Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – овладение студентами определённым уровнем знаний, умений и навыков, которые позволяют квалифицированно применять информационные технологии при решении задач отрасли.

Задача дисциплины - научить студентов:

– эффективно использовать современные информационные технологии в социальной сфере;

– самостоятельно оценивать влияние процесса информатизации общества на развитие науки, культуры, системы образования, информационных и коммуникационных процессов общества;

– понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для предметной области информационных систем.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Информационные системы и сети» студент должен:

· знать:

– объект, предмет, цели и задачи дисциплины;

– методику создания автоматизированных информационных систем;

– информационное и технологическое обеспечение автоматизированных информационных систем;

– теорию построения и функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей, защиты информации в компьютерных сетях;

· уметь характеризовать:

– основные задачи сетевой обработки данных, методы, средства и протоколы организации сетевых соединений;

– основы моделирования и проектирования сетевых систем обработки данных;

· получить навыки:

– проведения функционального и информационного анализа экономических задач;

– реализуемости и эффективности проектных решений.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Основные свойства и характеристика информации - -
2. Информация и знак - -
3. Информационные системы в экономике - -
4. Основные подходы к проектированию информационных систем - -
5. Технологии обработки информации в локальных и глобальных компьютерных сетях - -
6. Защита информации в компьютерных сетях - -
7. Аппаратное и программное обеспечение автоматизированных систем управления предприятием - -
8. Проектирование автоматизированных систем управления предприятием - -
9. Концепция баз данных - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. Работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Основные свойства и характеристика информации

Понятие информации. Проблема количественной и качественной оценки информации. Основные потребительские свойства информации: ценность, старение, оперативность, достоверность, форма представления, читабельность, стоимость и др. Закономерность роста объемов информации. Характеристика потоков информации, некоторые закономерности потоков информации.

Лабораторное занятие:

Сетевое взаимодействие пользователей в ОС Windows XP.

 

Тема 2. Информация и знак

Природа информации. Знаковое представление информации. Измерение информации. Синтаксическая теория информации. Семантический и прагматический подходы к измерению информации. Понятие информационного пространства. Характеристика основных единиц информации: реквизит, составная единица информации.

Лабораторное занятие:

Понятие информационного пространства. Характеристика основных единиц информации.

 

Тема 3. Информационные системы в экономике

Роль и место информационных систем в управлении экономическим объектом. Структура системы управления. Информационные аспекты управления. Место информационной системы в контуре системы управления. Классификация информационных систем: основные понятия, история развития, документальные и фактографические системы, сходство и различия. Основные элементы ИС. Обеспечивающая и функциональная части экономической информационной системы. Техническое, информационное, программное, организационное и правовое обеспечение информационной системы. Понятие и классификация информационных технологий.

Лабораторное занятие:

Анализ потребностей при помощи изучения документооборота.

 

Тема 4. Основные подходы к проектированию информационных систем

Понятие и цели моделирования данных в проектировании систем обработки информации. Определение модели данных. Понятие структуры данных, классификация видов ограничений целостности и операций над данными. Характеристика используемых в практике информационных моделей: на основе применения графических методов; матричные, графоаналитические и машинно-синтезируемые модели; семантические сети и другие. Особенности применения моделей для экономических задач.

Лабораторное занятие:

Интервьюирование персонала как метод выявления информационных потребностей. Обеспечение представления потребностей с помощью техники формального моделирования.

