Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Национально-государственное и административно-территориальное устройство государств в процессе исторического развития



Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Здесь единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Федеративное государство – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованьями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называют ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопроса, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

 

17. Федерация: понятия, принципы образования, виды.

Федерация (лат. Союз) – сложное союзное государство, части которого формируются по административно-территориальному, либо по национально-территориальному принципу и обладают определенной степенью политической и экономической самостоятельностью. Федерация – сложное союзное, но единое государство.

Виды:

Федерация может быть

· административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа).

· национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Выделяют также:

· симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус)

· асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть:

· договорной (в основу федерации положен договор субъектов)

· конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Принципы образования федеральных государств:

1. государственная целостность

2. единство системы государственной власти

3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации

4. равноправие и самоопределение народов

5. равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

 

18. Политический режим.

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

§ демократический;

§ антидемократический (тоталитарный и авторитарный).

Признаки демократического режима:

§ господство закона;

§ разделение властей;

§ наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

§ выборность органов государственной власти;

§ существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

§ господство беззакония и террора;

§ отсутствие политического плюрализма;

§ отсутствие оппозиционных партий;

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Принципы демократии:выборность, разделение властей, гражданское общество, равноправие, плюрализм, согласие.

Демократия бывает прямой и представительной. Припрямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называетсяпредставительной, поскольку выборный орган представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

 

19. Функции государства: понятие, содержание и классификация.

функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества -основные и неосновные (подфункции)

Виды функций государства по времени действия -постоянные и временные

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые)

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) –внутренние

· Экономическая

· Социальная

· Фискальная(финансовый контроль)

· Охрана правопорядка

· Экологическая

· Развития культуры, науки и образования

· Регулирования межнациональных отношений внутри государства*

Внешние

· Функция обороны страны

· Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

· Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем

 

20. Государственный орган: понятие, виды, принципы деятельности.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Классификация государственных органов:

1. с учетом порядка образования (формирования):

Первичные органы - формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации);

Вторичные органы (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и прочие);

2. с учетом сферы действия:

Высшие органы - действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;

Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

3. с учетом принципа разделения властей:

Законодательные органы - высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы; призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества..

Исполнительные органы - правительство, министерства, отделы, администрации краев, областей и прочие - занимаются непосредственно управленческой деятельностью - исполнение законов;

Судебные органы - осуществляют правосудие.

Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает, как правило, всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как - президент и прокуратура.

4. по иерархии:

центральные,

республиканские

местные;

5. по характеру подчиненности:

органы исключительного "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.)

органы "двойного" или "вертикально-горизонтального" подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

6. по срокам полномочий:

постоянные (прокуратура, милиция, суд),

временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

  1. по порядку осуществления компетенции:

коллегиальные

единоначальные;

  1. по правовым формам деятельности:

правотворческие,

правоприменительные

правоохранительные;

  1. по характеру компетенции:

органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство),

органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Принципы организации и деятельности:

· принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

· принцип демократизма

· принцип разделения властей

· принцип законности

· принцип гласности

· учет интересов регионов(в федеративных государствах)

· принцип сочетания коллегиальности и единоначалия

· принцип сочетания выборности и назначаемости

· принцип иерархичности

 

21.Влияние научно-технической революции и глобальных проблем на структуру и функции государства.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

· Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, — охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соотетствующих функций — обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.

· В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

 

 

22.Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она определяется социальным строем, типом государства, формой правления, характером политического режима и социально-политических отношений, культурными традициями.

Структурными элементами политической системы общества в России являются – институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местные госорганы, политические партии и движения, профсоюзные и молодежные, женские и иные общественные организации.

Структура политической системы:

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Существуют разные классификации политических систем по разным основаниям:

1.по общественно-экономической формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;

2. по политическому режиму: демократические и не демократические (авторитарные);

3. по форме правления: президентские, парламентские, смешанные политические системы;

4. по партийному составу: однопартийные, двухпартийные, многопартийные;

5. по географическому фактору: европейские, азиатские, североамериканские и иные;

 

23. Место и роль государства в политической системе общества

Будучи собственно политической организацией, государство как элемент политической системы занимает в ней особое положение:

Во-первых, государство всегда выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет все слои населения.

Во-вторых, государство как официальный представитель всего общества является собственником, а в странах с плановой экономикой – монополистом основных орудий и средств производства.

В-третьих, государство как особый структурный элемент располагает специальным аппаратом, представляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач.

В-четвертых, государство отличается от остальных элементов тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих ему оперативно управлять многими отраслями и воздействовать на все общественные отношения.

В-пятых, государство обладает суверенитетом.

 

24. Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности.

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений.

От всех иных видов общественных объединений партии отличаются, прежде всего, своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы. Как уже отмечалось, партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, они принимают активное участие в функционировании политической власти. Вне всякого сомнения, главным стремлением партии является достижение власти, прежде всего, власти государственной. Главная цель - овладеть государственным аппаратом для реализации своих интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, участия в разработках политического курса страны и его осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение лидеров государства, на формирование состава правительства (являются главными поставщиками кадров для всех сфер власти).

В Конституции и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. (Конституция РФ, ФЗ «О политических партиях», международные договоры и иные правовые акты).

