Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Условия реализации и обеспечение учебного процесса



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
100101.65 (230700) «СЕРВИС»

 

Специализация «Автосервис»

 

Том 1

 

Санкт-Петербург


Учебно-методический комплекс основной образовательной программы специальности 100101.65 (230700) «Сервис». Специализация «Автосервис». Том 1. – СПб.: СПбГУСЭ, 2007. – 243 с.

 

Учебно-методический комплекс основной образовательной программы специальности 100101.65 (230700) «Сервис» (УМК) – это полный комплект информационно-методического обеспечения, разработанный профессорско-преподавательским составом кафедр СПбГУСЭ в целях повышения качества учебного процесса на основе проводимых научно-методических исследований в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности и Приказом Рособрнадзора от 30 сентября 2005г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

УМК определяет единый порядок учебно-методического обеспечения дисциплин образовательной программы специальности и содержит: концептуальную записку, отражающую цели, квалификационную характеристику выпускника, объекты и виды профессиональной деятельности, возможности продолжения образования выпускника, описание содержательной части основной образовательной программы, условия реализации и обеспечения учебного процесса (кадровое, учебно-методическое, материально-техническое, организация практик), требования к уровню подготовки выпускника, оценку качества подготовки специалистов; учебные планы специальности; рабочие программы учебных дисциплин, представляющие собой авторские программы с учетом профиля подготовки, включающие все дидактические единицы дисциплин федерального компонента стандарта; темы контрольных и курсовых работ; планы проведения практик; темы практических и семинарских занятий; экзаменационные вопросы; основные сведения об итоговой государственной аттестации; сведения об учебно-методическом обеспечении библиотечными фондами и внутривузовскими изданиями, техническими и программными средствами.

УМК предназначен для студентов специальности 100101.65 (230700) «Сервис» Университетского комплекса СПбГУСЭ всех форм обучения. Учебные программы по отдельным дисциплинам могут быть использованы студентами других специальностей, а также абитуриентами для оценки способностей к изучению дисциплин и овладению знаниями по данной специальности.

 

Научный редактор: д.э.н., профессор, ректор СПбГУСЭ В.Н. Соловьев

Редакционная комиссия:

д.э.н., профессор, первый проректор В.Ф. Янченко

д.т.н., профессор, проректор по УМР А.В. Боровиков

д.с.н., профессор, проректор по УР,

заведующий кафедрой «Социология» Р.А. Костин

к.т.н., доцент, директор ИСАКиБТ Ю.А. Гладилин

к.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой «ПМЭ» С.И. Никитин

к.т.н., профессор, заведующий кафедрой «СТСЖ» С.В. Рябченко

 

Рецензент: д.т.н., профессор, кафедры «СТОиБТ» Г.С. Сухов

Технические редакторы:

начальник МУ Г.А. Рассказова

начальник РИО И.Х. Эмиров

заведующий отделом комплектования БК И.Л. Дмитриева

 

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2007 г.


Содержание

1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. Учебный план специальности........................................................................ 11

2.1. Учебный план по очной форме обучения.............................................................. 11

2.2. Учебный план по заочной форме обучения........................................................... 16

2.3. Учебный план по заочной сокращенной форме обучения на базе среднего профессионального образования.................................................................................. 21

3. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины... 25

3.1. Федеральный компонент. 25

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.. 25

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 34

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.. 40

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.. 47

ФИЛОСОФИЯ.. 61

ЭКОНОМИКА.. 73

3.2. Национально-региональный (вузовский) компонент. 89

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.. 89

Региональная экономика субъектов российской федерации: Северо-Западный Федеральный округ. 97

