![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Природа науки в концепции культурно-исторических типов Шпенглера и Данилевского. Культурологический подход в современной философии науки
По культурологическому походу, Н – явление культуры. Ш. - один из основоположников концепции культурно-исторических типов, которая в противовес идее всемирной истории утверждает существование человечества в форме замкнутых локальных культур, каждая из которых имеет свои временные и пространственные параметры. Нет универсальной Н, общей математики или физики – наук столько, сколько К-И типов. Важный принцип его концепции - признание корреляции между разными составляющими каждой данной культуры. Ш. смог обнаружить изменчивость духовных форм. Стили мышления относительны, т.к. зависят от времени и культуры, т.е. имеют культурно-историческую природу. Механическая культура - ист обусл-и: в каждой культуре существуют глубинные механизмы и соответствие м/у различными составляющими К (связи м/у мат, муз, живоп)=> неповторимый лик каждой К. рассуждая о науке(матем), различают конкретные исторические формы (антич, зап-евр), параллели с физикой: динамизм новоевр физики адекват духу историзма => статич физика античности – следствие отсутствия историч миропонимания у греков этого периода. нет единой универс Н. нельзя говорить о науке вообще. Н зависят от культур, в кот они сущ-т. Природа Н м.б. раскр только ч/з сравн анализ к-ист форм. Д: Н наряду с иск, религ, экон, полит, промышл сост основу к-ист тпов. Кажд из К способнка к преимуществ разв-ю только одной из сторон челов деят. Науку связ с Европ К. в Н деятельности проявл наиб слож отношение ч-ка к миру – теоретич => расцвет Н – период апогея разв-я К, либо закат. Славян. народы способны разв Н только после расцвета предваряющих Н форм К, но вряд ли Н станет доминантой славян к-ист типа. европ цив – цив науки. Многие идеи Д совпад с идеями Ш: 1. сущ-т к-национ ф-мы Н 2.их опред-е к-ист типов 3. описание зап-евр к-ист типа Н и предсказ особенностей самобытной русс науки. Культурологич подход в совр фс науки: культура обусл природу Н. (??)Свасьян «становление евр Н». показывает истоки, предпос возн-я классич новоевр Н. Возникшие в нов вр в Европе механистич естествознание и математика м/б такими, какими они стали(??). Гачев «науки и нац К»(гуманит коммент к ест-ю) выстраивает культ-нац образы именно в Н. Ищет «первичные интуиции», кот пронизывают мировидение всех представ-й данной нац К. Отыскивает архетип, кот лег в основу первич интуиций – космопсихологос (ед-во тела(природы), души(нац.х-ра), духа(склада мышл-я)). (??) неудовлетворенность сциентистским подходом, доминирующим в совр фс, ибо:1. претендует на универсальность, кот достижима при усл-и, что мир ч-ка абстрагирован от культ шума, но универсальность трактуется таким образом, что мы узнаем евр науку. Поиск человеческ мира за пределами культурного контекста бессмысленен. Ист наука д.б одновр историей культуры. Наука – культ сист => Н изменчива – замена универсализма релятивизмом. Наука – такая тотальность чел к-ры, кот впитывает в себя все ост измерения. Н – культурный феномен. Ее изуч-е возм тоько в рамках сравнит анализа, кот приходит к выводу, что разные науки уникальны и нет какой-то единой универсальной ее формы. Начиная с 70-х гг. XX в., активно проводятся исследования того, какое влияние на науку, на само содержание научных знаний оказывают литература, музыка, идеология, религиозные воззрения и все остальные составляющие любой культуры. До этого времени в философии науки доминировали установки позитивистской традиции, которая ориентировалась на исключение из науки всего того, что является вненаучным. При этом наука оценивалась как самодостаточное образование, которая своими достижениями способна влиять на жизнь общества, но сама-то она развивается по законам только внутренней логики науки. В соответствии с этой установкой одной из задач научно-исследовательской деятельности является исключение всего субъективного, всех человеческих привнесений, а это как раз и есть то, что связано с культурой, ведь она творение человека. Итак, уровни культурологического исследования науки связаны между собой: без конкретного материала философские рассуждения о культурной природе науки превратились бы в бездоказательную схему, тогда как без концептуальных философских оснований конкретная Культурология предстала бы в виде склада лишь фактуального материала.
![]() |