Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации



Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Современные международные отношения.

2. Взаимосвязь и единство внутренней внешней политики, экономическая обусловленность этой взаимосвязи.

3. Политическая структура мира XXI века.

4. Современная геополитика. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Литература:

1. Лебедева, Н. М. Мировая политика : учебник / Н. М. Лебедева. – М. : Аспект-Пресс, 2004.

2. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма, 2004.

3. Петров, В. К. Устойчивость государства : монография / В. К. Петров. – М. : Эконика, 2005.

4. Борунков, А. Ф. Дипломатические протоколы в России / А. Ф. Борунков. – М. : Международные отношения, 2005.

 

Тема 8. Прикладная политология

Предмет и специфика прикладной политологии. Структура прикладной политологии. Методы прикладной политологии. Субъекты и объекты прикладной методологии. Методология познания политической реальности.

Политический менеджмент как теория и практика рационального управления. Политический анализ и политический менеджмент. Технология принятия и реализации политических решений.Парадигмы политического знания.

Нормативный подход (правила рационального поведения) в политическом менеджменте.

Экспертное политическое знание, политическая аналитика и прогностика. Политическое прогнозирование и его роль в управлении политическими событиями. Прогноз в политике. Политическая футурология.

Идеология экономической и политической модернизации в России.Выбор оптимальной формы государственного правления с позиций теории политической модернизации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Политический менеджмент.

2. Политическое прогнозирование.

3. Идеология экономической и политической модернизации в России.

Литература:

1. Демидов, А. И. Политология : учебник / А. И. Демидов. – М. : Гардарики, 2005.

2. Панарин, А. С. Политология : учебник / А. С. Панарин. – М. : Гардарики, 2004.

3. Лебедева, Н. М. Мировая политика : учебник / Н. М. Лебедева. – М. : Аспект-Пресс, 2004.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углублённое изучение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- выполнение контрольной работы;

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- подготовку к зачёту.

 


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Методы изучения политологии.

2. Политология, как наука.

3. Платон о государстве. («Законы» и «Государство»).

4. Развитие политической мысли в сочинениях Аристотеля.

5. Политические воззрения Н. Макиавелли.

6. Политическая теория И. Канта.

7. Идея народного суверенитета во взглядах Ж.-Ж. Руссо.

8. Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.

9. Политические идеи представителей раннего утопического социализма.

10. Особенности и этапы развития политической мысли в России.

11. Русский анархизм о политике и государстве (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.А. Кропоткин).

12. Марксистское направление политической мысли.

13. Сущность политической власти.

14. Власть в обществе.

15. Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века.

16. Авторитаризм как переходный политический режим.

17. Современные концепции правового государства.

18. Демократия как форма организации государственной власти.

19. Современные избирательные системы.

20. Политические элиты.

21. Средства массовой информации в политической жизни общества.

22. Современные политические партии и общественно-политические движения в России.

23. Политическое сознание и политическая идеология в России.

24. Понятие, структура и значение политической культуры.

25. Понятие и история прав человека.

26. Национальные отношения и национальная политика – составная часть обновления общества.

27. Международные политические отношения.

28. Политическая модернизация и развитие.

29. Проблемы войны и мира.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Гаджиев, К. С. Политология : учебник / К. С. Гаджиев. – М. : Логос, 2006.

2. Панарин, А. С. Политология : учебник / А. С. Панарин. – М. : Гардарики, 2004.

3. Политология : учебник / под ред. М. А. Василика. – М. : Юристъ, 2005.

Дополнительная:

1. Абдулатипов, Р. Г. Этнополитология : учеб. пособие / Р. Г. Абдулатипов. – СПб. : Питер, 2004.

2. Борунков, А. Ф. Дипломатические протоколы в России / А. Ф. Борунков. – М. : Международные отношения, 2005.

3. Боуз, Д. Либертарианство. История, принципы, политика / Д. Боуз. – М. : Социум, 2004.

4. Демидов, А. И. Политология : учебник / А. И. Демидов. – М. : Гардарики, 2005.

5. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма, 2004.

6. Лебедева, Н. М. Мировая политика : учебник / Н. М. Лебедева. – М. : Аспект-Пресс, 2004.

7. Лукашук, Н. Н. Дипломатические переговоры и принимаемые на них акты / Н. Н. Лукашук. – М. : Nota Bene, 2004.

8. Петров, В. К. Устойчивость государства : монография / В. К. Петров. – М. : Экономика, 2005.

9. Платова, Е. Э. Политология : метод. указ. по выполнению контрольной работы / Е. Э. Платова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

10. Политические коммуникации : учеб. пособие / сост. А. И. Соловьев. – М. : Аспект-Пресс, 2004.

11. Поляков, Л. В. Основы политического консультирования : учеб. пособие / Л. В. Поляков. – М. : Московский университет, 2004.

