![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЙ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины - изучение методов и средств научного познания физических процессов, происходящих при функционировании различных технических устройств; приобретение необходимых знаний и навыков для освоения курсов прикладной механики, а также проектирования, расчёта, конструирования, производства и диагностики объектов техники, изучаемых студентами в циклах специальных дисциплин. Задачи дисциплины – научить студентов: – методам статистической обработки и интерпретации результатов измерений; – методам планирования научных и технических экспериментов; – работать с измерительной техникой; – овладеть принципами, способами и методами измерения характеристик процессов и величин физических параметров; – обработке результатов измерений. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Методы и средства исследования» студент должен: · знать: – основные экспериментальные и численные способы исследования характеристик технических устройств; – основные методы статистической обработки результатов инженерных и научных исследований; – основные методы планирования результатов экспериментальных и численных исследований, применяемые в промышленности и сфере обслуживания технических устройств; – методы и средства измерений физических величин и характеристик процессов, происходящих при функционировании машин и агрегатов; – методы диагностики бытовых машин и агрегатов; · уметь: – производить диагностику технических устройств на основе вероятностных методов математической статистики; – планировать и проводить технические эксперименты; – производить статистическую обработку результатов экспериментов; – проводить численные эксперименты с применением вычислительной техники и современных численных пакетов программ; · получить навыки: – в проведении научных экспериментов с бытовыми техническими устройствами; – в применении численных и статистических методов исследования, а также методов диагностики для инженерных расчетов; – в использовании программных пакетов "Mathcad, Statistica, ,LabView".
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение Теоретические основы и основные понятия дисциплины. Ее содержание и место в системе изучаемых дисциплин и инженерных знаний будущих специалистов – механиков сервиса. Виды и этапы научных исследований. Основные предпосылки и сущность исследований.
Тема 1. Теоретические основы и основные понятия дисциплины Численные, экспериментальные и экспериментально-теоретические методы исследований. Прямые, косвенные и совокупные измерения характеристик процессов. Идеальная и обобщенная схема исследований.
Тема 2. Погрешности результатов исследований и причины погрешностей Применение измерительной техники для исследования материалов и технологических процессов. Погрешности представительности измеряемых величин. Обратное воздействие процесса измерения на измеряемую величину. Аддитивные и мультипликативные внешние и внутренние помехи. Систематические и случайные погрешности. Статические и динамические погрешности. Погрешность результата измерения, недостоверность измерения и предел погрешности. Погрешности, связанные c обработкой результатов исследований. Лабораторное занятие: Обработка статистических характеристик по результатам эксперимента. Исследование погрешностей измерения и обработки результатов исследований.
Тема 3. Статистические погрешности измерений Виды погрешностей, их описание, погрешность отдельного измерения и среднего значения. Математическое ожидание, дисперсия и их оценки. Построение гистограммы результатов исследований. Дифференциальная и интегральная функции распределения. Статистическая надежность и доверительный интервал результата. Лабораторное занятие: Определение и исследование основных параметров описательной статистики по результатам эксперимента.
Тема 4. Методы статистической обработки результатов исследований Основные законы распределений результатов исследований. Нормальное и логнормальное распределения случайных величин. Распределения функций случайных величин. Лабораторное занятие: Определение характеристик случайных процессов на основе корреляционного анализа.
Тема 5. Регрессионный анализ результатов исследований Применение числовых и функциональных характеристик случайных величин для анализа технологических процессов. Линейная и нелинейная регрессии. Оценка коэффициентов регрессии. Доверительные границы коэффициентов регрессии. Анализ уравнения регрессии. Линейная корреляция. Определение и нормирование корреляционной функции. Лабораторное занятие: Исследование уравнений линейной и нелинейной регрессии.
Тема 6. Основы планирования экспериментальных исследований Планирование и обработка активного однофакторного эксперимента. Планирование эксперимента для получения линейных многофакторных моделей. Численный и физический эксперимент. Полный факторный эксперимент. Получение уравнения регрессии на основе полного факторного эксперимента. Дробные реплики. Метод крутого восхождения. Планы второго порядка. Планирование объема выборки; применение основных статистических критериев для сравнения числовых характеристик продукта или технологического процесса. Лабораторное занятие: Планирование эксперимента и обработка результатов.
