Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принятие христианства и его последствия



Крещение Руси в 988 году, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов, среди которых следует отметить стремление князя Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Кроме того, принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей.

Причины, обусловившие выборименнохристианства, многообразны. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства.

Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечом. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей.

Переход к христианству имел огромное историческое значение, он сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Оно помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь активно выступала и против рабства.

Таким образом, христианство явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы.

 

 

11. «Удельный период»: превращение Киевской Руси в федерацию княжеств

Киевская Русь сохраняла своё единство до середины XII в. Затем в её развитии наступил период распада, закономерный для большинства ранних государственных образований. Дореволюционные историки назвали его«удельным периодом», а в советской историографии он именовался феодальной раздробленностью.

Центробежные тенденции в Древней Руси стали проявляться еще в эпоху правления Ярославичей и, постепенно нарастая, вылились в конце XI в. в княжеские междоусобицы. Стремление князей, с одной стороны, их преодолеть, а с другой, закрепиться в своих землях, привело после Любечского съезда (1097 г.) к установлению нового принципа организации власти и превращению Русской земли из владения рода Рюриковичей в совокупность отчин - наследственных владений отдельных ветвей княжеского дома.

Однако в начале ХII в. разделение страны было приостановлено под воздействием ряда причин: 1) внешняя половецкая опасность, которая требовала объединение усилий отдельных земель; 2) личные качества Владимира Мономаха и его активная деятельность на киевском престоле. Но сразу же после его смерти начинается цепная реакция разделения, приведшая к появлению на месте единой Руси ряда практически независимых государств-княжеств. Возникло около 15 таких государств, продолжавших дробиться дальше, но целостность Русской земли в определенной степени сохранилась. Связи между русскими землями поддерживались благодаря общей вере, языку, действию общих законов. В народном сознании не исчезала идея единства, особенно ярко проявляющаяся во времена междоусобиц и других бедствий. Сформировалось двойственное самосознание, при котором русские люди считали своей Отчизной и Русскую землю, и своё княжество.

Некоторые историки считают, что произошел не полный распад Древнерусского государства, а его трансформация в федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским. Но его власть была скорее номинальной, чем реальной, а за сам киевский престол начинается борьба наиболее могущественных князей отдельных земель, приводящая к опустошению киевской земли и потере ею былого значения. Уже через некоторое время престол великого князя Киевского потерял свою значимость.

Раздробленность представляла собой закономерный этап политического развития в Средние века, через который прошла вся европейская цивилизация.

Государственно-политическая раздробленность ослабила военный потенциал Руси, но, в то же время, она способствовала совершенствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в отдельных регионах.

 

 



Просмотров 2214

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!