Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЙ



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины - изучение методов и средств научного познания физических процессов, происходящих при функционировании различных технических устройств; приобретение необходимых знаний и навыков для освоения курсов прикладной механики, а также проектирования, расчёта, конструирования, производства и диагностики объектов техники, изучаемых студентами в циклах специальных дисциплин.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– методам статистической обработки и интерпретации результатов измерений;

– методам планирования научных и технических экспериментов;

– работать с измерительной техникой;

– овладеть принципами, способами и методами измерения характеристик процессов и величин физических параметров;

– обработке результатов измерений.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Методы и средства исследования» студент должен:

· знать:

– основные экспериментальные и численные способы исследования характеристик технических устройств;

– основные методы статистической обработки результатов инженерных и научных исследований;

– основные методы планирования результатов экспериментальных и численных исследований, применяемые в промышленности и сфере обслуживания технических устройств;

– методы и средства измерений физических величин и характеристик процессов, происходящих при функционировании машин и агрегатов;

– методы диагностики бытовых машин и агрегатов;

· уметь:

– производить диагностику технических устройств на основе вероятностных методов математической статистики;

– планировать и проводить технические эксперименты;

– производить статистическую обработку результатов экспериментов;

– проводить численные эксперименты с применением вычислительной техники и современных численных пакетов программ;

· получить навыки:

– в проведении научных экспериментов с бытовыми техническими устройствами;

– в применении численных и статистических методов исследования, а также методов диагностики для инженерных расчетов;

– в использовании программных пакетов "Mathcad, Statistica, ,LabView".

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
  Введение - - - -
1. Теоретические основы и основные понятия дисциплины - - -
2. Погрешности результатов исследований и причины погрешностей - -
3. Статистические погрешности измерений - -
4. Методы статистической обработки результатов исследований - -
5. Регрессионный анализ результатов исследований - -
6. Основы планирования экспериментальных исследований - -
7. Основы теории технической диагностики - -
8. Основы математического моделирования - -
9. Методы и средства исследования счетчиков времени и событий - -
10. Методы и средства исследования кинематических и динамических параметров - -
11. Методы и способы исследования теплофизических величин - -
12. Методы и средства исследования высокочастотных и звуковых колебаний - -
13. Методы, средства и способы исследования электромагнитных величин - -
14. Методы и средства исследования параметров светотехнических и радиоактивных величин - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Введение

Теоретические основы и основные понятия дисциплины. Ее содержание и место в системе изучаемых дисциплин и инженерных знаний будущих специалистов – механиков сервиса. Виды и этапы научных исследований. Основные предпосылки и сущность исследований.

 

Тема 1. Теоретические основы и основные понятия дисциплины

Численные, экспериментальные и экспериментально-теоретические методы исследований. Прямые, косвенные и совокупные измерения характеристик процессов. Идеальная и обобщенная схема исследований.

 

Тема 2. Погрешности результатов исследований и причины погрешностей

Применение измерительной техники для исследования материалов и технологических процессов. Погрешности представительности измеряемых величин. Обратное воздействие процесса измерения на измеряемую величину. Аддитивные и мультипликативные внешние и внутренние помехи. Систематические и случайные погрешности. Статические и динамические погрешности. Погрешность результата измерения, недостоверность измерения и предел погрешности. Погрешности, связанные c обработкой результатов исследований.

Лабораторное занятие:

Обработка статистических характеристик по результатам эксперимента. Исследование погрешностей измерения и обработки результатов исследований.

 

Тема 3. Статистические погрешности измерений

Виды погрешностей, их описание, погрешность отдельного измерения и среднего значения. Математическое ожидание, дисперсия и их оценки. Построение гистограммы результатов исследований. Дифференциальная и интегральная функции распределения. Статистическая надежность и доверительный интервал результата.

Лабораторное занятие:

Определение и исследование основных параметров описательной статистики по результатам эксперимента.

 

Тема 4. Методы статистической обработки результатов исследований

Основные законы распределений результатов исследований. Нормальное и логнормальное распределения случайных величин. Распределения функций случайных величин. -распределение, t –распределение Стьюдента. Соотношение между теоретическими и экспериментальными значениями вероятностных оценок погрешностей. Качественная и количественная оценка гипотезы нормальности распределения.

Лабораторное занятие:

Определение характеристик случайных процессов на основе корреляционного анализа.

 

Тема 5. Регрессионный анализ результатов исследований

Применение числовых и функциональных характеристик случайных величин для анализа технологических процессов. Линейная и нелинейная регрессии. Оценка коэффициентов регрессии. Доверительные границы коэффициентов регрессии. Анализ уравнения регрессии. Линейная корреляция. Определение и нормирование корреляционной функции.

Лабораторное занятие:

Исследование уравнений линейной и нелинейной регрессии.