Тема 7. Основы теории технической диагностики Постановка задач технической диагностики. Вероятностные методы распознавания Байеса и минимакса. Метрические методы распознавания. Логические методы. Теория управления. Лабораторное занятие: Обоснование статистических решений методами технической диагностики.
Тема 8. Основы математического моделирования Понятие о физической и математической модели. Структура математической модели. Анализ математических моделей с использованием аналитических и численных методов. Модели анализа и синтеза. Уровни и классы моделей, и иерархические принципы построения математических моделей. Общие численные методы решения инженерных задач. Пакеты прикладных программ инженерных расчетов. Лабораторное занятие: Модели физических процессов, использующие дифференциальные уравнения второго порядка (моделирование остывания нагретых тел; оценка коэффициента остывания по экспериментальным результатам).
Тема 9. Методы и средства исследования счетчиков времени и событий Конструкции и параметры часов, счетчиков: механических, электромеханических, суммирующих, дифференциальных, пневматических, электронных, многофункциональных и др. Лабораторное занятие: Исследование счетчиков времени.
Тема 10. Методы и средства исследования кинематических и динамических параметров Скорости, частоты вращения, массы и ее производные. Параметры потока жидкостей и газов. Способы взвешивания, измерения расхода, малых линейных и угловых перемещений и деформаций. Лабораторное занятие: Исследование колебательных процессов.
Тема 11. Методы и способы исследования теплофизических величин Температуры в твердых, жидких и газообразных веществах, определения теплофизических свойств тел, термометров, пирометров, калориметров, безинерционные средства и способы измерения параметров тепловых потоков. Лабораторное занятие: Исследование теплофизических параметров твердых, жидких и газообразных веществ.
Тема 12. Методы и средства исследования высокочастотных и звуковых колебаний Уровни шума, частотных характеристик, анализ шумов, шумомеры, вибродиагностика технического оборудования и систем. Лабораторное занятие: Исследование уровня и частоты звука.
Тема 13. Методы, средства и способы исследования электромагнитных величин Напряжение, ток, сопротивление, фазовые характеристики, амплитудные и действующие значения, интенсивности излучений и их безопасные нормы, электронно-лучевые и числовые осциллографы, аналогово-цифровые преобразователи и др. Лабораторное занятие: Исследование электромагнитных величин.
Тема 14. Методы и средства исследования параметров светотехнических и радиоактивных величин Яркость, освещенность, сила света, интенсивность светового потока, поглощенные дозы радиации, радиоактивность излучений. Допустимые нормы радиоактивности, радиометрия, спектральный анализ, счетчики, детекторы и др. Лабораторное занятие: Исследование светотехнических величин.
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа по дисциплине включает: – изучение теоретического материала по конспекту лекций, а также с использованием дополнительной литературы; – выполнение домашнего задания по темам дисциплины: – по темам 1-4: изучить теоретические основы научных исследований: планирование эксперимента, моделирование, методов исследований; выбрать объект из изделий бытовой техники, спланировать и провести эксперимент по оптимизации его основного(ых) параметра (ов); – по темам 5-9: изучить статистические распределения и гипотезы, используемые в научном эксперименте; по заданной выборке изделий из партии провести приемочный контроль всей партии; по заданной выборке параметров технологического процесса провести текущий - предупредительный контроль настроенности самого технологического процесса. – по темам 9-14: изучить методы и средства измерений, используемые в научном эксперименте; изучить погрешности, имеющие место при проведении исследований; – подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - отчет по результатам выполнения лабораторных работ; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Кремер, Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник / Н. Ш. Кремер. - М. : ЮНИТИ, 2006. 2. Ефимова, М. Р. Общая теория статистики : учебник / М. Р. Ефимова. – М. : ИНФРА-М, 2006. 3. Вентцель, Е. С. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения : учеб. пособие / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. – М. : Высшая школа, 2005. Дополнительная: 1. Измерения в промышленности : справочник : в 3 кн. / под ред. П. Профоса. – М. : Металлургия, 2000. 2. Лепеш, Г. В. Методы и средства исследований : лабораторный практикум / Г. В. Лепеш. - СПб. : СПбГАСЭ, 2004. 3. Лепеш, Г. В. Методы и средства исследований : метод. указ. по изучению курса / Г. В. Лепеш. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005. 4. Страхов, А. Ф. Автоматизированные измерительные комплексы / А. Ф. Страхов. - М. : Энергоиздат, 2002.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лекции проводятся с использованием диафильмов, слайдов и плакатов по основным темам дисциплины. Лабораторные занятия проводятся в компьютерном классе «Информатика» с использованием программных пакетов «STATISTICA-6», «LAB VIEW» и «MATHCAD». Дисциплина обеспечена электронной версией конспекта лекций. Для оценки уровня освоения отдельных тем предусмотрены программы тестового контроля.