12. Шишко, П. М. Политология : метод. указ. по изучению курса / П. М. Шишко, С. В. Шевцов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2002.

 

Составители: д.и.н., проф. Е.Э. Платова, к.и.н., доц. И.В. Леднева кафедры «Истории и политологии», ст. преподаватель П.В. Пастушенко кафедры Выборгского филиала

Рецензент: д.и.н., проф. кафедры «Истории и политологии» В.В. Фортунатов

 

 

ЛОГИКА

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих знаниями по основным проблемам формальной логики, формирование навыков ее применения в сервисной деятельности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- правильно строить свою аргументацию;

- умению эффективно и корректно вести диалоги;

- применению методов логического анализа в решении различных проблем;

- критически воспринимать аргументацию оппонентов;

- логически грамотно опровергать ложные или недоказательные тезисы.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления о логически упорядоченном мышлении.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Логика» студент должен:

· знать:

- основные понятия и проблемы формальной логики;

- законы мышления;

- роль логики в европейской и отечественной науке и практике;

· уметь:

- эффективно вести диалог наряду с критическим восприятием аргументации оппонентов;

- эффективно выстраивать собственную систему аргументации в диалоге;

· получить навыки:

- логически правильной постановки задач в сфере будущей профессиональной деятельности;

- решения практических вопросов с учетом логической методологии.

 


ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение в логику - - -
2. Предмет и значение логики - -
3. Понятие - -
4. Суждение - -
5. Законы мышления - -
6. Умозаключения - -
7. Логические системы - -
8. Основы теории аргументации - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение в логику

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами.

 

Тема 2. Предмет и значение логики

Структура курса логики. Логика как наука о формах человеческой мысли, о законах и связях форм мысли между собой, о простейших мыслительных методах. Методология логики.

Мышление и язык, символика логики. Методологическая роль законов логики в сфере сервиса и техники. Обзор истории логики.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Формы познания.

2. Понятие логической формы и логического закона.

3. Логика и язык.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика : учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М. : Владос, 2001.

2. Ивлев, Ю. В. Логика : учебник / Ю. В. Ивлев. – М. : Логос, 2002.

3. Логика. Риторика. Этика : учеб. пособие. – М. : Флинта, 2002.

4. Логика. Сборник упражнений : учеб. пособие. – М. : Дело, 2002.

5. Рузавин, Г. И. Логика : учебник / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 3. Понятие

Понятие как форма мышления. Структура понятия. Способы формирования понятий (на примере экономической теории). Виды понятий: единичные, общие, пустые, регистрирующие, нерегистрирующие, собирательные, разделительные, положительные, отрицательные, конкретные, абстрактные, соотносительные, безотносительные.

Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость. Операции над понятиями: отрицание, обобщение, ограничение, сложение, умножение, вычитание, деление.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие как форма мышления.

2. Виды понятий.

3. Отношения между понятиями.

4. Определение понятий.

5. Деление понятий.

6. Ограничение и обобщение понятий.

Литература:

1. Войшвилло, Е.К. Логика : учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М. : Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика : учебник / А. А. Ивин. – М. : Гардарики, 2003.

3. Ивлев, Ю. В. Логика : учебник / Ю. В. Ивлев. – М. : Логос, 2002.

4. Рузавин, Г. И. Логика : учебник / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 4. Суждение

Общая характеристика суждения как формы мысли. Определение простого категорического суждения, его структура (субъект, предикат, связка) и виды (единичное, частное, общее). Категорические суждения и их виды. Классификация простых категорических суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.

Сложные суждения и его виды. Исчисление высказываний. Деление суждений по модальности. Отношения между суждениями в социально-экономическом мышлении.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Суждения и предложения.

2. Деление суждений по количеству и качеству.

3. Распределенность терминов в категорических суждениях.

4. Сложные суждения.

5. Отношение между суждениями по логическому квадрату.

6. Деление суждений по модальности.

Литература:

1. Ивин, А. А. Логика : учебник / А. А. Ивин. – М. : Гардарики, 2003.

2. Логика. Риторика. Этика : учеб. пособие. – М. : Флинта, 2002.

3. Логика. Сборник упражнений : учеб. пособие. – М. : Дело, 2002.

4. Рузавин, Г. И. Логика : учебник / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 5. Законы мышления

Понятие логического закона. Законы логики и их роль в познании. Основные законы: законы тождества, непротиворечия и исключенного третьего, закон достаточного основания. Законы логики в социально-экономическом мышлении.

Простейшие методы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие логического закона

2. Закон тождества

3. Закон непротиворечия

4. Закон исключенного третьего

5. Закон достаточного основания

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика : учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М. : Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика : учебник / А. А. Ивин. – М. : Гардарики, 2003.

3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002.

4. Логика. Риторика. Этика : учеб. пособие. – М. : Флинта, 2002.

5. Логика. Сборник упражнений : учеб. пособие. – М. : Дело, 2002.