СОЦИОЛОГИЯ.. 105

3.3. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые Вузом.. 111

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.. 111

ПРАВОВЕДЕНИЕ. 117

ПОЛИТОЛОГИЯ.. 125

ЛОГИКА.. 133

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ.. 138

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА.. 145

4. Общие математические и естественнонаучные дисциплины... 154

4.1. Федеральный компонент. 154

МАТЕМАТИКА.. 154

ИНФОРМАТИКА.. 167

ФИЗИКА.. 174

ХИМИЯ.. 189

ЭКОЛОГИЯ.. 195

4.2. Национально-региональный (вузовский) компонент (специализации "Автосервис" и "Сервис в жилищной и коммунально-бытовой сфере") 205

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЙ.. 205

УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ. 210

4.3. Национально-региональный (вузовский) компонент (специализация "Сервис экосистем и природоохранных объектов") 213

ОСНОВЫ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА.. 213

УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ. 218

4.4. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые Вузом.. 220

ЭКОЛОГИЯ И АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ.. 220

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ.. 223

ОСНОВЫ БИОХИМИИ.. 227

ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ.. 231

ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 237

ИНФОРМАЦИОННО–ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ.. 240

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общие положения

Концептуальная записка основной образовательной программы (далее - ООП) разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100101.65 (230700) «Сервис», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. №686 эк/сп, письма Министерства образования РФ от 19.05.2000 г., №14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе Государственных образовательных стандартов», нормативных документов Министерства образования и науки РФ, регламентирующих процедуру проведения самообследования, показателей лицензирования, аттестации и аккредитации вуза, а также инструктивных материалов Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса.

ООП представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

1.1.1. Цель обучения

Цель обучения является системообразующим началом образовательного процесса и формируется на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированных видами деятельности, к которым готовится выпускник, с учетом потребностей общества, личности, государства. Конечной целью обучения и воспитания специалистов в рамках настоящей ООП является подготовка в соответствии с потребностями рынка труда высококвалифицированных кадров к самостоятельной жизни и продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе на основе привития высокоинтеллектуальных, личностных и поведенческих качеств, практических знаний и умений, отвечающих социальным ожиданиям общества в области сервиса. Реализация конечной цели состоит в передаче и воспроизводстве не только знаний, умений, навыков и теоретического опыта, но самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания.

1.1.2. Требования к уровню подготовки абитуриентов

Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

1.1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Квалификация выпускника - специалист по сервису.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по сервису по специальности 100101.65 (230700) «Сервис» при очной форме обучения – 5 лет.

Область профессиональной деятельности:

– индивидуальное обслуживание.

Объекты профессиональной деятельности:

– человек и его потребности в индивидуальных услугах;

– способы и методы выявления и формирования этих потребностей с доведением их до устойчивого спроса в отношении различных индивидуальных услуг;

– методы моделирования, диагностики и разработки материальных объектов услуг по индивидуальным заказам потребителя;

– технологические процессы, посредством которых выполняются индивидуальные заказы на услуги;

– оборудование, машины, приборы и их системы для осуществления технологических процессов сервиса.

 


Виды и задачи профессиональной деятельности.

Выпускник по специальности 100101.65 (230700) «Сервис» может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

а) сервисная:

- анализ заказа на услуги, проведение экспертизы и (или) диагностики;

- исследование возможностей и методов оказания услуги;

- разработка проекта и технологии оказания услуги;

- установление и обеспечение необходимого качества услуги;

- согласование, оформление и доведение услуги до потребителя.

 

б) производственно-технологическая:

- организация приема заказа на оказание услуги;

- разработка комплексных вариантов проекта оказания услуги;

- разработка проекта оказания услуги;

- нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности процесса оказания услуги;

- разработка технического задания, технического предложения, технического описания;

- организация технологического процесса для исполнения услуги;

- выбор специального оборудования и технических средств для оказания услуги;

- использование информационных технологий для решения задач технологического процесса оказания услуги;

- разработка процесса оказания услуги;

- оптимальное использование материальных и энергетических ресурсов, исходя из требуемого уровня качества оказываемой услуги;

- организация и эффективное осуществление входного и выходного контроля качества процесса оказания услуги, параметров технологических процессов, используемых материальных объектов и систем сервиса;

- организация проведения экспертизы, диагностики, сертификационных испытаний различных видов услуг.

