Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Многофакторный подход к истории (анализ основных концепций)



Критерии оценки ответов

Основные критерии и уровни оценки Баллы
Вопрос раскрыт на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях Вопрос раскрыт с корректным использованием исторических терминов, дат и персоналий в контексте ответа Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы
При ответе на вопрос присутствуют причинно-следственные связи между событиями Воспроизводятся основные исторические факты, раскрывающие вопрос, в том числе, хронологические и территориальные рамки события, исторические персоналии Собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы представлена частично
Вопрос раскрыт частично, имеются ошибки и неточности при использовании исторических терминов, датировке событий Собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы не представлена
Вопрос обозначен на бытовом уровне, либо вовсе не понимается студентом Студент не имеет представлений об историческом процессе, затрудняется при соотнесении события с хронологическими и территориальными рамками
Максимальный балл

 

Примерные ответы

1. Предмет, цель и задачи дисциплины «История»

История – это наука о прошлом и настоящем человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

В современной исторической науке нет единого представления о предмете истории. В многочисленных школах и направлениях на разных этапах становления и формирования исторического знания складывались различные подходы. Так, одна из школ в итальянской гуманистической историографии изучала историю государства и его политики. Предметом исследования историков эпохи Просвещения стала духовная жизнь. В середине XIX в. европейские ученые серьезно анализировали экономическую историю. В российской историографии, начиная с XVIII века, главным предметом изучения стало государство. В этом нет противоречия: разные предметы изучения истории составляют части целого (объекта), которое есть реальность, ушедшая в прошлое или существующая в настоящем. Важно иметь в виду, что части объекта никогда не совпадают с целым, а изучение исторической реальности происходит через исторический источник. Согласно В.О. Ключевскому, слово история употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс, и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

Современная историческая наука - это сложноструктурное явление. История делится:

По хронологическому признаку (история первобытности, история Древнего мира, история Средневековья и т.д.).

По природно-географическому признаку (история отдельных стран и народов).

По задачам исследования (например, история отдельной отрасли).

Особо выделяются специальные и вспомогательные исторические дисциплины (например, палеография, геральдика, дипломатика и т.д.)

Историки создают картину прошлого и предлагают ее обществу в качестве значимого опыта. Знание истории необходимо для принятия адекватных политических решений. История - мощный инструмент воздействия на общественное сознание. Реальное значение истории определяется ее функциями.

Познавательная функция заключается в познании прошлого своего народа и человечества в целом.

Практическая функция состоит в изучении и усвоении уроков истории.

Мировоззренческая функция выступает результатом познавательной и практической деятельности человека и общества.

Воспитательная функция: история воспитывает патриотизм и уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.

 

 

Многофакторный подход к истории (анализ основных концепций)

История стала наукой только тогда, когда появились различные концепции, объясняющие смысл, тенденции исторического развития. Одним из основных вопросов исторического знания является проблема целостности истории. В ответе на него определились два подхода.

В соответствии с первым – цивилизационным - подходом история понимается как совокупность локальных, обособленных друг от друга культур, этносов, государств, которые образуют цивилизационные общности. Развитие общностей носит циклический характер, от рождения до гибели, подобно биологическому организму (Н. Данилевский - учение о культурно-исторических типах; О. Шпенглер - концепция о культурах как множестве замкнутых организмов; А. Тойнби - теория «локальных цивилизаций»). Сделав акцент на проявление самобытных черт разнообразных культур, авторы пришли к единому мнению о разрушительном влиянии на них цивилизации и весьма пессимистично оценивали перспективы общественного развития на технологически прогрессивных основаниях.

Второй – стадиальный - подход стал складываться в XV в., когда историки-гуманисты итальянского Возрождения стремились осмыслить исторический процесс, выделяя сменявшиеся эпохи – Античность, Средние века и Ренессанс. Данные разработки подготовили почву для создания формационной или марксистской теории. В её основе лежит понятие «формация» как ступень прогрессивного развития человечества от первобытности, через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической общественно-экономической системе. В основе материалистического понимания истории лежит социально-экономический фактор,которому предшествовали представленияоб идеальных силах истории. Сегодня ученые исследуют демографический, психологический факторы, позволяющие вкупе с другими глубже понять причину исторического процесса. Современная стадиальная концепция является модификацией формационного подхода к истории как последовательной смене стадийразвития: аграрной, индустриальной и постиндустриальной.