 


Тема 6. Умозаключения

Общее понятие об умозаключении. Умозаключение как форма мысли. Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура: фигуры и модусы категорического силлогизма. Общие правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правила категорического силлогизма. Отношения между видами категорического силлогизма. Операция с простым категорическим силлогизмом. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы.

Индуктивные умозаключения и их виды. Полная индукция, неполная индукция. Понятие вероятности. Умозаключения по аналогии.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.

2. Категорический силлогизм.

3. Полисиллогизм и сорит.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Условно-категорические умозаключения.

2. Разделительные умозаключения.

3. Конструктивные и деструктивные дилеммы.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М. : Владос, 2001.

2. Логика. Риторика. Этика : учеб. пособие. – М. : Флинта, 2002.

3. Логика. Сборник упражнений : учеб. пособие. – М. : Дело, 2002.

4. Рузавин, Г. И. Логика : учебник / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 7. Логические системы

Двузначная логика. Конструктивная логика. Математическая логика. Многозначная логика. Непротиворечивость логических систем. Паранепротиворечивая логика.

Роль неклассической логики в современной социально-экономической науке.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конструктивная логика

2. Математическая логика.

3. Непротиворечивость логических систем.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика : учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М. : Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика : учебник / А. А. Ивин. – М. : Гардарики, 2003.

3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002.

4. Логика. Риторика. Этика : учеб. пособие. – М. : Флинта, 2002.

5. Логика. Сборник упражнений : учеб. пособие. – М. : Дело, 2002.

 

Тема 8. Основы теории аргументации

Понятие аргументации. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Правила доказательного рассуждения. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие доказательства.

2. Понятие опровержения.

3. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика : учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М. : Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика : учебник / А. А. Ивин. – М. : Гардарики, 2003.

3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002.

4. Логика. Сборник упражнений : учеб. пособие. – М. : Дело, 2002.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к зачету, написание контрольной работы.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Логическая форма мысли и логический закон.

2. Проблема истинности мысли.

3. Понятие как форма мышления.

4. Логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

5. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

6. Виды понятий и отношения между ними.

7. Приемы, сходные с операцией определения понятий.

8. Общая характеристика суждения.

9. Категорические суждения и их виды.

10. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке.

11. Отношения между суждениями по значениям истинности.

12. Понятие логического закона.

13. Закон тождества.

14. Закон непротиворечия.

15. Закон исключенного третьего.

16. Закон достаточного основания.

17. Общее понятие об умозаключении.

18. Обращение и превращение.

19. Категорический силлогизм. Фигуры силлогизма. Модусы категорического силлогизма.

20. Правила категорического силлогизма.

21. Условные умозаключения.

22. Индуктивные умозаключения, их роль в познании. Понятие вероятности.

23. Полная индукция, ее роль в познании.

24. Умозаключение по аналогии и его виды.

25. Дедукция и индукция в учебном процессе.

26. Понятие аргументации.

27. Прямое и косвенное доказательство.

28. Прямой и косвенный способы опровержения.

29. Правила доказательного рассуждения.

30. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях доказательства.

31. Логические основания в истории европейской науки.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Ивин, А. А. Логика : учебник / А. А. Ивин. – М. : Гардарики, 2003.

2. Светлов, В. А. Современная логика : учеб. пособие / В. А. Светлов. – СПб. : Питер, 2006.

Дополнительная:

1. Абачиев, С. К. Теория и практика аргументации / С. К. Абачиев. – М. : Едиториал-УРСС, 2004.

2. Войшвилло, Е. К. Логика : учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М. : Владос, 2001.

3. Демидов, И. В. Логика : учебник / И. В. Демидов ; под ред. Б. И. Каверина. – М. : Дашков и К, 2006.

4. Ивлев, Ю. В. Логика : учебник / Ю. В. Ивлев. – М. : Логос, 2002.

5. Рузавин, Г. И. Логика : учебник / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2002.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео- и аудиоматериалы.

 

Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.

 

 

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих религиоведческими знаниями, способствующих формированию разносторонних духовно-развитых личностей, обладающих широкой социокультурной подготовкой, способных к принятию самостоятельных решений по мировоззренческим вопросам.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- самостоятельному анализу общих закономерностей развития и функционирования религий;

- методам религиоведческого анализа межкультурных отношений в современном мире.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об историческом многообразии мировых религий, о месте религии в духовной культуре человечества, об особенностях локальных религиозных культур, религиозных сообществ, о причинах межрелигиозных противоречий, принципах их регулирования и преодоления.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «История мировых религий» студент должен:

· знать:

- структуру феномена религии;

- роль религии в эволюции человечества;

- проблемы взаимоотношений церкви, культуры и цивилизации;

- социально-экономические основания религий;

- перспективы развития религиозной культуры и своё место в ней;

· уметь:

- производить религиозно-этический анализ явлений современного мира;

- ориентироваться в религиозных течениях в современном мире;


- разрешать практические проблемы межкультурного взаимодействия;

· получить навыки:

- применения религиоведческих знаний в сфере будущей профессиональной деятельности;

- в решении практических вопросов религиозного характера.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение в религиоведение. - -
2. Религия в системе культуры - -
3. Структура и функции религии. - -
4. Актуальные проблемы религии. - -
5. Первобытные верования. - -
6. Христианство. - -
7. Ислам, Иудаизм. - -
8. Религии Древнего Востока - -
9. Религия в России. - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение в религиоведение.

