Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Россия в эпоху первых Романовых. Преодоление последствий Смуты



Россия вышла из Смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения.

Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.

Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.

В XVII в. завершается складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству.

К первой категории относились служилые люди, находившиеся на «государевой службе» и получавшие земельные и денежные оклады. Вторая категория - тягловые люди («несущие тягло», т.е. налоги в пользу государства). К ним относились почти все группы крестьянства, а также посадские люди. Холопы составляли третью категорию населения. Они не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.

В целом, сложившуюся социально-экономическую структуру можно охарактеризовать как государственный феодализм– то есть, феодализм с преимущественно государственной собственностью не землю.

Одним из важных вопросов в жизни России XVII в. был вопрос о положении церкви в государстве. В истории России были два случая, когда были два государя – светский и церковный. Первым с титулом «государя» был патриарх Филарет, который фактически правил как глава государства при молодом царе Михаиле Федоровиче. Второй случай – при Алексее Михайловиче, патриарх Никон присвоил себе титул «великого государя» и стал самостоятельно действовать. Никон откровенно говорил о превосходстве духовной власти над светской. Алексей Михайлович был вынужден собрать Собор вселенских патриархов, где патриарх Никон был осужден, лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку.

После Смутного времени усиливается внимание к православным ценностям, роли православной церкви и его главы – патриарха в государстве и обществе. Это было связано и с проявлением первых проблесков обмирщения русской культуры, сознания людей. Этот процесс, с одной стороны, вызывал недовольство церкви, с другой подпитывал реформистские настроения в обществе.

 

 

19. Европейское Просвещение: общая характеристика и национальные особенности

Сегодня понятие модернизации в социальном смысле понимается как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени. Идейная основа модернизации общественной жизни – идеология Просвещения. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись вАнглии

, это движение распространилось на Францию и Германию, а далее на всю Европу и Россию. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали, в то время как взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие – к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе». Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началомНаполеоновских войн

(1800–1815 гг.). Сам термин «Просвещение», введенный в научный оборот Вольтером в 1784 г., означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Отсюда происходит вера в неограниченные возможности человеческого разума в познание сущности бытия мира, природного и человеческого, и уверенность в способности человеческого разума разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных началах.

Центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л Монтескье и Вольтер. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом «просвещенного абсолютизма» и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Д. Дидро и энциклопедисты. Третий этап выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями. Период позднего Просвещения (конецXVIII – нач. XIX в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией.

 

 



Просмотров 2065

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!