 

Тема 5. Технологии обработки информации в локальных и глобальных компьютерных сетях

Сетевое использование вычислительной техники. Программные и аппаратные компоненты компьютерной сети. Уровни модели OSI. Классификация компьютерных сетей. Одноранговые компьютерные сети. Сети на основе сервера. Технология клиент-сервер в компьютерных сетях. Топология сети. Структура, принцип обмена данными, основные характеристики сетевых топологий «шина», «звезда», «кольцо». Сравнение базовых топологий. Среды передачи данных в компьютерных сетях (витая пара, коаксиальный кабель, оптоволоконный кабель). Беспроводные сети. Системы телефонной связи. Определение Интернет. История создания и развития Интернет. Организационная структура Интернет. Стек протоколов TCP/IP. Адресация в Интернет. Понятие и структура IP-адреса. Подключение к Интернет. Система доменных имен DNS. Сервисы Интернет. Система World Wide Web. Основа WWW: гипертекст, протокол передачи гипертекста (HTTP), язык HTML, универсальный адрес ресурса (URL). Поиск информации в Интернет. Информационные технологии электронной коммерции.

Лабораторное занятие:

Знакомство с принципами построения сетей, броузеры и почтовые программы, Устройство корпоративных распределенных сетей, сети Интернет. Протокол TCP/IP. Работа с браузерами в локальной и корпоративной сети. Знакомство с сервером КЛ УКЦ УМУ, работа в Internet Explorer и с почтовыми сервисами в автономном режиме. Знакомство с World Wide Web, принцип построения создание гипертекстовых страниц с помощью графических и текстовых редакторов.

 

Тема 6. Защита информации в компьютерных сетях

Основные положения информационной безопасности. Классификация вирусов. Технологии антивирусной защиты. Безопасность электронной почты и Интернет. Межсетевые защитные экраны (брандмауэры). Криптография. Понятие электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Техническое, организационное и правовое обеспечение ЭЦП.


Лабораторное занятие:

Защита информации на компьютере пользователя.

 

Тема 7. Аппаратное и программное обеспечение автоматизированных систем управления предприятием (АСУП)

Классификация компьютерной техники. Понятие автоматизированной системы управления предприятием (АСУП). Техническое обеспечение АСУП. Операционные системы: классификация, функции, характеристика, сетевые ОС. Языки программирования. Теория и технология программирования. Сетевые технологи АСУП. Корпоративные серверы. Архитектура интранет.

Лабораторное занятие:

Автоматизация делопроизводства малого предприятия средствами MS Access.

 

Тема 8. Проектирование автоматизированных систем управления предприятием

Технология постановки задачи. Техническое задание на систему. Разработка проектной и эксплуатационной документации. Современные методологии проектирования систем автоматизации. Применение методов системного структурного анализа в проектировании. Концептуальное моделирование предметной области и проектирование систем. Макетирование АСУП. CASE - технологии проектирования систем. Методы управления предприятиями. Жизненный цикл системы. Подходы к автоматизации управления предприятием. Управление процессом автоматизации. Классификация и выбор АСУП. Управление процессом внедрения и эксплуатации.

Лабораторное занятие:

Поиск правовой информации в системе Гарант, Консультант.

 

Тема 9. Концепция баз данных

Разработка баз данных как направление компьютерных технологий в области хранения и обработки данных. Использование баз данных для получения управленческой информации: применение на стратегическом и операционном уровнях планирования. Предпосылки использования и преимущества концепции баз данных перед существовавшими ранее способами обработки информации. Понятие базы данных. Структура систем баз данных: информационная и программная компоненты, технические средства, администратор базы данных. Уровни представления данных. Классификация баз данных. Проблемы проектирования баз данных.

Лабораторное занятие:

Формирование баз данных в среде Excel.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– выполнение расчетов на ПК;

– подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Информатика. Базовый курс : учебник / под ред. С. В.Симоновича. – СПб. : Питер, 2005.

2. Новые информационные технологии : учеб. пособие / под ред. В. П. Дьяконова. – М. : Солон-Пресс, 2005.

3. Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник / Б. Я. Советов, В. В Цехановский. – М. : Высшая школа, 2003.

Дополнительная:

1. Бережной, Л. Н. Информационные системы и сети : лабораторный практикум / Л. Н. Бережной, Н. П. Горбунов. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

2. Избачков, Ю. П. Информационные системы : учеб. пособие / Ю. П. Избачков, В. И. Петров. – СПб. : Питер, 2005.