Возникновение религиоведения как науки — стремление объяснить наличие религиозного и культурного различия между народами, раскрыть механизм формирования и функционирования религии, исследовать проблемы межкультурных и религиозных противоречий. История и философия религии. Структура и состав современного религиозного знания. Эволюция религиоведческого знания от смутных представлений о религии к научному знанию. Теории, концепции, школы и направления в исследовании проблем религии. Особенности религиоведческого знания, его языка, проблематики. Методы религиоведческих исследований.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Сущностные характеристики религии.

2. Многоконфессиональность.

Литература:

1. Введение в общее религиоведение : учебник. – М. : Высшая школа, 2005.

2. Основы религиоведения : учебник / под ред. И. Н. Яблокова. – М. : Высшая школа, 2003.

3. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – М. : Прогресс 2003.

 

Тема 2. Религия в системе культуры.

Понятие религии. Место религии в обществе. Культурные аспекты религии, факторы функционирования, причины неоднозначности культурной роли религии в жизни общества и человека. Религия как система культуры.


Понятие религии. Многозначность определений религии: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, творчество и новаторство, система запретов-норм, система знаков-символов, система стереотипов поведения и мышления. Концептуальные основания основных определений религии.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние религии на культуру.

2. Факторы формирование религии.

3. Определения религии в различных научных концепциях.

Литература:

1. Красников, А. Н. Религиоведение: хрестоматия / А. Н. Красников. – М. : Гардарики, 2005.

2. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. И. Н. Яблокова. – М. : Гардарики, 2002.

3. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – М. : Прогресс, 2003.

4. Религия в истории и культуре / под ред. М. Г. Писманика. – М. : Лань, 2004.

 

Тема 3. Структура и функции религии.

Основные понятия религии: культура, цивилизация, функции религии, субъект религии, межрелигиозные коммуникации, духовные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты, культурная самоидентичность вероисповеданий, духовная модернизация.

Уникальное и общепринятое в религиозной культуре. Сферы религии. Функции религии: информационная, нормативно-регулятивная, защитная, адаптационная, функция социализации, функция творческой самореализации, функция разрядки напряжения.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные определения религии.

2. Сферы религии.

3. Церковь как социальный институт.

4. Функции религии.

Литература:

1. Введение в общее религиоведение : учебник. – М. : Высшая школа, 2005.

2. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. И. Н. Яблокова. – М. : Гардарики, 2002.

3. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – СПб. : Лань, 2003.

4. Религия в истории и культуре / под ред. М. Г. Писманика. – М. : Лань, 2004.

5. Торчинов, Е. А. Религии мира / Е. А. Торчинов. – СПб. : СПбГУ, 2005.

 

Тема 4. Актуальные проблемы религии.

Типология религии. Взаимодействие национальных культур и религий. Религиозные чувства и убеждения. Восточные и западные типы религий — проблемы взаимодействия. Религиозная культура народов России.

Религиозная культура и природа. "Искусственное" и "естественное" как антропологические основания религии и культуры.

Духовная культура и личность. Исторический генезис личности. Индивидуализация и отчуждение личности. Застой и кризис в духовной культуре. Возрастные этапы жизни. Жизненные кризисы и формы девиантного поведения. Духовная и душевная жизнь личности. Индивидуализация и социализация. Роль общения в процессе самореализации личности. Роль личности в обществе.

Церковь и общество. Проявление в религии социально-классовой структуры общества. Роль общественных групп в созидании и распространении культурных ценностей. Проблема общечеловеческого в духовной культуре. Деидеологизация и аполитизм в религии. Церковь и глобальные проблемы современности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религия как часть культуры.

2. Религиозная культура и природа.

3. Церковь и личность: процесс самореализации человека.

4. Культура, церковь и коммуникация: процессы дифференциации и интеграции.

5. Религия и творчество.

6. Общечеловеческое в мировых религиях.

Литература:

1. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М. : Прогресс, 1993.

2. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Высшая школа, 2002.

3. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.

4. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.

5. Культурология : учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2003.

6. Религия и общество : хрестоматия по социологии религии. – М. : ЮНИТИ, 2003.

 

Тема 5. Первобытные верования.

