Компании - владельцы груза используют в своей деятельности два основных способа перевозок:

• мультимодальный (перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта);

• унимодальный (перевозка грузов только одним видом транс­порта).

Терминологию в области транспортировки грузов в настоящее время нельзя считать полностью устоявшейся. Для перевозок не­сколькими видами транспорта используют также термины:

• интермодальная перевозка (грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом, называемым оператором перевозки; грузовая единица при этом не подлежит переформиро­ванию);

• смешанная перевозка (перевозка не более, чем двумя видами транспорта);

• комбинированная перевозка (перевозка двумя или нескольки­ми видами транспорта с обязательным участием автомобильного, который подвозит груз на максимально короткое расстояние к ма­гистральному виду транспорта).

По другому определению, под комбинированной перевозкой по­нимается, в отличие от смешанной, перевозка с участием более чем двух видов транспорта.

Смешанные перевозки (перевозки не более, чем двумя видами транспорта) различают двух видов:

• раздельные;

• прямые.

При раздельной перевозке имеется последовательное схема взаимодействие участников трансгюртного процесса, отсутствует единая тарифная ставка фрахта, а сама перевозка производится по нескольким транспортным документам. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчи­ком, который действует от своего имени и от имени следующего перевозчика другим видом транспорта.

В специальной литературе имеются уточнения понятий интер­модальных и мультимодальных перевозок в зависимости от усло­вий их выполнения. Различают также трансмодальные. А-модальные, сегментированные и другие виды перевозок.

Преимуществом мультимодальных перевозок является удешев­ление доставки при использовании видов транспорте, низкую себестоимость перевозок и невысокие транспортные тарифы. Дорогими видами транспорта, прежде всего автомобильным, осуществляется подвоз груза к железной дороге, речной пристани или морскому порту, а перевозку по большей части маршрута выполняют железнодорожным или водным транспортом.

Преимуществом унимодальных перевозок является высокая скорость доставки, отсутствие перегрузочных операции и простота в организации, так как отпадает необходимость в согласовании условий перевозки между несколькими участниками, в оформлении большого количества документов и в проведении расчетов с други­ми видами транспорта.



Просмотров 3923

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!