 

в) организационно-управленческая:

- организация сервисной деятельности предприятий; принятие управленческих решений по оказанию услуги; оптимизация выбора состава технологического оборудования и технических средств, необходимых для оказания услуг требуемого ассортимента и обеспечения их качества;

- организация контактной зоны для общения с потребителем услуги; подбор сотрудников, обладающих психологической устойчивостью для работы с заказчиками услуги; нахождение компромисса с потребителем по возможностям и требуемому качеству оказания услуги;

- планирование сервисной деятельности предприятий, прогнозирование развития предприятия при изменении ассортимента услуг; прогнозирование изменений на рынке услуг;

- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса;

 

г) научно – исследовательская:

- системный анализ и оптимизация сервисной деятельности;

- моделирование технологических процессов оказания услуги;

- разработка стратегии и алгоритмов обслуживания;

- исследование психологических особенностей потербителя услуги с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов;

- исследование и разработка методов управления качеством, стандартизации и сертификации изделий и услуг.

1.1.4. Возможности продолжения образования выпускника

Специалист по сервису, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 100101.65 (230700) «Сервис»,подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

1.2. Содержательная часть основной образовательной программы специальности 100101.65 (230700) «Сервис»

1.2.1 Основная образовательная программа подготовки специалиста по сервису разработана на основании Государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

1.2.2 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по сервису по специальности 100101.65 (230700) «Сервис», к условиям ее реализации и срокам ее освоения соответствует Государственному образовательному стандарту специальности 100101.65 (230700) «Сервис».

1.2.3 Основная образовательная программа подготовки экономиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

1.2.4 Основная образовательная программа подготовки специалиста по сервису по специальности 100101.65 (230700) «Сервис» предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

– цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

– цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

– цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;

– цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;

– ФТД - Факультативные дисциплины.

1.2.5 Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста по сервису по специальности 100101.65 (230700) «Сервис» обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом.

Перечень дисциплин:

Национально-регионального (вузовского) компонента:

по циклу ГСЭ:

– Культурология

– Региональная экономика субъектов Российской Федерации: Северо-Западный федеральный округ

– Социология

по циклу ЕН:

– Методы и средства исследований

– Учебный практик по ВТ

по циклу ОПД:

– Электротехника и электроника

– Механика

Дисциплин по выбору студентов:

по циклу ГСЭ:

– Русский язык и культура речи / Логика

– Правоведение / История мировых религий

– Политология / Этика и эстетика

по циклу ЕН:

– Экология и автомобилизация / Химические основы промышленных технологий

– Информационные системы и сети / Информационно-поисковые системы

– Основы биохимии / Химические основы промышленных технологий

– Физическая и коллоидная биохимия/ Информационно-поисковые системы

по циклу ОПД:

– Теплотехника / Основы работоспособности технических систем

– Гидравлика / Рисунок и художественная графика

Факультативы не являются обязательными для изучения студентами и включают дисциплины:

– Физическая культура по секциям

– Деятельность населения в чрезвычайных ситуациях

– Органическая химия

– Работа в Интернете

1.2.6 Целостность ООП строится на основе сочетания фундаментальности подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности. Фундаментальность подготовки раскрывается в целях, особенностях и отличии ООП. Междисциплинарный характер профессиональной подготовки строится на логической последовательности изучения учебных дисциплин. Профессиональная подготовка отражена практически во всех программах учебных дисциплин специализаций в рамках специальности.

1.2.7 Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по сервису при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

– теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные – 153 недели;

– экзаменационные сессии – 27 недель;

– практики – 18 недель, в том числе:

- учебная – 7 недель;

- профессионально - ориентированная – 6 недель;

- преддипломная – 5 недель;

– итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы – 16 недель;

– каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска – 46 недель.