Культура преклонения древних цивилизаций. Человек и религия в первобытном обществе: культурогенез. Синкретизм первобытного сознания: личное и общественное, индивидуальное и универсальное. Первобытная мифология и первобытное искусство.

История религии и история общества. Происхождение и ранние формы религии в культуре земледельцев и скотоводов. Религия ранних цивилизаций: Месопотамии, Египта, Мезоамерики.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Первобытная мифология.

2. Мифология и первобытное искусство.

3. Синкретизм первобытной религиозной культуры.

4. Религия ранних цивилизаций.

Литература:

1. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.

2. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.

3. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М. : Прогресс, 1993.

4. Николин, А. Церковь и государство / А. Николин. – М. : Прогресс, 1997.

 

Тема 6. Христианство.

Историко-культурные основания возникновения христианства. Возникновение христианства как мировой религии.

Платонизм и этика стоиков как предпосылки христианской идеологии. Библия как памятник мировой культуры. Ветхий Завет и Новый Завет. Новозаветная литература.

Рим и Византия. Западное и восточное христианство. Христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

Христианские ценности и нормы. Теологические и этические аспекты христианства. Догматика христианства и символы веры. Христианство и формирование свободы личности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение христианства.

2. Христианские конфессии.

3. Догматика христианства и символы веры.

4. Христианство и свобода личности.

Литература:

1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М. : Высшая школа, 2002.

2. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.

3. Виппер, Р. Ю. Рим и раннее христианство / Р. Ю. Виппер. – М. : Прогресс, 1997.

4. Торчинов, Е. А. Религии мира / Е. А. Торчинов. – СПб. : СПбГУ, 1997.

5. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.

 


Тема 7. Ислам, иудаизм.

Социокультурные предпосылки возникновения ислама. Духовная культура арабо-мусульманского мира. Распространение арабской духовной культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры народов Закавказья, Средней Азии, Поволжья и южных славян.

Ислам как мировая религия. Коран – памятник мировой культуры. Конфессии ислама: суннизм и шиизм.

Иудаизм как монотеистическая религия. Ветхозаветные истины. Консерватизм иудаизма, ортодоксальность отдельных направлений в иудейской религии и культуре. Личность и Бог. Формирование личной ответственности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Социокультурные предпосылки возникновения ислама.

2. Ислам как мировая религия.

3. Иудаизм как монотеистическая религия.

Литература:

1. Библия. Книги Ветхого Завета.

2. Васильев, Л. С. История религий востока. – М. : Прогресс, 1998.

3. Коран / пер. с арабского Г. С. Саблукова . - репринт. изд. – Казань, 1907.

4. Коч, М. Насилие в исламе? / М. Коч. – Германия, 2002.

5. Ланде, Р. Г. Ислам в истории России / Р. Г. Ланде. – М. : Прогресс, 1995.

6. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировский. – М. : Прогресс, 1994.

 

Тема 8. Религии Древнего Востока.

Религии Индии: индуизм, джайнизм, брахманизм. Божественная сущность избранных. Социальная иерархия, регулируемая религией.

Даосизм и конфуцианство в Древнем Китае.

Буддизм как мировая религия. Четыре великие истины буддизма.

Зороастризм – религия Древнего Ирана.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религии Индии: индуизм, джайнизм, брахманизм.

2. Даосизм, конфуцианство, наследие религиозной культуры.

3. Буддизм как мировая религия.

Литература:

1. Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М. : Прогресс, 1998.

2. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев . – М. : Прогресс, 1990.

3. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировский. – М. : Прогресс, 1994.

4. Переломов, Л. С. Конфуций : жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. – М. : Прогресс, 1993.

5. Торчинов, Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания / Е. А. Торчинов. – СПб. : СПбГУ, 1998.

6. Шохин, В. К. Брахманистская философия / В. К. Шохин. – М. : Прогресс, 1994.

 

Тема 9. Религия в России.

Византия и Болгария. Константин (Кирилл) и Мефодий. Судьбы христианства в славянском мире. Место и роль славянских культур в истории мировой культуры.

Язычество на Руси. Византия и Древняя Русь. Принятие и распространение христианства.

Многоконфессиональная Россия. Многообразие христианских конфессий. Православие как основная христианская конфессия в России.

Религия в советской культуре. Обособление религии "русского зарубежья". Современное состояние и перспективы развития религиозной культуры в России. Место и роль России в мировой религиозной культуре.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Язычество и христианство в культуре Руси.

2. Многоконфессиональность России.

3. Православие, как основная христианская конфессия в России.

4. Состояние современной российской религиозной культуры.

Литература:

1. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.

2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1992.

3. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Высшая школа, 2002.

4. История религий в России / под ред. Н. Трофимчука. – М. : Лань, 2002.

5. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.

6. Экономцев, И. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. – М. : Прогресс, 1992.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к экзамену;

- работу над темами курса в виде доклада, выступления.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Сущность религии. Объективные условия и субъективные факторы возникновения религии.