Составитель: к.т.н., доц. кафедры «Техническая механика» В.А. Долженков. Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Техническая механика» Л.А. Голдобина.
УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – сформировать у студентов практические навыки работы с современной вычислительной техникой в основных направлениях и будущей профессиональной деятельности. Задачи дисциплины – научить студентов: - основам программирования в среде QBasic; - работать с линейными программами и программами более сложного структурного типа; - работать с программами для работы с файлами последовательного доступа. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности, а так же дать студентам практические навыки и теоретические знания, необходимые для работы на персональном компьютере.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Учебный практикум по ВТ» студент должен: · знать: - современное состояние программных средств электронно-вычислительной техники; · уметь: - пользоваться компьютером; - использовать необходимую для работы программную среду; - передавать информацию из одного программного приложения в другие; - составлять простые программы в «Бейсике» · получить навыки: - передачи информации из одного программного приложения в другие; - составления простых программ в «Бейсике».
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Вход в среду QBasic Лабораторное занятие: Редактирование текста в редакторе QBasic на примере простой программы.
Тема 2. Отладка линейной программы Лабораторное занятие: Разработка программы для освоения операторов ввода-вывода (DATA, READ, PRINT).
Тема 3. Отладка программы с разветвлениями Лабораторное занятие: Разработка программы для освоения операторов INPUT, IF THEN ELSE (линейная и блочная формы).
Тема 4. Отладка программы с циклами Лабораторное занятие: Разработка программы для освоения операторов цикла FOR…NEXT.
Тема 5. Отладка программы с вложенными циклами Лабораторное занятие: Разработка программы для освоения вложенных циклов FOR…NEXT и операторов цикла DO LOOP и WHILE WEND.
Тема 6. Отладка программы с подпрограммами Лабораторное занятие: Разработка программы для освоения подпрограмм SUB и GOSUB.
Тема 7. Программы для работы с файлами последовательного доступа Лабораторное занятие: Разработка программы для освоения операторов OPEN, CLOSE, INPUT#, PRINT#.
Тема 8. Построение графиков простых функций Лабораторное занятие: Разработка программы для освоения операторов графического режима DRAW, LINE, CIRCLE, GET, PUT.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК; - подготовка к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - отчет по результатам выполнения лабораторных работ; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Безручко, В. Т. Практикум по курсу «Информатика» : учеб. пособие / В. Т. Безручко. – М. : Финансы и статистика, 2004. 2. Информатика : практикум / под ред. Н. В. Макаровой. – М. : Финансы и статистика, 2003. 3. Касаев, Б. С. Информатика : практикум на ЭВМ : учеб. пособие / Б. С. Касаев, В. А. Каймин. – М. : Инфра-М, 2003. Дополнительная: 1. Акулов, О. А. Информатика. Базовый курс : учебник / О. А. Акулов. – М. : Омега-Л, 2005. 2. Гордеев, А. В. Операционные системы : учебник / А. В. Гордеев. – СПб. : Питер, 2004. 3. Королев, Л. Н. Информатика. Введение в компьютерные науки : учебник / Л. Н. Королев, А. И. Шиков. – М. : Высшая школа, 2003. 4. Лабораторный практикум по информатике : учеб. пособие / под ред. В. А. Острейковского. – М. : Высшая школа, 2003. 5. Олифер, В. Г. Сетевые операционные системы / В. Г. Олифер. – СПб. : Питер, 2005. 6. Попов, А. А. Excel. Практическое руководство : учеб. пособие / А. А. Попов. – М. : ДЕСС, 2004. 7. Тяжев, А. Т. Основы программирования на языке BASIC : лабораторный практикум / А. Т. Тяжев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005. 8. Уваров, В. М. Практикум по информатике и ВТ : учеб. пособие / В. М. Уваров. – М. : Академия, 2005. Периодические издания: 1. Информатика и системы управления : журнал
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.
Составители: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» А.Т. Тяжев. Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» П.Е. Антонюк.
4.3. Национально-региональный (вузовский) компонент
![]() |