![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение уровня практического владения современным русским литературным языком (письменным и устным) в разных сферах его функционирования. Задачи дисциплины – научить студентов: - основам знаний о качествах речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность); - основным нормам современного русского языка, выработать внимание к нарушениям норм литературного языка; - анализировать собственную речь; - созданию профессионально значимых речевых произведений; - культуре профессиональных и деловых отношений; - навыкам грамотного составления документации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен: · знать: - основные орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические нормы русского литературного языка; - функциональные разновидности современного русского литературного языка; - особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном; - особенности научного стиля речи; - специфику устной и письменной речи; - лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи; - языковые и неязыковые средства выразительности устной речи; - этические основы культуры речи; · уметь: - анализировать тексты различных стилей; - композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию; - находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах; - составлять тексты с элементами доказательства и опровержения; - выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете; - вести научную дискуссию; · получить навыки: - продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; - участия в диалогах и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Культура речи Введение Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык начала ХХI века. Место современного русского языка среди языков народов мира. Русский язык и культура речи в системе гуманитарной подготовки студентов. Практическое занятие: Диагностический тест по нормам русского языка.
Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи Понятие «культура речи». Важнейшие признаки культуры речи. Основные качества культуры речи. Богатство речи как одно из основных качеств языка. Явления, негативно влияющие на язык и культуру речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Литературный язык и его разновидности. Устная и письменная разновидности языка, их специфика. Различия между разновидностями языка (по характеру адресата, по характеру восприятия). Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие).Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.
Тема 2. Понятие «языковая норма». Виды языковых норм. Языковая норма как основная категория теории культуры речи, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковых норм. Грамматическая норма (основные правила орфографии, морфологии и синтаксиса). Лексическая норма (применение слов в речи). Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы русского языка). Акцентологическая норма (ошибки в постановке ударения). Словари современного русского языка. Практическое занятие 1: Нормативность литературного языка. Единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка достигается посредством знания и применения основных норм литературного языка: орфоэпических, акцентологических, грамматических, лексических. Практическое занятие 2: Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Они определяют правильность произнесения гласных звуков (в соответствии с законом редукции) и согласных звуков (в соответствии с законами оглушения и уподобления). Типы орфоэпических ошибок. Практическое занятие 3: Акцентологические нормы закрепляют свободность, разноместность, подвижность и неподвижность ударения в русском языке, особенности ударения в сложных словах, в словах, заимствованных из других языков. Типы орфоэпических ошибок. Практическое занятие 4: Грамматические нормы регулируют правильность использования морфологических форм частей речи и синтаксических конструкций. Типы морфологических ошибок (неправильное употребление рода имен существительных, неверное использование возвратных глаголов и предлогов). Типы синтаксических ошибок. Практическое занятие 5: Лексические нормы определяют правила применения слов в речи. Коннотация и денотация, синонимия и паронимия. Типы лексических ошибок.
Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка Тема 3. Функциональные разновидности современного русского языка Функциональные стили современного русского литературного языка; взаимодействие функциональных стилей и их взаимопроникновение. Функциональные разновидности современного русского литературного языка. Функциональный стиль. Публицистика. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Художественный стиль. Языковые средства стилей. Средства образности, эмоциональности (художественные тропы). Практическое занятие: Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи. Анализ композиции художественного текста, выделение зачина, исходного резюме, вступления, фразы перехода, основной части, заключения, а также поиск тропов и фигур способствует развитию художественного вкуса, пополнению активного словаря. Анализ художественного текста: композиция, составление плана.
Тема 4. Официально-деловой стиль речи Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие и языковые особенности. Специфика языка служебной документации. Языковые формулы официальных документов. Приёмы унификации языка служебных документов Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Национальные особенности делового общения. Практическое занятие 1: Официально-деловой стиль. Выявление особенностей официально-делового стиля. Практическое занятие 2: Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля. Практическое занятие 3: Языковые средства. Специфика языковых средств: клише, словесные штампы, канцеляризмы. Практическое занятие 4: Правила составления официально-деловых документов. Правила составления резюме, заявления, докладной, доверенности, отработка речевых формул делового этикета способствуют закреплению культуры речи в деловом общении. Практическое занятие 5: Анализ образцов межличностного и делового общения.