2. Религия древних греков.

3. Религия древних римлян.

4. Язычество древних славян.

5. Сущность и формы ранних религий.

6. Основное содержание иудаизма.

7. Социально-экономические условия формирования христианства.

8. Национальные религии сущность и виды.

9. Социально-этическое содержание конфуцианства.

10. Объективные условия и объективные факторы формирования буддизма.

11. Основное содержание буддистских догматов.

12. Условия возникновения христианства.

13. Сущность православия.

14. Католицизм и его особенности.

15. Протестантизм и его особенности.

16. Ислам как мировая религия.

17. Сущность ислама и его течения.

18. Современные модернистские религиозные течения.

19. Религия и ее место в обществе.

20. «Религия». Этимология и происхождение термина.

21. Предметная область науки о религии.

22. Гносеологические причины существования религии.

23. Психологические причины существования религии.

24. Социальные причины существования религии.

25. Мифология и религия.

26. Основные черты мифологического сознания.


27. Ранние формы религии: проблема происхождения.

28. Тотемизм.

29. Анимизм.

30. Фетишизм.

31. Первобытная магия и ее формы.

32. Природа и сущность политеизма.

33. Основные типы политеизма.

34. Монотеизм: происхождение и сущность.

35. Феномен национальных религий.

36. Социальные и религиозные доктрины индуизма.

37. Религиозно – философские школы в индуизме.

38. Священные тексты индуизма.

39. Конфуцианство: вероучение, культ, доктрины.

40. Даосизм: вероучение, культ, доктрины

41. Возникновение иудаизма.

42. Священное писание и иудейские пророки.

43. Иудаизм как предшественник христианства.

44. Предпосылки возникновения буддизма

45. Социально-экономические основания буддизма.

46. Культурные источники буддизма: ведизм и брахманизм.

47. Роль религии в эволюции человечества.

48. Будда- личность и миф

49. Вероучение и культ буддизма: четыре благородные истины и восьмеричный путь

50. Хинаяна и махаяна

51. Восточный буддизм: содержание и специфика.

52. Основные догматы христианства

53. Природа и сущность Христа.

54. Основные таинства христианства

55. Возникновение национальных религий Китая.

56. Человек в христианстве и христианин в обществе

57. Эволюция христианства: основные этапы.

58. Догмы и ритуалы ислама: исповедание, молитва, пост, паломничество, обязательная милостыня.

59. Сунниты и шииты.

60. Место религии в современном мировоззрении

61. Религия и социокультурный кризис современности.

62. Общие тенденции развития религий на современном этапе.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. История религии : учебник : в 2 т. / под ред. И. Н. Яблокова. – М. : Высшая школа, 2004.

2. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.

3. Лобазова, О. С. Религиоведение : учебник / О. С. Лобазова. – 4-е изд., испр. - М.: Дашков и К, 2008.

4. Религиоведение : учеб. пособие / ред. М. М. Шахнович. – СПб. : Питер, 2008.

5. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Дополнительная:

1. Введение в науку о религии : четыре лекции / под общ. ред. А. Н. Красинкова. – М. : Высшая школа, 2002.

2. История религий в России : учебник / под ред. О. Ю. Васильевой. – М. : РАГС, 2004.

3. Религиоведение : учеб. пособие и учеб. словарь минимум / под ред. И. Н. Яблокова. – М. : Гардарики, 2002.

 

Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов, ст. преподаватель О.М. Калинина кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» Т.М. Бердышева.

 

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – приобретение студентами знаний в области мировой этической и эстетической мысли, освоение теории и истории этики и эстетики и формирование способности применения полученных знаний в области сервиса.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- ориентироваться в основных проблемах и понятиях этики и эстетики;

- самостоятельно анализировать и оценивать современные нравственные коллизии в соотношении с «идеально-должным»;

- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен:

· знать:

- положение этических и эстетических представлений в общей системе философского и гуманитарного знания, а также критерии классификации этических и эстетических учений;

· уметь:

- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы: осознавать собственные ценностные ориентации, осуществлять рефлексию над своими поступками и их мотивацией, формировать собственную эстетическую культуру;

· получить навыки:

- анализа преемственности связей в развитии этического и эстетического знания и значимости общечеловеческих ценностей;

· владеть методологией анализа художественного произведения.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение - - -
2. Этика как наука. Предмет этики - - -
3. Мораль, ее сущность и роль в обществе. - -
4. Важнейшие моральные и этические учения. - -
5. Основные моральные понятия. - - -
6. Проблемы прикладной этики. - - -
7. Этика делового общения. - -
8. Конфликты в деловом общении. - -
9. Этикет и культура поведения делового человека. - -
10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики. - - -
11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли. - -
12. Эстетическое отношение к действительности. - -
13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме. - - -
14. Искусство как полифункциональная система. - -
15. Социология искусства - - -
16. Искусство и эстетика ХХ-XXI веков - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, литература, форма отчетности студентов по дисциплине. Содержание разделов и методические основы их изучения (принцип историзма, диахронии, синтез исторического и теоретического и др.). Связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами. Анализ проблем курса на основе междисциплинарного синтеза.