Вторая фундаментальная проблема исторического знания – динамика исторического развития. Античные авторы решали её на основе циклического подхода. Теория исторического круговорота была значимой до XVIII в. Век Просвещения выдвинул и утвердил идею прогресса как поступательного общественного движения от низшего порядка к высшей организации, от простых форм к более сложным структурам. Марксистская концепция прогресса обосновала неизбежную смену стадий, обусловленную, сменой форм собственности и соответствующих им общественных отношений.

Концепция регресса развивалась представителями цивилизационной школы или «историко-культурного подхода», рассматривавшими человеческую историю как самостоятельную смену «типов» цивилизаций с собственными периодами прогресса и неизбежного упадка.

 

 

3. Понятие синтетической эволюции: сущность, этапы, виды человека

Синтетическая теория эволюции основана на теории естественного отбора, данных современной генетики и трудовой концепции антропогенеза. Эволюция представляет собой процесс непрерывного приспособления человека к случайным обстоятельствам. Согласно триаде Ч. Дарвина суть биологической эволюции составляют: изменчивость, наследственность, естественный отбор. Культурная эволюция, основываясь на передаче опыта, традиций, норм поведения человека, есть продолжение биологической. Она относится к более позднему периоду, из чего следует, что инстинкт древнее обычая, но именно культура стала решающим фактором превращения животного в человека через обуздание инстинктов. Сущность биокультурнойэволюции определяет взаимодействие инстинкта с прививаемыми правилами поведения.

Первый этап в развитии человечества - первобытнообщинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода: каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.), бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.), железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый – палеоантропы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите –неоантропы, современные люди.

Завершение генетической эволюции стало началом культурной эволюции сапиенсов, которые на этапемезолитической революции (10-8 тыс. лет назад) с помощью первых табу преодолели свою животность; в периоднеолитической революции(8-5 тыс. лет назад) перешли от присваивающего к производящему хозяйству земледельцев и скотоводов; а в эпоху аграрной революции (переход от бронзовой к железной технологии) создали стержневые опоры общества: индивидуализированную собственность, институт моногамии , государство.

 

4. Цивилизации древности: причины возникновения, общая характеристика

Существуют различные версии происхождения цивилизаций: космическая, религиозная, материалистическая.

Поскольку жизнь древних обществ в большей степени определялась средой обитания, целесообразно рассмотреть проблему зарождения цивилизаций в свете теории географического детерминизма, в контексте концепции Л.И. Мечникова, разделившего все цивилизации на три типа: речные, морские, океанические. Он установил, что водная среда не только оказывает влияние на хозяйственную жизнь, но определяет формы кооперации людей, формирующие специфические особенности политического устройства. Так, древние китайская, индийская, шумеро-вавилонская и египетская по праву обрели статус первичных очаговых цивилизаций в Азии и Старом Свете. Их население в борьбе за выживание было вынуждено объединяться, делегируя большую часть своих прав государю в обмен на безопасность, средства к существованию – обстоятельство, приведшее к созданию первой исторической формы политического устройства –восточной деспотии, ставшей прообразом закрытого типа общества. Изучая это явление, Л.И. Мечников пришел к выводу, что основу речных цивилизаций составляет коллективный характер земледельческого труда, вызванный необходимостью сооружать оросительные каналы.

Теория географического детерминизма многое объясняет в феномене морских цивилизаций, в частности, античного общества. Полис, греческий город-государство, сменивший родовую общину, стал специфической формой существования античной цивилизации, которая обеспечивала единство государственного и частного принципов собственности. Отсутствие плодородных земель и, соответственно, земледелия вызвало интенсивное развитие ремесел, а близость сухопутных и морских путей – торговли. Ремесленное производство и торговля вызвали как минимум два важных следствия для дальнейшей эволюции античной цивилизации. 1. Греки создали прообраз демократического устройства общества, а выдающийся правитель Перикл впервые утвердил право собственности и право неприкосновенности частной жизни. 2. Свобода стала не только господствующим ощущением в сознании древнего грека, но и его реальным состоянием как гражданина полиса. Создание письменности и языка стало завершающим этапом в ходе культурной эволюции и одновременно важнейшим стимулом для ускорения цивилизационного развития.

Возникновение океанического, третьего типа цивилизации, коренным образом изменило ход мировой истории. Использование океана стало революционным изобретением Запада, так как превратилось в основное средство всемирной коммуникации. Свободный рынок и конкуренция, новые классы и изменение духовного облика общества – все свидетельствовало о завершении аграрной стадии общественного развития.

 

 



Просмотров 6920

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!