Тема 5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции Русская коммерческая корреспонденция.Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи. Редактирование рекламных текстов с учётом структурно-семантических компонентов текстовых форм разных видов: вербально-визуальных РТ, вербальных РТ, аудио-вербальных и мультимедийных РТ. Практическое занятие 1: Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Практическое занятие 2: Выделение элементов рекламы в газетных публикациях и составление сценария телерекламы.
Тема 6. Научный стиль речи Научный стиль речи. Влияние научного стиля на литературный язык. Языковые средства научного стиля. Лексическая и синтаксическая специфика, специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи, жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности. Лексика научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Элементы научной дискуссии. Практическое занятие: Выявление особенностей научного стиля речи. Анализ научного текста (жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности). Структура научной дискуссии. Анализ композиции научного текста, знакомство с элементами проведения научной дискуссии (приобретение навыков публичного выступления в научной коммуникативной ситуации). Порядок составления аннотации, реферата. Оформление научной работы. Порядок составления отзыва.
Тема 7. Стиль художественной литературы Лексика с предметным значением как основа выразительности в литературно-художественном стиле. Синонимы, паронимы, омонимы, многозначные слова в художественной речи. Выразительные возможности неологизмов. Диалект и жаргон в стиле художественной литературы. Лексические средства художественной выразительности.
Тема 8. Публицистический стиль речи Жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля. Особенности устной публичной речи. Публицистика как летопись времени. Логика и аргументация, как основа речи. Понятийное и образное, как фактор воздействия на слушателя. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы.
Раздел 3. Риторические основы культуры речи Тема 9. Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Особенности устной публичной речи. Жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности (современные тенденции). Лингвистические и экстралингвистические элементы публичной речи. Языковые и неязыковые средства выразительности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Тема 10. Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала; начало, развёртывание и завершение речи. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Основы полемического мастерства. Тезис. Основные виды аргументов. Демонстрация – логическая связь между аргументом и тезисом. Спор как особый вид речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации. Логико-композиционное построение устной речи. Речевой этикет. Практическое занятие 1: Культура спора. Составление и исполнение диалогов на предложенные темы (закрепление навыков полемического мастерства). Формулирование тезиса и подбор аргументов в диалоге. Доказательство и опровержение в дискуссии. Нарушение законов формальной логики в споре. Ошибки в устной речи и пути их устранения. Практическое занятие 2: Подготовка и проведение диспута, дебатов. Практическое занятие 3: Техника речи. Дыхание, голос, дикция. Отработка приёмов техники речи на примерах скороговорок (способствует постановке голоса, фонационной коррекции). Отработка приёмов техники речи на примерах художественных текстов: паузирование, интонация, темп, логическое ударение (способствует повышению риторического мастерства). Упражнения для тренировки дыхания и голоса. Упражнения для выработки чёткой и ясной дикции.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - повторение и углубленное изучение лекционного материала; - подготовку к практическим занятиям; - выполнение творческих работ; - выполнение практических заданий; - подготовку к зачёту.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения)
1. Культура письменной речи. - орфография - пунктуация 2. Культура устной речи. - орфоэпия - лексика - грамматика 3. Язык как средство общения.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - защита контрольной работы; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. 2. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2004. 3. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2005. 4. Русский язык и культура речи : практикум / под ред. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2004. Дополнительная: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров : учеб. пособие / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. 2. Полевая, Р. П. Русский язык и культура речи : метод. указ. по выполнению контрольной работы / Р. П. Полевая. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006. 3. Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Т. В. Потемкина, Н. Н. Соловьева. – М. : Гардарики, 2004. 4. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного языка. – М. : Наука, 2004. 5. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь. – М. : Айрис-Пресс, 2005. 6. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : ОНИКС, 2004. 7. Сборник упражнений по русскому языку : учеб. пособие / под ред. М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина. – М. : Академия, 2005. 8. Скворцов, Л. И. Культура русской речи : словарь – справочник : учеб. пособие / Л. И. Скворцов. – М. : Академия, 2004. 9. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Н. Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2003. Периодические издания: 1. Русская речь : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: к.ф.н., доц. В.В. Ворошилов, к.п.н., доц. Ю.В. Рысев, ст. преподаватель Р.П. Полевая кафедры «Журналистика». Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры «Журналистика» Э.М. Родионова.
ПРАВОВЕДЕНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих знаниями в области права, выработка позитивного отношения к нему, представление права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма и справедливости. Задачи дисциплины – научить студентов: - понимать законы и другие нормативно-правовые акты; - обеспечивать соблюдение законодательства; - принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; - анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Правоведение» студенты должны: · знать: - понятие государства и его признаки, основные теории происхождения государства, формы государственного правления, государственного устройства и виды политического режима; - основы конституционного строя РФ; - понятие, признаки и функции права, понятие и виды нормативных правовых актов; - понятие нормы, института, подотрасли и отрасли права; - понятие, виды и структуру правоотношения; - понятие, признаки, состав и виды правонарушения; - понятие, признаки и виды юридической ответственности; - основы гражданского права; - основы трудового права; - основы административного права; - основы наследственного и семейного права; - основы уголовного права; - основы экологического права; - правовые основы защиты государственной тайны. · уметь: - анализировать источники права и использовать их для решения индивидуально-конкретных дел; - давать объективную оценку государственно-правовым явлениям; - использовать приобретенные знания для профессионального выполнения служебных обязанностей; - осуществлять поставленные задачи в соответствии с действующим национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права; - своевременно реагировать на любые противоправные действия, на основе законности принимать эффективные меры по устранению причин, способствующих их совершению.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1: Теоретические основы государства и права Введение Предмет и содержание учебной дисциплины. Общая характеристика программы изучения курса, ее структура и содержание. Роль и место правоведения в системе иных общественных наук. Значение учебного курса для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в области профессиональной деятельности, и формирования высокой правовой культуры и правосознания личности.
Тема 1. Понятие государства Понятие государства и его признаки: территория, публичная власть, наличие права (законодательство), суверенитет. Основные теории происхождения государства. Форма государства: форма государственного правления, форма государственного устройства и политический режим. Функции государства. Механизм государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовое государство понятие и основные принципы. Гражданское общество и правовое государство. Проблемы формирования и развития гражданского общества и правового государства в России. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие государства и его признаки. Формы и функции государства. 2. Особенности федеративного устройства России. 3. Система органов государственной власти в Российской Федерации. 4. Правовое государство: понятие и его основные принципы. Литература: 1. Марченко, Н. Н. Правоведение : учебник / Н. Н. Марченко. – М. : Проспект, 2005. 2. Основы государства и права : учеб. пособие / под ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2005
Тема 2. Понятие права Понятие права и его признаки. Функции права. Принципы права. Научные подходы к определению права: естественно-правовой, нормативный, социологический. Источники российского права, их виды и общая характеристика. Закон и подзаконные акты. Закон и его признаки. Виды нормативных правовых актов. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Система российского права. Право в системе социальных норм. Право и мораль: единство и различие. Соотношение права и государства, их роль в жизни общества. Международное право как особая система права. Основные правовые системы современности. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие права его функции и принципы. 2. Закон и его признаки. Конституция РФ, как основной закон государства. 3. Виды нормативно-правовых актов. 4. Право в системе социальных норм. 5. Международное право как особая система права. 6. Основные правовые системы современности. Литература: 1. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004. 2. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2006.
Тема 3. Система права Понятие нормы права, ее структура и виды. Норма права как первичный элемент системы права. Отрасль права, подотрасль права, институт права. Общая характеристика отраслей российского права. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.
