Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Принципы и методы выбора различных видов транспорта
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение. Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок. К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным. Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры. Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта - самый дешевый. К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия. Воздушный транспорт. Основные преимущества - наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки. Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока. Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов(жидкости, газы, эмульсии). Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В Таблице 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение. Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие (4): надежность соблюдения графика доставки; время доставки: стоимость перевозки.
Таблица 1 - Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Следует отметить, что данные табл. 16 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта. Исходя из особенностей разных видов транспорта и грузов можно однозначно сказать, например, что при стоимости грузов весом 1 фунт (около 0,454 кг) более 10 долл. (по оценкам Международного банка реконструкции и развития) целесообразно применение воздушного транспорта (исключение составляют легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы, перевозка которых на данном виде транспорта вообще недопустима); жидкие и газообразные грузы желательно перекачивать по трубопроводам; перевозка тарно-штучных грузов эффективна на расстояние до 200 км на автомобильном транспорте; при стоимости упаковки выше 8 % стоимости перевозки необходимо использовать другой вид транспорта; скоропортящиеся товары нужно перевозить с высокой скоростью доставки и т.д. Тем не менее, основным критерием выбора транспорта остается экономический фактор, т.е. стоимость перевозки, которая составит основу транспортных издержек потребителей. В условиях рыночных отношений Могут учитываться и другие факторы, влияющие на общую эффективность обслуживания отраслей транспортом. К ним следует отнести, прежде всего, фактор времени, вид груза, расстояние и маршрут перевозки, стоимость страховки, складских работ, грузонапряженность отдельных участков маршрута, частоту отправки, спрос и предложение на транспортном рынке, наличие ограничений на данном виде транспорта или на отдельном участке, национальные обычаи или государственное законодательство. Такой подход следует рассматривать как приблизительный, поскольку рациональная сфера деятельности транспорта связана с ограничениями, которые могут быть наложены конкретными условиями эксплуатации в данном регионе или требованиями рынка. При расчете затрат на перевозку в конкретных условиях эксплуатации необходимо провести сравнение вариантов возможных схем транспортировки, учитывая стоимость подвоза-вывоза при смешанном сообщении; перегрузочных работ; перевозки на магистральном виде транспорта по расстоянию; возможных потерь груза из-за перегрузки; капитальные затраты, отнесенные к году эксплуатации подвижного состава, на материально-техническую базу данного вида транспорта; стоимость упаковки и страховки и др. Поскольку эксплуатационные затраты меняются в значительных пределах в зависимости от различных факторов (насыщенности рынка, времени года, времени суток, дорожно-климатических условий и т.д.), то экономические расчеты необходимо проводить с учетом периода перевозки для поиска оптимального варианта. Железнодорожный транспорт Железнодорожный транспорт имеет следующие особенности (рис. 2.1): 1.Наличие железнодорожных подъездных путей, связанных с магистральными железными дорогами, у большинства крупных предприятий и баз торговых организаций. Это расширяет возможности перевозок между корреспондирующими предприятиями, имеющими железнодорожные подъездные пути. 2.Регулярность перевозок и устойчивые транспортные связи между регионами независимо от времени года и периода суток. 3.Высокая провозная и пропускная способность железных дорог, что дает возможность осуществления массовых перевозок грузов. 4. Низкая энергоемкость и стоимость перевозок.
2.2.2. Автомобильный транспорт К особенностям автомобильного транспорта относят следующие (рис. 2.2): 1. Большая маневренность и подвижность. 2. Возможность перевозки без перегрузки и промежуточного 3. Высокая скорость доставки грузов. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному. 4. Возможность доставки грузов малыми партиями в соответствии с потребностями грузополучателя. б. Сравнительно высокая себестоимость, связанная с малой 6. Относительно высокая стоимость ремонта и технического обслуживания автомобилей. 7. Значительная экологическая нагрузка на окружающую среду.
