![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – овладение студентами определённым уровнем знаний, умений и навыков, которые позволяют квалифицированно применять информационные технологии при решении задач отрасли. Задача дисциплины - научить студентов: – эффективно использовать современные информационные технологии в социальной сфере; – самостоятельно оценивать влияние процесса информатизации общества на развитие науки, культуры, системы образования, информационных и коммуникационных процессов общества; – понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для предметной области информационных систем.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Информационные системы и сети» студент должен: · знать: – объект, предмет, цели и задачи дисциплины; – методику создания автоматизированных информационных систем; – информационное и технологическое обеспечение автоматизированных информационных систем; – теорию построения и функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей, защиты информации в компьютерных сетях; · уметь характеризовать: – основные задачи сетевой обработки данных, методы, средства и протоколы организации сетевых соединений; – основы моделирования и проектирования сетевых систем обработки данных; · получить навыки: – проведения функционального и информационного анализа экономических задач; – реализуемости и эффективности проектных решений.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Основные свойства и характеристика информации Понятие информации. Проблема количественной и качественной оценки информации. Основные потребительские свойства информации: ценность, старение, оперативность, достоверность, форма представления, читабельность, стоимость и др. Закономерность роста объемов информации. Характеристика потоков информации, некоторые закономерности потоков информации. Лабораторное занятие: Сетевое взаимодействие пользователей в ОС Windows XP.
Тема 2. Информация и знак Природа информации. Знаковое представление информации. Измерение информации. Синтаксическая теория информации. Семантический и прагматический подходы к измерению информации. Понятие информационного пространства. Характеристика основных единиц информации: реквизит, составная единица информации. Лабораторное занятие: Понятие информационного пространства. Характеристика основных единиц информации.
Тема 3. Информационные системы в экономике Роль и место информационных систем в управлении экономическим объектом. Структура системы управления. Информационные аспекты управления. Место информационной системы в контуре системы управления. Классификация информационных систем: основные понятия, история развития, документальные и фактографические системы, сходство и различия. Основные элементы ИС. Обеспечивающая и функциональная части экономической информационной системы. Техническое, информационное, программное, организационное и правовое обеспечение информационной системы. Понятие и классификация информационных технологий. Лабораторное занятие: Анализ потребностей при помощи изучения документооборота.
Тема 4. Основные подходы к проектированию информационных систем Понятие и цели моделирования данных в проектировании систем обработки информации. Определение модели данных. Понятие структуры данных, классификация видов ограничений целостности и операций над данными. Характеристика используемых в практике информационных моделей: на основе применения графических методов; матричные, графоаналитические и машинно-синтезируемые модели; семантические сети и другие. Особенности применения моделей для экономических задач. Лабораторное занятие: Интервьюирование персонала как метод выявления информационных потребностей. Обеспечение представления потребностей с помощью техники формального моделирования.
Тема 5. Технологии обработки информации в локальных и глобальных компьютерных сетях Сетевое использование вычислительной техники. Программные и аппаратные компоненты компьютерной сети. Уровни модели OSI. Классификация компьютерных сетей. Одноранговые компьютерные сети. Сети на основе сервера. Технология клиент-сервер в компьютерных сетях. Топология сети. Структура, принцип обмена данными, основные характеристики сетевых топологий «шина», «звезда», «кольцо». Сравнение базовых топологий. Среды передачи данных в компьютерных сетях (витая пара, коаксиальный кабель, оптоволоконный кабель). Беспроводные сети. Системы телефонной связи. Определение Интернет. История создания и развития Интернет. Организационная структура Интернет. Стек протоколов TCP/IP. Адресация в Интернет. Понятие и структура IP-адреса. Подключение к Интернет. Система доменных имен DNS. Сервисы Интернет. Система World Wide Web. Основа WWW: гипертекст, протокол передачи гипертекста (HTTP), язык HTML, универсальный адрес ресурса (URL). Поиск информации в Интернет. Информационные технологии электронной коммерции. Лабораторное занятие: Знакомство с принципами построения сетей, броузеры и почтовые программы, Устройство корпоративных распределенных сетей, сети Интернет. Протокол TCP/IP. Работа с браузерами в локальной и корпоративной сети. Знакомство с сервером КЛ УКЦ УМУ, работа в Internet Explorer и с почтовыми сервисами в автономном режиме. Знакомство с World Wide Web, принцип построения создание гипертекстовых страниц с помощью графических и текстовых редакторов.
Тема 6. Защита информации в компьютерных сетях Основные положения информационной безопасности. Классификация вирусов. Технологии антивирусной защиты. Безопасность электронной почты и Интернет. Межсетевые защитные экраны (брандмауэры). Криптография. Понятие электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Техническое, организационное и правовое обеспечение ЭЦП. Лабораторное занятие: Защита информации на компьютере пользователя.