Тема 4. Правоотношения и их участники Понятие гражданского правоотношения и их виды. Участники (субъекты) правоотношений. Физические, юридические, коллективные лица. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Понятия компетенции и правомочий. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и состав правоотношения. 2. Участники (субъекты) правоотношений. 3. Понятия компетенции и правомочий. 4. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды. 5. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Литература: 1. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004. 2. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2005.
Тема 5. Правонарушения и юридическая ответственность Понятие, признаки правонарушения. Состав правонарушения: субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Виды правонарушений. Проступок и преступление, их отличие. Понятие и признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности: уголовно-правовая, административно-правовая, гражданско-правовая, дисциплинарная и др. Основание возникновения юридической ответственности. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие правонарушений, признаки, их виды. Состав правонарушений. 2. Проступок и преступление. 3. Понятие и признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности. 4. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Литература: 1. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004. 2. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2005.
Раздел 2: Общая характеристика отраслей российского права Тема 6. Основы гражданского права Понятие, предмет и источники гражданского права. Особенности гражданско-правовых отношений. Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений их виды. Физическиелица: граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. Их правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Юридические лица. Признаки юридического лица. Праводееспособность юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие организации, государство, субъекты Федерации, муниципальные образования. Право собственности в гражданском праве. Содержание права собственности: правомочия, владения, пользования и распоряжения. Приобретение и прекращение права собственности. Защита права собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, предмет и источники гражданского права. 2. Особенности гражданско-правовых отношений. 3. Юридические лица, как субъекты гражданского права. 4. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. 5. Содержание права собственности. Обязательства и договоры. 6. Защита прав собственности. 7. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Исковая давность. Литература: 1. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 7. Основы трудового права Понятие, предмет и источники трудового права. Структура трудового права: общая и особенная часть. Трудовые отношения, их признаки. Коллективные договоры и соглашения: основание и порядок их заключения. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны (субъекты) трудового договора, содержание. Основания и порядок заключения и прекращения трудового договора (контракта). Изменение условий индивидуального трудового договора. Переводы и перемещение на другую работу. Обеспечение занятости высвобождаемых работников. Правовой статус безработного. Понятие подходящей работы. Понятие и виды рабочего времени. Время отдыха. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Дисциплинарная и материальная ответственность работника. Трудовые споры и порядок их разрешения. Механизм реализации и защиты трудовых прав граждан. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. 2. Изменение условий индивидуального трудового договора. 3. Правовой статус безработного. 4. Дисциплинарная и материальная ответственность работника. 5. Трудовые споры и порядок их разрешения. 6. Механизм реализации и защиты трудовых прав граждан. Литература: 1. Основы государства и права : учеб. пособие / под ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2005. 2. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004. 3. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2005.
Тема 8. Основы административного права Понятие и система административного права. Система органов исполнительной власти. Основные принципы государственного управления. Понятие административного проступка. Административное принуждение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности. Виды административной ответственности. Административные правонарушения. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и система административного права. 2. Основные принципы государственного управления. 3. Основания и порядок привлечения к административной ответственности. 4. Виды административной ответственности. Литература: 1. Четвериков, В. С. Административное право : учебник / В. С. Четвериков. – М. : ИНФРА-М, 2005.
Тема 9. Наследственное право Наследственное право-институт гражданского права. Понятие, источники и основные принципы наследственного права. Субъекты и объекты наследственного права. Время открытия наследства: определение, юридическая значимость. Наследование по закону: понятие, круг лиц. Наследование по завещанию: понятие, содержание, участие третьих лиц в составлении завещания. Лица, не имеющие права быть наследниками. Принятие наследства. Отказ от наследства.
