Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



История истории науки. Экстернализм и интернализм



ИН- это такая разновид­ность исследований, касающихся науки, ко­торая обращена к ее прошлому и базирует­ся на различных методах и концептуальных основаниях. ХХ век - поворот философии науки в сторону истории науки (Лакатос), ИН – это не прошлое, она позволяет раскрыть существо и природу современной науки.. ИН должна углубить представления современных учёных, помочь найти наилучший способ организации плодотворной науки. ИН входит в гражданскую И (Бэкон). В позитивизме ( Конт, В. Уэвелл) ИН – ряд развитий, а не революций, поступательный прогресс. Новые теории не отрицают старые, а поглощают (позже эту позицию назвали кумулятивизмом) .У Т. Ку­на ИН предстает как череда науч­.революций, каждая из к-ых приводит к смене парадигм - образцов постановки и решения науч. проблем. Окончательная сущность науки включает все предыдущие изменения. Смену парадигм провоцируют не внутринаучные факторы, а социально-психологические мо­тивы и умонастроения. Поппер – отрицает позивитизм, эволюционная эпистемология . Ход истории – отрицание, критика прежних теорий, как решение проблем. Лакатос: каждая значимая методологическая по­зиция в философии науки (индуктивизм, кон­венционализм, фальсификационизм) имеет свою историю науки. Фуко (писал о гумм.науках): нет непрерывного хода ИН, разрывы и мутации, научные знания вырастают из дискурсивных формаций. Для Гуссерля ИН предстает как процесс формирования и передачи смыслов («смыслообразование» и «смыслооседание»), как некая традиция.

20е годы – множество литературы по ИН и центров изучения. 2 подхода: внешний и внутренний.

Экстернализм – концепции внешней истории Н – описание событий и фактов, сравнительно генетич. изучение Н разных веков – их смены и закономерности. Описательный хар-тер. Влияние культуры, социума, политики, экономики, религии (Гессен, Мертон, Бернал).

Интернализм – концепция внутренней истории. (А Койре, Кун) несущественность внешних факторов, самодостаточность науки. Прогресс – от теоретических, интеллектуальных событий, научные революции, стиль научного мышления, научная картина мира.

 

Антиисторизм позитивистской историографии науки и его критика.

Конт: необх. представить исторические эпохи как определенные фазы одной эволюции. Линия движения одна. Это основа движения. Фазы вытекают из предшествующих и подготавливают следующие. Каждая фаза значима. Выстраивается линия прогрессивного развития. Эволюция – непрерывный ход по неизменным законам, то есть важно каждое событие. Уэвелл: ИН – ряд развитий, а не революций, поступательный прогресс. Новые теории не отрицают старые, а поглощают.

Кун: 1962 г - работа Куна под названием «структура научных революций». Кун выразил недовольство господствующей традицией понимания науки. Стереотип: развитие науки как постепенный процесс, где факты накапливаются все больше, история науки только лишь фиксирует этот прирост фактов. Такую позицию Кун называет антиисторизмом. По Куну ИН – это последовательная смена различных научных картин мира. он рассматривает н. как часть социокульт.целого эпохи, испытывающую влияние соц-псих факторов.

Н., по Т. Куну, развивается путем сме­ны дисциплинарных матриц или парадигм. Парадигма - это методол. образец, опред. модель научной деятельнос­ти, которая включает в себя теорию, сово­купность науч. законов, а также средства и техники практического применения тео­рии. Как правило, основой для парадигмы служат крупное научное открытие, новатор­ская теоретическая система. Нормальная наука - тип науч.мыш­ления, имеющий в основе одно или несколь­ко прошлых достижений. Цель нормальной науки - «решение головоломок», т. е. част­ных вопросов внутри парадигмы. В рамках нормальной науки может существовать не­сколько науч. традиций, в равной мере опирающихся на парадигму.

Научная революция - это замена старой парадигмы на несовместимую с ней новую. Различия между старой и новой парадигма­ми - необходимый момент научной револю­ции. Новая парадигма «оставляет за скобка­ми» вопросы, проблемы и сферы исследо- ваний, существенные для старой.

Лакатос. Внутр и внеш истории Н. Внутр – первична – обобщение фактов. ИН как И крупных классификаций (конвенцианалисты).Внеш историей занимается социология знания. Рамки позитивистской рациональности.

 



Просмотров 1040

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!