Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Полацкі царкоўны сабор 1839 г



 

Полоцкий церковный собор 1839 г. – собрание иерархов униатской церкви Беларуси и Украины Полоцке 12 (24).II.1839, которое приняло решение о ее присоединении к русской православной церкви.

Для Николая I – решительного противника униатской церкви – была неприемлемой ее независимость от российского императора. Поэтому он нанес церкви тщательно подготовленный смертельный удар. В основу реформирования и ликвидации унитской церкви были положены идеи, изложенные в записке Иосифа Семашки 1827 г. Главный упор был сделан на максимальный отрыв униатов от римо-католиков (запрещено вступление в базилианский орден римо-католикам, создана самостоятельная Греко-униатская духовная коллегия). Начали с очищения восточного обряда от латинских заимствований. Вместе с введением православных литургических книг это привело к сближению униатов с православием. Смерть четырех епископов – противников «воссоединения» с православием облегчила властям реализацию планов ликвидации униатской церкви. Реформа системы образования подготовила низший клир к соединению с православием. Важным элементом в ослаблении униатской церкви было ограничение независимости базилианского ордена и закрытие базилианских монастырей. В 1837 Греко-униатская коллегия была подчинена Синоду русской православной церкви. Заключением в монастырях, лишением приходов, вывозом вглубь России было сломано сопротивление упорных. В 1838 были собраны расписки 1305 священников и монахов о готовности принять православие. 593 человек таких расписок не дали. 8.I.1838 генерал-губернаторы были наделены чрезвычайными полномочиями в связи с готовящимся массовым переводом униатов в православие. В январе 1839 в Витебскую губернию был направлен 29-й казацкий полк. 13.I из Петербурга в Полоцк выехал член Секретного комитета по униатским делам камергер Скрипицын, который должен был наблюдать за состоянием униатского духовенства. 24.I в Жировичи к униатскому епископу Антонию Зубко из Петербурга прибыл фельдегерь с подготовленным актом о воссоединении и письмом епископа И.Семашки. Антоний должен был сам подписать акт и убедить сделать это все духовное руководство епархии, а затем привезти его в Полоцк. 3.II епископ Иосиф предписал Белорусской консистории, чтобы священников, которые не подписали прошение, выслали в монастыри.

В этой обстановке 12 (24).II в Полоцке состоялся собор. На нем присутствовали 3 епископа: Иосиф (Семашко), Антоний (Зубко), Василий (Лужинский) и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял Акт из двух пунктов: В первом провозглашалось единство с православной церковью, во втором участники собора просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в полоцком Софийском соборе. Во время литургии он поминал вместо папы римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф забрал Соборный акт и поехал в Петербург, а епископы Василий и Антоний – в Витебск, куда 12.III прибыл казачий полк. Казаков разместили в Сенненском, Лепельском, Полоцком, Дриссенском и Себежском уездах Витебской и в ряде уездов Минской губернии.

26.II епископ Иосиф передал Соборный акт обер-прокурору Синода Протасову. 1.III Акт поднесли Николаю I, который передал его на рассмотрение Синоду. 13.III.1839 Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих греко-католической церкви объединить с православною церковию всероссийской». 25.III Николай I дал согласие на принятие униатов в православную церковь, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». 30. III при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. В связи с решением Полоцкого собора, санкционированным Синодом и императором, была отлита медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839)». В соответствии с Актом Полоцкого церковного собора около 1,5 млн. униатов были официально переписаны в православие.

Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля 1839, после введения на Беларусь дополнительной военной силы (12.III в Витебск прибыл полк казаков) – в Петербурге всерьез боялись сопротивления – и шло на протяжении весны – лета. Новообращенные епископы Семашко и Лужинский организовали триумфальный поход по Белоруссии и Литве с битьем в колокола и торжественными богослужениями. Обнародование прошло достаточно спокойно, ибо было предварительно подготовлено влиятельное духовенство, непослушные были устранены с дороги «воссоединения», согласных ставили на видные места, с колеблющихся были взяты подписки. Сопротивление соборному решению перешло в скрытые формы и имело место еще многие годы.

Ватикан пытался дипломатическим путем предотвратить уничтожение униатской церкви, но безрезультатно. 22.XI.1839 папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве. Царское правительство он не осуждал, чтобы не дразнить императора и не навлечь беды на римско-католическую церковь в Российской империи, над которой уже и так висела угроза.

 

Литература:

1. Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ – ХХ ст.) / В.В.Грыгор’ева, У.М.Завальнюк, У.І.Навіцкі, А.М.Філатава; Навук. рэд. У.І.Навіцкі. – Мн., 1998.

2. Кірэеў В. Полацкі царкоўны сабор 1839 // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. – Т.5. – Мн., 1999. – С. 540–541.

3. Стрельбицкий И. Униатские церковные соборы с конца ХVI века до вос­соединения униатов с православною церковью. – Вильна, 1888.

4. Opacki Z. Likwidacja Unii kościelnej na „ziemiach zabranych» w 1839 roku // Polska – Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. – T. 2: Studia y dziejów chreścijaństwa na pograniczu kulturowym i etnicznym / Pod. Red. S.Stępnia. – Przemyśl, 1994. – S. 119–130.

 

С. В. Морозова


Пытанне 30



Просмотров 846

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!