Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Россия в эпоху первых Романовых. Преодоление последствий Смуты
Россия вышла из Смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения. Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи. В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость. Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало. В XVII в. завершается складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству. К первой категории относились служилые люди, находившиеся на «государевой службе» и получавшие земельные и денежные оклады. Вторая категория - тягловые люди («несущие тягло», т.е. налоги в пользу государства). К ним относились почти все группы крестьянства, а также посадские люди. Холопы составляли третью категорию населения. Они не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев. В целом, сложившуюся социально-экономическую структуру можно охарактеризовать как государственный феодализм– то есть, феодализм с преимущественно государственной собственностью не землю. Одним из важных вопросов в жизни России XVII в. был вопрос о положении церкви в государстве. В истории России были два случая, когда были два государя – светский и церковный. Первым с титулом «государя» был патриарх Филарет, который фактически правил как глава государства при молодом царе Михаиле Федоровиче. Второй случай – при Алексее Михайловиче, патриарх Никон присвоил себе титул «великого государя» и стал самостоятельно действовать. Никон откровенно говорил о превосходстве духовной власти над светской. Алексей Михайлович был вынужден собрать Собор вселенских патриархов, где патриарх Никон был осужден, лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку. После Смутного времени усиливается внимание к православным ценностям, роли православной церкви и его главы – патриарха в государстве и обществе. Это было связано и с проявлением первых проблесков обмирщения русской культуры, сознания людей. Этот процесс, с одной стороны, вызывал недовольство церкви, с другой подпитывал реформистские настроения в обществе.
19. Европейское Просвещение: общая характеристика и национальные особенности Сегодня понятие модернизации в социальном смысле понимается как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени. Идейная основа модернизации общественной жизни – идеология Просвещения. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись вАнглии , это движение распространилось на Францию и Германию, а далее на всю Европу и Россию. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали, в то время как взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу.Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие – к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе». Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началомНаполеоновских войн (1800–1815 гг.). Сам термин «Просвещение», введенный в научный оборот Вольтером в 1784 г., означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Отсюда происходит вера в неограниченные возможности человеческого разума в познание сущности бытия мира, природного и человеческого, и уверенность в способности человеческого разума разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных началах.Центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л Монтескье и Вольтер. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом «просвещенного абсолютизма» и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Д. Дидро и энциклопедисты. Третий этап выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции. Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями. Период позднего Просвещения (конецXVIII – нач. XIX в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией.
|