3. Левин, Д. Internet для "чайников"/ Д. Левин, К. Бароди. – 8-е изд. – М. : Вильямс, 2003.

4. Пак, Н. И. Практикум по информатике : учеб. пособие / Н. И. Пак, Е. К. Хеннер ; под ред. Е. К. Хеннера. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005.

Периодические издания:

1. Компьютера : журнал.

2. Мир ПК : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.

 

Составители: ст. преподаватель С.А. Карцев, д.э.н., проф. М.Б. Алексеева кафедры «Информационные технологии», к.п.н., доц. кафедры Выборгского филиала А.Н. Костиков.

Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Информационные технологии» В.А. Богатырев.

 

 

ОСНОВЫ БИОХИМИИ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины - сформировать у студентов комплекс представлений о веществах, из которых построены живые организмы, и о химических процессах, протекающих в живых организмах.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- свойствам и отличительным особенностям соединений, входящих в ткани и органы животных и растений;

- методам биохимического исследования растительных и животных объектов;

- прикладным направлениям биохимических процессов с учетом специализации студентов.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний студента в области сервиса экосистем.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Основы биохимии» студент должен:

· знать:

- строение клетки и химический состав организмов;

- строение и биохимическую роль белков, ферментов нуклеиновых кислот, углеводов и их обмен, липидов и их обмен, водно-минеральный обмен;

- влияние факторов окружающей среды и направленность биохимических процессов, взаимосвязь экологии и биохимии растительных и животных организмов;


· уметь:

- оценивать важнейшие биохимические характеристики организмов на основе овладения соответствующими методами;

· получить навыки:

- работы с приборами, оборудованием и реактивами для биохимических исследований.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Строение клетки и химический состав организмов - -
2. Строение и биологическая роль белков - -
3. Ферменты - -
4. Нуклеиновые кислоты и синтез белка - - -
5. Углеводы и их обмен - -
6. Липиды и их обмен - -
7. Витамины, биологически активные вещества, минеральные элементы - -
8. Влияние факторов окружающей среды на биохимические процессы в живых организмах - - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Строение клетки и химический состав организмов

Общая морфология растительной и животной клетки структура и функции клеточных компонентов (клеточная стенка, мембрана, рибосомы, ядро, митохондрии пластиды, микротельца, богатые липидами органеллы, микротрубочки). Состав живой материи: биомолекулы, неорганические компоненты. Значение воды в жизни всех организмов.

Лабораторное занятие:

Измерение строения клеток животных и растительных организмов.

 

Тема 2. Строение и биологическая роль белков

Аминокислоты – структурные компоненты белков. Свойство аминокислот. Незаменимые аминокислоты. Строение белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура). Свойство белков, явления денатурации. Классификация белков. Функции белков в живом организме. Белки растительного и животного происхождения. Обмен белков и аминокислот. Продукты распада белков.

Лабораторное занятие:

Качественное отделение белков в организмах.


Тема 3. Ферменты

Строение ферментов. Свойства и механизм действия. Классификация и номенклатура ферментов. Влияние различных факторов на ферментативные процессы. Единица измерения активности ферментов. Производство ферментов. Применение ферментативных препаратов в пищевой промышленности.

Лабораторное занятие:

Определения активности амилолитических ферментов.

 

Тема 4. Нуклеиновые кислоты и синтез белка

Структура и свойства нуклеиновых кислот. Азотистые основания, нуклеозиды и нуклеотиды, их функции (АТР, ГТФ, УДР). Синтез и биологическая роль ДНК. Транскрипция. Функция мРНК, рРНК и тРНК в биосинтезе белка. Общая схема трансляции. Посттрансляционные модификации полипептидной цепи, процессинг. Продукты распада нуклеиновых кислот.