 

Тема 6. Основы планирования экспериментальных исследований

Планирование и обработка активного однофакторного эксперимента. Планирование эксперимента для получения линейных многофакторных моделей. Численный и физический эксперимент. Полный факторный эксперимент. Получение уравнения регрессии на основе полного факторного эксперимента. Дробные реплики. Метод крутого восхождения. Планы второго порядка. Планирование объема выборки; применение основных статистических критериев для сравнения числовых характеристик продукта или технологического процесса.

Лабораторное занятие:

Планирование эксперимента и обработка результатов.

 

Тема 7. Основы теории технической диагностики

Постановка задач технической диагностики. Вероятностные методы распознавания Байеса и минимакса. Метрические методы распознавания. Логические методы. Теория управления.

Лабораторное занятие:

Обоснование статистических решений методами технической диагностики.

 

Тема 8. Основы математического моделирования

Понятие о физической и математической модели. Структура математической модели. Анализ математических моделей с использованием аналитических и численных методов. Модели анализа и синтеза. Уровни и классы моделей, и иерархические принципы построения математических моделей. Общие численные методы решения инженерных задач. Пакеты прикладных программ инженерных расчетов.

Лабораторное занятие:

Модели физических процессов, использующие дифференциальные уравнения второго порядка (моделирование остывания нагретых тел; оценка коэффициента остывания по экспериментальным результатам).

 

Тема 9. Методы и средства исследования счетчиков времени и событий

Конструкции и параметры часов, счетчиков: механических, электромеханических, суммирующих, дифференциальных, пневматических, электронных, многофункциональных и др.

Лабораторное занятие:

Исследование счетчиков времени.

 

Тема 10. Методы и средства исследования кинематических и динамических параметров

Скорости, частоты вращения, массы и ее производные. Параметры потока жидкостей и газов. Способы взвешивания, измерения расхода, малых линейных и угловых перемещений и деформаций.

Лабораторное занятие:

Исследование колебательных процессов.

 


Тема 11. Методы и способы исследования теплофизических величин

Температуры в твердых, жидких и газообразных веществах, определения теплофизических свойств тел, термометров, пирометров, калориметров, безинерционные средства и способы измерения параметров тепловых потоков.

Лабораторное занятие:

Исследование теплофизических параметров твердых, жидких и газообразных веществ.

 

Тема 12. Методы и средства исследования высокочастотных и звуковых колебаний

Уровни шума, частотных характеристик, анализ шумов, шумомеры, вибродиагностика технического оборудования и систем.

Лабораторное занятие:

Исследование уровня и частоты звука.

 

Тема 13. Методы, средства и способы исследования электромагнитных величин

Напряжение, ток, сопротивление, фазовые характеристики, амплитудные и действующие значения, интенсивности излучений и их безопасные нормы, электронно-лучевые и числовые осциллографы, аналогово-цифровые преобразователи и др.

Лабораторное занятие:

Исследование электромагнитных величин.

 

Тема 14. Методы и средства исследования параметров светотехнических и радиоактивных величин

Яркость, освещенность, сила света, интенсивность светового потока, поглощенные дозы радиации, радиоактивность излучений. Допустимые нормы радиоактивности, радиометрия, спектральный анализ, счетчики, детекторы и др.

Лабораторное занятие:

Исследование светотехнических величин.

 

Организация самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

– изучение теоретического материала по конспекту лекций, а также с использованием дополнительной литературы;

– выполнение домашнего задания по темам дисциплины:

– по темам 1-4: изучить теоретические основы научных исследований: планирование эксперимента, моделирование, методов исследований; выбрать объект из изделий бытовой техники, спланировать и провести эксперимент по оптимизации его основного(ых) параметра (ов);

– по темам 5-9: изучить статистические распределения и гипотезы, используемые в научном эксперименте; по заданной выборке изделий из партии провести приемочный контроль всей партии; по заданной выборке параметров технологического процесса провести текущий - предупредительный контроль настроенности самого технологического процесса.

– по темам 9-14: изучить методы и средства измерений, используемые в научном эксперименте; изучить погрешности, имеющие место при проведении исследований;

– подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Кремер, Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник / Н. Ш. Кремер. - М. : ЮНИТИ, 2006.

2. Ефимова, М. Р. Общая теория статистики : учебник / М. Р. Ефимова. – М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Вентцель, Е. С. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения : учеб. пособие / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. – М. : Высшая школа, 2005.

Дополнительная:

1. Измерения в промышленности : справочник : в 3 кн. / под ред. П. Профоса. – М. : Металлургия, 2000.