Тема 7. Аппаратное и программное обеспечение автоматизированных систем управления предприятием (АСУП) Классификация компьютерной техники. Понятие автоматизированной системы управления предприятием (АСУП). Техническое обеспечение АСУП. Операционные системы: классификация, функции, характеристика, сетевые ОС. Языки программирования. Теория и технология программирования. Сетевые технологи АСУП. Корпоративные серверы. Архитектура интранет. Лабораторное занятие: Автоматизация делопроизводства малого предприятия средствами MS Access.
Тема 8. Проектирование автоматизированных систем управления предприятием Технология постановки задачи. Техническое задание на систему. Разработка проектной и эксплуатационной документации. Современные методологии проектирования систем автоматизации. Применение методов системного структурного анализа в проектировании. Концептуальное моделирование предметной области и проектирование систем. Макетирование АСУП. CASE - технологии проектирования систем. Методы управления предприятиями. Жизненный цикл системы. Подходы к автоматизации управления предприятием. Управление процессом автоматизации. Классификация и выбор АСУП. Управление процессом внедрения и эксплуатации. Лабораторное занятие: Поиск правовой информации в системе Гарант, Консультант.
Тема 9. Концепция баз данных Разработка баз данных как направление компьютерных технологий в области хранения и обработки данных. Использование баз данных для получения управленческой информации: применение на стратегическом и операционном уровнях планирования. Предпосылки использования и преимущества концепции баз данных перед существовавшими ранее способами обработки информации. Понятие базы данных. Структура систем баз данных: информационная и программная компоненты, технические средства, администратор базы данных. Уровни представления данных. Классификация баз данных. Проблемы проектирования баз данных. Лабораторное занятие: Формирование баз данных в среде Excel.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: – самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала; – выполнение расчетов на ПК; – подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - отчет по результатам выполнения лабораторных работ; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Информатика. Базовый курс : учебник / под ред. С. В.Симоновича. – СПб. : Питер, 2005. 2. Новые информационные технологии : учеб. пособие / под ред. В. П. Дьяконова. – М. : Солон-Пресс, 2005. 3. Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник / Б. Я. Советов, В. В Цехановский. – М. : Высшая школа, 2003. Дополнительная: 1. Бережной, Л. Н. Информационные системы и сети : лабораторный практикум / Л. Н. Бережной, Н. П. Горбунов. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005. 2. Избачков, Ю. П. Информационные системы : учеб. пособие / Ю. П. Избачков, В. И. Петров. – СПб. : Питер, 2005. 3. Левин, Д. Internet для "чайников"/ Д. Левин, К. Бароди. – 8-е изд. – М. : Вильямс, 2003. 4. Пак, Н. И. Практикум по информатике : учеб. пособие / Н. И. Пак, Е. К. Хеннер ; под ред. Е. К. Хеннера. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. Периодические издания: 1. Компьютера : журнал. 2. Мир ПК : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.
Составители: ст. преподаватель С.А. Карцев, д.э.н., проф. М.Б. Алексеева кафедры «Информационные технологии», к.п.н., доц. кафедры Выборгского филиала А.Н. Костиков. Рецензент: д.т.н., проф. кафедры «Информационные технологии» В.А. Богатырев.
ОСНОВЫ БИОХИМИИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины - сформировать у студентов комплекс представлений о веществах, из которых построены живые организмы, и о химических процессах, протекающих в живых организмах. Задачи дисциплины – научить студентов: - свойствам и отличительным особенностям соединений, входящих в ткани и органы животных и растений; - методам биохимического исследования растительных и животных объектов; - прикладным направлениям биохимических процессов с учетом специализации студентов. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний студента в области сервиса экосистем.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Основы биохимии» студент должен: · знать: - строение клетки и химический состав организмов; - строение и биохимическую роль белков, ферментов нуклеиновых кислот, углеводов и их обмен, липидов и их обмен, водно-минеральный обмен; - влияние факторов окружающей среды и направленность биохимических процессов, взаимосвязь экологии и биохимии растительных и животных организмов; · уметь: - оценивать важнейшие биохимические характеристики организмов на основе овладения соответствующими методами; · получить навыки: - работы с приборами, оборудованием и реактивами для биохимических исследований.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Строение клетки и химический состав организмов Общая морфология растительной и животной клетки структура и функции клеточных компонентов (клеточная стенка, мембрана, рибосомы, ядро, митохондрии пластиды, микротельца, богатые липидами органеллы, микротрубочки). Состав живой материи: биомолекулы, неорганические компоненты. Значение воды в жизни всех организмов. Лабораторное занятие: Измерение строения клеток животных и растительных организмов.
