Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Национально-государственное и административно-территориальное устройство государств в процессе исторического развития
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Здесь единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов. Федеративное государство – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованьями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называют ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопроса, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
17. Федерация: понятия, принципы образования, виды. Федерация (лат. Союз) – сложное союзное государство, части которого формируются по административно-территориальному, либо по национально-территориальному принципу и обладают определенной степенью политической и экономической самостоятельностью. Федерация – сложное союзное, но единое государство. Виды: Федерация может быть · административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа). · национально-государственной (образованной по национальному принципу). Выделяют также: · симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) · асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Федерация может быть: · договорной (в основу федерации положен договор субъектов) · конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны). Принципы образования федеральных государств: 1. государственная целостность 2. единство системы государственной власти 3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации 4. равноправие и самоопределение народов 5. равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
18. Политический режим. Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. В научной литературе выделяют два вида политического режима: § демократический; § антидемократический (тоталитарный и авторитарный). Признаки демократического режима: § господство закона; § разделение властей; § наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; § выборность органов государственной власти; § существование оппозиции и плюрализм. Признаки антидемократического режима: § господство беззакония и террора; § отсутствие политического плюрализма; § отсутствие оппозиционных партий; Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Принципы демократии:выборность, разделение властей, гражданское общество, равноправие, плюрализм, согласие. Демократия бывает прямой и представительной. Припрямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называетсяпредставительной, поскольку выборный орган представляет избравший его народ. Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода. Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
19. Функции государства: понятие, содержание и классификация. функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни. Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения: Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.). Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.); Виды функций государства по важности для общества -основные и неосновные (подфункции) Виды функций государства по времени действия -постоянные и временные Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) –внутренние · Экономическая · Социальная · Фискальная(финансовый контроль) · Охрана правопорядка · Экологическая · Развития культуры, науки и образования · Регулирования межнациональных отношений внутри государства* Внешние · Функция обороны страны · Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка · Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем
20. Государственный орган: понятие, виды, принципы деятельности. Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Классификация государственных органов: 1. с учетом порядка образования (формирования): Первичные органы - формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации); Вторичные органы (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и прочие); 2. с учетом сферы действия: Высшие органы - действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации; Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. 3. с учетом принципа разделения властей: Законодательные органы - высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы; призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества.. Исполнительные органы - правительство, министерства, отделы, администрации краев, областей и прочие - занимаются непосредственно управленческой деятельностью - исполнение законов; Судебные органы - осуществляют правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает, как правило, всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как - президент и прокуратура. 4. по иерархии: центральные, республиканские местные; 5. по характеру подчиненности: органы исключительного "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) органы "двойного" или "вертикально-горизонтального" подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); 6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
коллегиальные единоначальные;
правотворческие, правоприменительные правоохранительные;
органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства). Принципы организации и деятельности: · принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина · принцип демократизма · принцип разделения властей · принцип законности · принцип гласности · учет интересов регионов(в федеративных государствах) · принцип сочетания коллегиальности и единоначалия · принцип сочетания выборности и назначаемости · принцип иерархичности
21.Влияние научно-технической революции и глобальных проблем на структуру и функции государства. Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука). · Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, — охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соотетствующих функций — обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д. · В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
22.Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем. Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она определяется социальным строем, типом государства, формой правления, характером политического режима и социально-политических отношений, культурными традициями. Структурными элементами политической системы общества в России являются – институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местные госорганы, политические партии и движения, профсоюзные и молодежные, женские и иные общественные организации. Структура политической системы: Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. 2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии). 3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы. 4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом. 5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти. Существуют разные классификации политических систем по разным основаниям: 1.по общественно-экономической формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические; 2. по политическому режиму: демократические и не демократические (авторитарные); 3. по форме правления: президентские, парламентские, смешанные политические системы; 4. по партийному составу: однопартийные, двухпартийные, многопартийные; 5. по географическому фактору: европейские, азиатские, североамериканские и иные;
23. Место и роль государства в политической системе общества Будучи собственно политической организацией, государство как элемент политической системы занимает в ней особое положение: Во-первых, государство всегда выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет все слои населения. Во-вторых, государство как официальный представитель всего общества является собственником, а в странах с плановой экономикой – монополистом основных орудий и средств производства. В-третьих, государство как особый структурный элемент располагает специальным аппаратом, представляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. В-четвертых, государство отличается от остальных элементов тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих ему оперативно управлять многими отраслями и воздействовать на все общественные отношения. В-пятых, государство обладает суверенитетом.
24. Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности. Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются, прежде всего, своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы. Как уже отмечалось, партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, они принимают активное участие в функционировании политической власти. Вне всякого сомнения, главным стремлением партии является достижение власти, прежде всего, власти государственной. Главная цель - овладеть государственным аппаратом для реализации своих интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, участия в разработках политического курса страны и его осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение лидеров государства, на формирование состава правительства (являются главными поставщиками кадров для всех сфер власти). В Конституции и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. (Конституция РФ, ФЗ «О политических партиях», международные договоры и иные правовые акты).
25. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п. 2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее: 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность. 2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. Статья 14 Конституции современной России гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.
26. Профсоюзы в политической системе общества. Сегодня профсоюзы лишены правом законодательной инициативы, которым они располагали в советский период, тем не менее, профессиональные союзы имеют право принимать участие в нормотворчестве и законотворчестве. Закон о профсоюзах закрепил обязанность соответствующих государственных органов рассматривать проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, и принимать эти акты с учётом мнения соответствующих профсоюзов. Для обеспечения реального осуществления на практике этого права законодательство закрепляет соответствующие правомочия профсоюзов: 1. на своевременное получение от соответствующих государственных органов готовящихся проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права и интересы работников; 2. на своевременное проведение предварительных консультаций с соответствующими государственными органами и органами социального партнёрства (например, трёхсторонними комиссиями) с целью достижения консенсуса по предполагаемым решениям.
27. Тоталитарный и авторитарный политические режимы Тоталитарный режим– это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Признаки тоталитарного режима: • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; • абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом"; • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа; • доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор; • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации; • экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная; • наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; • централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения; • невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов; государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. Авторитаризм– политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах. Авторитарной политической системе присущи следующие черты: автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.); неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению; опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению; монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления; рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.
28.Демократический политический режим. Понятие “демократия” (от греч. demos-народ и kratos– власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Основные признаки демократического режима: • Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их. • Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Этот принцип рассматривается как ключевое условие демократического режима. Он предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие • Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения. • Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип “ все, что не запрещено – разрешено”. • Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. • Полиция, спецслужбы и армия -выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам. • Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основания в результате выборов. печати. • Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.
29.Эволюция функций Российского государства в условиях перестройки и перехода к рыночной экономике
30. Государственный аппарат: понятие, принципы функционирования.
Государственный аппарат –это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих задачи и функции государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата: -Приоритет прав и свобод человека и гражданина -Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов. -Разделение властей ( на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов -Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов. -Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников. -Федерализма, учета интересов регионов -Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др. Некоторые принципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке.
31. Право в системе социального регулирования общественных отношений Социальные нормы (СН)- это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения (правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей).Виды СН:обычаи, традиции, нормы морали, правовые, религиозные, корпоративные, политические нормы. Право- это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством - один из элементов социальных норм регулирования (регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами).Основными социальными регуляторами являются право и мораль. Право и мораль (система принципов, понятий, основанных на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношении людей). Нормы права (НП) создаются государством, а нормы морали (НМ) возникают в процессе общения людей и для их осуществления не требуется признания государством. НП закрепляются в специальных актах государства, а НМ не имеют специальных источников, содержатся в памяти, в летописях. НП обеспечиваются - государственным принуждением или угрозой его применения, а НМ - общественным мнением. Нарушение НП - юридическая ответственность; нарушение НМ - общественное осуждение. Право регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, личные же отношения между людьми - чаще всего сфера действия морали, а не права. Право и обычаи (общественные правила, возникшие в результате постоянно повторяющихся образцов поведения). Соблюдение обычаев- не менее императивное требование, чем соблюдение норм права. • правовые нормы поддерживают полезные (с точки зрения общества и государства) обычаи и вытесняют неуместные; • правовые нормы безразличны к большинству обычаев (связанных с межличностными отношениями). Право и корпоративные нормы (правила поведения, издаваемые в организованных сообществах, направленные на обеспечение организации и функционирование сообществ). Корпоративные нормы по формальным признакам похожи на правовые нормы (текстуально закреплены, принимаются по процедуре, систематизированы). Они не являются общеобязательными, не обеспечиваются государственным принуждением. Право и религиозные нормы (церковь отделена от государства, но не отделена от общества, с которым она связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью). Она оказывает воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Право и политические нормы (правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики, участников политического процесса, политических отношений). Политические нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений. В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Отличительные признаки правовых норм , с одной стороны, свидетельствуют о тесной связи и взаимосвязи с иными СН, но, с другой стороны- указывают на центральное место и ведущую роль норм права в системе этих норм.
32. Понятие права. Классовое и общесоциальное в сущности права. Право- это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством. Признаки права. 1.Нормативность. Право представляет собой нормы – правила поведения общего характера, закрепляющие типичные образцы поведения (действий, бездействий) участников общественных отношений в типичных жизненных ситуациях. 2. Системность. Право предст. Собой систему, т.е. упорядоченную организованную совокупность норм, которые внутренне непротиворечивы, согласованы по своему содержанию и обеспечивают на основе единых принципов детальную регламентацию всех общественных отношений 3. Регулятивность. Право явл. Регулятором общественных отношений, т.к. представляет субъектам образцы их собственного поведения, требований, которые они могут предъявлять к иным лицам, образцы возможных вариантов организации отношений. 4. Общеобязательность для исполнения и соблюдения всеми участниками общ. отношений. Юр. Ответственность за нарушение права. 5. Госуд. Обеспеченность. Государство обеспечивает само существование права, создает условия для его реализации и принудительного исполнения его требований.
|