![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Философия науки и Социология науки
Наука. Основные аспекты бытия науки. Признаки н: 1. особый вид знания; ориентирована на поиск истинного знания и об о-ве, и о ч-ке, и о мире, и о природе – м.б. реализовано на практике. В науке есть различные уровни знания: практич – теоретич / прикладной – фундаментальный.2. явление исторически изменчивое. Научно-исслед деят-ть связана с культ средой, в которой протекает.3. Современ наука –соц институт, имеет соц измерение, это вид соц деят-ти, особ сис-ма морал ценностей. Н. - важнейш сфера чел жизнедеят-ти, лежащая в основе развития современ цивилизации, ориентированная на получение истинного знания об окружающем мире и самом ч-ке, которое можно воплотить на практике. Дать толкование – раскрыть сущностн признаки н, огранич от др сфер. Н. - явление многомерное. 1. Культурно-историч характер – изменчива. Д.б. характеристики, являющиеся общими для различных историч форм науки (античная(созерцание подлинного бытия вещей), средневековая(сверхчувственный опыт откровения), классическая(факты, добыт в эксперименте) и современная). Европоцентризм (направл относит и огранич-ое) преобл. Восточн. Н. - рецептурный характер, а европ – логич, основ на док-вах.Решения пробл в истории н. и культурологии н.2. Н. явл разновидностью познават деят-ти и продуцирует особый вид знаний. получ знаний - глав составляющая научн деят-ти, т.к. все в ней подчинено ему. нацелена дан деятть на достижение истинного знания, дающего объективные представления об интересующих исследователей предметах, явлениях и событиях.(в науке есть и ложн утв-я). объединяются знания о природе и знания о человеке. Зн-я всех сфер науч.д-ти. знание объединяет фундамент и приклад исслед-я. Науч зн-я стремятся постичь реальное положение дел-они способны воплощаться в действительность-отлич. Черта новоевроп н. Назван аспекты концентрируются в проблеме, которая формулируется как критерии научности. Нет однозначн реш – многообразие подходов в методол.3. особый вид социальной деятельности (професс). Науч деят-ть, науч сообщество. Этот аспект рассматр в социологии н. Философия науки и Социология науки. Социология знания (Манхейм-создатель) возникает как противостояние к ФН.Соц.Знания говорит, что ФН даёт гносеологические правила, но они далеко не объективны, а СЗ даёт объективн. Кун пытается примирить ФН и СЗ, но в своём движении от ФН он до СЗ так и не дошёл.СЗ бывает институциональн (Мертон) и когнитивн. Когнит была 1ой, но Институц – возникла в противовес Когн, полагая, что К=ФН. К-знания зависят от социальности (микросоциальные методы), введение идеологического знания и формирование интерпретивной науки (дискурсивный анализ); цель здесь – научный дискурс.Институц СЗ – внешние факторы = стимулы развития науки. (экстернализм). ФН: 1. Мировоззрение (наука – основной способ освоения мира);2) фс дисциплина. Исследует место и роль науки в отношении человека к миру. Ключевые проблемы фс подходов к науке: 1.Фундаментальный уровень представлен учением о науке как особом способе отношения человека к миру, освоения мира. Отличие науки от иных способов отношения к миру, по мнению большинства философов, определяется ее когнитивной природой. Она - прежде всего духовное освоение мира, познание. Только когда возникло познавательное отношение человека к миру как отдельный способ мироотноше-ния, стала возможной наука.2.Гносеология (раздел эпистемология)3. особая деятельность человека4. как продукт, результат деятельности субъекта.СоцНАУКИ.Сз и сн отлич по предмету рассмотрения. Если сз рассматривает взаимозависимость соц структур и форм зн-я и идеологии, то сн рассматривает более узкий аспект проблемы: соц сущность науки. Социологически наука рассматривается и в качестве деяте-ти, связанной с производством особого рода знания, и как соц институт или соц практика. Нормативнаясн (Мертон) рассм н. каксоц институт, формообразующ частью кот явл совокупн повед норм- науч этос.4 правила(формир идеал научности): императив универсализма (общезнач науч зн), имп коллективизма(науч зн – продукт науч сообщества), бескорыстность(только стремление к познанию науч истины, только хард кор), организ скептицизм (.публич критика любых науч рез-ов). Последователи Мертона (Сторер, Хэгст-ром) рассм типичное повед ученых.Когнитивная Сн –соц обусловл-ть содерж науч зн. Д. Блур в своей концепции «сильной программы социологии науки» подчеркивает четыре методологических требования: каузальность (социокультурных исток), беспристрастность, рефлексивность, симметрия. Анализ «контекста обоснования». Обоснование нового научного знания, не считалось в традиционной сн социально обусловленным. Представитель когнит Гилберт впервые обратил внимание на соц сущность утвержд-я нового зн-я. Обоснование, по мысли Гилберта, это не что иное, как легитимация знания в научном сообществе. Чтобы научный результат был признан сообществом (т. е. обоснован), он должен быть 1) опубликован 2) доброжелательно оценен коллегами и 3) использован кем-то для другого научного исследования.
4. Критерии философского осмысления науки. ФН и науковедение.Те вопросы, которые связаны с рассмотрением науки как особого рода познания, рассматривают формы организации научного знания, критерии достоверности научного знания, критерии научности знания.Науковедение – точная наука (Барчевский 1926). Ассовские занимались проблемами, связанными со стратегиями организации науки. Экономические и полит. стратегии управления наукой. (совет.философия – школа Доброва (киев), московская ш.)Науковедение создаёт теоретич. и методологич. основы для эффективного функционирования науки как соц. института с целью получения максимальной отдачи от науки.Философия тоже берёт целостность Н. ФН пытается вписать науку в глубинные основания человеческой жизни – показать возможности и границы, сопоставить Н с другими формами человеческой жизни (мораль, религия, искусство) Философия ставит вопрос о смысле науки.Наука – не только знание. Это особое явление культуры, соц. институт и вид деятельности. Специфика фс подхода к науке в том, что философия пытается осмыслить науку в целостности человеческого бытия. Философия способна выйти за пределы науки и, осмысливая ее, выходит за границы, задавая даже следующие вопросы: усугубляет ли наука драму человеческого бытия, является ли наука самостоятельной формой жизни и многие другие.
![]() |