Тема 2. Строение и биологическая роль белков Аминокислоты – структурные компоненты белков. Свойство аминокислот. Незаменимые аминокислоты. Строение белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура). Свойство белков, явления денатурации. Классификация белков. Функции белков в живом организме. Белки растительного и животного происхождения. Обмен белков и аминокислот. Продукты распада белков. Лабораторное занятие: Качественное отделение белков в организмах. Тема 3. Ферменты Строение ферментов. Свойства и механизм действия. Классификация и номенклатура ферментов. Влияние различных факторов на ферментативные процессы. Единица измерения активности ферментов. Производство ферментов. Применение ферментативных препаратов в пищевой промышленности. Лабораторное занятие: Определения активности амилолитических ферментов.
Тема 4. Нуклеиновые кислоты и синтез белка Структура и свойства нуклеиновых кислот. Азотистые основания, нуклеозиды и нуклеотиды, их функции (АТР, ГТФ, УДР). Синтез и биологическая роль ДНК. Транскрипция. Функция мРНК, рРНК и тРНК в биосинтезе белка. Общая схема трансляции. Посттрансляционные модификации полипептидной цепи, процессинг. Продукты распада нуклеиновых кислот.
Тема 5. Углеводы и их обмен Строение, биосинтез, классификация, важнейшие представители моно-, олиго- и полисахаридов в животном и растительном организме их функции. Фотосинтез. Взаимопревращения углеводов в живом организме. Биологическое окисление и превращение энергии в клетке. Классификация процессов окисления и их локализация в клетке. Характеристика оксидо- редуктаз. Аэробные и анаэробные превращения углеродов. Виды брожения. Энергетический баланс распада углеродов. Лабораторное занятие: Определение содержания углеводов методом Бертрана в растениях.
Тема 6. Липиды и их обмен Общая характеристика и классификация липидов, их свойства, распространение в природе, функции в клетках. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Обмен липидов. Энергетический баланс распада триглицеридов. Лабораторное занятие: Количественное определение липидов в растениях методом настаивания.
Тема 7. Биологически активные вещества, минеральные элементы Водо- и жирорастворимые витамины, и их химическая природа, свойства, распространение в продуктах животного и растительного происхождения, биологическая роль. Гипо- и авитаминозы. Понятие о биологически активных веществах. Гормоны человека и животных антибиотики, простагландины, алкалоиды, терпены, фенольные соединения, фитонциды, фитоалексины. Макро- и микроэлементы. Лабораторное занятие: Определение содержания аскорбиновой кислоты в органических и пищевых продуктах.
Тема 8. Влияние факторов окружающей среды на биохимические процессы в живых организмах Влияние отдельных факторов окружающей среды на направленность биохимических процессов растительных и животных организмов. Мутации организмов. Понятие о пищевой безвредности (безопасности) продуктов питания.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала; - подготовку к лабораторным работам и коллоквиумам; - выполнение лабораторных работ; - подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - выполнение лабораторных работ; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет выставляется при условии выполнения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
учебно-методическое обеспечение дисциплины список рекомендуемой литературы
Основная: 1. Конов, В. П. Биохимия : учебник / В. П. Конов, В. Н. Шведова. – М. : Дрофа, 2004. 2. Щербаков, В. Г. Биохимия : учебник / В. Г. Щербаков, В. Г. Любанов, Т. Н. Прудникова. – СПб. : ГИОРД, 2005. Дополнительная: 1. Березин, И. В. Основы биохимии / И. В. Березин, Ю. В. Савин. – М. : Высшая школа, 1990. 2. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М. : Высшая школа, 1998. 3. Костылев, Э. Ф. Биохимия сырья водного происхождения / Э. Ф. Костылев. – М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982. 4. Ленинджер, А. Основы биохимии / А. Ленинджер. – М. : Мир, 1985. 5. Мари, Р. Биохимия человека / Р. Мари. – М. : Мир, 1993. 6. Мирзоев, А. М. Биохимия : лабораторный практикум / А. М. Мирзоев.– СПб. : СПбГУСЭ, 2007. 7. Покровский, А. А. Роль биохимии в развитии научного питания / А. А. Покровский. – М. : Наука, 1974. 8. Проскурина, И. К. Биохимия : учеб. пособие / И. К. Проскурина. – М. : Владос-Пресс, 2001.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории «Биохимия», оснащенной следующим оборудованием: – лабораторными столами для биохимических исследований, оснащенные индивидуальным освещением, электроснабжением; – микроскопами бинокулярными; – сушильными шкафами для определения сухости масс влаги и летучих веществ; – автоклавом; – центрифугой лабораторной; – муфельной печью для озоления и оборудования биологических объектов; – рефрактометром ИРФ для определения белков и сухих нежирных веществ в молоке; – титровальной установкой; – лабораторной химической посудой: эксикаторы, стеклопосуда, фарфоровые ступки, чашки, тигли, пестики; – химическими реактивами, в том числе фиксаналы.
Составитель: к.т.н., проф. кафедры «Экспертиза товаров и технология общественного питания» А. М. Мирзоев. Рецензент: к.т.н., проф. кафедры «Экспертиза товаров и технология общественного питания» М. И. Дмитриченко.
![]() |