2. Лепеш, Г. В. Методы и средства исследований : лабораторный практикум / Г. В. Лепеш. - СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

3. Лепеш, Г. В. Методы и средства исследований : метод. указ. по изучению курса / Г. В. Лепеш. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

4. Страхов, А. Ф. Автоматизированные измерительные комплексы / А. Ф. Страхов. - М. : Энергоиздат, 2002.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лекции проводятся с использованием диафильмов, слайдов и плакатов по основным темам дисциплины.

Лабораторные занятия проводятся в компьютерном классе «Информатика» с использованием программных пакетов «STATISTICA-6», «LAB VIEW» и «MATHCAD».

Дисциплина обеспечена электронной версией конспекта лекций. Для оценки уровня освоения отдельных тем предусмотрены программы тестового контроля.

 

Составитель: к.т.н., доц. кафедры «Техническая механика» В.А. Долженков.

Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Техническая механика» Л.А. Голдобина.

 

УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов практические навыки работы с современной вычислительной техникой в основных направлениях и будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- основам программирования в среде QBasic;

- работать с линейными программами и программами более сложного структурного типа;

- работать с программами для работы с файлами последовательного доступа.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности, а так же дать студентам практические навыки и теоретические знания, необходимые для работы на персональном компьютере.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Учебный практикум по ВТ» студент должен:

· знать:

- современное состояние программных средств электронно-вычислительной техники;

· уметь:

- пользоваться компьютером;

- использовать необходимую для работы программную среду;

- передавать информацию из одного программного приложения в другие;

- составлять простые программы в «Бейсике»

· получить навыки:

- передачи информации из одного программного приложения в другие;

- составления простых программ в «Бейсике».

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Вход в среду QBasic - - -
2. Отладка линейной программы - - -
3. Отладка программы с разветвлениями - - -
4. Отладка программы с циклами - - -
5. Отладка программы с вложенными циклами - - -
6. Отладка программы с подпрограммами - - -
7. Программы для работы с файлами последовательного доступа - - -
8. Построение графиков простых функций - - -
  Всего: - - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Вход в среду QBasic

Лабораторное занятие:

Редактирование текста в редакторе QBasic на примере простой программы.

 

Тема 2. Отладка линейной программы

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов ввода-вывода (DATA, READ, PRINT).

 

Тема 3. Отладка программы с разветвлениями

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов INPUT, IF THEN ELSE (линейная и блочная формы).

 

Тема 4. Отладка программы с циклами

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов цикла FOR…NEXT.

 


Тема 5. Отладка программы с вложенными циклами

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения вложенных циклов FOR…NEXT и операторов цикла DO LOOP и WHILE WEND.

 

Тема 6. Отладка программы с подпрограммами

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения подпрограмм SUB и GOSUB.

 

Тема 7. Программы для работы с файлами последовательного доступа

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов OPEN, CLOSE, INPUT#, PRINT#.

 

Тема 8. Построение графиков простых функций

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов графического режима DRAW, LINE, CIRCLE, GET, PUT.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК;

- подготовка к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Безручко, В. Т. Практикум по курсу «Информатика» : учеб. пособие / В. Т. Безручко. – М. : Финансы и статистика, 2004.

2. Информатика : практикум / под ред. Н. В. Макаровой. – М. : Финансы и статистика, 2003.

3. Касаев, Б. С. Информатика : практикум на ЭВМ : учеб. пособие / Б. С. Касаев, В. А. Каймин. – М. : Инфра-М, 2003.

Дополнительная:

1. Акулов, О. А. Информатика. Базовый курс : учебник / О. А. Акулов. – М. : Омега-Л, 2005.

2. Гордеев, А. В. Операционные системы : учебник / А. В. Гордеев. – СПб. : Питер, 2004.

3. Королев, Л. Н. Информатика. Введение в компьютерные науки : учебник / Л. Н. Королев, А. И. Шиков. – М. : Высшая школа, 2003.

4. Лабораторный практикум по информатике : учеб. пособие / под ред. В. А. Острейковского. – М. : Высшая школа, 2003.

5. Олифер, В. Г. Сетевые операционные системы / В. Г. Олифер. – СПб. : Питер, 2005.

6. Попов, А. А. Excel. Практическое руководство : учеб. пособие / А. А. Попов. – М. : ДЕСС, 2004.

7. Тяжев, А. Т. Основы программирования на языке BASIC : лабораторный практикум / А. Т. Тяжев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

8. Уваров, В. М. Практикум по информатике и ВТ : учеб. пособие / В. М. Уваров. – М. : Академия, 2005.

Периодические издания:

1. Информатика и системы управления : журнал

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.

 

Составители: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» А.Т. Тяжев.

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» П.Е. Антонюк.

 

4.3. Национально-региональный (вузовский) компонент
(специализация "Сервис экосистем и природоохранных объектов")

 



Просмотров 1041

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!