Тема 10. Семейное право Понятие, предмет и источники семейного права. Основные принципы и задачи. Понятие семьи, субъекта и объекта семейных правоотношений. Понятие родства и супружества. Брачно-семейные отношения. Условия и порядок заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Прекращение брака. Порядок расторжения брака в органах ЗАГСа и в судебном порядке. Признание брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Понятие личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом. Понятие, изменение и распоряжение брачного договора. Ответственность супругов по обязательствам. Права несовершеннолетних детей: личные, имущественные. Права и обязанности родителей. Защита, лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Ответственность по семейному праву. Понятие и виды алиментных обязательств. Судебный порядок уплаты и взыскания алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов, а также других лиц по семейному кодексу.
Тема 11. Основы уголовного права Понятие, принципы, система и источники уголовного права. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Состав преступления: объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Виды преступления: против личности, против собственности, должностные преступления и др. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, предмет, система и принципы уголовного права. 2. Понятие преступления и его признаки. 3. Основание уголовной ответственности. Состав преступления. 4. Преступления против личности, собственности, должностные преступления. Литература: 1. Сборник Законов Российской Федерации.- М. : ЭКСМО, 2006.
Тема 12. Основы экологического права Экологические системы как объект правового регулирования. Источники экологического права. Содержание экологического права. Принципы и объекты охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие, принципы и виды возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Порядок его возмещения. Общая характеристика земельного законодательства. Земля, как объект правового регулирования. Правовой режим земель. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Экология. Экологические системы как объект правового регулирования. 2. Источники и содержание экологического права. 3. Ответственность за экологические правонарушения. 4. Общая характеристика земельного законодательства. Правовой режим земель. Литература: 1. Бринчук, М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. – М . : Юристъ, 2004.
Тема 13. Правовые основы защиты государственной тайны Понятие государственной тайны. Режим государственной тайны и его обеспечение. Уголовно-правовая защита государственной тайны. Концепция национальной безопасности РФ о соотношении жизненно-важных интересов человека, общества и государства. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Доктрина информационной безопасности РФ.
Организация самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - изучение российского законодательства; - работу с обязательной учебной литературой, рекомендованной по темам занятий; - подготовку к семинарским занятиям по соответствующим учебным вопросам; - углубление знаний путем ознакомления с рекомендованной дополнительной литературой; - подготовку докладов и выступлений по темам занятий и отдельным учебным вопросам; - участие в консультациях, которые проводит преподаватель согласно плану работы кафедры; - подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом; 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Понятие и признаки государства. 2. Происхождение государства. 3. Сущность государства. 4. Формы государства. 5. Формы правления. 6. Формы территориального устройства. 7. Формы политического режима. 8. Правовое, социальное, светское государство. 9. Механизм и функции государства. 10. Понятие права. Отрасли права. 11. Норма права и её структура и виды. 12. Понятие правоотношения, элементы правоотношения: субъекты, объекты, содержание. 13. Условия возникновения правоотношений. 14. Понятие и признаки правонарушения. 15. Состав правонарушения. Виды правонарушения. 16. Юридическая ответственность и ее виды. 17. Понятие, предмет, метод административного права, принципы. 