1.2.8 Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по сервису по заочной форме обучения составляет 5,5 лет.

1.2.9 Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всего часов по плану теоретического обучения – 8262 часа.

1.2.10 Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения не более 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

1.2.11 Доля аудиторных часов (4485часов) составляет 54% от общего количества часов по плану.

1.2.12 При заочной форме обучения студент обеспечен возможностью занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

1.2.13 Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 8-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

Условия реализации и обеспечение учебного процесса

1.3.1. Кадровое обеспечение

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, имеют ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере (доля преподавателей составляет 62% от количества штатных преподавателей с ученой степенью и/или званием).

1.3.2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечена доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам (основной и дополнительной литературы), соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин основной образовательной программы, из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экз. на одного студента. Библиотечный фонд основной учебной литературы (с грифами Минобрнауки России, Учебно-методическими объединениями учебных заведений Российской Федерации и др.) составляет более 70%, укомплектован с учетом устареваемости литературы (по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим - за последние 10 лет, по общепрофессиональным - за последние 10 лет, по специальным - за последние 3 года).

Фонд дополнительной литературы включает в себя научную литературу и периодические издания: «Автомобиль и сервис», «Автомобильная промышленность», «Автомобильный транспорт»», «Авторевю». Методическое обеспечение учебного процесса включает также внутривузовские издания и разработки: учебные пособия и лабораторные практикумы, в том числе с грифами УМО, методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ, практикумов, дипломной работы и др.

В соответствии с требованиями стандарта дисциплины: «Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса», «Технологические процессы в сервисе», «Технические средства предприятий сервиса», «Системы автоматизированного проектирования в сервисе» обеспечены лабораторными практикумами.

Практические занятия предусмотрены при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации согласно учебному плану и проводятся в форме ролевых и деловых игр, «круглых столов» с применением коммуникативных методов, методов активного обучения и др., с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, а для выполнения расчетно-графических работ с использованием методов автоматизированного расчета.

По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам проводятся семинарские занятия в форме обсуждения учащимися сообщений, докладов, рефератов, самостоятельного выполнения заданий в присутствии преподавателя и под его руководством. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий.

Программно-информационное обеспечение образовательных программ включает в себя использование в учебном процессе компьютерных технологий, обеспечение обучающихся компьютерными классами с локальными компьютерными сетями, терминалами с доступом к сети Интернет, программным обеспечением.

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин.

1.3.3. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение включает материально-техническую базу, которая обеспечивает нормальное и ритмичное проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, и научно-исследовательской работы. Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарно-техническим нормам.

Лабораторные работы проводятся в учебных лабораториях и специализированных классах, оснащенных лабораторным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, современными программами, позволяющими изучать специальные предметы в соответствии с учебным планом.

Специализированные аудитории, оснащенные современной компьютерной, мультимедийной аудио, видео техникой обеспечивают проведение виртуальных лабораторных работ.

Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях, оснащенных демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими реализацию демонстрационных опытов и тематических иллюстраций.

1.3.4. Организации практик

Цели производственной практики:

– закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения и приобретение исходных практических навыков по специальности;

– изучение вопросов организации и планирования производства, форм и методов реализации продукции и услуг;

– ознакомление с документами системы управления организации;

– общее ознакомление с деятельностью предприятия, учреждения, организации;

– изучение работы экономических служб предприятий и организаций;

– углубленное изучение, приобретение практических навыков по специальности и профилю будущей работы;

– сбор материалов для курсовых работ;

– сбор и использование фактических материалов предприятия для составления отчета о практике.


Цели преддипломной практики:

– закрепление теоретических и практических знаний по специальным дисциплинам;

– изучение и анализ технико-экономических показателей работы организации;

– приобретение практических навыков для выполнения выпускной работы;

– сбор и систематизация конкретного практического материала в соответствии с планом дипломной работы.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

 



Просмотров 436

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!