31.Водный транспорт Водный транспорт объединяет морской и внутренний водный. В силу своей специфики они имеют близкие, хотя несколько и различающиеся особенности функционирования (рис. 2.3). Морские перевозки имеют следующие особенности своей организации: 1.Возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов. 2.Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов), поэтому капиталовложения сравнительно невелики. ^ 3.Практически неограниченная пропускная способность морских транспортных линий. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ. 4.Сравнительно малый расход топлива и затраты энергии. Морские пути горизонтальны и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов. Малая энергоемкость обеспечивает низкую себестоимость перевозок на значительные расстояния. 5.Ограничение возможности перевозок периодом навигации. 6.Необходимость для осуществления морских перевозок сложного портового хозяйства, что повышает их себестоимость на коротких расстояниях. Внутренний водный транспорт (речной и отчасти озерный) обладает следующими особенностями: 1. Большая пропускная способность глубоководных рек. 2. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок (примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах и в несколько раз по сравнению с автомобильным транспортом). 3. Относительно небольшие капитальные затраты на организацию речных перевозок. 4. Ограничение возможности перевозок периодом навигации. 5. Небольшая скорость перевозки грузов.
2.2.4. Воздушный транспорт Основными отличительными свойствами воздушного транспорта являются (рис. 2.4): 1.Высокая скорость доставки и минимальное время нахождения груза в пути, что предопределяет использование самолетов для доставки скоропортящихся, а также ценных грузов и почты. 2.Гибкость -в организации воздушных линий. В ряде районов (Дальний Восток, Крайний Север, горные массивы) воздушный транспорт является единственным. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) в зависимости от величин объема перевозок. 3.Использование вертолетов, наряду с перевозкой, для монтажных работ, в частности, для установки опор высоковольтных электрических линий. 4.Возможность большой беспосадочной дальности полета (до 10 тыс.км), что повышает скорость доставки. 5.Небольшая провозная способность. 6.Высокая себестоимость перевозок.
32. Транспорт в ЛЦ: его роль, группы, задачи и т.д. Транспортное обеспечение логистики решает задачи, связанные с перемещением грузов различными транспортными средствами. Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами: 1. Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек. 2. Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг. При организации логистической цепи движения товара надо учитывать несовпадение интересов грузовладельца и перевозчика. Например, перевозчик заинтересована в максимально высоком из возможных тарифов за транспортные услуги, тогда как владелец товара и заказчик транспортных услуг стремится эту сумму минимизировать. Грузовладельца привлекает возможность отправить фуз в возможно более короткое время с момента получения заказа, тогда как перевозчик заинтересован в некотором временном лаге от момента приема заказа до момента подачи транспорта. Не совпадают интересы грузовладельца и перевозчика и в отношении сроков доставки, а также ответственности за сохранность груза. Грузовладелец заинтересован в максимальном сокращении времени транспортировки, тогда как перевозчик должен учитывать состояние дороги, динамические качества транспортного средства, требования режима труда и отдыха персонала и заинтересован в наличии некоторого резерва, чтобы можно было смягчить влияние различных случайных факторов. Грузоотправителя, в большинстве случаев, устраивает только полная ответственность перевозчика за принятый к перевозке груз, тогда как перевозчик по понятным причинам хотел бы ограничить пределы ответственности. Роль транспорта в повышении экономической эффективности основной деятельности компаний-грузовладельцев наглядно проявляется в применении технологии «точно вовремя» (Justin time). При доставке требуемых грузов в заранее установленные сроки не требуется содержание складского хозяйства (это экономит затраты на использование земельных площадей, строительство зданий, оплату персонала, приобретение технологического оборудования) и ускоряется оборачиваемость капитала. Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. Вслучае непредвиденных сбоев в нарушении графика перевозок участники несут значительные финансовые потери. Если грузоотправитель не успел подготовить груз к перевозке в оговоренное время, то он все равно оплачивает использование транспорта, как если бы перевозка состоялась. В первую очередь принципы логистики применены при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и других) на технологических маршрутах между отправителями и получателями. Для таких перевозок выделяются специальные магистральные пути железнодорожного транспорта. Грузы перевозятся по жесткому расписанию, что делает ненужным создание у потребителей запасов сырья и топлива. Аналогичные единые технологические процессы реализованы в индустриально развитых странах, являющихся крупными производителями стали, в том числе и в России, где создана единая межотраслевая технология устойчивых перевозок рудно-угольного сырья - система «Ритм». Согласованный график объединяет движение поездов, работу станций, предприятий отправителей и получателей грузов по организации движения на технологических маршрутах, включая подачу порожняка от станций выгрузки к станциям погрузки. Договором предусмотрены взаимные обязательства и ответственность участвующих организаций и железной дороги. В результате сокращены размеры омертвленного капитала в запасах, снижена потребность в складских помещениях, ликвидирована перевалка грузов. Уменьшение перегрузок, например, кокса, который является одним из основных видов сырья сталелитейной промышленности, имеет большое значение. Только за одну выгрузку и погрузку кокса около 27 % его становится непригодным для производства металла. Чем значительнее номенклатура грузов, чем шире география распределения и чем больше количество потребителей, тем сложнее организовать единый технологический процесс доставки товара потребителям и тем выше эффект от разработки и внедрения логистических технологий. Усложнение технологий доставки происходит за счет операций контейнеризации, пакетирования, формирования грузовых единиц. Усложняются операции планирования маршрутов, выбора транспортных средств, учета, контроля и анализа. На пути товара к потребителю создаются распределительные центры, выполняющие комплекс логистических операций. По назначению выделяют две основные группы транспорта: · в транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузам на коммерческой основе; • транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечивающий их потребности в перевозках. К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят: • выбор транспортно - технологической схемы доставки; • выбор перевозчика, включающий в себя определения вида транспорта, оператора перевозки (транспортно - экспедионного предприятия) и типа транспортного средства; • согласование транспортного процесса с работой склада; • размещения грузов внутри транспортного средства; • маршрутизации перевозок и контроля движения груза в пути; • обеспечения сохранности груза во время перемещения; • совместное планирование различных видов транспорта в случае мультимодальных перевозок: Решение этих задач является предметом деятельности менеджеров по логистике.
33. Транспорт в ЛЦ:способы перевозок Компании - владельцы груза используют в своей деятельности два основных способа перевозок: • мультимодальный (перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта); • унимодальный (перевозка грузов только одним видом транспорта). Терминологию в области транспортировки грузов в настоящее время нельзя считать полностью устоявшейся. Для перевозок несколькими видами транспорта используют также термины: • интермодальная перевозка (грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом, называемым оператором перевозки; грузовая единица при этом не подлежит переформированию); • смешанная перевозка (перевозка не более, чем двумя видами транспорта); • комбинированная перевозка (перевозка двумя или несколькими видами транспорта с обязательным участием автомобильного, который подвозит груз на максимально короткое расстояние к магистральному виду транспорта). По другому определению, под комбинированной перевозкой понимается, в отличие от смешанной, перевозка с участием более чем двух видов транспорта. Смешанные перевозки (перевозки не более, чем двумя видами транспорта) различают двух видов: • раздельные; • прямые. При раздельной перевозке имеется последовательное схема взаимодействие участников трансгюртного процесса, отсутствует единая тарифная ставка фрахта, а сама перевозка производится по нескольким транспортным документам. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, который действует от своего имени и от имени следующего перевозчика другим видом транспорта. В специальной литературе имеются уточнения понятий интермодальных и мультимодальных перевозок в зависимости от условий их выполнения. Различают также трансмодальные. А-модальные, сегментированные и другие виды перевозок. Преимуществом мультимодальных перевозок является удешевление доставки при использовании видов транспорте, низкую себестоимость перевозок и невысокие транспортные тарифы. Дорогими видами транспорта, прежде всего автомобильным, осуществляется подвоз груза к железной дороге, речной пристани или морскому порту, а перевозку по большей части маршрута выполняют железнодорожным или водным транспортом. Преимуществом унимодальных перевозок является высокая скорость доставки, отсутствие перегрузочных операции и простота в организации, так как отпадает необходимость в согласовании условий перевозки между несколькими участниками, в оформлении большого количества документов и в проведении расчетов с другими видами транспорта.
|