18. Административные правонарушения и административная ответственность. 19. Понятие, предмет, метод, принципы финансового права. Система и источники финансового права. 20. Подотрасли финансового права (бюджетное, налоговое, таможенное право, валютное регулирование и валютный контроль). 21. Правонарушения и юридическая ответственность в финансовой сфере. Государственный финансовый контроль. 22. Понятие, принципы, стадии бюджетного процесса. 23. Банковское право: субъекты, объекты, правонарушения и ответственность. 24. Правовой статус Центрального и коммерческого банка. 25. Валютное регулирование и валютный контроль. 26. Понятие трудового права, предмет, метод, принципы. 27. Субъекты и объекты, трудового права. 28. Социальное партнерство в сфере труда. 29. Трудовой договор. 30. Коллективный договор. 31. Разрешение трудовых споров. 32. Приём на работу, перевод на другую работу, увольнение работников. 33. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. 34. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. 35. Материальная ответственность сторон трудового договора. 36. Возмещение работодателями вреда, причинённого здоровью и жизни работника. 37. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. 38. Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права. 39. Субъекты и объекты гражданского права. 40. Юридические лица: понятия и виды. 41. Гражданин как субъект гражданского права. 42. Предпринимательская деятельность гражданина. 43. Осуществление и защита гражданских прав. 44. Гражданско-правовая ответственность. 45. Сроки в гражданском праве и исковая давность. 46. Право собственности: содержание, возникновение, прекращение. 47. Понятие сделки, виды и недействительность сделок. 48. Обязательственное право: возникновение, изменение, прекращение обязательств. Ответственность за неисполнение обязательств. 49. Понятие и виды гражданских договоров. Условия договора. 50. Понятие экологического права, его предмет и метод. 51. Экологические системы как объект правового регулирования. 52. Источники и содержание экологического права. 53. Ответственность за экологические правонарушения. 54. Общая характеристика земельного законодательства. Правовой режим земель. 55. Страховое правоотношение. 56. Понятие экономических отношений. 57. Государственное регулирование и управление в сфере экономики. 58. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. 59. Правовые основы производства, потребления и распределения материальных благ. 60. Собственность, как основа экономических отношений, основные формы и виды собственности. 61. Понятие государственной тайны. 62. Уголовно-правовая защита государственной тайны.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список рекомендуемой литературы
Нормативная литература: 1. Гражданский кодекс РФ : в 3 ч. – М. : ИНФРА-М, 2005. 2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М. : ВИТРЭМ, 2005. 3. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М. : Юрайт, 2005. 4. Сборник Законов Российской Федерации. – М. : ЭКСМО, 2006. 5. Семейный кодекс РФ. – М. : Юрайт, 2005. Основная: 1. Основы государства и права : учеб. пособие / под ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2005. 2. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004. 3. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2006. 4. Правоведение : учебник / под ред. Б. И. Пугинского. – М. : Юрайт-издат, 2004. Дополнительная: 1. Антокольская, М. В. Семейное право : учебник / М. В. Антокольская. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. 2. Баглай, М. В. Конституционное право РФ : учебник / М. В. Баглай. – М. : Норма, 2005. 3. Бринчук, М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. – М. : Юристъ, 2004. 4. Марченко, Н. Н. Правоведение : учебник / Н. Н. Марченко. – М. : Проспект, 2005. 5. Четвериков, В. С. Административное право : учебник / В. С. Четвериков. – М. : ИНФРА-М, 2005.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
По данной дисциплине используются информационно-правовые пакеты «ГАРАНТ» и «Консультант».
Составители: к.ю.н., доцент К.Н. Серов, к.ю.н., доцент С.Н. Мартишина кафедры «Правоведение». Рецензент: д.ю.н., профессор кафедры «Правоведение» А.С. Категов.
ПОЛИТОЛОГИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью дисциплины является получение студентами сервисных специальностей научно-обоснованных знаний об актуальных политических проблемах, с учетом достижения мировой и отечественной политической мысли, стимулирование самостоятельного критического отношения к действительности, обеспечение глубокого понимание связей политики и экономики в условиях современной глобализации и фундаментальных основ современной политики российского государства в различных сферах жизни общества. Задачи дисциплины – научить студентов: - формировать научные представления о предмете и методах политической науки; - ориентироваться в основных направлениях политической мысли прошлого и современности; - понимать сущность власти, государства, политической жизни, политических отношений и процессов, субъектов политики, различные политические системы и режимы; - применять полученные знания в различных сферах жизнедеятельности; - анализировать международные политические и экономические процессы, геополитическую обстановку и конъюнктуру, место и роль России в современном глобальном мире; - применять навыки политологического знания в профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Политология» студент должен: · знать: - основные политологические понятия и категории; - историю становления и развития политической мысли в мире и в России; - геополитическую обстановку, место и роль России в современном глобальном мире, сущность российской политической системы и политической культуры; · уметь: - устанавливать взаимосвязи между конкретными политическими событиями и явлениями; - конкретизировать и приумножать полученные знания по дисциплине; - аргументировано раскрывать основные понятия и проблемы с учётом современных политических реальностей России и зарубежных стран; - применять теоретические знания для формирования активной гражданской позиции; · получить навыки: - применения полученных знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Методологические проблемы политологии Объект, предмет и метод политической науки. Понятие современной политической науки. Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии. Ее законы, категории, принципы. Место и роль политологии в системе общественных наук. Соотношение политологии с теорией государства и права, историей политических и правовых учений и другими общественными дисциплинами. Методологические основы политологии. Общенаучные методы, используемые политологией. Конкретизация всеобщего метода. Использование системного, структурно-функционального, сравнительного, бихевиористского, логического и других методов. Функции политологии. Сущность и основные черты политики. Политика как концентрированное выражение экономики. Политическая жизнь и властные отношения.Современные концепции политики. Содержание политики. Личный, групповой (классовый, партийный, национальный) и общественный интерес в политике. Объективное и субъективное в политике. Политические средства и методы. Роль и место политики в жизни современных обществ. Характер взаимосвязи политики с другими сферами жизни общества. Методологический подход к классификации политики. Внутренняя и внешняя политика. Государственная политика. Политика партий, общественно-политических движений и организаций. Социальные функции политики. Влияние политики на поиск и выбор путей, на направление и ход общественного развития. Сравнительная политология. Соотношение сравнительного и других методов в политической науке и политическом анализе. Преимущества и ограниченность сравнительного метода в политологии. Сравнительная политология как метод исследования политических процессов в различных странах современного мира. Основные общесоциологические парадигмы сравнительного анализа политических культур: формационная, мир – системная, цивилизованно-культурная. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Предмет политической науки. 2. Место и роль политологии в системе общественных наук. 3. Методологический подход к классификации политики. 4. Социальные функции политики. Литература: 1. Боуз, Д. Либертарианство. История, принципы, политика / Д. Боуз. – М. : Социум, 2004. 2. Гаджиев, К. С. Политология : учебник / К. С. Гаджиев. – М. : Логос, 2006. 3. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма, 2001.
Тема 2. Проблемы истории политической мысли Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. История политических учений. Современное отношение к истории политических учений. Значение изучения истории политической мысли для современной политической практики. Периодизация истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Религиозная концепция как основное содержание политической мысли средних веков. Создатели христианско-политической теории европейского средневековья. Эпоха Возрождения. Противопоставление политики богословию. Взаимосвязь политики, морали и религии. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). Теория государства и гражданского общества в концепциях И. Канта и Г. Гегеля. Марксистская теория политики. Собственность на средство производства как основа власти. Основные концепции современной западной политологии (либерализм, реформизм, неоконсерватизм и др.). Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Образование русской государственности и принятие христианства на Руси. Византия и Русь: два типа духовности. Традиции древнерусских «народоправств». Политическая мысль периода образования и укрепления Русского централизованного государства. Петровские реформы и их теоретическое обоснование. Полемика западников и славянофилов, либералов и консерваторов. Проблема русского пути. Русский анархизм. Политико-религиозные концепции. Развитие социалистических идей. Формирование партийной системы в России. Современные политологические школы. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Платон и Аристотель о политике и государстве. Форма собственности как ключевая проблема государственного устройства. 2. Политическая мысль средних веков (Августин, Аквинский). 3. Политические идеи эпохи буржуазных революций (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). 4. Гегелевское учение о соотношении гражданского общества и государства. Литература: 1. Гаджиев, К. С. Политология : учебник / К. С. Гаджиев. – М. : Логос, 2006. 2. Демидов, А. И. Политология : учебник / А. И. Демидов. – М. : Гардарики, 2005. 3. Панарин, А. С. Политология : учебник / А. С. Панарин. – М. : Гардарики, 2004.
Тема 3. Теория политической власти и политических систем
![]() |