 

25. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

Статья 14 Конституции современной России гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

 

26. Профсоюзы в политической системе общества.

Сегодня профсоюзы лишены правом законодательной инициативы, которым они располагали в советский период, тем не менее, профессиональные союзы имеют право принимать участие в нормотворчестве и законотворчестве. Закон о профсоюзах закрепил обязанность соответствующих государственных органов рассматривать проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, и принимать эти акты с учётом мнения соответствующих профсоюзов. Для обеспечения реального осуществления на практике этого права законодательство закрепляет соответствующие правомочия профсоюзов:

1. на своевременное получение от соответствующих государственных органов готовящихся проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права и интересы работников;

2. на своевременное проведение предварительных консультаций с соответствующими государственными органами и органами социального партнёрства (например, трёхсторонними комиссиями) с целью достижения консенсуса по предполагаемым решениям.

 

 

27. Тоталитарный и авторитарный политические режимы

Тоталитарный режим– это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Признаки тоталитарного режима:

• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

• общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; моно­польный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

• абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, кото­рая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

• государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества ка­налам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

• доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

• экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

• наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

• централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

• невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов; государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Авторитаризм– политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности

властям;

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

 

 

28.Демократический политический режим.

Понятие “демократия” (от греч. demos-народ и kratos– власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Основные признаки демократического режима:

Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их.

Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Этот принцип рассматривается как ключевое условие демократического режима. Он предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие

Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения.

• Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип “ все, что не запрещено – разрешено”.

Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга.

Полиция, спецслужбы и армия -выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основания в результате выборов. печати.

Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.

 

29.Эволюция функций Российского государства в условиях перестройки и перехода к рыночной экономике

 

 

30. Государственный аппарат: понятие, принципы функционирования.

 

Государственный аппаратэто постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих задачи и функции государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

-Приоритет прав и свобод человека и гражданина

-Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов.

-Разделение властей ( на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов

-Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов.

-Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников.

-Федерализма, учета интересов регионов

-Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др.

Некоторые принципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке.

 

 

31. Право в системе социального регулирования общественных отношений

Социальные нормы (СН)- это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения (правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей).Виды СН:обычаи, традиции, нормы морали, правовые, религиозные, корпоративные, политические нормы.

Право- это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством - один из элементов социальных норм регулирования (регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами).Основными социальными регуляторами являются право и мораль.

Право и мораль (система принципов, понятий, основанных на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношении людей). Нормы права (НП) создаются государством, а нормы морали (НМ) возникают в процессе общения людей и для их осуществления не требуется признания государством. НП закрепляются в специальных актах государства, а НМ не имеют специальных источников, содержатся в памяти, в летописях. НП обеспечиваются - государственным принуждением или угрозой его применения, а НМ - общественным мнением. Нарушение НП - юридическая ответственность; нарушение НМ - общественное осуждение. Право регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, личные же отношения между людьми - чаще всего сфера действия морали, а не права.

Право и обычаи (общественные правила, возникшие в результате постоянно повторяющихся образцов поведения). Соблюдение обычаев- не менее императивное требование, чем соблюдение норм права.

• правовые нормы поддерживают полезные (с точки зрения общества и государства) обычаи и вытесняют неуместные;

• правовые нормы безразличны к большинству обычаев (связанных с межличностными отношениями).

Право и корпоративные нормы (правила поведения, издаваемые в организованных сообществах, направленные на обеспечение организации и функционирование сообществ). Корпоративные нормы по формальным признакам похожи на правовые нормы (текстуально закреплены, принимаются по процедуре, систематизированы). Они не являются общеобязательными, не обеспечиваются государственным принуждением.

Право и религиозные нормы (церковь отделена от государства, но не отделена от общества, с которым она связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью). Она оказывает воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма.

Право и политические нормы (правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики, участников политического процесса, политических отношений). Политические нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений. В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых.

Отличительные признаки правовых норм , с одной стороны, свидетельствуют о тесной связи и взаимосвязи с иными СН, но, с другой стороны- указывают на центральное место и ведущую роль норм права в системе этих норм.

 

 

32. Понятие права. Классовое и общесоциальное в сущности права.

Право- это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством.

Признаки права.

1.Нормативность. Право представляет собой нормы – правила поведения общего характера, закрепляющие типичные образцы поведения (действий, бездействий) участников общественных отношений в типичных жизненных ситуациях.

2. Системность. Право предст. Собой систему, т.е. упорядоченную организованную совокупность норм, которые внутренне непротиворечивы, согласованы по своему содержанию и обеспечивают на основе единых принципов детальную регламентацию всех общественных отношений

3. Регулятивность. Право явл. Регулятором общественных отношений, т.к. представляет субъектам образцы их собственного поведения, требований, которые они могут предъявлять к иным лицам, образцы возможных вариантов организации отношений.

4. Общеобязательность для исполнения и соблюдения всеми участниками общ. отношений. Юр. Ответственность за нарушение права.

5. Госуд. Обеспеченность. Государство обеспечивает само существование права, создает условия для его реализации и принудительного исполнения его требований.



Просмотров 1133

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!