 

Тема 5. Углеводы и их обмен

Строение, биосинтез, классификация, важнейшие представители моно-, олиго- и полисахаридов в животном и растительном организме их функции. Фотосинтез. Взаимопревращения углеводов в живом организме. Биологическое окисление и превращение энергии в клетке. Классификация процессов окисления и их локализация в клетке. Характеристика оксидо- редуктаз. Аэробные и анаэробные превращения углеродов. Виды брожения. Энергетический баланс распада углеродов.

Лабораторное занятие:

Определение содержания углеводов методом Бертрана в растениях.

 

Тема 6. Липиды и их обмен

Общая характеристика и классификация липидов, их свойства, распространение в природе, функции в клетках. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Обмен липидов. Энергетический баланс распада триглицеридов.

Лабораторное занятие:

Количественное определение липидов в растениях методом настаивания.

 

Тема 7. Биологически активные вещества, минеральные элементы

Водо- и жирорастворимые витамины, и их химическая природа, свойства, распространение в продуктах животного и растительного происхождения, биологическая роль. Гипо- и авитаминозы. Понятие о биологически активных веществах. Гормоны человека и животных антибиотики, простагландины, алкалоиды, терпены, фенольные соединения, фитонциды, фитоалексины. Макро- и микроэлементы.

Лабораторное занятие:

Определение содержания аскорбиновой кислоты в органических и пищевых продуктах.

 

Тема 8. Влияние факторов окружающей среды на биохимические процессы в живых организмах

Влияние отдельных факторов окружающей среды на направленность биохимических процессов растительных и животных организмов. Мутации организмов. Понятие о пищевой безвредности (безопасности) продуктов питания.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к лабораторным работам и коллоквиумам;

- выполнение лабораторных работ;

- подготовку к зачету.

 


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- выполнение лабораторных работ;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет выставляется при условии выполнения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

учебно-методическое обеспечение дисциплины

список рекомендуемой литературы

 

Основная:

1. Конов, В. П. Биохимия : учебник / В. П. Конов, В. Н. Шведова. – М. : Дрофа, 2004.

2. Щербаков, В. Г. Биохимия : учебник / В. Г. Щербаков, В. Г. Любанов, Т. Н. Прудникова. – СПб. : ГИОРД, 2005.

Дополнительная:

1. Березин, И. В. Основы биохимии / И. В. Березин, Ю. В. Савин. – М. : Высшая школа, 1990.

2. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М. : Высшая школа, 1998.

3. Костылев, Э. Ф. Биохимия сырья водного происхождения / Э. Ф. Костылев. – М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982.

4. Ленинджер, А. Основы биохимии / А. Ленинджер. – М. : Мир, 1985.

5. Мари, Р. Биохимия человека / Р. Мари. – М. : Мир, 1993.

6. Мирзоев, А. М. Биохимия : лабораторный практикум / А. М. Мирзоев.– СПб. : СПбГУСЭ, 2007.

7. Покровский, А. А. Роль биохимии в развитии научного питания / А. А. Покровский. – М. : Наука, 1974.

8. Проскурина, И. К. Биохимия : учеб. пособие / И. К. Проскурина. – М. : Владос-Пресс, 2001.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории «Биохимия», оснащенной следующим оборудованием:

– лабораторными столами для биохимических исследований, оснащенные индивидуальным освещением, электроснабжением;

– микроскопами бинокулярными;

– сушильными шкафами для определения сухости масс влаги и летучих веществ;

– автоклавом;

– центрифугой лабораторной;

– муфельной печью для озоления и оборудования биологических объектов;

– рефрактометром ИРФ для определения белков и сухих нежирных веществ в молоке;

– титровальной установкой;

– лабораторной химической посудой: эксикаторы, стеклопосуда, фарфоровые ступки, чашки, тигли, пестики;

– химическими реактивами, в том числе фиксаналы.

 

Составитель: к.т.н., проф. кафедры «Экспертиза товаров и технология общественного питания» А. М. Мирзоев.

Рецензент: к.т.н., проф. кафедры «Экспертиза товаров и технология общественного питания» М. И. Дмитриченко.

 



Просмотров 1142

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!