 

Тема 2. Этика как наука. Предмет этики.

Этика как философская теория нравственности. Становление предмета этики. Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Этика и конкретные социальные дисциплины: социология, социальная психология, педагогика, право и т.д. Специфика этики. Этика и мораль. Задачи этики: описательная, объяснительно-теоретическая и нормативная. Этика как элемент моральной культуры общества.

 

Тема 3. Мораль, её сущность и роль в обществе

Мораль как форма регулирования общественной жизни. Моральное сознание и моральные отношения. Добро и зло как исходные представления морального сознания. Мировоззренческие представления морального сознания: смысл жизни, идеал, счастье. Моральные ценности личности, группы, общества. Личностные образцы. Моральные отношения как система механизмов социальной регуляции. Осуждение и одобрение как способы санкционирования должного поведения. Роль обычая, традиции, авторитета, примера в моральных отношениях. Мораль и нравы. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и другие формы духовной жизни общества: наука, искусство, религия. Функции морали.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные концепции происхождения морали.

2. Мораль и другие сферы общественной жизни.

3. Функции морали в обществе.

4. Свойства морали.

Литература:

1. Аристотель. Этика. Сочинения : в 4 т. Т. 4. / Аристотель. – М. : Мысль, 1983.

2. Гусейнов, А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2004.

3. Зеленкова, И. Л. Основы этики : учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2003.

4. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика : истоки и проблемы : учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д : МарТ, 2003.

5. Иванов, В. Г. Этика : учеб. пособие : в 2 ч / В. Г. Иванов. – СПб. : СПбГУП, 2004.

6. Этика : учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003.

7. Этика : энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2001.


Тема 4.Важнейшие моральные и этические учения

Критерии классификаций этических учений. Вопрос об источнике морали и нравственном идеале как основной предмет идейно-теоретических разногласий в истории этики. Религиозная, натуралистическая, социологическая, культурологическая концепции в этике по вопросу происхождения морали. Их основные идеи и представители.

Учителя человечества – Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед - основатели религий, культур, цивилизаций.

Философы-моралисты – Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

Этика ХХ века. Марксистская этическая теория. Мораль социалистического общества. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

Русская этическая мысль Х1Х-ХХ веков. Позиция «разумного эгоизма» в трудах революционных демократов. Этические взгляды Ф.М. Достоевского. Моральная интерпретация христианства в творчестве Л.Н. Толстого. Основной вопрос этики по мысли В.С. Соловьева. Утверждение высшего идеала в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева. Этико-философские идеи в русском советском искусстве (А. Платонов, А Тарковский).

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии классификации этических учений.

2. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.

3. Философы - моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

4. Этическая мысль ХХ века.

5. Этические искания в русской философии Х/Х-ХХ веков.

6. Этико-философские идеи в русском советском искусстве: А. Платонов, А. Тарковский.

Литература:

1. Гусейнов, А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2004.

2. Зеленкова, И. Л. Основы этики : учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2003.

3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика : истоки и проблемы : учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д : МарТ, 2003.

4. Иванов, В. Г. Этика : учеб. пособие : в 2 ч. / В. Г. Иванов. – СПб. : СПбГУП, 2004.

5. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.

6. Этика : энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2001.

 

Тема 5.Основные моральные понятия

Понятие "смысла жизни" в этике. Обыденное представление о смысле жизни. Философское решение вопроса о смысле жизни. Жизнь и смерть как универсальные ценности. Смысл жизни и идеал. Место идеала в системе морали. Человек в поисках смысла. Счастье как этическая категория. Гуманистическая этика о счастье (Э. Фромм). Счастье как осуществление внутренней свободы. Некоторые особенности и «законы» счастья. В чем состоит парадокс счастья?

Природа и содержание «добра» и «зла». Теоретические и практические аспекты взаимосвязи добра и зла. Моральный выбор между добром и злом. Проблема «меньшего зла».

 

Тема 6. Проблемы прикладной этики

Соотношение теоретической и прикладной этики. Конкретизация универсальных норм и принципов морали в определенных сферах жизнедеятельности человека. Особенности прикладной этики? Структура прикладной этики: экологическая этика, этика гражданственности, этика межличностного общения, ситуативная этика, этика делового общения, профессиональная этика.

Отдельные проблемы прикладной этики. Благотворительность: этика или социальная инженерия. Аргументы «за» и «против» эвтаназии, смертной казни. Историческая социология смертной казни. Проблема морального обоснования или осуждения насилия. Буддизм и христианство о ненасилии. Ненасилие и перспективы современной цивилизации.

 


Тема 7.Этика делового общения

Ключевые понятия. Роль этики в деловом общении. Этика делового общения традиционного общества. Этика делового общения в учении Конфуция. Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. М.Вебер о влиянии этики протестантизма на развитие капиталистического предпринимательства и деловое общение в сфере бизнеса. Современные взгляды на место этики в деловом общении (К. Хорни., Э. Фромм).

Общие этические принципы и характер делового общения. Основные принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, между коллегами.

Роль обратной связи в деловом общении. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения.

Особенности переговоров как формы делового общения. Структура переговоров: разъяснение рамок переговоров – начало переговоров – согласование тематической структуры – изложение точек зрения партнеров – соглашение.

Конференция и презентация как формы делового общения. Комплименты в деловом общении. Правила А.Ю.Панасюка «Как сделать комплимент комплиментом».

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Общие этические принципы и характер делового общения.

2. Этика делового общения традиционного общества.

3. Этика делового общения в западно-европейской культурной традиции.

4. Этика делового общения «по вертикали».

5. Этика делового общения «по горизонтали».

6. Формы делового общения: презентация, конференция, переговоры.

7. Комплименты в деловом общении.

Литература:

1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2002.

2. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса : учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М. : Дело, 2004.

 

Тема 8. Конфликты в деловом общении

Определение, виды, структура, стадии протекания конфликта.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе делового общения: социально-психологические, индивидуальные особенности личности. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (по К.У. Томасу и Р.Х. Килменну): конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение. Их характеристика. Главные правила поведения в условиях конфликта. Продуктивное и творческое разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной сфере.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

4. Правила поведения в условиях конфликта.

Литература:

1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов . – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2002.

 


Тема 9.Этикет и культура поведения делового человека

Понятие этикета. Нравственные основы этикета. Этикет как форма социального общения. Функции этикета: регулятивная, оценочная, эстетическая, защитная. Этикет и ритуал. Виды этикета. Специфика делового этикета. Деловой этикет как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Деловой этикет и протокол. Официальные формы общения: правила деловой переписки, визитные карточки, нормы телефонного разговора.

Национально-культурная специфика делового этикета. Роль делового этикета в формировании имиджа. Элементы привлекательного имиджа делового человека.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Этикет как социокультурное явление.

2. Определение этикета, его структурные элементы.

3. Виды этикета.

4. Деловой этикет: светские нормы.

5. Деловой этикет: служебные отношения.

6. Национально-культурная специфика делового этикета.

7. Роль делового этикета в формировании имиджа.

Литература:

1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кузнецов, И. Н. Современный этикет / И. Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Кукушин, В. С. Деловой этикет : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М. : ИКЦ МарТ, 2003.

 

Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.

Понятие "эстетика". Эстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Предмет, метод, функции, задачи эстетики. Проблемное поле эстетики. Системность эстетических знаний. Связь эстетики с другими науками. Многогранность, многомерность эстетического знания, его практическая значимость.

 

Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли

Красота - один из предметов познания. Становление и развитие эстетической мысли. Образно-мифологический ха­рактер общественного сознания первобытного общества. Античные эстетические теории. Эстетика средневековья. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения. Рациональный характер эстетики Классицизма. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепций Просвещения. Немецкая классическая эстетика: разработка диалектико-методологических принципов анализа эстетических явлений. Русская эстетическая мысль.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества.

2. Античные эстетические теории, эстетика средневековья.

3. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения.

4. Рациональный характер эстетики Классицизма.

5. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепции Просвещения.

Литература:

1. Гегель, Г. Эстетика : в 4 т. Т. 4 / Г. Гегель. – М. : Мысль, 1979.

2. Гуревич, П. С. Эстетика : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.

3. Каган, М. С. Эстетика как философская наука : университетский курс лекций / М. С. Каган. – СПб. : СПбГУ, 1997.

4. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1980.

 

Тема 12.Эстетическое отношение к действительности

Происхождение эстетического чувства: от синкретизма древнейшей формы ценностного сознания через его внутреннюю дифференциацию к системе эстетических ценностей.

Многообразие форм эстетической деятельности. Соотношение эстетической и художественной деятельности. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное – коренная категория эстетики. Прекрасное в природе, обществе, искусстве. Другие эстетические категории: возвышен­ное, трагическое и их антиподы. Хаос и гармония. Историческая динамика системы категорий.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Многообразие форм эстетической деятельности.

2. Историческая динамика системы категорий.

3. Происхождение эстетического чувства.

4. Анализ основных эстетических категорий: прекрасного, возвышен­ного, трагического и их антиподов.

Литература:

1. Гуревич, П. С. Эстетика : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.

2. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 2003.

 

Тема 13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме

Художественная деятельность как особый способ осмысления мира. Происхождение ху



Просмотров 666

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!